Автор конспекта:
Автор(ы): — Загайская Елена Дмитриевна

Место работы, должность: — МБОУ гимназия имени Ф.К.Салманова, учитель начальных классов

Регион: — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Математика

Цель урока: —

Цель урока: открыть новый способ представления результатов измерения с помощью диаграммы.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 27

Используемые учебники и учебные пособия: —

Математика: Учебник для 4 классса начальной школы. В 2-х книгах. Книга 1/ В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина. — 9-е изд., перераб. — М.: "ВИТА-ПРЕСС", 2012.

Используемое оборудование: —

Интерактивная доска

Краткое описание: — Урок разбит на этапы. Первый этап содержит задание 1, целью которого является создание ситуации успеха при решении задачи с помощью схемы. Второй этап представляет собой усложнение первой задачи, в ходе которой учащиеся выходят на необходимость использования нового способа представления результатов измерения — построение столбчатой диаграммы. Ставится задача составления универсального плана построения столбчатых диаграмм. Третий этап содержит задание 3, цель которого состоит в создании предметной ситуации, где дети осознают смысл нового способа и должен произойти перенос способа измерение построения диаграммы в конкретную задачу.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

У: Отгадайте загадку:

Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня… Что это, кто отгадает?

Д: Квадрат.

У: По каким чертам вы его узнали?

Д: Он не овальный и не круглый, квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

У: Какие квадраты бывают?

Д: Маленькие, большие, черный квадрат, магический квадрат.

У: Разгадайте магический квадрат (суммы чисел по диагонали, вертикали и горизонтали равны):

14

15

16

11

Разгадка

12

19

14

17

15

13

16

11

18

Цель первого задания: проверка умения действовать изученным способом решения задач.

Задача 1:

У: Перед Вами тоже квадрат, но выполняет другую функцию. Какую?

Д: Он выполняет функцию формы огорода.

У: У Пети на огороде было 4 грядки, на которых он посеял по 100 семян помидоров. Петя решил поставить эксперимент. Первую грядку он поливал каждый день, вторую – через день, третью – через 2 дня, а четвертую – раз в неделю. Урожай получился следующий: с первой грядки Петя снял 3 кг помидоров, со второй 2 раза больше, чем с первой грядки, с третьей грядки — 3 раза больше, чем с первой грядки, а с четвертой грядки – на 7 кг меньше, чем с четвертой грядки. Сколько кг помидоров Петя снял с каждой грядки?

Д: Что бы ответить на данный вопрос нужно построить схему к задаче и найти сколько кг помидоров Петя снял с каждой грядки.

Дети строят схему:

Выполняется решение задачи:

  • 3х2=6 (кг помидоров сняли со второй грядки)
  • 3х3=9 (кг помидоров сняли с третьей грядки)
  • 9-7=2 (кг помидоров сняли с четвертой грядки)
  • Ответ: со второй грядки Петя снял 6 кг помидоров, с третьей грядки – 9кг помидоров, а с четвертой грядки – 2 кг помидоров.

    Цель второй задачи: осознать необходимость использования нового способа представления данных в виде столбчатой диаграммы, составить универсальный план построения столбчатых диаграмм.

    Задача 2: Как правильно поливать помидоры, что бы получить больше урожая?

    Проблема: как представить результаты измерения, для того чтобы отразить соотношение величин.

    Д: Чтобы ответить на данный вопрос нужно правильно представить результаты наших измерений.

    У: Из программы окружающего мира 3 класса вы знаете способы представления результатов измерения, назовите их.

    Д: Таблица, график и диаграмма.

    У: Давайте воспользуемся с вами диаграммой. Вспомнить, что такое диаграмма нам поможет словарь.

    Диаграмма — графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.

    У: Мы будем использовать столбчатую диаграмму. Какой показатель мы выберем в качестве единицы шкалы?

    Д: При построении диаграммы удобно выбрать в качестве единицы шкалы 1 кг.

    Составление плана построения диаграммы:

    План:

  • Выбрать единицу шкалы по вертикали.
  • Определить числовой порог шкалы (0-10кг).
  • Построить ось диаграммы.
  • Расположить показатели по горизонтали
  • Построить столбцы по результатам измерения (ширина столбца 2клетки, расстояние между столбцами 2 клетки).
  • Дети по плану строят диаграмму

    У: Теперь вы можете ответить на вопрос задачи?

    Д: Да. Наиболее высокий урожай получен с третьей грядки. Поэтому помидоры нужно поливать каждые 2 дня.

    Вывод: для того чтобы отразить соотношение величин лучше представлять результаты измерения с помощью диаграммы.

    Цель третьей задачи: перенос найденного способа в конкретную задачу.

    Задача 3:Завод за год выпустил 150 стаканов. Выпуск стаканов с первого по третий квартал показан на диаграмме. Постройте диаграмму, на которой будет показан выпуск стаканов за все 4 квартала.

    У: По диаграмме в парах постройте схему.

    Учащиеся строят схему


    Оценивание и корректировка составленных схем.

    У: По схеме и диаграмме решите задачу и с помощью плана построения диаграммы достройте ее.

    Учащиеся выполняют задание в парах.

    Представление результатов:

  • 30+45=75 (стаканов за 1 и 2 квартал)
  • 75+35=110 (стаканов за 1, 2 и 3 квартал)
  • 150-110=40 (стаканов за 4 квартал)
  • Или

    150 – (30+45+35)=40

    Ответ: 40 стаканов выпустили за 4 квартал.

    Вывод: для того чтобы отразить соотношение величин лучше представлять результаты измерения с помощью диаграммы. Мы составили универсальный план построения столбчатых диаграмм.

    Рефлексия: Начертите график своего настроения во время урока по этапам (горизонталь): 1 этап: разгадывание магического квадрата; 2 этап: решение задачи про огород, построение схемы; 3 этап: построение диаграммы; 4 этап: работа в парах, построение диаграммы.

    В баллах от 0 до 10 (вертикаль) в зависимости от того, что получилось на занятии, что — нет, над чем ещё нужно поработать.

    У: У кого менее 10 баллов? Почему?

    У: У кого хорошее настроение? Почему? (всё получилось). Хорошее настроение – залог успешного обучения. Я вам всем желаю успеха и удачи во всём.

    Файлы: Зиннатуллина, Гарифуллина.ppt
    Размер файла: 92558 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология