Автор конспекта:
Автор(ы): — Яковлев Михаил Юрьевич
Место работы, должность: — ГБС(К)ОУ №2 (IV вида) Кировского района Санкт-Петербурга (школа-интернат для слабовидящих детей), учитель географии
Регион: — Город Санкт-Петербург
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Тьютор
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности
Предмет(ы): — Экология
Цель урока: —
1. Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природных явлениях гидрологического характера;
2. Закрепить у учащихся ключевые понятия и определения темы;
3. Объяснить причины возникновения цунами;
4. Показать опасность природного явления;
5. Обратить внимание учащихся на районы возникновения и проявления цунами.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Используемые учебники и учебные пособия: —
Смирнов, Хренников "Основы безопасности жизнедеятельности"
Используемое оборудование: —
медиапроектор
Краткое описание: — Урок изучения нового материала. 1. Организационный момент. 2. Проверка знаний учащихся. 3. Объяснение нового материала. 4. Закрепление. Подведение итогов. 5. Домашнее задание.
1. Организация класса.
Приветствие учеников, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.
2. Проверка знаний учащихся:
· Работа за партами:
1. Собрать из карточек определение природного явления гидрологического характера.
· Фронтальный опрос по теме: «Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения».
Какие чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения могут произойти в Санкт-Петербурге?
Объясните причину возникновения такого явления? (Наводнение).
3. Цунами (Основное содержание урока – изложение нового материала) Изложение материала происходит совместно с демонстрацией презентации.
a. Организация класса для изучения новой темы «Цунами» (слайд №1)
b. Опираясь на легенду народов Океании предлагается определить о каком гидрологическом явлении идёт речь.(слайд №2)
«Гигантский Кит был монстром, убивающим других китов и лишающим людей морской добычи. Гром-птица увидала из своего гнезда в горах, что люди голодают. Она полетела над прибрежными водами, и схватила Кита. Битва началась в океане. Вода сначала отступила, а потом обрушилась на берег. Много каноэ забросило высоко на деревья, много было разрушений и много погибших. В конце концов Гром-птице удалось поднять Кита из воды высоко в воздух и бросить об землю»Вместе с учащимися определяем, что речь идёт о цунами.
c. Рассматривая картину цунами ( слайд №3)учащиеся пробуют дать определение понятию цунами. (слайд №4) ЦУНАМИ: морские гравитационные волны большой длины, возникающие в результате вертикального сдвига значительных участков морского дна. Цунами: морские волны при подводных и прибрежных землетрясениях. Какое из этих определений на ваш взгляд более полное и точное.
d. Рассмотрим регионы и причины возникновения цунами (слайд №5) возникновение цунами в районах подводных землетрясений и проявление их на другом побережье океана. Возникать цунами могут и в результате извержения подводного вулкана (слайд №6).
e. Что же такое всё-таки цунами? ВОЛНА, и это видим в определениях, которые мы рассмотрели на слайде №4. Давайте вспомним из географии основные части и характеристики волн. Они нам должны помочь понять природу цунами (слайд №7). Определение частей ветровой волны и волны цунами совпадают.
f. Форма и высота волны цунами отличается от ветровой волны (слайд №8) определение, (слайд №9) изображение буруна.
g. Давайте сравним простые ветровые волны и цунами по некоторым параметрам скорость, высота и длина(слайд № 10).
h. А от чего зависит частота возникновения цунами? (слайд №11). Соотнесите силу землетрясения и % возникновения цунами.
i. В каких же океанах возникают цунами чаще.(слайд № 12)
j. По своей силе воздействия на окружающую среду цунами бывают 6 видов (слайд № 13)
k. Последствия цунами бываю первичными – возникающие непосредственно из-за цунами и вторичными — это изменения возникающие после отступления цунами. (слайд № 14)
l. Рассмотрим фотографии последнего разрушительного цунами в Японии (слайды № 15 и 16)
m. Какие меря необходимо принимать по защите от цунами и его предупреждению. 1. Перенос жилых и производственных помещений. 2.Создание систем наблюдения. 3. Запрещение строительства в районах подверженных цунами. 4. Строительство защитных технических сооружений.( слайд № 17)
n. После получения сигнала об угрозе цунами необходимо выполнять следующие мероприятия. (слайд № 18)
o. Давайте рассмотрим, какие действия должно принимать население при угрозе цунами, после получения предупреждения. (слайд № 19).
p. Но бывает, что цунами приходит внезапно. Можем ли мы спастись? (слайд № 20).
q. А что делать, если цунами ушло? (слайд № 21).
r. Ну в конце урока давайте вспомним, что же такое цунами?
Давайте в заключение урока заполним таблицу, и выясним как вы знаете гидрологические явления. таблица для рефлексии.docx
Спасибо за работу на уроке.
5. Подведение итогов:
Анализ работы учащихся.
Итоги работы; выставление отметок, комментарий к уроку, рефлексия.
Файлы: таблица для рефлексии.docx
Размер файла: 14015 байт.