Автор конспекта:
Автор(ы): — Гондарь Е.В.

Место работы, должность: — МОУ «Пудостьская СОШ», учитель биологии

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: —

обобщить и конкретизировать знания о структуре вида, популяции, систематике в растительном и животном мире.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

А.А. Каменский, Е.А.Крикскунов, В.В. Пасечник Учебник «Введение в общую биологию" 9 класс

Используемая методическая литература: —

А.А. Каменский, Е.А.Крикскунов, В.В. Пасечник Учебник «Введение в общую биологию 9 класс

О.А. Пепеляева, и.в. Сунцова «Поурочные разработки по общей биологии»

А.В. Кулев «Поурочное планирование по общей биологии»

И.А. Жигарев, О.Н. Пономарева, Н.М. Чернова «Основы экологии» — сборник задач, упражнений и практических работ – 10-11 класс

Мин.Образования РФ «Оценка качества подготовки выпускников по биологии»

Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ за 2008, 2007, 2006 год.

Используемое оборудование: —

мультимедийная установка, ватман, маркеры,тесты

Используемые ЦОР: —

презентации учащихся, презентация учителя

Краткое описание: — Урок построен в форме ЕГЭ, поэтому перед учащимися будут стоять задачи разного уровня сложности: -вариант А – задания с выбором ответа (тест) – наиболее простое задание; -в варианте В необходимо выбрать несколько правильных ответов, составить логическую цепочку; найти соответствие между содержанием первого и второго столбца; — вариант С – вопросы на которые необходимо дать развёрнутый,аргументированный ответ.

Обобщающий урок в 9 классе по теме «Популяционно-видовой уровень организации живой материи».

Цели урока: обобщить и конкретизировать знания о структуре вида, популяции, систематике в растительном и животном мире.

Личная значимость изучаемой темы: «Человек разумный – это вид, способный к самоуничтожению» (В.И.Вернадский). Проверка собственных знаний по теме и успешное выполнение индивидуального теста.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, творческий.

Формы организации: урок-обобщение, построенный в форме ЕГЭ.

Развитие умений учащихся: рассуждать и доказывать, анализировать, моделировать ситуацию, а также развивать умение работать с бланками ЕГЭ.

Основные понятия, отрабатываемые в ходе урока: определение вида, популяции, критерии вида, систематические категории в органическом мире, эволюция

План урока:

1.Орг. момент. Целеполагание.

2. Формулирование основополагающих знаний по теме в форме презентации учащихся – проверка домашнего задания.

3. Устный опрос: часть А и часть В.

4. Часть С с элементами моделирования.

5. Подведение итогов.

6. Тестовый контроль.

7. Взаимопроверка.

8. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся.

9. Домашнее задание.

Планируемые результаты: в результате повторения и обобщения знаний по теме «Популяционно-видовой уровень организации живой материи» учащиеся должны справиться с тестовой работой, содержащей вопросы разного уровня сложности (вариант А, В и С).

Источники информации:

А.А. Каменский, Е.А.Крикскунов, В.В. Пасечник Учебник «Биология – 9 класс»

О.А. Пепеляева, и.в. Сунцова «Поурочные разработки по общей биологии»

А.В. Кулев «Поурочное планирование по общей биологии»

И.А. Жигарев, О.Н. Пономарева, Н.М. Чернова «Основы экологии» — сборник задач, упражнений и практических работ – 10-11 класс

Мин.Образования РФ «Оценка качества подготовки выпускников по биологии»

Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ за 2008, 2007, 2006 год.

Ход урока.

Орг. Момент. Целеполагание.

Сегодня на уроке мы с вами должны повторить, обобщить и конкретизировать знания по теме «Популяционно-видовой уровень организации живой природы».

Урок будет проходить в форме ЕГЭ, поэтому перед вами будут стоять задачи разного уровня сложности: -вариант А – задания с выбором ответа (тест) – наиболее простое

задание;

-в варианте В необходимо выбрать несколько правильных ответов;

составить логическую цепочку; найти соответствие между

содержанием первого и второго столбца;

— вариант С – вопросы на которые необходимо дать развёрнутый,

аргументированный ответ.

Этот небольшой «экзамен» мы будем сдавать все вместе, но по окончании нашего урока каждый из вас получит индивидуальное задание, поэтому будьте внимательны. На уроке все получат оценку, а некоторые – не одну.

Проверка домашнего задания.

Заслушивается материал, подготовленный учащимися в форме презентации по теме

Цель: повторить основные понятия темы, развивать умение выделять главное, добавлять недостающее, анализировать и делать выводы.

Прежде чем мы перейдём к решению вопросов части -А-, 2 ученика получат индивидуальное задание.

Задание для моделирования.

На ватмане представьте модель вида – зайца-русака, состоящего из 4-5 популяций. Отметьте популяции цифрами. В ареале существования вида нанесите географические объекты: горы, реки, озёра, дороги, посёлки, города и др.

Составьте рассказ по плану:

1. Вид – это_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Элементами вида являются — __________________________________________________

3. Вид – это целостная система, так как____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Вид, также как и популяция это открытая система, потому, что_____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Докажите, что вид – это устойчивая система.____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Вид – это развивающаяся система._____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответьте на вопросы:

— Назовите возможные причины колебания численности в популяциях зайца-русака.

— Как можно регулировать численность популяции в экосистеме леса?

— Назовите демографические показатели популяции.

Все остальные учащиеся начинают работать с вопросами части –А-.

Напоминаю: при выполнении заданий этой части необходимо из предложенных ответов выбрать один правильный. Если вы назовёте правильный ответ, мы открываем следующий вопрос, если нет – необходимо исправить и объяснить допущенную ошибку.

(Работа с презентацией)

1. Вопросы части –А- .

А 1

Вид – это:

1. совокупность особей, обладающих сходными признаками, скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, занимающих определённый ареал

2. совокупность особей, обитающих в сходных биологических условиях, не имеющих определённого ареала

3. совокупность особей, сходных по внешнему строению, но населяющих разные ареалы

4. совокупность популяций, занимающих разные звенья в цепи питания

А 2

Кто из натуралистов впервые определил критерии вида

1. Н.И.Вавилов

2. Т. Морган

3. Д.Рей

4. К.Линней

А3

Экологический критерий вида – это сходство:

1. условий обитания особей одного вида

2. генотипов особей вида

3. всех процессов жизнедеятельности

4. внешнего и внутреннего строения

А4

Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида относят к критерию:

1. генетическому

2. экологическому

3. биохимическому

4. морфологическому

А5

Генетический критерий вида – это:

1. сходство местообитания вида в природных условиях

2. сходство процессов жизнедеятельности у особей

3. характерный для каждого вида набор хромосом

4. общность распространения вида в природе

А6

На основании какого критерия можно более точно определить принадлежность особи к определённому виду

1.физиологического

2. экологического

3. морфологического

4. генетического

А7

Основная структурная единица вида:

1. род

2. популяция

3. тип

4. класс

А8

Особей в одну популяцию объединяет:

1. изоляция

2. свободное скрещивание

3. наличие мутаций

4. размножение особей

А9

Территория, занимаемая популяцией называется

1. биоценозом

2. ареалом

3. биотопом

4. экологической нишей

А10

Причина колебания численности популяций:

1. наследственная изменчивость особей

2. естественный отбор

3. соотношение между рождаемостью и гибелью особей в популяции

4. взаимоотношения между родителями и потомством

А11

Жизнь популяции изучает наука:

1. биология

2. биохимия

3. экология

4. цитология

А12

Популяцию образуют:

1. берёзы в одном лесу

2. маргаритки на одном газоне

3. кусты жасмина на одном приусадебном участке

4. все виды берёз

А13

Раздел биологии, занимающийся описанием и классификацией организмов:

1. морфология

2. экология

3. эволюция

4. систематика

А14

Наиболее крупная систематическая категория из перечисленных – это:

1. класс

2. тип

3. вид

4. царство

А15

Первое эволюционное учение создал:

1. Ж.Б.Ламарк

2. К.Линней

3. Ч.Дарвин

4. Г.Мендель

2. С частью –А- вы успешно справились, теперь задача стоит более трудная. Необходимо к своим знаниям подключить логическое мышление. Переходим к выполнению заданий части –В-.

В 1

Установите соответствие между признаком моллюска большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен.

П Р И З Н А К И К Р И Т Е Р И Й В И Д А

А) органы чувств – одна 1) морфологический

пара щупалец

Б) коричневый цвет раковины 2) экологический

В) населяет пресные водоёмы

Г) питается мягкими тканями растений

Д) раковина спирально закрученная

А

Б

В

Г

Д

1

1

2

2

1

В 2

Установите правильную последовательность расположения систематических категорий, начиная с наименьшей.

А) вид

Б) отряд

В) класс

Г) род

Д) царство

Е) семейство

Ж) тип

А

Г

Е

Б

В

Ж

Ц

В3

Из приведённого списка факторов выберите четыре признака, которые способствуют росту численности популяции.

1.обилие пищи

2. болезни

3. обилие паразитов

4. отсутствие хищников

5. обилие конкурентов

6. нехватка территории

7. неблагоприятные климатические условия

8. избыток территории

9. благоприятные условия жизни.

1

4

8

9

3. Переходим к части –С- задания со свободным ответом.

Работать предлагаю в микрогрурппах (объединяются учащиеся 2-х парт)

С1


Сначала мы послушаем отчёт микрогруппы, которая получила задание по созданию модели вида и составляющих его популяций.

С2

В чём проявляется относительность морфологического критерия?

(демонстрация полового диморфизма, альбиносов, видов-двойников)

Классифицируя растения, К.Линней обращал внимание на количество тычинок и пестиков в цветке. Предложите другие, свои собственные подходы к разделению растений на систематические группы.

(Слайд — фото цветка с тычинками)

С 4. Между изолированными популяциями возникли различия. Необходимо выяснить, образовались ли в результате этих различий новые виды, или ещё нет. Предложите способ решения этой проблемы.

Подведём итоги, а помогут нам в этом учащиеся, которые работали над презентацией данной темы.

Закрепление:

  • Чтобы убедиться, что вы получили крепкие знания по теме, я подготовила для вас небольшую проверочную , который позволит не только мне, но и вам самим проверить свои знания.

Тест по биологии в 9 классе по теме

«Популяционно-видовой уровень организации живой природы»

А1. Критерий вида, характеризующий процессы жизнедеятельности организма:

1. морфологический

2. генетический

3. физиологический

4. географический

А2. Наименьшая систематическая единица из перечисленных:

1. семейство

2. класс

3. царство

4. вид

А3. К.Линней первый создал:

1. эволюционную теорию

2. систематику

3. учение о биосфере

4. учение о клетке

А4. Экологический критерий вида – это сходство:

1. условий обитания особей одного вида

2. генотипов особей вида

3. всех процессов жизнедеятельности

4. внешнего и внутреннего строения

А5. Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида относят к критерию:

1. генетическому

2. экологическому

3. биохимическому

4. морфологическому

А6. Характерный для каждого вида набор хромосом — это

1. морфологический критерий вида

2. генетический критерий вида

3. физиологический критерий вида

4. географический критерий вида

А7. Наиболее точный критерий вида:

1.физиологического

2. экологического

3. морфологического

4. генетического

А8. Популяция – это:

1. основная структурная единица вида

2. основная структурная единица рода

3. основная структурная единица типа

4. основная структурная единица класса

А9. Территория, занимаемая видом называется:

1. биоценозом

2. биотопом

3. ареалом

4. экологической нише

А10. Увеличение численности популяции связано с:

1. уменьшением ареала обитания

2. увеличением пищевых ресурсов

3. увеличением паразитов

4. уменьшением рождаемости

А11..Жизнь популяции изучает наука:

1. биология

2. биохимия

3. экология

4. цитология

А12. Берёзы в одном лесу образуют:

1. популяцию

2. класс

3. сообщество

4. вид

А13. Раздел биологии, занимающийся описанием и классификацией организмов:

1. морфология

2. экология

3. эволюция

4. систематика

А14. Наиболее крупная систематическая категория из перечисленных – это:

1. класс

2. тип

3. вид

4. царство

Выбери три правильных ответа

В1. Что относится к демографическим показателям популяции

1. свободное скрещивание особей

2. рождаемость

3. миграции

4. возрастной состав популяции

5. смертность

6. характерная окраска особей

Найди соответствие между первым и вторым столбцом

В2. Установите соответствие между признаком млекопитающего- бурого медведя и критерием вида, для которого он характерен.

П Р И З Н А К И К Р И Т Е Р И Й В И Д А

А) зимой впадает в спячку 1) морфологический

Б) шерсть бурого цвета
В) распространён на территории 2) географический

Европы, Сев. и Юж. Америки, Азии
Г) накапливает жир осенью 3) физиологический
Д) масса тела достигает350-500 кг.

А

Б

В

Г

Д

Дайте полный ответ на вопрос:

С1. В чём относительность географического критерия вида

Ответы на тестовое задание


А1 – 3

А2 — 4

А3 – 2

А4 – 1

А5 – 4

А6 – 2

А7 – 4

А8 – 1

А9 – 3

А10 – 2

А11 – 3

А12 – 1

А13 – 4

А14 – 4

В1

2

4

5

В2

3

1

2

3

1

С1. Географический критерий вида не может быть абсолютным, так как на одном и том же ареале может существовать множество видов.

(3 балла)

25 -22 баллов – «5»

21 -17 баллов – «4»

16 – 11 баллов – «3»

меньше11 баллов – «2»

  • Осуществляем взаимопроверку
  • Оценивание.
  • Подведение итогов. Вот и закончился наш маленький экзамен, называемый страшным словом ЕГЭ. Вы успешно справились с ним и убедились, что ничего страшного здесь нет, просто необходимо обладать элементарными знаниями и чуть-чуть логическим мышлением.

Домашнее задание.

Найти и выписать в тетрадь виды животных и растений, населяющих лес, луг, пруд.(по рядам)



Файлы: Урок экологии в 11 классе.doc
Размер файла: 84992 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология