Автор конспекта:
Автор(ы): — Пантыкина Ольга Владимировна

Место работы, должность: — учитель географии и биологии

Регион: — Белгородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

Цели и задачи:создать условия для усвоения учащимися знаний о стихийных природных явлениях – их видами, причинами возникновения, районами распространения; способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью через знакомство с мерами предосторожности во время стихийных явлений; продолжить формирование умений работать с географическими картами, дополнительными источниками географической информации.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. «География России». Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений в двух книгах/ под редакцией В.П.Дронова. Книга первая «Природа. Население. Хозяйство» — М.: Дрофа, 2006.

2. «География Белгородской области»: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы. В 2 частях. Часть 1. Природа. Часть 2. Население и хозяйство. — М.: МГУ, 2008.

Используемое оборудование: —

Оборудование:физическая карта России, учебник, атлас, энциклопедии, справочники, картины.

Краткое описание: — урок географии "Стихийные явления в литосфере" проводится в рамках темы "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые". На уроке учащиеся знакомятся со стихийными природными явлениями в литосфере – их видами, причинами возникновения, районами распространения,с мерами предосторожности во время стихийных явлений.

Тема урока: «Стихийные явления в литосфере»

Цели и задачи:создать условия для усвоения учащимися знаний о стихийных природных явлениях – их видами, причинами возникновения, районами распространения; способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью через знакомство с мерами предосторожности во время стихийных явлений; продолжить формирование умений работать с географическими картами, дополнительными источниками географической информации.

Оборудование:физическая карта России, учебник, атлас, энциклопедии, справочники, картины.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

— Тестовая работа (взаимопроверка).

Вариант 1

1. Устойчивые участки земной коры называются:

А) платформы; В) складчатые области.

Б) щиты;

2. Горы расположены на:

А) платформах; В) в складчатых областях;

Б) плитах.

3. Общий уклон территории России:

А) к югу; В) к центру;

Б) к северу; Г) к востоку.

4. Средняя высота территории России составляет чуть более:

А) 400 м; Б) 500 м; В) 600 м.

5. Внутренние процессы, формирующие рельеф, это:

А) вулканизм; В) деятельность древнего ледника;

Б) деятельность ветра; Г) деятельность человека.

6. К формам рельефа ледникового происхождения относятся:

А) морены, бараньи лбы;

Б) овраги, балки;

В) барханы, дюны.

7. Определите, какая форма рельефа не является эрозионной:

А) овраг; В) промоина;

Б) балка; Г) бархан.

8. Какие формы рельефа образованы человеком?

А) барханы, дюны; В) карьеры, терриконы;

Б) морены, бараньи лбы; Г) овраги, балки.

Вариант 2

1. Выход на поверхность фундамента платформы называется:

А) плита; В) осадочный чехол;

Б) щит;

2. Равнины расположены на:

А) границах литосферных плит; В) платформах;

Б) в складчатых областях.

3. В рельефе России преобладают:

А) горы; Б) равнины.

4. Высшая точка России – это гора:

А) Ключевская Сопка; В) Белуха;

Б) Казбек; Г) Эльбрус.

5. Внешние процессы, формирующие рельеф, это:

А) вулканизм; В) деятельность древнего ледника;

Б) землетрясения; Г) движения земной коры.

6. Как называются ледниковые отложения, состоящие из песка, глины, щебня, валунов?

А) морена; В) бархан;

Б) промоина; Г) зандр.

7. К ветровым формам рельефа относятся:

А) овраги; В) бараньи лбы;

Б) дюны; Г) балки.

8. Какие формы рельефа образованы текучими водами?

А) барханы, дюны; В) карьеры, терриконы;

Б) морены, бараньи лбы; Г) овраги, балки.

— Индивидуальная работа по карточкам (географическая номенклатура).

— Индивидуальный монологический ответ на вопрос: Какие процессы оказывают влияние на формирование рельефа Земли в настоящее время?

Задание классу по монологическому ответу: сделать вывод, перечислить процессы, которые оказывают влияние на рельеф.

3. Определение темы, целей урока.

На доске записаны понятия: вулканизм, обвал, землетрясение, лавина, засуха.

— что объединяет эти понятия?

— Найдите лишнее явление?

— По какому признаку вы это определили?

— Итак, какова тема нашего урока? Попробуйте определить, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

4. Изучение нового материала.

-Природа не поскупилась на богатую палитру гор и равнин. Особым очарованием обладают даже старые горы, у которых вместо снежных шапок и пиков пологие склоны. Горы — мир загадочный, и до сих пор мало познанный, неповторимо красивый и полный опасностей. А сколько красоты на равнинах! Величие равнин незаметно: бескрайние леса; реки, лениво текущие по велению рельефа; овраги и болота; дороги, пролегающие прямо, как стрела, без крутых подъёмов и спусков.

Большинство склонов и гор, и равнин могут показаться совершенно неподвижными: об этом говорит покрывающая их растительность. Но всё это — обманчиво. Мгновение — и всё поползёт, двигая за собой вековые деревья. Любуясь живописным пейзажем, человек не задумывается о трагедии. И все это так внезапно и неожиданно!

1. Определение понятия «стихийные явления»

Работа с учебником, запись определения в тетрадь.

2. Проверка опережающего задания:«Какие стихийные явления, связанные с литосферой, происходили в последнее время в России, мире?»

3. Работа в группах.

Группы изучают стихийные явления, заполняют таблицу, наносят районы их распространения на контурную карту.

Вид стихийного явления

Особенности проявления стихийного явления

Причина возникновения

Районы проявления в России

Последствия стихийного явления

Землетрясения

Цунами

Вулканизм

Обвал

Оползень

Сель

Лавина

Физкультминутка.

4. Первичное закрепление.

Метод неоконченных предложений. Закончите предложение.

1. Стихийные явления, так же как и все другие процессы в литосфере, возникают под влиянием…

2. Сильные землетрясения в России случаются на …

3. Крупнейший из действующих вулканов России – …

4. Причинами обвалов бывают …

5. Дальний Восток известен …

6. Сель – это …

7. Последствиями оползня являются …

8. Снежная масса, движущаяся с большой скоростью вниз по склону горы, называется …

9. Причинами цунами являются …

10. Покажите на карте сейсмоактивные области России.

5. Действия в условиях стихийных бедствий.

— Ребята, стихийные явления литосферы причиняют не только большой вред человеку, но и огромное горе. Чтобы уберечь себя и окружающих от опасности, нужно знать, как себя вести в подобных ситуациях. Используя полученные знания, попробуйте составить памятки по поведению людей во время катастрофических явлений (любое стихийное явление по выбору).

5. Домашнее задание.

&15, сообщения о мерах профилактики стихийных явлений.

6. Рефлексия.

— Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

— Что вы узнали нового, познавательного?

— Какие виды работы вам понравились?

— Что вызвало затруднения?

7. Организационный момент.

Файлы: население уварово.ppt
Размер файла: 3692544 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология