Автор конспекта:
Автор(ы): — Панькина, Денисова, Безносюк

Место работы, должность: — учитель географии

Регион: — Хабаровский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

Сформировать представление о строении вулкана, типах вулканов, гейзерах и горячих источниках, раскрыть причины вулканизма; показать вред и пользу вулканов;

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 30

Используемые учебники и учебные пособия: —

Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. Учебник 6 класс. М. «Дрофа», 2008.

Используемая методическая литература: —

1. Никитина Н.А., Жижина Е.А. «Поурочные разработки по географии» 6 класс.
М: ВАКО, 2010
Герасимова Т.П. «География. Начальный курс. 6 класс.» М: Дрофа, 2007
Апродов В.А. «Вулканы» М: Мысль,2010

Используемое оборудование: —

физическая карта полушарий, атласы и контурные карты, компьютер и проектор, иллюстрации и фотографии, раздаточные индивидуальные карточки, схема строения вулкана, карточки с основными словами темы (вулкан, жерло, кратер, очаг, магма, лава, гейзер), видеофрагмент «извержение вулкана», образцы туфа, пемзы, обсидиана, презентация «Вулканы. Гейзеры»

Используемые ЦОР: —

Ресурсы Internet:
http://www.rvb.ru/pushkin/01text/01versus/05misc23_36/1834/0750.htm — стихи А.С.Пушкина
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/77/415/77415325_3ff5a2293d… — репродукция картины «Последний день Помпеи» К.Брюллов
http://video-tub-ru.yandex.net/i?id=2899447-02-12  — видео «Извержение вулкана»
http://video.mail.ru/mail/valentina_trap/_myvideo/9.html — видео гейзер
http://geo.metodist.ru/teleclass/4/shem_vol.gif — схема 1 «строение вулкана»
http://obigrushke.ru/wp-content/uploads/2011/12/%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC… –схема 2 «строение вулкана»
http://mobini.pl/upload/images/129/526/821/233/066/649_resolution_320x48… — фото Гефест — бог огня
http://www.livekuban.ru/files/paper/20_6.jpg — фото Эльбрус слайд
http://lifeglobe.net/media/entry/406/01__3.jpg — фото Эльбрус
http://lifeglobe.net/blogs/details?id=406 текст об Эльбрусе
http://www.photokamchatka.ru/upload/iblock/49d/49d43b7a582fea874850ebd92… — фото Ключевская сопка
http://kronotsk.zapoved.ru/foto/6cc8c9e388fa08e8d3fcb58cf9036654.jpg — фото гейзер Великан на Камчатке
http://img-fotki.yandex.ru/get/4426/26572482.2/0_758e3_cc01ce5a_XL — фото Долина гейзеров на Камчатке
http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2010/04/2108.jpg   — фото «Извержение вулкана в Исландии»

Краткое описание: — Объяснение нового материала – 1) мотивация знаний учащихся –просмотр видеофрагмента; 2) объяснение нового материала — работа с презентацией; сообщения учащихся; 3) закрепление изученного – работа с географической картой.

Тема урока: « Вулканы, горячие источники, гейзеры»
Цели урока. Образовательные:
• сформировать представление о строении вулкана, типах вулканов, гейзерах и горячих источниках, раскрыть причины вулканизма;
• закрепить:
 навыки работы с географической картой;
 умения определять географические координаты;
• показать вред и пользу вулканов;
Развивающие:
• развивать коммуникативные навыки и способности учащихся посредством групповых и коллективных форм работы;
• развивать интеллектуальное мышление (способность сравнивать, обобщать, делать выводы);
Воспитывающие:
• воспитание эстетических чувств;
• развитие творческих способностей
Оборудование: физическая карта полушарий, атласы и контурные карты, компьютер и проектор, иллюстрации и фотографии, раздаточные индивидуальные карточки, схема строения вулкана, карточки с основными словами темы (вулкан, жерло, кратер, очаг, магма, лава, гейзер), видеофрагмент «извержение вулкана», образцы туфа, пемзы, обсидиана, презентация «Вулканы».
Тип урока: урок изучения нового материала.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Изучение нового материала
IV. Закрепление и подведение итогов урока.
V. Рефлексия, домашнее задание

Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
2.1. Мотивация деятельности учащихся на уроке.
Просмотр видеофрагмента «извержение вулкана — видео «Извержение вулкана» Слайд № 2)
2.2.Беседа по сюжету видеофрагмента
— О каком явлении природы мы сегодня будем говорить?
— Что мы знаем о вулканах? Откуда произошло название «вулкан» (сообщения учащихся – приложение 1)
— А что нам необходимо узнать о вулканах? Слайд №3.
— Как вы считаете, вулканы – это добро или зло? (ответить на этот вопрос нужно в конце урока)
2.3. Сообщение темы и целей урока
Примерные вопросы темы (вопросы на доске):
— Как образуется вулкан?
— Где находится большая часть вулканов?
— Может ли в нашей местности начаться извержение вулкана?
— Какие бывают вулканы?
— Какое строение имеет вулкан?
III. Изучение нового материала
3.1. Строение и образование вулкана. (Работа с учебником, с.49) Слайд 3, 4
— Какие части выделяют в строении вулкана? (Учащиеся называют части и поочередно работают со схемой «Строение вулкана», нарисованной на доске, распределяя карточки с терминами).
Учитель: на вершине вулкана кратер – чашеобразное отверстие, из которого выливается лава, выбрасываются вулканические бомбы, газы, пепел. Жерло – это канал, по которому поднимается магма. Магма насыщенна газами, которые выделяются из вулкана. Излившаяся на поверхность магма называется лава, она может быть жидкой или густой. От густоты лавы и количества извержений будет зависеть высота вулкана.
Дополнительное сообщение учащихся о вулканах (приложение 2)
Работа с картой. Обратите внимание, как показаны вулканы на карте. Красными звездочками обозначаются вулканы действующие, потухшие – черными. Слайд № 5,6 Иногда потухшие начинают извергаться.. «Последний день Помпеи» (репродукция картины и чтение отрывка из стихотворения А.С. Пушкина) Слайд №7.
Дополнительное сообщение учащихся об Эльбрусе (регион. компонент). Слайды №8,9
3.2. Интересно о вулканах – слайд-шоу. Слайд № 10
— Где зарождается вулкан? (В земной коре происходит разрыв пластов горных пород, которые всегда находятся под огромным давлением. Образуется очаг магмы. В районе трещин падает давление и происходит расплав горных пород, образуется магма, она насыщается газами и рвется на поверхность, туда, где давление ниже)
3.3. Рассказ о гейзерах. Работа с учебником с.52 (Сообщения уч-ся, видеофрагмент — видео гейзер), слайды №12, 13
— Что такое гейзер?
— Где и почему образуются гейзеры?
— Как человек может использовать энергию и тепло гейзеров? (Для отопления домов и теплиц, например, столица Исландии — Рейкьявик – благодаря использованию геотермальных вод для отопления – самый чистый город мира) Слайд №14
IV. Закрепление и подведение итогов урока.
Работа на контурных картах. Найдите по координатам вулканы, обозначьте действующие и потухшие разным цветом, запишите их названия на контурной карте:
а) 19 с.ш., 97 з.д. (Орисабо, 5747м)
б) 2 ю.ш., 78 з.д. (Котопахи, 5897м)
в) 4 ю.ш., 38 в.д. (Килиманджаро, 5897м)
г) 55с.ш., 160 в.д. (Ключевская Сопка,4750м)
V. Рефлексия, домашнее задание: п.19, стр.49 — 52
Дополнительное задание (по желанию) — попробуйте изготовить макет вулкана, составить кроссворд по теме. Информацию по изготовлению макета вулкана вы можете найти по ссылкам: http://www.znakisudbi.ru/drugoe/kak-sdelat-model-vulkana.html

Файлы: Извержение вулкана — Видео@Mail.Ru_.avi
Размер файла: 2977778 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология