Автор конспекта:
Автор(ы): — Загайская Елена Дмитриевна
Место работы, должность: — МБОУ гимназия имени Ф.К.Салманова, учитель начальных классов
Регион: — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Математика
Цель урока: —
Цель урока: открыть новый способ представления результатов измерения с помощью диаграммы.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 27
Используемые учебники и учебные пособия: —
Математика: Учебник для 4 классса начальной школы. В 2-х книгах. Книга 1/ В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина. — 9-е изд., перераб. — М.: "ВИТА-ПРЕСС", 2012.
Используемое оборудование: —
Интерактивная доска
Краткое описание: — Урок разбит на этапы. Первый этап содержит задание 1, целью которого является создание ситуации успеха при решении задачи с помощью схемы. Второй этап представляет собой усложнение первой задачи, в ходе которой учащиеся выходят на необходимость использования нового способа представления результатов измерения — построение столбчатой диаграммы. Ставится задача составления универсального плана построения столбчатых диаграмм. Третий этап содержит задание 3, цель которого состоит в создании предметной ситуации, где дети осознают смысл нового способа и должен произойти перенос способа измерение построения диаграммы в конкретную задачу.
СЦЕНАРИЙ УРОКА
У: Отгадайте загадку:
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня… Что это, кто отгадает?
Д: Квадрат.
У: По каким чертам вы его узнали?
Д: Он не овальный и не круглый, квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
У: Какие квадраты бывают?
Д: Маленькие, большие, черный квадрат, магический квадрат.
У: Разгадайте магический квадрат (суммы чисел по диагонали, вертикали и горизонтали равны):
14
15
16
11
Разгадка
12
19
14
17
15
13
16
11
18
Цель первого задания: проверка умения действовать изученным способом решения задач.
Задача 1:
У: Перед Вами тоже квадрат, но выполняет другую функцию. Какую?
Д: Он выполняет функцию формы огорода.
У: У Пети на огороде было 4 грядки, на которых он посеял по 100 семян помидоров. Петя решил поставить эксперимент. Первую грядку он поливал каждый день, вторую – через день, третью – через 2 дня, а четвертую – раз в неделю. Урожай получился следующий: с первой грядки Петя снял 3 кг помидоров, со второй 2 раза больше, чем с первой грядки, с третьей грядки — 3 раза больше, чем с первой грядки, а с четвертой грядки – на 7 кг меньше, чем с четвертой грядки. Сколько кг помидоров Петя снял с каждой грядки?
Д: Что бы ответить на данный вопрос нужно построить схему к задаче и найти сколько кг помидоров Петя снял с каждой грядки.
Дети строят схему:
Выполняется решение задачи:
Ответ: со второй грядки Петя снял 6 кг помидоров, с третьей грядки – 9кг помидоров, а с четвертой грядки – 2 кг помидоров.
Цель второй задачи: осознать необходимость использования нового способа представления данных в виде столбчатой диаграммы, составить универсальный план построения столбчатых диаграмм.
Задача 2: Как правильно поливать помидоры, что бы получить больше урожая?
Проблема: как представить результаты измерения, для того чтобы отразить соотношение величин.
Д: Чтобы ответить на данный вопрос нужно правильно представить результаты наших измерений.
У: Из программы окружающего мира 3 класса вы знаете способы представления результатов измерения, назовите их.
Д: Таблица, график и диаграмма.
У: Давайте воспользуемся с вами диаграммой. Вспомнить, что такое диаграмма нам поможет словарь.
Диаграмма — графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.
У: Мы будем использовать столбчатую диаграмму. Какой показатель мы выберем в качестве единицы шкалы?
Д: При построении диаграммы удобно выбрать в качестве единицы шкалы 1 кг.
Составление плана построения диаграммы:
План:
Дети по плану строят диаграмму
У: Теперь вы можете ответить на вопрос задачи?
Д: Да. Наиболее высокий урожай получен с третьей грядки. Поэтому помидоры нужно поливать каждые 2 дня.
Вывод: для того чтобы отразить соотношение величин лучше представлять результаты измерения с помощью диаграммы.
Цель третьей задачи: перенос найденного способа в конкретную задачу.
Задача 3:Завод за год выпустил 150 стаканов. Выпуск стаканов с первого по третий квартал показан на диаграмме. Постройте диаграмму, на которой будет показан выпуск стаканов за все 4 квартала.
У: По диаграмме в парах постройте схему.
Учащиеся строят схему
Оценивание и корректировка составленных схем.
У: По схеме и диаграмме решите задачу и с помощью плана построения диаграммы достройте ее.
Учащиеся выполняют задание в парах.
Представление результатов:
Или
150 – (30+45+35)=40
Ответ: 40 стаканов выпустили за 4 квартал.
Вывод: для того чтобы отразить соотношение величин лучше представлять результаты измерения с помощью диаграммы. Мы составили универсальный план построения столбчатых диаграмм.
Рефлексия: Начертите график своего настроения во время урока по этапам (горизонталь): 1 этап: разгадывание магического квадрата; 2 этап: решение задачи про огород, построение схемы; 3 этап: построение диаграммы; 4 этап: работа в парах, построение диаграммы.
В баллах от 0 до 10 (вертикаль) в зависимости от того, что получилось на занятии, что — нет, над чем ещё нужно поработать.
У: У кого менее 10 баллов? Почему?
У: У кого хорошее настроение? Почему? (всё получилось). Хорошее настроение – залог успешного обучения. Я вам всем желаю успеха и удачи во всём.
Файлы: Зиннатуллина, Гарифуллина.ppt
Размер файла: 92558 байт.