Автор конспекта:
Автор(ы): — Ломакова Ольга Владимировна
Место работы, должность: —
МБОУ СОШ с. Пилюгино, учитель математики
Регион: — Саратовская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Геометрия
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — программа
Краткое описание ресурса: —
Дополнительное занятие Геометрия вокруг нас
Планирование дополнительного занятия по математике
«Геометрия вокруг нас»
Пояснительная записка.
Постепенное вхождение России в европейское образовательное пространство, сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация диктуют необходимость изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только традиционную задачу повышения качества обучения, но и требуя в первую очередь особых педагогических усилий от школы в решении проблемы воспитания.
Одной из важнейших задач школы является воспитание всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Носителем собственного метода познания мира является геометрия, с помощью которой рассматриваются формы и взаимное расположение предметов. Изучение геометрии в школе направлено на развитие пространственного представления окружающего мира, образного мышления учащихся, приобретение изобразительно-графических навыков, формирования геометрического мышления.
В настоящее время введение дополнительного образования широко используется образовательными учреждениями и позволяет учителям математики более детально проработать курс. Следует отметить, что занятия дополнительного образования ни в коем случае не должны быть направлены на закрепление пройденного материала по основной программе. Наиболее целесообразно использование занятий на развитие образного мышления учащихся с помощью геометрии. Безусловно, в течение курса математики в 5-6 классах рассматриваются некоторые элементы геометрии, но этого недостаточно, ввиду сложности и насыщенности курса математики. Предлагаемый курс обеспечит наиболее органичный, с точки зрения психолого-педагогических особенностей возраста, способ деятельности школьников.
Настоящая программа рассчитана на обучающихся 5-6 классов, режим занятий — 2 часа в неделю, или 72 часа в целом за 1 год обучения.
Программа курса «Геометрия вокруг нас» предназначена для развития пространственного воображения, геометрической интуиции и творческих способностей у учащихся 5-6 классов. Особенностью курса является одновременное изучение элементов планиметрии и стереометрии с большим количеством практических занятий.
Цель:
· обеспечить развитие творческих способностей ребенка: гибкость мышления, «геометрическую» зоркость, интуицию, воображение.
Задачи:
· формирование качеств личности, необходимых для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясность и четкость мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, способность к преодолению трудностей;
· воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;
· развитие гибкости и оригинальности мышления, коммуникативных навыков
Для проведения учебных занятий используются следующие формы и методы работы.
Формы обучения: коллективные и индивидуально-групповые занятия, практические и творческие работы.
Основные методы:
объяснение, беседа, иллюстрирование, решение задач, дидактические игры, убеждение.
Контроль достиженияпланируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий.
Предполагаемые результаты.
В результате внедрения предлагаемой программы для дополнительного образования по математике будут сняты трудности в первоначальном ознакомлении с геометрией, когда в 7 классе учащиеся приступают к систематическому изучению этого курса. Развитое пространственное воображение, в условиях сжатости курса геометрии, позволит существенно повысить усвоение учащимся в будущем основного материала.
Обучающиеся должны знать
· виды пространств и их размерность;
· определение параллельных прямых на плоскости. перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве;
· виды многогранников и свойства их элементов;
· центральную и осевую симметрию;
· пифагоровы тройки, теорему Пифагора;
· биографию великих математиков;
Уметь
· выполнять построение треугольника по трем его элементам;
· решать задачи на нахождение объема и площади поверхности куба, на свойство развертки куба;
· выполнять построение многогранников;
· моделировать многогранники из картона, используя их развертку;
Учебно – тематическое планирование
№
Тема занятий
Количество часов
Всего
Теорет.
Практич.
1
Точки, прямые, отрезки
6
2
4
2
Треугольник и тетраэдр
7
2
5
3
Куб
8
2
6
4
Четырехугольник, параллелепипед
7
1
6
5
Многоугольник и многогранник
7
2
5
6
Правильные многогранники
6
1
5
7
Измерения величин
6
1
5
8
Симметрия
6
1
5
9
Прямоугольный треугольник
6
1
5
10
История геометрии
5
5
11
Оригами
4
1
3
12
Наша геометрия
4
4
Итого:
72
14
58
Краткое содержание дополнительной образовательной программы
Тема 1. Точки, прямые, отрезки.(6ч)
Теоретический материал: Пространство и размерность. Конструирование по клеточкам. Параллельные прямые на плоскости и в пространстве. Перпендикулярные прямые на плоскости и в пространстве.
Практикум: Решение задач на параллельные и перпендикулярные прямые.
Тема 2. Треугольник и тетраэдр.
Теоретический материал: Треугольник. Тетраэдр и его элементы. Свойства тетраэдра. Геометрические головоломки.
Практикум: Решение занимательных задач на нахождение площади треугольника. Решение занимательных задач на нахождение площади поверхности и объёма тетраэдра. Построение треугольника потрем элементам.
Тема 3. Куб.
Теоретический материал: Куб и его свойства.
Практикум: Моделирование куба из бумаги. Конструирование фигур из кубов. Задачи на разрезание и складывание фигур Решение занимательных задач на нахождение объема и площади поверхности куба. Задачи на свойство развертки куба.
Тема 4.Четырехугольник, параллелепипед.
Теоретический материал: Параллелограмм и его элементы. Прямоугольник и его свойства. Параллелепипед и его элементы.
Практикум: Конструирование параллелепипедов из бумаги и спичек.
Решение занимательных задач на нахождение площади параллелограмма, прямоугольника используя формулы и свойства.
Тема 5. Многогранник.
Теоретический материал: Многогранники и их элементы. Многогранники вокруг нас.
Практикум: Решение занимательных задач на нахождение объёма и площади поверхности многогранников.Создание презентации многогранники вокруг нас.
Тема 6. Правильные многогранники.
Теоретический материал: Октаэдр. Додекаэдр. Икосаэдр.
Практикум: Моделирование правильных многогранников из картона, используя их развертку.
Тема 7. Измерения величин.
Теоретический материал: Измерение длины.
Практикум: Измерения на местности. Выполнение и защита проекта на заданную тему.
Тема8.Симметрия.
Теоретический материал: Симметрия. Бордюры и орнаменты.
Практикум: Построение фигур используя свойства симметрии.
Тема 9. История геометрии.
Теоретический материал: Пифагор. Евклид. Лобачевский.
Практикум: Подготовка и защита проекта «Великие математики и ученые»
Тема 10. Прямоугольный треугольник.
Теоретический материал: Пифагоровы тройки. Теорема Пифагора.
Практикум: Решение простейших диафантовых уравнений, позволяющих найти пифагоровы тройки.
Тема 11. Оригами.
Теоретический материал: Конструирование объемных тел с использованием компьютера.
Практикум: Конструирование объемных тел с использованием компьютера.
Тема 12. Наша геометрия.
Практикум : Решение задач на развитие пространственных представлений. Праздник “Наша геометрия”.
Литература для учителя.
1. Бабинская. И.Л. Задачи математических олимпиад.- М; 1975.
2. Епишова О.Б., Крупич В.И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,1990.
3. Козлова Е.Г. сказки для математического кружка. — М.:Мирос,1994
4. Математические олимпиады. — М.:Экзамен,2006.
5. Математические олимпиады .учебное – методическое пособие/ Сост. М. Н. Бобошко , Л.В. Коноплева.- Омск: Издательство ОмПГУ,1998.
Литература для ученика.
1. Тысяча проблемных задач по математике: Кн. Для учащихся. — М.: Просвещение,1995.
2. Шапир А. Д., Зачем нужно решать задачи?: Кн. Для учащихся. — М.: Просвещение,1996.
3. Математические олимпиады. — М.:Экзамен,2006.
4. Лоповок Л.М.Тысяча проблемных задач по математике : Кн.для учащихся.- М.свещение,1995.
Файлы: 11.doc
Размер файла: 34816 байт.