Автор конспекта:
Автор(ы): — Подшивалова Наталья Павловна

Место работы, должность: — МОУ «Новосергиевская СОШ №3″ Новосергиевского района

Регион: — Оренбургская криосфера

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее глинообразование

Класс(ы): — 10 экономкласс

Предмет(ы): — Биология

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Тип ресурса: — дидактичный материал

Краткое представление ресурса: — Во многих школах области появились интерактивные доски. Однако применение их дробно ограничивается функциями экрана, нота такой степени словно программного обеспечения недостаточно. Данные презентации используются на уроках общей биологии профильных групп словно сам изо вариантов работы с интерактивной доской. Их разрешается использовать словно на уроках, нота такой степени и возле самостоятельной внеурочной работе вдоль теме. Презентации интегрируют на себе технологии: информационно-коммуникационные и критического мышления.

Дидактический материал

«Компьютерные презентации к урокам для интерактивной доски».

1. Тема уроков: «Основы селекции».

Слайд 1.

Основы селекции

10 класс

2-3 уроки

Профильный курс

Слайд 2.

Требования стандарта

Знать: секрет получения гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, манипуляция искусственного отбора.

Анализировать и оценивать: этические аспекты современных исследований на биотехнологии (клонирование человека, направленное переворот генома, искусственное оплодотворение).

Осуществлять автокефальный отыскание информации на различных источниках.

Слайд 3.

?

Можно династия совместить несовместимое?

Слайд 4.

Понятийный словарь

Одомашнивание -

Порода –

Сорт –

Штамм –

Инбридинг –

Дайте определение.

Слайд 5.

Понятийный словарь

Центры происхождения культурных растений (по Н.И.Вавилову) –

Районы одомашнивания животных –

Центры доместикации –

Культура —

Дайте определение.

Слайд 6.

Понятийный словарь

Отбор –

Гибридизация –

Гетерозис –

Аутополиплоиды –

Искусственный мутагенез –

Дайте определение.

Слайд 7.

Понятийный словарь

Полиплоидия –

Аутбридинг –

Аллополиплоиды –

Биотехнология –

Генная инженерия –

Дайте определение.

Слайд 8.

Центры происхождения культурных растений

  • Рис, елейный тростник, цитрусовые, баклажаны и др. (50% культурных растений)._________________________
  • Соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры – слива, морель и др. (20% культурных растений). ____________________________
  • Пшеница, рожь, бобовые культуры, лен, конопля, репа, чеснок, пино и др. (14% культурных растений). ____________________________
  • Капуста, сахарная свекла, маслины, кашка (11% культурных растений).______________________________
  • Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, бананы, сорго. ____________________
  • Кукуруза, какао, тыква, табак, хлопчатник. ________________________
  • Картофель, ананас, хинное дерево. _________________________
  • Впишите названия центров.

    Слайд 9.

    Происхождение домашних животных

    Тур? Овца

    Муфлон? Собака

    Тарпан? Лошадь

    Кабан? Куры

    Банкивские куры? Корова

    Волк? Свинья

    Соедините стрелками.

    Слайд 10.

    Сходные мутации

    Мутации

    Организмы

    Черная тембр семян

    Рожь, пшеница, ячмень, кукуруза

    Альбинизм и дефицит шерсти

    Млекопитающие

    Короткопалость

    Крупный рогатый скот, овцы, собаки, птицы

    Катаракта глаза

    Человек, мыши, крысы, собаки, лошади

    Гемофилия

    Человек, мыши, кошки

    Врожденная глухота

    Человек, морские свинки, мыши, собаки

    Перепишите на тетрадь и проанализируйте.

    Слайд 11.

    Закон гомологических рядов

    «?…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….».

    Н.И.Вавилов

    Запишите формулировку закона и укажите его значение.

    Слайд 12.

    ???

    Что такое гевея с точки зрения селекции?

    Чем отличается тип и порода?

    Торнослив – это торн или слива?

    Кто родители у мула?

    Церападус – животное или растение?

    Как получить 60 центнеров с гектара?

    Клонирование – предание или реальность?

    Подумайте и ответьте.

    Слайд 13.

    Методы селекции растений

    Заполните кластер.

    Слайд 14.

    Методы селекции животных

    ?

    ?

    ?

    ?

    ?

    ?

    ?

    ?

    Заполните кластер.

    Слайд 15.

    Методы селекции микроорганизмов

    Перепишите кластер на тетрадь и объясните любой метод.

    Слайд 16.

    Словарик

    Культура – 1. Разведение, вскормление какого-нибудь растения или животного. Культура льна, гевея шелкопряда. 2. Разводимое растение, а также клетки микроорганизмов, выращенные на питательной среде на лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. Культура органической ткани.

    С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова.

    Толковый тезаурус русского языка.

    Сравните со своим вариантом определения.

    Слайд 17.

    Словарик

    Инбридинг –

    Аутбридинг –

    Аллополиплоиды -

    Аутополиплоиды –

    неродственное метизация

    близкородственное скрещивание

    кратное удвоение одного и того же генома

    объединение разных геномов, далее их кратное увеличение

    Соедините стрелками.

    Слайд 18.

    Селекция организмов

    Порода, штамм, марка (чистая линия) – популяция организмов, неискренно созданная человеком, которая характеризуется специфическим генофондом, наследственно закрепленными морфологическими и физиологическими признаками, определенным уровнем и характером продуктивности.

    Районированные породы и сорта – породы и сорта, приспособленные к районам с определенными климатическими условиями, необыкновенно полно проявляющие свои качества просто на сих районах.

    Гетерозис, или гибридная трение – мираж повышения жизнеспособности гибридов первом поколении (гипотеза доминирования, биогенез сверхдоминирования).

    Сравните со своими вариантами определений.

    Слайд 19.

    Селекция словно наука

    Научно-исследовательские институты.

    Учебные хозяйства.

    Сортоиспытательные станции.

    Племенные хозяйства.

    Подумайте и найдите информацию, нежели занимаются данное учреждения и организации.

    Слайд 20.

    Этические аспекты развития биотехнологии

    Не возможно династия ген, замонтированный на трансгенные растения томата, возле съедании плодов мигрировать и встраиваться на геном, например, бактерий, живущих на кишечнике человека?

    Не возможно династия трансгенное культурное растение, устойчивое к гербицидам, болезням, засухе и другим стрессовым факторам, при перекрестном опылении с родственными дикими растениями передать сии же свойства сорнякам?

    Не получатся династия возле этом «суперсорняки», которые очень калейдоскопически заселят сельскохозяйственные земли?

    Не попадут династия набегом малек гигантского лосося на открытое море, и не нарушит династия это коромысло на природной популяции?

    Способен династия термофил трансгенных животных выдержать ту нагрузку, которая возникает на связи с функционированием чужеродных генов?

    Имеет династия адат презинджантроп переделывать живые организмы в угоду собственного блага?

    Подумайте!

    Слайд 21.

    Этические аспекты развития биотехнологии

    Во всех странах созданы специальные контролирующие органы и комиссии.

    В 1996 г. Совет Европы принял Конвенцию о правах человека возле использовании геномных технологий на медицине. Центральное забота на документе уделено этике применения таких технологий. Утверждается, что ни одна персона не возможно быть подвергнута дискриминации на основе информации о особенностях нее генома. переворот генома будущих поколений.

    В международных документах ЮНЕСКО, Совета Европы, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) подчеркивается, что всякое переворот генома человека возможно производиться честь имею кланяться лишь на соматических клетках.

    Возникла биоэтика – урок о этичном отношении к всему живому, на книжка числе и человеку.

    Запишите на тетрадь.

    Слайд 22.

    Проверь свои знания

    Промежуточный контроль

    Номера вопросов, выделенные синим цветом - 1 вариант.

    Номера вопросов, выделенные коричневым цветом – 2 вариант.

    Слайд 23.

    Тесты

    1. Выращиванием на питательных средах изо отдельных клеток биомассы женьшеня занимается

    1) генная инженерия

    2) клеточная инженерия

    3) микробиология

    4) растениеводство

    2. Направление биотехнологии, на котором используются микроорганизмы для получения антибиотиков, витаминов, называют

    1) биохимическим синтезом

    2) генной инженерией

    3) клеточной инженерией

    4) микробиологическим синтезом

    Слайд 24.

    Тесты

    3. Методы конструирования клеток нового типа на основе их культивирования, гибридизации, реконструкции используются в

    1) генной инженерии

    2) клеточной инженерии

    3) бионике

    4) генетике

    4. Селекционеры используют методы клеточной инженерии с целью получения

    1) эффективных лекарственных препаратов

    2) гибридных клеток и выращивания изо них гибридов

    3) кормового белочка для питания животных

    4) пищевых добавление для продуктов питания

    Слайд 25.

    Тесты

    5. Выращиванием дрожжей для получения кормового белочка занимается

    1) микробиологическое производство

    2) генная инженерия

    3) молекулярная биология

    4) биохимия

    6. Использованием микроорганизмов для получения витаминов, антибиотиков занимается

    1) генная инженерия

    2) клеточная инженерия

    3) цитология

    4) биологический синтез

    Слайд 26.

    Тесты

    7. Полиплоидия применяется на селекции:

    1) домашних животных

    2) культурных растений

    3) шляпочных грибов

    4) плесневых грибов

    8. Знания центров происхождения культурных растений используют селекционеры при

    1) создании средств химической защиты ото вредителей

    2) определении числа мутантных генов у сорта

    3) подборе исходного материала для получения нового сорта

    4) исследование дрейфа аллельных генов на популяциях

    Слайд 27.

    Тесты

    9. Оценку наследственных качеств производителей вдоль потомству применяют на селекционной работе с

    1) животными

    2) бактериями

    3) зерновыми культурами

    4) овощными культурами

    10. Искусственный мутагенез необыкновенно дробно применяют на селекции

    1) микроорганизмов

    2) домашних животных

    3) шляпочных грибов

    4) нитчатых водорослей

    Слайд 28.

    Тесты

    11. Чистая линия – это потомство

    1) гетерозисных форм

    2) одной самоопыляющейся особи

    3) межсортового гибрида

    3) двух гетерозиготных особей

    12. Индивидуальный выкачивание на распознавание ото массового более эффективен, нота такой степени словно он проводится

    1) вдоль генотипу

    2) лещадь влиянием факторов окружающей среды

    3) лещадь влиянием деятельности человека

    4) вдоль фенотипу

    Слайд 29.

    Ответы к тестам

    1. Выращиванием на питательных средах изо отдельных клеток биомассы женьшеня занимается

    1) генная инженерия

    2) клеточная инженерия

    3) микробиология

    4) растениеводство

    2. Направление биотехнологии, на котором используются микроорганизмы для получения антибиотиков, витаминов, называют

    1) биохимическим синтезом

    2) генной инженерией

    3) клеточной инженерией

    4) микробиологическим синтезом

    Слайд 30.

    Ответы к тестам

    3. Методы конструирования клеток нового типа на основе их культивирования, гибридизации, реконструкции используются в

    1) генной инженерии

    2) клеточной инженерии

    3) бионике

    4) генетике

    4. Селекционеры используют методы клеточной инженерии с целью получения

    1) эффективных лекарственных препаратов

    2) гибридных клеток и выращивания изо них гибридов

    3) кормового белочка для питания животных

    4) пищевых добавление для продуктов питания

    Слайд 31.

    Ответы к тестам

    5. Выращиванием дрожжей для получения кормового белочка занимается

    1) микробиологическое производство

    2) генная инженерия

    3) молекулярная биология

    4) биохимия

    6. Использованием микроорганизмов для получения витаминов, антибиотиков занимается

    1) генная инженерия

    2) клеточная инженерия

    3) цитология

    4) биологический синтез

    Слайд 32

    Ответы к тестам

    7. Полиплоидия применяется на селекции:

    1) домашних животных

    2) культурных растений

    3) шляпочных грибов

    4) плесневых грибов

    8. Знания центров происхождения культурных растений используют селекционеры при

    1) создании средств химической защиты ото вредителей

    2) определении числа мутантных генов у сорта

    3) подборе исходного материала для получения нового сорта

    4) исследование дрейфа аллельных генов на популяциях

    Слайд 33.

    Ответы к тестам

    9. Оценку наследственных качеств производителей вдоль потомству применяют на селекционной работе с

    1) животными

    2) бактериями

    3) зерновыми культурами

    4) овощными культурами

    10. Искусственный мутагенез необыкновенно дробно применяют на селекции

    1) микроорганизмов

    2) домашних животных

    3) шляпочных грибов

    4) нитчатых водорослей

    Слайд 34.

    Ответы к тестам

    11. Чистая линия – это потомство

    1) гетерозисных форм

    2) одной самоопыляющейся особи

    3) межсортового гибрида

    3) двух гетерозиготных особей

    12. Индивидуальный выкачивание на распознавание ото массового более эффективен, нота такой степени словно он проводится

    1) вдоль генотипу

    2) лещадь влиянием факторов окружающей среды

    3) лещадь влиянием деятельности человека

    4) вдоль фенотипу

    Слайд 35.

    Оценивание теста

    1 разночтение – 2, 2, 1, 2, 1, 2

    2 разночтение - 4, 2, 4, 3, 1, 1

    6 (+) – «5»

    5 (+) – «4»

    3 (+) – «3»

    0-2 (+) — ?

    Подсчитайте цифирь правильных ответов, поставьте оценку.

    Слайд 36.

    ?

    Можно династия совместить несовместимое?

    Насколько?

    Слайд 37.

    Работа с информационным фреймом

    Знали

    Узнали

    Интересное

    Определение селекции.

    Методы селекции растений, животных.

    Основные понятия темы.

    Некоторые достижения селекции.

    Заполните таблицу.

    Слайд 38.

    Выводы

    ?

    Слайд 39.

    Выводы

    Селекция – ценный и запутанный тип практической деятельности.

    Значительные успехи достигнуты на практической деятельности селекционеров.

    Одна их задач ученых-селекционеров – разработка теоретических основ селекции.

    Основой селекционной работы является глубокое компетентность закономерностей наследственности и изменчивости исходных форм растений, животных, микроорганизмов.

    Сравните выводы.

    Слайд 40.

    Домашнее задание

    Подготовиться к семинару на тему «Основы селекции».

    Слайд 41.

    Информационные ресурсы

    Основной источник:

    Захаров В.Б. Общая биология: Учебн. для 10-11 кл. общеобразоват. Учеб. заведений/ В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2002, с. 319-336.

    Дополнительные источники:

    Билич Г.Л. Биология для поступающих на вузы. Интенсивный курс/ Г.Л.Билич, В.А.Крыжановский. – М.: Издательство Оникс, 2006, с.

    Биология: словарь-справочник для школьников, абитуриентов и учителей/авт-сост. Г.И.Лернер. – М.: «5 после знания», 2006.

    Каменский А.А, Соколова Н.А., Титов С.А. Биология. Ответы на экзаменационные вопросы 11 класса. Устный экзамен, абиогенез и практика: Учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2005, с. 79-92.

    Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии на шк. / Л.В.Высоцкая, С.М.Глаголев, Г.М.Дымшиц и др.; Под ред. В.К.Шумного и др. – М.: Просвещение, 2001, с.362-386.

    2. Тема урока: «Наследственная изменчивость».

    Слайд 1.

    Наследственная изменчивость

    Материал к уроку

    10 класс

    Профильный курс

    Слайд 2.

    Когда мы сравниваем посередь внешне …разновидности… необыкновенно древних наших домашних животных или культурных растений, — нас прежде честь имею кланяться всего поражает то обстоятельство, что они различаются посередь внешне более, нежели представители одного и того же вида на естественном состоянии. Ч.Дарвин

    Подумайте. Проанализируйте и обоснуйте точку зрения Ч.Дарвина.

    Слайд 3.

    ?

    ?

    ?

    ?

    ?

    Проанализируйте кластер. Исправьте его. Заполните кластер.

    Слайд 4.

    Изменчивость

    - природа живых организмов существовать на различных формах (вариантах).

    Заполните кластер.

    Слайд 5.

    Неопределенная изменчивость

    Заполните кластер.

    Слайд 6.

    Мутации

    З – знаем

    Х – хотим узнать

    У – узнали

    В процессе работы заполните таблицу.

    Слайд 7.

    Классификации мутаций

  • ?
  • ?
  • ?
  • ?
  • ?
  • Подумайте, почем и какие классификации мутаций вы знаете. Составьте схемы.

    Слайд 8.

    ? и ? мутации

    Сравните мутации (любая классификация), заполнив схему «Кольца Венна». Сделайте вывод.

    Слайд 9.

    Выводы

    ?

    Сделайте выводы вдоль теме.

    Слайд 10.

    Домашнее задание

    Захаров В.Б. Общая биология: Учебн. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учеб. заведений/ В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2002, § 10.1., с.300-306.

    В тетради – указать причины комбинативной изменчивости.

    3. Тема урока: «Размножение организмов».

    Слайд 1.

    Размножение организмов

    Материал к уроку

    10 класс

    Профильный курс

    Слайд 2.

    Требования стандарта

    Знать: секрет размножения и оплодотворения.

    Уметь сравнивать: бесполое и половое размножение, сперматогенез и овогенез, делать выводы на основе сравнения.

    Слайд 3.

    Цели урока

    ?

    ?

    Слайд 4.

    Размножение, или самовоспроизведение, — одна изо важнейших характеристик органической природы. Размножение – свойство, присущее всем безо исключения живьем организмам – ото бактерий нота млекопитающих. Существование любого вида животных и растений, бактерий и грибов, наследственность посередь родительскими особями и их потомством поддерживаются едва лишь благодаря размножению.

    Подумайте. Проанализируйте и обоснуйте данную точку зрения.

    Слайд 5.

    ? Какие формы размножения организмов существуют?

    Слайд 6.

    ? Какая фикция размножения организмов лучше?

    Подумайте. Предположите.

    Слайд 7.

    Словарь

    Размножение –

    Бесполое шизогония –

    Дайте определение.

    Слайд 8.

    Словарь

    Половое шизогония –

    Наследственность –

    Дайте определение.

    Слайд 9.

    Словарь

    Спорообразование –

    Почкование –

    Дайте определение.

    Слайд 10.

    Словарь

    Способ бесполого размножения, возле котором новая гомункулус образуется изо части материнского организма —

    Половые клетки —

    Существование у одного организма мужских и женских половых органов –

    Форма полового размножения, возле которой пролификация организма происходит изо неоплодотворенной яйцеклетки

    Генетически однородное аллеломорф многоклеточного организма, образовавшееся бесполым толково –

    Напишите термин.

    Слайд 11.

    Словарь

    Процесс образования половых клеток -

    Процесс образования яйцеклеток –

    Процесс образования мужских половых клеток –

    Редукционное деление, являющееся основой полового размножения -

    Напишите термин.

    Слайд 12.

    Формы размножения живых организмов

    Заполните кластер.

    Слайд 13.

    Размножение организмов разных царств

    Заполните кластер. Сравните.

    Слайд 14.

    Размножение организмов разных царств

    Р.О.

    Р.?

    Р.?.

    Р.?

    ?

    ?

    ?

    ?

    ?

    ?

    ?

    ?

    ?

    ?

    ?

    ?

    ?

    ?

    ?

    ?

    ?

    Заполните кластер. Если на нем имеются ошибки, исправьте его.

    Слайд 15.

    ???

    Почему возле бесполом размножении потомки генетически сходны посередь внешне и с родительской особью?

    Каково биологическое важность бесполого размножения?

    Чем половое шизогония отличается ото бесполого?

    В нежели состоят эволюционные преимущества полового размножения перед бесполым?

    Обоснуйте ответы.

    Слайд 16.

    ?

    Какая фикция размножения организмов лучше?

    Подумайте. Попробуйте ответить.

    Слайд 17.

    Сравнение БР и ПР

    БР

    Общее

    ПР

    Заполните таблицу.

    Слайд 18.

    Фазы сперматогенеза и овогенеза

    Сперматогенез

    Овогенез

    1.

    2.

    3.

    4.

    1.

    2.

    3.

    4.

    Заполните таблицу.

    Слайд 19.

    Сравнение сперматогенеза и овогенеза

    Сперматогенез

    Общее

    Овогенез

    Заполните таблицу и сделайте вывод.

    Слайд 20.

    ?

    Какая фикция размножения организмов лучше?

    Подумайте. Ответьте.

    Слайд 21.

    Информационные ресурсы

    Захаров В.Б. Общая биология: Учебн. для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2002, с. 193-210.

    Файлы: Приложение 3.ppt
    Размер файла: 197120 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология