Автор конспекта:
Автор(ы): — Ломакова Ольга Владимировна

Место работы, должность: —

МБОУ СОШ с. Пилюгино, учитель математики

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Геометрия

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — программа

Краткое описание ресурса: —

Дополнительное занятие Геометрия вокруг нас

Планирование дополнительного занятия по математике

«Геометрия вокруг нас»

Пояснительная записка.

Постепенное вхождение России в европейское образовательное пространство, сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация диктуют необходимость изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только традиционную задачу повышения качества обучения, но и требуя в первую очередь особых педагогических усилий от школы в решении проблемы воспитания.

Одной из важнейших задач школы является воспитание всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Носителем собственного метода познания мира является геометрия, с помощью которой рассматриваются формы и взаимное расположение предметов. Изучение геометрии в школе направлено на развитие пространственного представления окружающего мира, образного мышления учащихся, приобретение изобразительно-графических навыков, формирования геометрического мышления.

В настоящее время введение дополнительного образования широко используется образовательными учреждениями и позволяет учителям математики более детально проработать курс. Следует отметить, что занятия дополнительного образования ни в коем случае не должны быть направлены на закрепление пройденного материала по основной программе. Наиболее целесообразно использование занятий на развитие образного мышления учащихся с помощью геометрии. Безусловно, в течение курса математики в 5-6 классах рассматриваются некоторые элементы геометрии, но этого недостаточно, ввиду сложности и насыщенности курса математики. Предлагаемый курс обеспечит наиболее органичный, с точки зрения психолого-педагогических особенностей возраста, способ деятельности школьников.

Настоящая программа рассчитана на обучающихся 5-6 классов, режим занятий — 2 часа в неделю, или 72 часа в целом за 1 год обучения.

Программа курса «Геометрия вокруг нас» предназначена для развития пространственного воображения, геометрической интуиции и творческих способностей у учащихся 5-6 классов. Особенностью курса является одновременное изучение элементов планиметрии и стереометрии с большим количеством практических занятий.

Цель:

· обеспечить развитие творческих способностей ребенка: гибкость мышления, «геометрическую» зоркость, интуицию, воображение.

Задачи:

· формирование качеств личности, необходимых для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясность и четкость мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, способность к преодолению трудностей;

· воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;

· развитие гибкости и оригинальности мышления, коммуникативных навыков

Для проведения учебных занятий используются следующие формы и методы работы.

Формы обучения: коллективные и индивидуально-групповые занятия, практические и творческие работы.

Основные методы:

объяснение, беседа, иллюстрирование, решение задач, дидактические игры, убеждение.

Контроль достиженияпланируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий.

Предполагаемые результаты.

В результате внедрения предлагаемой программы для дополнительного образования по математике будут сняты трудности в первоначальном ознакомлении с геометрией, когда в 7 классе учащиеся приступают к систематическому изучению этого курса. Развитое пространственное воображение, в условиях сжатости курса геометрии, позволит существенно повысить усвоение учащимся в будущем основного материала.

Обучающиеся должны знать

· виды пространств и их размерность;

· определение параллельных прямых на плоскости. перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве;

· виды многогранников и свойства их элементов;

· центральную и осевую симметрию;

· пифагоровы тройки, теорему Пифагора;

· биографию великих математиков;

Уметь

· выполнять построение треугольника по трем его элементам;

· решать задачи на нахождение объема и площади поверхности куба, на свойство развертки куба;

· выполнять построение многогранников;

· моделировать многогранники из картона, используя их развертку;

Учебно – тематическое планирование

Тема занятий

Количество часов

Всего

Теорет.

Практич.

1

Точки, прямые, отрезки

6

2

4

2

Треугольник и тетраэдр

7

2

5

3

Куб

8

2

6

4

Четырехугольник, параллелепипед

7

1

6

5

Многоугольник и многогранник

7

2

5

6

Правильные многогранники

6

1

5

7

Измерения величин

6

1

5

8

Симметрия

6

1

5

9

Прямоугольный треугольник

6

1

5

10

История геометрии

5

5

11

Оригами

4

1

3

12

Наша геометрия

4

4

Итого:

72

14

58

Краткое содержание дополнительной образовательной программы

Тема 1. Точки, прямые, отрезки.(6ч)

Теоретический материал: Пространство и размерность. Конструирование по клеточкам. Параллельные прямые на плоскости и в пространстве. Перпендикулярные прямые на плоскости и в пространстве.

Практикум: Решение задач на параллельные и перпендикулярные прямые.

Тема 2. Треугольник и тетраэдр.

Теоретический материал: Треугольник. Тетраэдр и его элементы. Свойства тетраэдра. Геометрические головоломки.

Практикум: Решение занимательных задач на нахождение площади треугольника. Решение занимательных задач на нахождение площади поверхности и объёма тетраэдра. Построение треугольника потрем элементам.

Тема 3. Куб.

Теоретический материал: Куб и его свойства.

Практикум: Моделирование куба из бумаги. Конструирование фигур из кубов. Задачи на разрезание и складывание фигур Решение занимательных задач на нахождение объема и площади поверхности куба. Задачи на свойство развертки куба.

Тема 4.Четырехугольник, параллелепипед.

Теоретический материал: Параллелограмм и его элементы. Прямоугольник и его свойства. Параллелепипед и его элементы.

Практикум: Конструирование параллелепипедов из бумаги и спичек.

Решение занимательных задач на нахождение площади параллелограмма, прямоугольника используя формулы и свойства.

Тема 5. Многогранник.

Теоретический материал: Многогранники и их элементы. Многогранники вокруг нас.

Практикум: Решение занимательных задач на нахождение объёма и площади поверхности многогранников.Создание презентации многогранники вокруг нас.

Тема 6. Правильные многогранники.

Теоретический материал: Октаэдр. Додекаэдр. Икосаэдр.

Практикум: Моделирование правильных многогранников из картона, используя их развертку.

Тема 7. Измерения величин.

Теоретический материал: Измерение длины.

Практикум: Измерения на местности. Выполнение и защита проекта на заданную тему.

Тема8.Симметрия.

Теоретический материал: Симметрия. Бордюры и орнаменты.

Практикум: Построение фигур используя свойства симметрии.

Тема 9. История геометрии.

Теоретический материал: Пифагор. Евклид. Лобачевский.

Практикум: Подготовка и защита проекта «Великие математики и ученые»

Тема 10. Прямоугольный треугольник.

Теоретический материал: Пифагоровы тройки. Теорема Пифагора.

Практикум: Решение простейших диафантовых уравнений, позволяющих найти пифагоровы тройки.

Тема 11. Оригами.

Теоретический материал: Конструирование объемных тел с использованием компьютера.

Практикум: Конструирование объемных тел с использованием компьютера.

Тема 12. Наша геометрия.

Практикум : Решение задач на развитие пространственных представлений. Праздник “Наша геометрия”.

Литература для учителя.

1. Бабинская. И.Л. Задачи математических олимпиад.- М; 1975.

2. Епишова О.Б., Крупич В.И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,1990.

3. Козлова Е.Г. сказки для математического кружка. — М.:Мирос,1994

4. Математические олимпиады. — М.:Экзамен,2006.

5. Математические олимпиады .учебное – методическое пособие/ Сост. М. Н. Бобошко , Л.В. Коноплева.- Омск: Издательство ОмПГУ,1998.

Литература для ученика.

1. Тысяча проблемных задач по математике: Кн. Для учащихся. — М.: Просвещение,1995.

2. Шапир А. Д., Зачем нужно решать задачи?: Кн. Для учащихся. — М.: Просвещение,1996.

3. Математические олимпиады. — М.:Экзамен,2006.

4. Лоповок Л.М.Тысяча проблемных задач по математике : Кн.для учащихся.- М.свещение,1995.

Файлы: 11.doc
Размер файла: 34816 байт.

Рубрики: Математика Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология