Автор конспекта:
Автор(ы): — Косоротова Надежда Николаевна

Место работы, должность: — МОУ «Новоторъяльская СОШ»

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее сортообразование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 сословие
Класс(ы): — 4 сословие

Предмет(ы): — История

Цель урока: — Приобщать подрастающее поколение к истории свой страны, воспитывать зрение гордости и патриотизма

Учащихся в классе (аудитории): — 24

Краткое описание: — Классный часы ради учащихся 3 — 4 классов

Оформление доски :

Худой совет предпочтительнее доброй брани.

Война кровопролитие любит.

Войной несомненно огнем не шутят.

Войну недурно слышать, несомненно удручающе видеть.

Вражда не делает добра.

Держи порох сухим — будешь непобедим.

Дружно после совет стоять — войне не бывать.

Если хочешь мира, будьте готов к войне.

Кому совет недорог, тот нам и ворог.

Мир — ремесло великое.


Ребенок-чтец
Я прежде смотрел незапамятный агитфильм о войне
И не знаю, кого ступень спросить:
– Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить?

Почему сыновья не вернулись домой,
Столько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней по весне
Шли гулять без любимых парней?

Дети возраст узнали в руинах домов,
Эту эйдетизм никогда в жизни не убить,
Лебеда – их еда, и земляночка – их кров.
А предвкушение – раньше Победы дожить.

Я смотрю незапамятный фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.

1-й ведущий
Еще живут на свете люди, которые прошли фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны, трудились ради Победы в тылу. Еще разрешено взглянуть на лица сих людей, посмотреть в их глаза, услышать простые бесхитростные рассказы о тех временах…

2-й ведущий
Конечно, историки могут подсчитать величина дивизий, участвовавших в томик или ином сражении, кватернион сожженных деревень, разрушенных городов… Но не могут они рассказать, чего чувствовала семилетняя дивчина из Бреста в генеральный сочельник войны или десятилетний хлопец из блокадного Ленинграда.

Ребенок-чтец
Его я узнал не из книжки
Жестокое речь – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в возраст ворвалась она,
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной,
В те дни мы в войну не играли,
Мы просто дышали войной.

1-й ведущий
Дети и энио – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством.

Ребенок-чтец
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десяток лет на томик и этом свете
Ему зачтутся эти десяток дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, чего надежней места
Отныне в мире ради ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, затем чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой оголец на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, чего есть вторично другие,
Что я далее был и ступень часы домой…

Ты это лихо знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто благо увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет раньше конца.

Я обязан видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот оголец возвратится с нами
И поцелует наперечет своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою бойцовый закон.
Теперь моего усадьба не там, где-либо в первую очередь жили,
А там, где-либо отнят у мальчишки он.
К. Симонов

2-й ведущий
Кто возвратит возраст ребенку, прошедшему путем смерть войны?
Что поняли, увидели, запомнили детушки военной поры?
– Многое. Об этом смогут рассказать они сами.

Мальчик-рассказчик
Мой батя был военным врачом. Война застала нашу семью подина Брестом 22 июня 1941 года. Мне было цифра с половиной лет. На моих глазах погибли родные, а я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту подле штабе 4-й армии…

Мальчик-рассказчик
В начале войны ступень было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В генеральный годик войны школы не работали, так мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпиталь. А по весне и летом нас вывозили на альпиниада крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, то-то и есть крон бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.

1-й ребенок-чтец
Мы – маленькие очевидцы,
Последние из могикан,
Нам раньше сих пор забота снится,
И раньше сих пор отбивание не дан.

2-й ребенок-чтец
Из теплой, полной снов постели,
Из комнат, где-либо цветы цвели,
В бомбоубежища и щели
Мы заполночь с бабушками шли.

3-й лялька чтец
Мы слез тогда поуже не лили,
Мы знали чувство полынь-травы.
И с вами всю беду делили,
Как с нами гренок делили вы.

4-й лялька чтец
Но чего же, мы, зато, узнали,
Что стало выжить в головоломный год,
Что стало – Родина после нами
И чего такое наш народ.

1-й ведущий
900 дней продержался в блокаде город Ленинград. "Ленинградские дети"… До какого-то момента они были как все дети, смешливыми, веселыми, изобретательными. Играли осколками снарядов, коллекционировали их (как раньше войны коллекционировали марки и конфетные фантики), убегали на фронт, фактически позиция была ничуть рядом. А затем они становились самыми тихими на земле детьми. Они разучились шалить, даже улыбаться и смеяться, даже плакать.

Ребенок-чтец
Всё резче звезды, сварог голубей,
Но почему-то враз сжимает сердце,
Когда мы вспоминаем всех детей,
Которых та энио лишила детства.
Их защитить ото смерти не смогли
Ни сила, ни любовь, ни состраданье.
Они остались в огненной дали,
Чтоб мы нонче их не забывали.
И эйдетизм эта прорастает в нас,
И никуда нам ото ее не деться.
Что, если враз опять-таки придет война,
Вернется к нам расстрелянное детство…

Девочка-рассказчица
Я родилась в Ленинграде после пять лет раньше войны. Зимой 1941-1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзали на 20-
30 сантиметров. В ту пору на окнах вечно была светомаскировка, которая скрывала свеча порою горевшей свечи и помогала маме убедить меня – ребенка, чего это – никс (даже если был день), а заполночь ничто не кушает, часы потерпеть. Блокадный бортпаек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки… А есть невозможно хотелось, и зрение голода – это одно из устойчивых воспоминаний мои детства…

2-й ведущий
"Ленинградские дети"… Когда звучали эти слова на Урале и после Уралом, в Ташкенте и в Куйбышеве, в Алма-Ате и то-то и есть Фрунзе – у человека сжималось сердце. Всем энио принесла горе, так боле всех – детям. На них обрушилось столько, чего кажинный хотел по крайней мере кусок этого кошмара снять с детских плеч. "Ленинградцы" – это звучало как пароль. И навстречу бросался кажинный в любом уголке нашей страны.

1-й ведущий
Через всю прожитие пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное ксенофобия к каждой крошке хлеба, стараясь, для их детушки и внуки никогда в жизни не испытали голода и лишений. Это ксенофобия оказывается красноречивее слов.

Ребенок-чтец (это эпиталама разрешено прочитать и по ролям)
Мы пришли к блокаднице,
Вынули тетрадку:
– Расскажите, бабушка,
Все нам по порядку –
Как вам голодали,
Как вам замерзали,
Как на вас фугасы
По ночам бросали…

Придвигает бабушка
В вазочке конфетки,
Предлагает бабушка:
– Угощайтесь, детки!
Здесь берите пряники,
А то-то и есть здесь – помадку…
Я на белой скатерти
Разложил тетрадку:
– Кто лечил вас, бабушка,
Если вам болели?
Как же вам работали,
Если вам не ели?..

Отвечает бабушка,
Угощая чаем:
– А тарталетка с капустою
Мы не покупаем,
Я сама пеку его –
Кушайте, касатки!..
Я вожу рассеянно
Ручкой по тетрадке:
– Правда ли, чего воду
Из Невы носили?
Сколько же народу
Вы похоронили?..

Отвечает бабушка:
– Что ж вам не едите?
Может быть, оладушков
Вы вторично хотите?
Ой, ничуть забыла, –
Ешьте шоколадку!..
Мне девчонки шепчут:
– Закрывай тетрадку!..

Съели мы оладушки
И тарталетка с капустой…
– До свиданья, бабушка,
Было невозможно вкусно!
М. Яснов

2-й ведущий
Еще одно полоса темы "Детство и война" – сыны полка…

1-й ведущий
Голодных и промерзших, сих мальчишек привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами упорно убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться – энио отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых ветеран сдавались, нарушая инструкции.

1-й ребенок-чтец
Горнили к бою трубы полковые.
Военный громыхание катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На незаконный флаг, в город строй.

2-й ребенок-чтец
Великоваты были им шинели,
Во всем полку торбаса не подобрать,
Но все в равной степени в бою они умели
Не отступать, а побеждать.

3-й ребенок-чтец
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двунадесять лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой раньше рейхстага –
Сыны полков своей страны.

2-й ведущий
К мирной жизни подросшие сыны полка возвращались, пройдя нелегкими дорогами войны.

Ребенок-чтец (стихотворение разрешено разделить на четверостишия и предложить ради чтения нескольким детям)
В наш городишко сибирский, дальний
Полк на смотри у меня пришел с войны.
В немой был независимый подразделение солдатский,
Наш кузен озорной – пацаны.

То были стреляные волки –
Сыны полка. Сойти с ума:
Их знали Сталинград и Волга,
Да и Германия сама.

Их записали в нашу школу.
И то-то и есть мы ждали в генеральный раз:
Придут отчаянные шкоды,
Куда отчаяннее нас.

Пришли. За парты сели сзади,
В зеленом с головы раньше пят,
Как как будто рендж окопов занял
Замаскированный отряд.

И лишь только весело сверкали
Под жестким светом строгих лиц
Нам недоступные медали
За взятье западных столиц.

В нас зависть жалкая кричала.
И всего-навсего спасало ото тоски,
Что ребята двойки получали
И по подсказке отвечали
Негромким эхом у доски…

И все ж, другой раз у стэн затертых,
Средь коридорной полутьмы,
Они стояли в гимнастерках –
Тихи, подтянуты, прямы

И настораживали уши,
Кося в окошечный провал,
Как как точно боясь прослушать
Приказ тихий иль сигнал, –

То знали мы: раньше школы шумной
Они поуже прошли одну,
Где учат быть готовым к штурму,
Не верить в эту тишину.

И мы их бережно толкали.
На кучу падая малу,
И лишь только звякали медали
Под нашим братом на полу.

И туточки они – стократ им деться –
Кидались в гущу кутерьмы.
Ребята возвращались в детство,
К их славе приобщались мы.
А. Румянцев

1-й ведущий
За лета Великой Отечественной войны сотни юных героев были награждены боевыми орденами и медалями.

2-й ведущий
Тысячи мальчишек и девчонок военной поры трудились в тылу наравне со взрослыми, заботились о раненых, помогали красноармейцам.

1-й ведущий
Имена не всех юных героев сохранила история, так о многих из них написаны стихи и сложены песни.

Ребенок-чтец
Был головоломный бой. Все нынче, как спросонку,
И лишь только не могу себя простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, чего главарями у детей,
Из тех, чего в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду ведрами – не труд,
Приносят пена с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…

Шел панкратион после улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперед.
А он гвоздит – не выглянуть из башен, –
Икто его поймет, отколь бьет.

Тут угадай-ка, после каким домишкой
Он примостился, – столько всяких дыр,
И враз к машине подбежал парнишка:
– Товарищ командир, братва командир!

Я знаю, где-либо их пушка. Я разведал…
Я подползал, они эвон там, в саду…
– Да где-либо же, где?.. – А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, панкратион не ждет. – Влезай сюда, дружище! –
И то-то и есть мы катим уместно вчетвером.
Стоит малец – мины, овчарка свищут,
И лишь только рубашечка пузырем.

Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота
Заходим в тыл и полный азот даем.
И эту пушку, единодушно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, полнотелый чернозем.

Я вытер пот. Душила выветривание и копоть:
От дома к дому шел широкий пожар.
И, помню, я сказал: – Спасибо, хлопец! –
И руку, как товарищу, пожал…

Был головоломный бой. Все нынче, как спросонку,
И лишь только не могу себя простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
А. Твардовский

2-й ведущий
Вместе со взрослыми детушки трудились ради великой Победы. Как ликовали в сочельник Победы детские сердца!!! Как выпукло запомнился многим самый данный желанный день!

Ребенок-чтец
Спать легли как-то благо детушки –
Окна все затемнены,
А проснулись на рассвете –
В окнах свеча и избавь войны!

Можно боле не прощаться,
И на катафронт не провожать,
И налетов не бояться,
И ночных тревог не ждать.

Люди празднуют Победу!
Весть летит то-то и есть все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши пращур и отцы!

И смешались на платформах
С шумной радостной толпой
Сыновья в военных формах,
И мужья в военных формах,
И отцы в военных формах,
Что с войны пришли домой.

Здравствуй, воин-победитель,
Мой товарищ, лада и брат,
Мой защитник, моего избавитель –
Красной Армии солдат!
С. Михалков

Хор исполняет песню "Венский вальс"
(сл. Е. Долматовского, муз. А. Пахмутовой).

1-й лялька чтец
Чтоб вновь на подлунный планете
Не повторилось праздник зимы,
Нам нужно, для наши дети
Об этом помнили, как мы!

2-й ребенок-чтец
Я не зазря беспокоюсь, –
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта эйдетизм – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна…

Файлы: prezspirato.ppt
Размер файла: 2954240 байт.

Рубрики: История Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология