Автор конспекта:
Автор(ы): — Стаханова Любовь Николаевна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ с. Липовка Духовницкого района Саратовской области» учитель начальных классов.

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

Обобщить знания, полученные при изучении тем: «Дерево в жизни человека», «Разнообразие деревьев», «Вторая жизнь дерева» повторить:

виды деревьев (хвойные и лиственные), как устроено дерево, как оно зимует и растёт;

познакомить с практическим применением древесины разных пород деревьев;

расширить круг знаний учащихся в различных областях: истории, литературы, изобразительного искусства;

воспитывать у детей любовь к родной природе, потребность охранять её.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 9

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник О.Т. Поглазова «Окружающий мир» (УМК «Гармония»);

Используемая методическая литература: —

Учебник О.Т. Поглазова."Окружающий мир"

Используемое оборудование: —

рисунок-схема дерева;

кружки-спилы дерева;

образцы разных пород деревьев.

Используемые ЦОР: —

Презентация «Дерево в жизни человека»;

Краткое описание: — урок-обобщения и систематизации полученных знаний

Ход урока:

1. Организация на урок.

Учитель: А сейчас проверь, дружок

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать только лишь отметку «5».

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

У.: Назовите тему урока сами. Для этого вам нужно разгадать кроссворд. В горизонтальной строке вы её прочитаете. (слайд 2)

(Кросворд) — см. прикрепленный файл.

1. Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (дуб) (слайд 3)

2. Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей. (берёза) (слайд 4)

3. В Крыму, над морем,

Как в дозоре, стоят колоннами,

Всегда зелёными,

Деревья хвойные,

На диво стройные. (кипарис) (слайд 5)

4. У нас одёжки колки –

Всё иголки, да иголки.

Звери шутят: «Дядя Ёж

На неё слегка похож» (ель)(слайд 6)

5. Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила.

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (ива)(слайд 7)

6.Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит (осина)(слайд 8)

У.: Что вы прочитали в горизонтальной строке под № 1 ? Какова тема нашего урока?

Дети: Дерево.

3. Повторение пройденного. Обобщение и систематизация знаний.

У. : По какому признаку распределены слова? (слайд 9)

ель клён

сосна берёза

лиственница ольха

пихта липа

кедр дуб

можжевельник осина

У.: О каком дереве идёт речь?

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки (Лиственное дерево)

Лиственные деревья. (слайд 10)

1.клён 3. ольха 5. дуб

2. берёза 4.липа 6. осина

— Какое дерево используется в производстве спичек? (6)

— Какое дерево наиболее долговечно? (5)

— Какое особенно любят пчёлы? (4)(слайд 11)

— У какого листья с пятью лопастями? (1)

У этого дерева кора остаётся холодной даже в самый жаркий день? (2)

— На этом дереве образуются мелкие шишечки с мелкими орешками? (3)(слайд 12)

У.: Зимой и летом

Одним цветом. (хвойное дерево)

— Расскажите о хвойных растениях, чем они отличаются от лиственных.

Хвойные растения (слайд 13)

1. ель 3. лиственница 5. кедр

2. сосна 4. пихта 6. Можжевельник

— Какое из этих растений является кустарником? (6)(слайд 14)

— Какое дерево сбрасывает иголки на зиму? (3)(слайд 15)

— У какого дерева иголки располагаются попарно? (2)(слайд 16)

— Из какого изготавливают части музыкальных инструментов? (1)

— У какого шишки поднимаются вверх, как новогодние свечи? (4)(слайд 17)

— В шишках какого дерева созревают орешки? (5)(слайд 18)

4. Узнай дерево по описанию

1. Красавец сибирских лесов, могучее дерево с тёмной хвоёй. Хвоинки длинные, мягкие, отходящие от стебля пучком в пять хвоинок. В шишках орешки, из которых получают масло. (кедр)

2. Это долговечное и самое крепкое дерево в лесах. Ствол мощный. Листья распускаются поздно весной, но долго удерживаются на ветках осенью, иногда всю зиму висят поблёкшие, тёмно-коричневые. (дуб)

3. Отличается от всех остальных хвойных тем, что каждую осень сбрасывает хвою. Хвоя мягкая, нежная, располагается пучками. (лиственница)

4. Очень красивое стройное дерево с серо-серебристой корой. Листья сложного строения. Цветёт белыми цветами. Ягоды собраны в кисти. (рябина) (слайд 19)

5. Практическая работа «Части дерева»

У.: Назовите основные части дерева. (корень, ствол, крона)

Задание: Раскрасьте на рисунке крону зелёным цветом, ствол – коричневым, корни – чёрным.

— Какие ещё части растений знаете? (ветви, листья, цветы, плоды)

6. Динамическая пауза

На поляне дуб зелёный,

Потянулся к небу кроной (потягивания – руки вверх)

Он на ветках среди леса

Щедро жёлуди развесил. (потягивания– руки в стороны)

А внизу грибы растут,

Их так много нынче тут!

Не ленись и не стесняйся,

За грибами наклоняйся! (наклоны вперёд)

Вот лягушка поскакала,

Здесь воды ей, видно, мало.

И квакушка бодро скачет

Прямо к пруду, не иначе. (прыжки на месте)

Ну а мы пройдём немного.

Поднимаем выше ногу! (ходьба на месте)

Походили, порезвились,

И на травку опустились! (дети садятся за парты)

7. Как растут деревья.

— Расскажите, в какое время года дерево растёт лучше? (летом)

-А когда вообще не растёт? (зимой)

-В какое время суток растёт быстрее?

-С какой скоростью растёт дерево?

-Что можно узнать по спилу дерева? ( сколько ему лет, какие были годы роста: благоприятные или нет)

8. Практическая работа «Определение возраста дерева»

Задание: определить возраст дерева.

Учащимся раздаются кружки-спилы дерева.

У.: -По годовым кольцам определить возраст дерева.

9. Работа с таблицей «Деревья-долгожители» (слайд 20)

дуб

более 2 000 лет

кипарис

2000 лет

липа

1000 лет

кедр

500 – 1000 лет

клён

около 500 лет

10. Вторая жизнь дерева

У.: Ребята, а как вы понимаете выражение «вторая жизнь дерева» ?

Инсценировка басни К.Ушинского «Спор деревьев».

Ведущий: Заспорили деревья между собой: кто из них лучше?

Вот дуб говорит:

— Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушёл, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится, листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозой.

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

— Не хвастай много дубище, что ты велик и толст, зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху, а моё румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосёнка, иглистой верхушкой качает:

— Погодите, — говорит, — похваляться; вот придёт зима и будете вы оба стоять голёшеньки, а на мне всё же останутся мои зелёные колючки. Без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю и избы строю.

Учитель: Ребята, а как вы решите спор деревьев, кто из них лучше?

Дети: Нельзя говорить: одно дерево лучше, а другое хуже. Каждое дерево хорошо по-своему и приносит свою пользу.

Учитель: После того, как дерево срубят, у него начинается вторая жизнь. Подумайте и скажите, какой бывает вторая жизнь дерева?

Ответы детей:

— Почки берёзы, цветы липы, кору дуба и др. используют как лекарственное сырьё.

— Орехи кедра идут на изготовление кедрового масла.

— Многое из того что нас окружает сделано из древесины :мебель, музыкальные инструменты, лыжи, кухонная утварь.

— А ещё из дерева сделаны дома, постройки, заборы и т.д.

11. Рассказ о различных видах древесины.

(На столах у детей разложены образцы пород деревьев)

· У лиственницы лёгкая древесина, используется в мебельном производстве и для изготовления свай, столбов, шпал, полов.

· Древесина ели мягкая,лёгкая. Используется для изготовления бумаги и музыкальных инструментов.

· Древесина липы мягкая, из неё делают деревянную посуду, кадки корыта, бумагу, из луба делают мочало, рогожу. Из коры вьют верёвки, канаты.

· У клёна твёрдая и плотная древесина. Идёт для изготовления мебели, спортивного инвентаря, музыкальных инструментов.

· У ясеня древесина белая, упругая, гибкая. Используется для изготовления мебели, паркета, фанеры.(слайд 21)

· Древесина берёзы плотная и упругая. Из неё делают мебель, лыжи, ручки для инструментов, бумагу, получают древесный уголь, уксусную кислоту, скипидар, спирт.

12. Любимое дерево. (слайд 22)

Учитель: — С глубокой древности поклонялись люди дереву. У каждого народа были свои священные деревья. Например, у грузин – тис, кедр – алтайцев. А знаете ли вы. Какое дерево прославляли древние греки? В честь какого бога сажалось оно? (дуб)

— Назовите любимое дерево в Германии.(ель)

— А в России какое дерево считается исконно-русским?(берёза)

— Очень много стихов и песен русский народ посвятил берёзе. Прочитайте их.

Чтение учащимися стихов о березе.

(Дети читают стихи С. Есенина, А. Прокофьева и др. авторов)

Учитель: Русский художник Архип Иванович Куинджи очень любил простую русскую берёзку и много своих картин он посвятил именно ей. (слайды 23 – 30)

13. Экологическая минутка

Учитель: Есть у ребят зелёный друг,

Весёлый друг, хороший.

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек. (лес)

— В лесу можно встретить множество деревьев различных пород.

— Какую роль в природе играют леса?

Дети: — Леса являются для животных домом.

— Леса считаются лёгкими нашей планеты, потому что очищают воздух и обогащают его кислородом.

Учитель: Расскажите о правилах поведения человека в лесу.

Учащиеся: — В лесу надо вести себя тихо, чтобы не потревожить животных.

— — Нельзя бросать мусор.

— Нельзя разводить костры.

— Нельзя ломать ветки, срубать деревья и рвать траву.

14. Подведение итога урока. Рефлексия.

ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ: КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ДЕРЕВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА?

Учитель: Дети, как вы думаете, что нужно делать, чтобы леса на нашей планете никогда не исчезли и радовали нас?

Дети: Нужно каждый год сажать новые деревья: около дома, у школы, в парке.

С.Маршак «Праздник леса»

Что мы сажаем, сажая леса?

Мачты и реи – держать паруса,

Рубку и палубу, рёбра и киль –

Странствовать по морю

В бурю и штиль.

Что мы сажаем, сажая леса?

Лёгкие крылья – лететь в небеса

Стол, за которым ты будешь писать,

Ручку, линейку, пенал и тетрадь.

Что мы сажаем, сажая леса?

Чащу, где бродят барсук и лиса.

Чащу, где белка скрывает бельчат.

Чащу, где пёстрые дятлы стучат.

Что мы сажаем, сажая леса?

Лист, на который ложится роса,

Свежесть лесную, и влагу, и тень –

Вот что сажаем в сегодняшний день!

Учитель: И в заключение урока, мы с вами посадим берёзки около школы. Будем за ними ухаживать и они будут расти вместе с вами.

Файлы: вода.rar
Размер файла: 15941 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология