Автор конспекта:
Автор(ы): — Пазыныч О.А., Кишкунова Л.Ф.
Место работы, должность: — МОУ «Гимназия №140″ г. Омска, учитель литературы; МОУ «Гимназия №140″ г. Омска, заведующая библиотекой
Регион: — Омская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Библиотечное дело
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — познакомить с биографией и творчеством В.П. Катаева, К. Симонова, А. Твардовского; вызвать интерес к книгам для детей и о детях на войне; закреплять навык выразительного чтения; развивать речь учащихся; развивать воображение; воспитывать сообразительность, любовь к родине и уважение к героям войны.
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемое оборудование: —
компьютер, звукозапись композиции Шуберта, песня «Солнечный круг», книги В. П. Катаева, выставка книг о войне "Война — жесточе нету слова", лист-помощник (афоризмы и их толкование), заготовки для синквейна (гостям), свеча, скатерть красного цвета, георгиевская ленточка, закладки-буклеты с аннотацией книг.
Краткое описание: — Литературно-библиотечный урок по книгам, посвященным детям на войне.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Слайд №1 – тема предметной недели «Память пылающих лет»
Учитель: Наш литературно-библиотечный урок продолжает тему предметной Недели: «Память пылающих лет…»
Проведём мы его совместно с заведующей библиотекой Людмилой Фёдоровной. Наша встреча поможет вам творческиорганизовать работу на последующих уроках в группах по интересам.
Слайд №2
(звучит музыка Шуберта фоном негромко).
Эпиграфом к уроку мы взяли слова Н. Старшинова (читает)
Война! Твой страшный след
Живет в архивах пыльных,
В полотнищах побед
И в нашумевших фильмах.
Война! Твой горький след –
И в книгах, что на полках.
Н. Старшинов
— — о чём МЫ будем говорить на уроке? (Дети отвечают)
— как можно узнать о войне?(о войне сегодня можно узнать по архивным документам, по кинофильмам и по книгам).
— Учитель:
Сегодня вы узнаете о книгах, посвященных вашим ровесникам, ребятам, кому во время войны было столько же лет, сколько и вам, чуть больше или чуть меньше. Тема урока «Детство, опалённое войной»
Слайд 3 – тема урока, эпиграф
(Звучит музыка фоном)
Библиотекарь: (зажигает свечу):
Пусть горит эта свеча – как символ памяти о тех детях, чьи жизни унесла война.
Снова продолжает звучать музыка погромче (несколько секунд звучит только музыка)
- Ребята, а что мы с вами, люди, знающие о войне по книгам и фильмам, можем сказать о войне?
Предлагаю вам выразить своё осмысление слова «война» при помощи синквейна. — (По ходу выполнения детьми синквейна появляются слова на слайде 4)
Слайд4Синквейн «Война»
—
Война
Страшная жестокая
Стрелять убивать страдать
На волоске от смерти
Горе
— Учитель: Да, ребята, война – это горе, это боль.
Слайд 5
Но ещё большую душевную боль вызывает тема детей на войне.
Учитель: Давайте прочитаем историю одного мальчика, детство, которого опалила война…
— проследите по тексту: как война отразилась на нём?
Слайд № 6
«…Дело известное… Отец погиб на фронте в первые дни войны. Деревню заняли немцы. Мать не хотела отдавать корову. Мать убили. Бабка и маленькая сестрёнка померли с голоду. Осталсяодин. Потом деревню спалили. Пошёл с сумкой собирать куски… Поймал чесотку, болел сыпным тифом – чуть не помер…
Почитайдва года бродил, прятался в лесах… совсем одичал, зарос волосами. Злой стал. Настоящий волчонок. Постоянно с собой в сумке гвоздь отточенный таскал. Это он себе такое оружие выдумал. Непременно хотел этим гвоздём какого-нибудь немца убить… На вид больше десяти (лет) никак не дать. Изголодался, отощал. Одна кожа да кости…»
— как война повлияла на этого мальчика? (он оголодал, озлобился, потому что остался один, вся семья его погибла, перенёс всякие болезни )
— а как автор показывает, что такая судьба ребёнка не редкость на войне? (дело известное…)
Учитель: Этоистория Вани Солнцева – героя повести «Сын полка», которую рассказал нам фронтовик В.П. Катаев. Оннаверняка знает, что это судьба – одна из многих.
Библиотекарь: рассказ о Катаеве.
Слайд № 7
Выдающийся русский писатель Валентин Петрович Катаев создал много произведений для детей, в том числе сказок. Он прожил долгую жизнь, почти девяносто лет. Родился и вырос на Чёрном море, в знаменитом городе Одессе. О мальчишках той поры он написал повесть «Белеет парус одинокий» — вы её обязательно прочитаете.
Когда мы говорим о писателе, нам всегда интересно, как он пришел в литературу.
Слайд№8
Еще в раннем детстве Валентин Петрович полюбил книги и увлекся литературой.Его был преподавателем, и в доме у них была хорошая, постоянно читаемая библиотека.
(Обращает внимание на экран — цитата из автобиографии Катаева:
Книги делали свое доброе дело: будили мое воображение, раздвигали границы знакомого мира, наполняли жизнь ожиданием радости и немедленного счастья…»
Слайд 9 «Катаев и война»
С 1915 года, не окончив гимназию, воевална фронтах Первой мировой войны, вступив добровольцем в действующую армию в 17 лет. В годы Великой Отечественной войны Валентин Катаев, уже известный писатель, а по возрасту немолодой человек, вновь надел военную форму, стал фронтовым корреспондентом.
Пройдя три войны (а надо считать и Гражданскую войну), увидев безмерное людское горе, испытав собственные несчастья,
Валентин Петрович написал немало рассказов и повестей, где показал трагедию войны, её противоестественность… Вы, конечно, их еще прочитаете…
Библиотекарь: А сегодня мы остановимся на, пожалуй, самой популярной книге В.П. Катаева «Сын полка», которую он написал в 1945 году и за которую получил Сталинскую премию.
Слайд 10 ( Разные издания книги «Сын полка»)
Все представленные издания есть в нашей библиотеке и в «Музее книги», организованном при нашей библиотеке.
Учитель: В своей повести Валентин Катаев показывает несовместимость понятий война и детство. Детство – это начало жизни, радость, а война – это страх, насилие, ежеминутная смертельная опасность.
Взрослые бойцы, солдаты это понимают, поэтому, накормив и обогрев Ваню, отправляют его в тыл. По дороге в тыл Ваня сбегает и снова устремляется на фронт. Во время скитаний он встречает мальчика в военной форме.
— Давай обратимся к эпизоду встречи, чтобы понять, почему Ваня не хочет в детский дом, а рвётся на фронт.
На партах у вас лежат книги с закладками, откройте их, найдите слова: «…Сроду ещё не видал Ваня такого роскошного мальчика…»
— прочитаем этот абзац, а вы скажите: что так привлекло Ваню в этом мальчике? (что он выглядел как настоящий солдат – в новеньком обмундировании)
— А теперь давайте прочитаем по ролям разговор двух мальчиков. От автора – библиотекарь.
Во время чтения проследите по тексту, какими словами описывает Катаев чувства Вани Солнцева?
После чтения учитель спрашивает:
- Какие чувства испытывает Ваня при разговоре?( и зависть, и восхищение, и жалость, и уныние)
- Почему? (Ваня хочет на фронт, он завидует мальчику, потому что тот – сын полка)
— Почему Ваня не хочет в детский дом, а рвётся на фронт.
(он хочет быть настоящим солдатом, чтобы защищать родину, тоже хочет стать сыном полка)
А вот станет ли Ваня«сыном полка»,и вообще о дальнейшей судьбе героя вы обязательно узнаете, когда прочитаете эту повесть от начала до конца.
Слайд 11
Учитель: Катаев писал : «Тему я нашел в 1942 году. Встречался с подобными мальчуганами неоднократно. Понял, что это явление».
Как вы понимаете слово «явление»? (таких детей было много)
Слайд 12 «Не было Вани Солнцева»
Это собирательный образ.
Библиотекарь:
Валентин Катаев рассказывал: “Дети любят эту книгу, и до сих пор я получаю письма, в которых спрашивают, где сейчас Ваня Солнцев. Даже из других стран приходят письма. Когда я на вопрос одного мальчика ответил: «Не было Вани Солнцева!», дети ахнули и посмотрели на меня как на злодея”.
Ваня Солнцев — это собирательный образ.
Слайд №13
Библиотекарь:
«Война вошла в мальчишество мое…» Так писал поэт. Взгляните на фотографии мальчишек в военной форме. Это сыны полков, сыны батальонов, воевавшие на фронтах Великой Отечественной…
.
Слайд №14,15«Я был и пионером, и солдатом…»
Библиотекарь:(Обращает внимание ребят на выставку книг «Детство, опаленное войной»
Об этих мальчишках написано немало книг. Хочу кратко рассказать лишь о некоторых.
Гусев А.В. Мальчишки: повесть. – Омск, омское кн. изд-во, 1983.
Деревенские мальчишки Юрка и Яшка оказались на оккупированной гитлеровцами территории. Они спасли раненого летчика, испортили немецкую линию связи, навели автоколонну на минное поле. Юрку немцы поймали и увезли с собой. Об этом Александр Васильевич Гусев рассказал в маленькой повести «Выстрел в землянке». Многие ребята, прочитавшие ее, прислали письма, и которых просили сообщить о дальнейшей судьбе полюбившихся им героев.
В ответ на просьбу своих читателей Александр Васильевич написал продолжение, и новую книгу, куда вошел и «Выстрел в землянке», назвал «Мальчишки».
А. В. Гусев родился и 1921 году в Омске. Двадцатилетним юношей он ушел на фронт. После войны работал врачом. Несколько лет был редактором Томского книжного издательства. Опубликовал книгу стихов «Наши дни». Сейчас он живет в Омске.
Кеккелев Л.Н. Землячок: повесть. – Новосибирск:Зап.сиб. кн. изд.во, 1974.
На одном из стендов в комнате Боевой славы Беловского райвоенкомата Курской области привлекаетвниманиелюбопытная фотография. Рядом с майором танковых войск – паренек лет тринадцати в солдатской гимнастерке, в пилотке с красной звездой. Под фотографией написано, что сын полка пионер Петя Шепелев храбро сражался на фронтах Великой Отечественной войны, с танкистами дошел до Германии и с боевыми медалями вернулся домой.
Но мало кто знает, что Петя Шепелев—сибиряк. Родился он в селе Ново-Покровка Саргатского района Омской области. Это один из немногих сибирских мальчишек, который волею судьбы оказался на территории, оккупированной немцами. Потом в хутор пришли наши танкисты, и Петьку Шепелева зачислили в обеспечения…
— Богданов Н. Самый храбрый /худ. Д. Боровский – М.: Малыш, 1974.
«На фронте стояло затишье. Готовилось новое наступление. По ночам шли «поиски разведчиков». Прослышав про один взвод, особо отличившийся в ловле «языков», я явился к командиру и спросил:
—Кто из ваших храбрецов самый храбрый?
— Найдётся таковой, — сказал офицер весело; он был в хорошем настроении после очередной удачи. Построил свой славный взвод и скомандовал: — Самый храбрый — два шага вперёд!
По шеренге пробежал ропот, шёпот, и не успел я оглянуться, как из рядов вытолкнули, подтолкнули мне навстречу храбреца. И какого! При одном взгляде на него хотелось рассмеяться. Мужичок с ноготок какой-то. Шинель самого малого размера была ему велика. Сапоги-недомерки поглощали немало портянок, чтобы не болтаться на ногах. Стальная каска, сползавшая на нос, придавала ему такой комичный вид, что вначале я принял всё это за грубоватую фронтовую шутку. Солдатик был смущённе менее,чем я».
Учитель:Книги о детях войны разные. Но особое место среди них занимают стихи. Они пронзают сердце острой болью сострадания, сочувствия. Это плач о детях, испытавших войну.
— Послушайте отрывки из этих стихотворений.
Слайд 16 — портрет Симонова, название стихотворения «Привез майор…»
Читает ученик
Учитель: автор обращается к нам, читателям, со словами, полнымигоречи:
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
— Что имеет в виду К.Симонов? Прочтите это стихотворение, и вам станет ясно.
Слайд 17 – портрет Твардовского, название стихотворения «Рассказ танкиста» + последнее четверостишие
Читает ученик
Учитель: стихотворение заканчивается чувством сожаления боевого командира – танкиста, так и не узнавшего имени мальчика-героя
«Был трудный бой.
Все нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы
я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить…»
— Почему так беспокоит это командира? Какой подвиг совершил этот мальчик? Ответы на эти вопросы вы найдёте в самом стихотворении А. Твардовского «Рассказ танкиста».
Слайд 18 «Среди большой войны, жестокой…»
Библиотекарь:Стихов, написанных о детях Великой войны немало. Мы предлагаем вам для чтения список стихов из сборников «Лицом к Победе» и «Час мужества».
• Ахматова А. Мужество
• Берестов В. Мужчина
• Вечтомова Е. Дети
• Воронов Ю. Мы так и не узнали
• Друнина Ю. Зинка
• Михалков С. Десятилетний человек
• Окуджава Б. До свидания, мальчики
• Пахомов В. У всех у нас с войною счеты
Этот список, так же как и рассказ о книгах Вам будет доступенкак на выставке в библиотеке, так и на блоге библиотеки в Интернете.
Учитель: Читаешь произведения о детях на войне, и понимаешь: этого не должно быть! Ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем!
Слайд 19 «Мы живем не для войны»
Учитель: литература, возможно, не в силах изменить мир. Но всё же книги о детях на войне могут тронуть чьё-то сердце и добавить хотя бы каплю доброты и внимания в нашу жизнь. А главное – передать не только память о ВО войне, но и осознание ценности мирной жизни.
Слайд 20 С.Я. Маршак: «…Мир всем народам на свете.
Всем есть простор на планете, — свет и богат и велик…»
Учитель: А что такое мир? Ребята, уважаемые гости, постройте синквейн к слову мир.
Слайд 21
(Можете воспользоваться листом-помощником для заполнения четвёртой строчки синквейна).
Звучит песня «Солнечный круг» - ребята и гости составляют синквейн.
Слайд 21
Мир
Радужный Хрупкий
Улыбаться любить охранять
Пусть всегда будет солнце
Счастье
Учитель: Война – общее горе, а мир у каждого свой. Вот, как я себе представляю мир.
Рука сама написала слово хрупкий, наверное, это оправдано: и сегодня в мире неспокойно, вооружённые конфликты, горячие точки, локальные войны – по-разному их называют, но они приносят людям страшное горе, разрушают семьи, делают детей сиротами, инвалидами, калечат души, делают всех несчастными. поэтому мир надо охранять. Для четвертой строчки я взяла слова из детской песни: пусть всегда будет солнце,для меня мир – это счастье.
— Что же получилось у вас, ребята, и у наших гостей?
синквейн к слову мир:
В итоге получаются слова – любовь, надежда, жизнь, счастье.
Библиотекарь: Свеча пусть горит, как символ жизни, символ счастья, символ надежды.
— 1. Домашнее задание:
Учитель: мы дарим вам закладки, которые у вас вложены в книги. Но это не просто закладки, это списки и краткие аннотации книг, имеющихся в школьной библиотеке, они помогут сделать ваш выбор в чтении. На следующий урок вы принесёте те книги, которые вам захотелось прочитать. И мы продолжим творческие работы: презентации, отзывы и т.д.
Слайд 22 – рефлексивный экран
Файлы: Лист-помощник.doc
Размер файла: 31744 байт.