Автор конспекта:
Автор(ы): — Косоротова Надежда Николаевна
Место работы, должность: — МОУ «Новоторъяльская СОШ»
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее сортообразование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 3 сословие
Класс(ы): — 4 сословие
Предмет(ы): — История
Цель урока: — Приобщать подрастающее поколение к истории свой страны, воспитывать зрение гордости и патриотизма
Учащихся в классе (аудитории): — 24
Краткое описание: — Классный часы ради учащихся 3 — 4 классов
Оформление доски :
Худой совет предпочтительнее доброй брани.
Война кровопролитие любит.
Войной несомненно огнем не шутят.
Войну недурно слышать, несомненно удручающе видеть.
Вражда не делает добра.
Держи порох сухим — будешь непобедим.
Дружно после совет стоять — войне не бывать.
Если хочешь мира, будьте готов к войне.
Кому совет недорог, тот нам и ворог.
Мир — ремесло великое.
Ребенок-чтец
Я прежде смотрел незапамятный агитфильм о войне
И не знаю, кого ступень спросить:
– Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить?
Почему сыновья не вернулись домой,
Столько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней по весне
Шли гулять без любимых парней?
Дети возраст узнали в руинах домов,
Эту эйдетизм никогда в жизни не убить,
Лебеда – их еда, и земляночка – их кров.
А предвкушение – раньше Победы дожить.
Я смотрю незапамятный фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.
1-й ведущий
Еще живут на свете люди, которые прошли фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны, трудились ради Победы в тылу. Еще разрешено взглянуть на лица сих людей, посмотреть в их глаза, услышать простые бесхитростные рассказы о тех временах…
2-й ведущий
Конечно, историки могут подсчитать величина дивизий, участвовавших в томик или ином сражении, кватернион сожженных деревень, разрушенных городов… Но не могут они рассказать, чего чувствовала семилетняя дивчина из Бреста в генеральный сочельник войны или десятилетний хлопец из блокадного Ленинграда.
Ребенок-чтец
Его я узнал не из книжки
Жестокое речь – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в возраст ворвалась она,
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной,
В те дни мы в войну не играли,
Мы просто дышали войной.
1-й ведущий
Дети и энио – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством.
Ребенок-чтец
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десяток лет на томик и этом свете
Ему зачтутся эти десяток дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, чего надежней места
Отныне в мире ради ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, затем чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой оголец на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, чего есть вторично другие,
Что я далее был и ступень часы домой…
Ты это лихо знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто благо увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет раньше конца.
Я обязан видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот оголец возвратится с нами
И поцелует наперечет своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою бойцовый закон.
Теперь моего усадьба не там, где-либо в первую очередь жили,
А там, где-либо отнят у мальчишки он.
К. Симонов
2-й ведущий
Кто возвратит возраст ребенку, прошедшему путем смерть войны?
Что поняли, увидели, запомнили детушки военной поры?
– Многое. Об этом смогут рассказать они сами.
Мальчик-рассказчик
Мой батя был военным врачом. Война застала нашу семью подина Брестом 22 июня 1941 года. Мне было цифра с половиной лет. На моих глазах погибли родные, а я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту подле штабе 4-й армии…
Мальчик-рассказчик
В начале войны ступень было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В генеральный годик войны школы не работали, так мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпиталь. А по весне и летом нас вывозили на альпиниада крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, то-то и есть крон бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.
1-й ребенок-чтец
Мы – маленькие очевидцы,
Последние из могикан,
Нам раньше сих пор забота снится,
И раньше сих пор отбивание не дан.
2-й ребенок-чтец
Из теплой, полной снов постели,
Из комнат, где-либо цветы цвели,
В бомбоубежища и щели
Мы заполночь с бабушками шли.
3-й лялька чтец
Мы слез тогда поуже не лили,
Мы знали чувство полынь-травы.
И с вами всю беду делили,
Как с нами гренок делили вы.
4-й лялька чтец
Но чего же, мы, зато, узнали,
Что стало выжить в головоломный год,
Что стало – Родина после нами
И чего такое наш народ.
1-й ведущий
900 дней продержался в блокаде город Ленинград. "Ленинградские дети"… До какого-то момента они были как все дети, смешливыми, веселыми, изобретательными. Играли осколками снарядов, коллекционировали их (как раньше войны коллекционировали марки и конфетные фантики), убегали на фронт, фактически позиция была ничуть рядом. А затем они становились самыми тихими на земле детьми. Они разучились шалить, даже улыбаться и смеяться, даже плакать.
Ребенок-чтец
Всё резче звезды, сварог голубей,
Но почему-то враз сжимает сердце,
Когда мы вспоминаем всех детей,
Которых та энио лишила детства.
Их защитить ото смерти не смогли
Ни сила, ни любовь, ни состраданье.
Они остались в огненной дали,
Чтоб мы нонче их не забывали.
И эйдетизм эта прорастает в нас,
И никуда нам ото ее не деться.
Что, если враз опять-таки придет война,
Вернется к нам расстрелянное детство…
Девочка-рассказчица
Я родилась в Ленинграде после пять лет раньше войны. Зимой 1941-1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзали на 20-30 сантиметров. В ту пору на окнах вечно была светомаскировка, которая скрывала свеча порою горевшей свечи и помогала маме убедить меня – ребенка, чего это – никс (даже если был день), а заполночь ничто не кушает, часы потерпеть. Блокадный бортпаек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки… А есть невозможно хотелось, и зрение голода – это одно из устойчивых воспоминаний мои детства…
2-й ведущий
"Ленинградские дети"… Когда звучали эти слова на Урале и после Уралом, в Ташкенте и в Куйбышеве, в Алма-Ате и то-то и есть Фрунзе – у человека сжималось сердце. Всем энио принесла горе, так боле всех – детям. На них обрушилось столько, чего кажинный хотел по крайней мере кусок этого кошмара снять с детских плеч. "Ленинградцы" – это звучало как пароль. И навстречу бросался кажинный в любом уголке нашей страны.
1-й ведущий
Через всю прожитие пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное ксенофобия к каждой крошке хлеба, стараясь, для их детушки и внуки никогда в жизни не испытали голода и лишений. Это ксенофобия оказывается красноречивее слов.
Ребенок-чтец (это эпиталама разрешено прочитать и по ролям)
Мы пришли к блокаднице,
Вынули тетрадку:
– Расскажите, бабушка,
Все нам по порядку –
Как вам голодали,
Как вам замерзали,
Как на вас фугасы
По ночам бросали…
Придвигает бабушка
В вазочке конфетки,
Предлагает бабушка:
– Угощайтесь, детки!
Здесь берите пряники,
А то-то и есть здесь – помадку…
Я на белой скатерти
Разложил тетрадку:
– Кто лечил вас, бабушка,
Если вам болели?
Как же вам работали,
Если вам не ели?..
Отвечает бабушка,
Угощая чаем:
– А тарталетка с капустою
Мы не покупаем,
Я сама пеку его –
Кушайте, касатки!..
Я вожу рассеянно
Ручкой по тетрадке:
– Правда ли, чего воду
Из Невы носили?
Сколько же народу
Вы похоронили?..
Отвечает бабушка:
– Что ж вам не едите?
Может быть, оладушков
Вы вторично хотите?
Ой, ничуть забыла, –
Ешьте шоколадку!..
Мне девчонки шепчут:
– Закрывай тетрадку!..
Съели мы оладушки
И тарталетка с капустой…
– До свиданья, бабушка,
Было невозможно вкусно!
М. Яснов
2-й ведущий
Еще одно полоса темы "Детство и война" – сыны полка…
1-й ведущий
Голодных и промерзших, сих мальчишек привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами упорно убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться – энио отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых ветеран сдавались, нарушая инструкции.
1-й ребенок-чтец
Горнили к бою трубы полковые.
Военный громыхание катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На незаконный флаг, в город строй.
2-й ребенок-чтец
Великоваты были им шинели,
Во всем полку торбаса не подобрать,
Но все в равной степени в бою они умели
Не отступать, а побеждать.
3-й ребенок-чтец
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двунадесять лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой раньше рейхстага –
Сыны полков своей страны.
2-й ведущий
К мирной жизни подросшие сыны полка возвращались, пройдя нелегкими дорогами войны.
Ребенок-чтец (стихотворение разрешено разделить на четверостишия и предложить ради чтения нескольким детям)
В наш городишко сибирский, дальний
Полк на смотри у меня пришел с войны.
В немой был независимый подразделение солдатский,
Наш кузен озорной – пацаны.
То были стреляные волки –
Сыны полка. Сойти с ума:
Их знали Сталинград и Волга,
Да и Германия сама.
Их записали в нашу школу.
И то-то и есть мы ждали в генеральный раз:
Придут отчаянные шкоды,
Куда отчаяннее нас.
Пришли. За парты сели сзади,
В зеленом с головы раньше пят,
Как как будто рендж окопов занял
Замаскированный отряд.
И лишь только весело сверкали
Под жестким светом строгих лиц
Нам недоступные медали
За взятье западных столиц.
В нас зависть жалкая кричала.
И всего-навсего спасало ото тоски,
Что ребята двойки получали
И по подсказке отвечали
Негромким эхом у доски…
И все ж, другой раз у стэн затертых,
Средь коридорной полутьмы,
Они стояли в гимнастерках –
Тихи, подтянуты, прямы
И настораживали уши,
Кося в окошечный провал,
Как как точно боясь прослушать
Приказ тихий иль сигнал, –
То знали мы: раньше школы шумной
Они поуже прошли одну,
Где учат быть готовым к штурму,
Не верить в эту тишину.
И мы их бережно толкали.
На кучу падая малу,
И лишь только звякали медали
Под нашим братом на полу.
И туточки они – стократ им деться –
Кидались в гущу кутерьмы.
Ребята возвращались в детство,
К их славе приобщались мы.
А. Румянцев
1-й ведущий
За лета Великой Отечественной войны сотни юных героев были награждены боевыми орденами и медалями.
2-й ведущий
Тысячи мальчишек и девчонок военной поры трудились в тылу наравне со взрослыми, заботились о раненых, помогали красноармейцам.
1-й ведущий
Имена не всех юных героев сохранила история, так о многих из них написаны стихи и сложены песни.
Ребенок-чтец
Был головоломный бой. Все нынче, как спросонку,
И лишь только не могу себя простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, чего главарями у детей,
Из тех, чего в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду ведрами – не труд,
Приносят пена с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…
Шел панкратион после улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперед.
А он гвоздит – не выглянуть из башен, –
Икто его поймет, отколь бьет.
Тут угадай-ка, после каким домишкой
Он примостился, – столько всяких дыр,
И враз к машине подбежал парнишка:
– Товарищ командир, братва командир!
Я знаю, где-либо их пушка. Я разведал…
Я подползал, они эвон там, в саду…
– Да где-либо же, где?.. – А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, панкратион не ждет. – Влезай сюда, дружище! –
И то-то и есть мы катим уместно вчетвером.
Стоит малец – мины, овчарка свищут,
И лишь только рубашечка пузырем.
Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота
Заходим в тыл и полный азот даем.
И эту пушку, единодушно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, полнотелый чернозем.
Я вытер пот. Душила выветривание и копоть:
От дома к дому шел широкий пожар.
И, помню, я сказал: – Спасибо, хлопец! –
И руку, как товарищу, пожал…
Был головоломный бой. Все нынче, как спросонку,
И лишь только не могу себя простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
А. Твардовский
2-й ведущий
Вместе со взрослыми детушки трудились ради великой Победы. Как ликовали в сочельник Победы детские сердца!!! Как выпукло запомнился многим самый данный желанный день!
Ребенок-чтец
Спать легли как-то благо детушки –
Окна все затемнены,
А проснулись на рассвете –
В окнах свеча и избавь войны!
Можно боле не прощаться,
И на катафронт не провожать,
И налетов не бояться,
И ночных тревог не ждать.
Люди празднуют Победу!
Весть летит то-то и есть все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши пращур и отцы!
И смешались на платформах
С шумной радостной толпой
Сыновья в военных формах,
И мужья в военных формах,
И отцы в военных формах,
Что с войны пришли домой.
Здравствуй, воин-победитель,
Мой товарищ, лада и брат,
Мой защитник, моего избавитель –
Красной Армии солдат!
С. Михалков
Хор исполняет песню "Венский вальс"
(сл. Е. Долматовского, муз. А. Пахмутовой).
1-й лялька чтец
Чтоб вновь на подлунный планете
Не повторилось праздник зимы,
Нам нужно, для наши дети
Об этом помнили, как мы!
2-й ребенок-чтец
Я не зазря беспокоюсь, –
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта эйдетизм – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна…
Файлы: prezspirato.ppt
Размер файла: 2954240 байт.