Автор конспекта:
Автор(ы): — Павлова Татьяна Ивановна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №6, г. Лениногорск РТ, учитель русского языка и литературы

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Познакомить учащихся с биографией писателя и его рассказом, показать необычность характера героя; выяснить, какие нравственные вопросы поднимает автор; приобщить к хорошей, яркой прозе детей, воспитывать чувство патриотизма у учащихся.

Используемые учебники и учебные пособия: —

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Тема: Дети и война. (Рассказ В.О.Богомолова «Иван»)

Цели урока: познакомить учащихся с биографией писателя и его рассказом, показать необычность характера героя; выяснить, какие нравственные вопросы поднимает автор; приобщить к хорошей, яркой прозе детей, воспитывать чувство патриотизма у учащихся.

Оборудование: выставка книг писателя, его портрет, иллюстрации к повести.

Я зарастаю памятью,

Как лесом зарастает пустошь,

И птицы-память по утрам поют,

И ветер-память по ночам гудит,

Деревья-память по ночам лепечут…

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит…

Шумит, не умолкая, память-дождь,

И память-снег летит и пасть не может.

Д.Самойлов

Зачем ты, война, у мальчишек

их детство украла

и синее небо, и запах простого цветка?

В.Рыдкевич

I. Слово учителя.

Дети и война… Нет более несовместимого на свете, чем дети и война. Точно сказано: «У войны не женское лицо». И тем более не детское.

Во множестве были затоптаны страшными сапогами – безоружные, слабые дети. Вот как об этом пишет Глеб Еремеев в стихотворении «Война вошла в мальчишество мое…»

Война вошла в мальчишество мое

Сперва без дыма, крови и тревоги,

А как заходят путники в жилье

Передохнуть, испить воды с дороги.

«Во время Второй мировой войны на земле погибло около 13 миллионов детей.

Кто теперь скажет, сколько среди них было русских детей, сколько белорусских, польских или французских? Погибли дети – граждане мира».

II. Сообщение учащихся.

III. Беседа.

- Почему рассказ называется «Иван»?

- В чем особенность композиции рассказа?

- Кто он, от чьего лица ведется повествование?

- Почему ему автор поручает рассказ о герое?

- Расскажите о первой встрече Ивана и Гальцева?

- Каким мы видим мальчика?

- Почему снова и снова вглядывается Гальцев в Ивана?

- Почему в описании героя необычное сочетание детского и взрослого?

- Какой взгляд у мальчика?

- Как он ведет себя?

- Имел ли право Иван чтобы о нем сообщили в тыл?

- «Он один дает больше, чем… разведрота». Докажите справедливость этих слов.

- Можно ли предположить, какие данные доставил Иван после первой разведки?

- Попытайтесь представить путь мальчика в тыл врага.

- Что пришлось ему преодолеть?

- Может быть, ничего детского не осталось в этой душе, опаленной войной?

- Но вот Иван снаряжен в разведку. Как он выглядит теперь?

- Каким словом определяют главный мотив мальчика хорошо знающие его люди?

- В чем причина поражающей нас взрослости Ивана?

- Попробуйте представить и сформулировать задание, которое должен он выполнить.

- В чем трудность задания?

- Докажите, что посылавшие Ивана в разведку сделали все, чтобы по возможности уберечь его от опасности.

- Мы не знаем, что пришлось пережить Ивану на этот раз в немецком тылу, известно только, что он выполнил задание, вернулся и снова ушел, ушел сам, потому что не хотел, не мог ехать в суворовское училище, куда его направляли.

- Почему Иван отказывается ехать в суворовское училище?

- Что помогает нам понять мотивы его поведения?

- Вместе с Гальцевым оказываемся мы 2 мая 1945 года в центре Берлина, где в составе опергруппы он перебирает документы и архивы гестапо. Представьте, что он испытал, когда из одной из папок глянуло на него лицо Ивана… «Я узнал его сразу по скуластому лицу и большим широко расставленным глазам…»

- Чтение копии сообщения начальника тайной полиции 2-ой немецкой армии.

- Что поражает нас в этом документе? Что открывается нам за бесстрастными строками документа?

- Какие награды имеет Иван?

- Ваше отношение к герою. Совпадает ли оно с авторским?

- Когда был расстрелян Иван? Почему важна эта деталь?

- Иван расстрелян ранним утром 25 декабря.

- О чем говорит нам эта дата?

- С каким чувством мы закрываем книгу?

IV. Слово учителя.

В.Богданов так определил идею рассказа: «Главное для меня в «Иване» — это гражданственность, неприятие человеком зла и несправедливости, изображение ненависти ребенка к немецким захватчикам и его самого активного противодействия».

Но суровые строки рассказа рождают с сердце и щемящую боль за исковерканную войной судьбу, несостоявшее «завтра», за то, что юные Иваны навсегда остались за огненной чертой.

Память войны стучит нам в сердце…

V. Чтение учащихся стихотворения С.Щипачева «Павшим».

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни,

Не потому ли я живу,

Что умерли они.

Чем им обязан – знаю я,

И пусть не только стих,

Достойна будет жизнь моя

Солдатской смерти их.

VI. Задание на дом.

I группа – отзыв о рассказе.

II группа – рассказ о последнем подвиге Ивана.

VII. Итоги.

Краткое описание: — Познакомить учащихся с произведением Богомолова "Иван". Показать какую роль сыграла война в судьбе детей.

Файлы: Мишина.zip
Размер файла: 10209587 байт.

Рубрики: Литература Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология