Автор конспекта:
Автор(ы): — Лазарева С.В.

Место работы, должность: —

МАОУ лицей №7 г.Томска, учитель английского языка.

Регион: — Томская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Английский язык

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: —

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках английского языка, как нельзя лучше отражает современные требования к уроку иностранного языка. Данная статья является кратким обобщением основной сути ТРКМ и ее применения на уроках иностранного языка. Рекомендована учителям-предметникам, которые идут в ногу со временем и отходят от старого стереотипа урока.

Применение технологии критического мышления на уроках иностранного языка

С.В. Лазарева

Учитель английского языка МАОУ лицея №7 г.Томска

В наше время качественно изменились цели и задачи образования, в соответствии с ФГОС, изучение иностранного языка в основной школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений, в совокупности ее составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций. [1, 5]

Содержание учебного предмета Иностранный язык, создает необходимую основу для формирования рефлексивного мышления у школьников. Такая качественно новая форма мышления выступает операционно-технической базой перехода учащихся от учебной деятельности как умения учиться в начальной школе к учебной деятельности с элементами самообразования и саморазвития в основной школе. [1, 7]

Что такое критическое мышление? Это система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.[2,7]

Как критическое мышление можно применить в обучении иностранным языкам? Уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (сокращенно — РКМЧП или КМ) выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами.[3, 217]

Используя технологию «Критическое мышление» на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Навыки критического мышления нельзя развить спонтанно. Учитель должен управлять этим процессом. Он стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.

Учитель, работающий в рамках технологии КМ, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет лишь в случае, если правильно выбран:

— информативный материал, способствующий развитию КМ;

— метод (отдельный прием, стратегия) занятия.

Выделяют 3 фазы урока по технологии КМ. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. На данном этапе уместны такие приемы как «Мозговой штурм», кластеры, прогнозирование и т.д.

Вторая стадия – «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника, выявление верных и неверных утверждений, стратегия «Идеал», стратегия «фишбоун», и т.д.), которые позволяют отслеживать собственное понимание.

Третья стадия –«рефлексия» — размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Часто здесь используются такие приемы как синквейн, ответы на поставленные вопросы, организация круглых столов, дискуссии, написание творческих работ.

Технология критического мышления дает ученику:

— повышение эффективности восприятия информации;

— повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

— умение критически мыслить;

— умение ответственно относиться к собственному образованию;

— умение работать в сотрудничестве с другими;

— повышение качества образования учеников;

— желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления дает учителю:

— умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

— возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

— стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

— стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Учителя иностранных языков должны обучать учащихся не только языковым навыкам. Необходимо также развить критический подход к обучению, повышать стремление обучающихся к получению новых знаний.

Главной особенностью технологии развития критического мышления, является "конструирование" собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности.[2, 118]

Приёмы развития критического мышления на уроках иностранного языка позволяют сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной. Работа по развитию критического мышления в процессе обучения иностранному языку позволяет формировать у обучающихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность, динамизм – все, что значимо для формирования потребностно-мотивационной и операционно-технической сфер школьника.[4, 135]

Таким образом, использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого обучающегося, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности, что является неотъемлемым условием реализации задач нового ФГОС.

Литература

1.ФГОС Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы- 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 144 с.

2.Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. — 192 с.

3.Дичковская И.Н. Инновационные педагогические технологии: уч. пособие. — К.: Академвидав, 2004. — 416с.

4.Образовательные технологии: уч.-метод. пособие / [Пехота Е.Н., Кихтенко А.З., Любарская O.Н. и др.]; под общ. ред. Е.Н. Пехоты. — К.:А.С.К., 2001. — 256с.

Файлы: презентация Рогозникова.pptx
Размер файла: 369965 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология