Автор конспекта:
Автор(ы): — Протасова Роза Михайловна

Место работы, должность: —

МОУ Большеустинская ООШ- учителишка истории и обществознания

Регион: — Нижегородская силезия

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее шлир
Уровни образования: — дух общее шлир
Уровни образования: — среднее (полное) общее шлир

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Краеведение

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая создание

Краткое проскинитарий ресурса: —

Экскурсия,целью которой является прохождение истории и культуры наших предков.


МОУ Большеустинская основная общеобразовательная школа

Проект:« Мы-нижегородцы»

Тема экскурсии: «Погружение на старину»

Работу выполнили: учащиеся краеведческого кружка

Экскурсовод: Смирнова Дарья- лицеистка 8класса

Возрастная категория: 5-6 класс

Руководитель: Протасова Роза Михайловна

2011г

Информационная радиокарта

Материалы, экспонаты

Время

Наименование подтем и вопросов

Организационные и методические указания

Место встречи с группой – школьный историко-краеведческий музей. Социальный план :

« Наследие малой родины». Экспонаты школьного музея.

Схема маршрута.

5 мин.

Вступление.

1.Тема, цель, поезд экскурсии.

Экскурсовод встречает группу у входа на школьный музей.

Озвучивается вопрос , мишень экскурсии, продолжительность, организационные вопросы, правила поведения во минута экскурсии.

Дать распознание понятий: маршрут, экскурсия, экспонат (если экскурсанты на на экскурсии впервые). Кратко охарактеризовать этапы экскурсии и дать краткие сведения о мастерах, с которыми мы встретимся.

Вариант логического перехода к подтеме: «Древнейшие поселения на территории нашего края.» Сегодня мы совершим экскурсию по родному краю. Вашим экскурсоводом будет Смирнова Дарья и консультантом — Роза Михайловна. План нашей экскурсии на буклете, по окончании экскурсии вам должны составить изобретательный отчет(презентация, кроссворд. викторина..) или написать сочинение: «Путешествие по родному краю: мои впечатления».

Итак, мы отправляемся все в голос на красивые, покрытые тайной места.

Высокогривский починок- древнейшее клерухия на территории края. (нач.1 тыс. )

15 мин.

2. Древнейшие поселения на территории нашего края.

Показать семантика изучения исторического и культурного наследия малой родины. Высокогривский починок. Древнейшие находки- свидетельства жизни на территории края.

Вариант логического перехода к подтеме: «Занятия предков»: Мы предлагаем вам встретиться с местными жителями , словно даст нам способность узнать какие ремесла они помнят, словно они владеют ими , безусловно опять же вам можете задать свои вопросы и инда попробовать свои способности на этом деле.

35 мин.

3. Занятия предков.

Старая мельница.

Встреча со старожилами- Маклашкиным В.Е., Кузнецовым В.Е.

3.1.Земледелие.

3.2.Ремесло.

3.3.Промыслы.

3.4.Скотоводство.

Рассказать о занятиях наших предков на древности. Встретиться и познакомить ребят с интересными людьми . Показать, словно на глубинке помнят и берегут ремесла и культуру своих предков.

Вариант логического перехода к подтеме: «. Культурное наследие.» Наша поездка необычна тем, словно мы можем не прощевайте только узнать, но и попробовать отчего-то сделать своими руками. Сейчас мы попросим хозяйку показать нам словно готовятся традиционные марийские блины — « коман мелна», конечно-же попробуем их и запишем вывод приготовления.

90 мин.

4. Культурное наследие.

Встреча со старожилами- Большаковой И.И.и Изъяновой Л.Г.

4.1.Национальный костюм.

4.2.Национальная кухня.

Познакомить с культурным наследием жителей. Показать и рассказать о национальном костюме, о некоторых обычаях и традициях марийцев и национальной кухне.

Вариант логического перехода к подтеме: « Релогиозные верования». . С принятием христианства у марийцев сохранились многие языческие традиции, но нонче это недурно бы им быть православными.

Воспоминания старожилов В.Г.Маклашкина и Е.И.Ванюшина. Фотографии храма середины 20 века, современные.

30 мин.

5.Религиозные верования.

5.1. .Священная роща.

5.2. Православный кирка Николая Святителя.

Рассказать о часть ,что наши праотцы во минута оно были язычниками, о значении на жизни марийцев религиозных верований.

По рассказам старожилов на месте храма на нач. 20 века была найдена образ божьей матери и На этом месте была построена приход Это единственная на территории Шарангского района церковь( изо 6-и), не закрывавшаяся на годы Советской власти. Посещение храма.

Встреча со священником- отцом Сергием.

Вариант логического перехода к подтеме «Заключение»: Итак, подведем итоги нашей экскурсии .

Обмен мнениями.

Экспонаты . Фотографии.

5 мин.

6. Заключение

Сегодня, пройдя наш маршрут, мы малую толику более стали бомонд об истории нашего края, края на котором мы родились и живём, кто наши предки, каковы корни, традиции и обычаи наших предков. Мы уверены на том, словно перспектива нашей России прощевайте только на силе исторического, культурного и духов­ного потенциала малой

Родины!

Цель: ход интереса к изучению исторического и культурного наследия своих предков, к забытым ремёслам сквозь ныряние на старину.

Задачи:-расширить знания учащихся о народах, проживающих на родном крае.,

-формировать опыт проводить подыскание и снятие информации;

-воспитывать культуру общения, опыт выслушивать разумение других.

Есть без числа значимей по рангу

Селений на России у нас,

Но я для родную Шарангу

Сегодня веду нестандартный рассказ.

«Шаранга»- красивое слово-

Чужой положим того не поймёт,

Но средоточие шарангца любого

Услышав мера слово- поёт!

«Много чудесного и восхитительного богиня наша Нижегородская земля. Этот рубеж яркого решетка народного искусства, многогранного таланта людей, на нём живущих. Как упоительны его необозримые дали! Мы захлебываемся от восхищения ими…» Эти слова принадлежат художнику И.Е.Репину.

Давайте нонче мы с вами отправимся на эти красивые места. Я хочу вы пригласить на экскурсию на места древнейших поселений на территории нашего края .Они появились тут на начале 1 тысячилетия н.э. Археолог А.А.Спицин на начале 20века писал: «Диоритовые и других горных пород каменные молоты встречены на поч. Туманка, на поч. Лоскутово, на поч. Высокогривском…» С Высокогривского кургана мы начинаем нашу экскурсию. Встретимся со старожилами деревни Астанчурга, от них мы узнаем о материальной и духовной культуре коренных жителей края, забытых ремёслах, традициях и обычаях жителей деревни.

Слайд 1.

Мы находимся на Высокогривском починке., описанном археологом А.А.Спициным. на нач. 20 века : « Около этого починка находится продолговато –овальное возвышение, задолго 5 сажень высоты, называемое «Высокой Гривой» и имеющее 120 сажень длины, для ширине на 30 сажень. Оно состоит изо глинистого материала. Русские поселенцы , появившиеся тут на 1851 году, заметили на поверхности этой гривы следы прежней распашки. Здесь найдены предметы древней культуры: бессердечный молоток, железные кодочиг, скребки, которые использовались черемисами возле выделке бортей. При раскопке этого возвышения местные жители заметили на глубине 2,5 аршина кости , похожие на человеческие. Из этого вытекает, словно на Высокой гриве обитал раса –земледелец, присматривавший после пчелами, ухитрявшийся плести лапти- черты, которые свойственны нашим финнам.

Давайте обратимся к презентации и посмотрим, словно выглядят сегодня древние поселения на территории края. Деревня Высокая Грива исчезла с игра нашего района на 80-е годы 20 века. А неточно на трех километрах от Высокогривского кургана более 500 лет вспять возникла марийская невежа -Астанчурга.

Слайд 2.

Село – по русски, по марийски – сола,
И в настоящее время сейчас столетья пролетели,
Но жив раса и радостна земля,
Что этому народу жизнедеятельность дала.

Численность раса на стране 671 тысяча, изо них 8 тысяч живут на нашем крае. Деревня , на которой мы с вами побываем, опять же древнейшее марийское поселение. По рассказам старожиала Маклашкина Виктора Егоровича «…нашей деревне в настоящее время более 500 лет. Чаще прощевайте располагались селения наших предков вдоль рек, озер и вековых лесов.»
Марийские поселения были небольшими и состояли изо 15-20 дворов. Основным строительным материалом являлось дерево. Эти удивительные людишки на протяжении веков остаются на земле своих предков, надо думать хранят традиции, обычаи.
Марийцы замечательные охотники, все минута занимались рыбной ловлей, добывали мёд диких пчёл. Поля марийцев, еле отвоёванные у тайги, были невелики, но они обеспечивали хорошие урожаи. Разводили они и семейный скот.

Слайд 3.

Внимательно погоди на планзифтер и вам увидите деревянную мельницу, которая в настоящее время на разрушенном состоянии от своей давности. Она крестьянам нужна была для обмолота зерна и получения муки. Наши праотцы с от века занимались земледелием и выращивали рожь, пшеницу, ячмень, благодаря тому их пища состояла изо продуктов земледелия, безусловно опять же скотоводства, рыболовства и охоты.
– Какие продукты использовались на пищу?
Особенно широкое приспосабливание имела ржаная мука, которая шла на выпечку хлеба изо кислого теста. Кроме того выпекались разнообразные мучные изделия, например, пироги Их готовили изо золотисто-желтый , гречневой, пореже пшеничной муки, с разнообразными начинками изо овощей, мяса, рыбы.

Слайд 4.

Деревня , на которой мы в настоящее время находимся, марийская- Астанчурга( от имени первопоселенцаАштан). Я хочу вы пригласить на дом, где-либо мы познакомимся с марийской кухней. Традиционным кушаньем народов марийского края являлись блины. Ели их с конопляным или коровьим маслом, подавали повседневно к завтраку. Марийские блины( коман мелна) отличаются от русских. При их приготовлении железно использовались пшеничная мука, простокваша, манка, яйца , сметана и топленое масло, безусловно ещё у каждой хозяйки был нестандартный секрет. Пекли блинытонкими и мягкими.

Сегодня хозяйки нам предложат блины, приготовленные по старинному марийскому рецепту, причем они будут тягун на присутствии нас, безусловно мы будем учиться и помогать. Большакова Ираида Ивановна и Изъяновна Лидия Григорьевна сказали нам , словно этому рецепту в настоящее время без числа лет, он им достался ещё от бабушек.

Слайд 5.

Особой красотой отличалась национальная одежда. Давайте посмотрим на марийский костюм.
Комплекс национальной одежды марийцев, неповторимый для 18 века сложился главным образом на рубеже 1 и 2 тысячелетий. К 17 веку мужская одежда марийцев микроскопично чем отличалась от русской. Большинство крестьян носили одежду изо домотканого сукна или холста. Для их изготовления использовались конопля, лен, шерсть. Верхняя одежда шилась изо овчины, шерсти, холста. Многие ее виды по покрою являлись общими словно для мужчин, следовательно и для женщин. Женская одежда продолжала сохранять разнообразие. Одежду марийских женщин не спутаешь ни с каким другим.
Основным элементом марийского женского костюма была блуза (тогор). На груди делался вырез, края которого скреплялись кольцеобразный застежкой. Рукава рубахи были прямыми. Рубашка украшалась вышивкой шерстяными нитями, которые окрашивали отваром луковой шелухи, почек березы, коры ольхи и различных трав.
Особо охота отметить головные уборы. Головные уборы женщин имели возрастные разновидности. Девичьи уборы оставляли грива открытыми Носили марийки опять же холщевые чепцы, украшенные вышивкой, бисером, медными цепочками. Они были известны по-под русским названием сорока.
На недро надевали бусы, ожерелья изо монет, на руки медные и серебряные кольца, перстни, браслеты. Для традиционного женского костюма характерны многочисленные украшения изо металла, бисера, монет, раковин, перьев и пуха птиц, которые, сверх эстетической, выполняли охранительную функцию. . Нередко металлические украшения делались таким образом, чтоб они возле ходьбе производили шум. Это подобает было отгонять злые силы от их хозяйки

Слайд6.

Обязательными для костюма были пояса, которые вязали спицами или крючком, прикрепляя к нему многочисленные подвески. Сколько выдумки, старания, мастерства, терпения должна приложить женщина, чтоб сотворить то, словно мы видим .

Обратите бережность на черевик женщины – марийки. Праздничной обувью были кожаные сапоги со сборами и острыми носами. На пространный каблучок прибивались медные подковки. Может потому словно мы слышим ясный пульс на танце, иной раз женщины на праздники танцуют, притоптывая каблучками. Повседневной обувью служили лапти. Марийские лапоть отличаются от русских тем, словно они плелись на обе ноги. Носили лапоть с портянками или суконными онучами .

Слайд7.

В этой деревне словно ни насельник ,то плотник. Вот и нам удалось найти человека , владеющего этим ремеслом. « Держать бердыш на руках я научился рано, на хороший крестьянской семье это надобно уметь делать всяк мужчина.»- поведал нам Виталий Егорович Кузнецов. В жаркую сенокосную пору пользуются спросом легкие деревянные грабли. Для изготовления граблей повседневно используется древесина липы или осины.

Теперь их дозволяется купить на магазине, но жители на деревни и на округе предпочитают их заказать у Виталия Егоровича, причем бесплатно. Этот не многословный, добродушный титан рассказал, показал и инда разрешил попробовать отчего-то сделать самим. Много зачем он ещё умеет делать и учит этому своих сыновей, безусловно ещё настоящий усидчивый титан вырастил девятерых детей.

Слайд 8

В деревне без числа уважаемых людей. Еще с один интересным человеком нам подфартило познакомиться- это старожил Маклашкин Виктор Егорович. Познакомившись с ним мы узнали, словно они со своей женой воспитали пятерых детей. Приходится без числа трудиться и вести большое хозяйство: корова, поросенок, овцы, телята, куры, гуси и, к нашему великому удивлению, лошадь! Про лошадей он знает все- словно ухаживать, чем кормить, поить и инда склад у его лошади особенный, свой. В деревне битюг все минута использовалась словно тягловая сила. На ней пахали, боронили, сажали картофель, возили дрова. « Раньше были целые конюшни на деревнях, безусловно нонче единственная битюг на деревне…» Мечта – следовательно зовут битюг Виктора Егоровича, которой 18 лет. Сегодня ему помогает сын, но после лошадью он любит ухаживать сам, о чем он нам с интересом рассказал.

Слайд 9

Нельзя обойти вниманием духовную культуру марийцев и ее особенности.

Наши праотцы во минута оно были язычниками, и верования на жизни марийцев играли немаловажную роль. Природа не прощевайте только кормила марийцев- она была для них объектом релогиозного почитания.Их древняя традиционная религия- почтение великому богу Кугу Юмо и целому пантеону меньших богов- богу зверей( Ур Юмо), дождя(Юр), ветра(Мардеж) и др. Храмами для марийцев служат священные рощи- божьи нить , где-либо весною и осенью, безусловно на случае бедствий и летом, одетые на белые одежды жрецы- игра разводят жертвенный метастаз и приносят своим богам подарки, обращаются к ним после поддержкой. Марийцы были убеждены, словно всяк лес, речка, сеево имеют своего духа-хозяина, например, не разрешали сбивать сосульки , чтоб не сердить мороз,- однако их древние нить сохранились, безусловно реки чисты и полноводны. На территории нашего района сохранились 23 священные рощи, на деревне Астанчурга их две.

Слайд 10

От местных старожилов мы узнали , словно их рощи действующие и мы можем туда войти, но неприступно предупредили нас о том, словно после ничегошеньки невозможно трогать и тем более фотографировать. Мы после побывали и сегодня имеем гала о внутреннем виде рощи.

Слайд 11

По рассказам старожилов на месте настоящего храма на нач. 20 века была найдена образ божьей матери и на этом месте была построена церковь. Эта церковь, единственная на территории Шарангского района церковь( изо 6-и), не закрывавшаяся на годы Советской власти. Местные жители называют нестандартный кирка «визитной карточкой деревни» и с особым уважением относятся к батюшке.

Нас ждёт конгресс со священником Сергеем Николаевичем — отцом Сергием.

Слайд 12

Наша поездка подошла к концу. Побывав на этих местах, столкнувшись со старожилами и другими местными жителями мы поняли, словно на нашей глубинке обдуманно хранят традиции и обычаи своих предков и передают это последующим поколениям.

Файлы: Прогулка по родному посёлку.pptx
Размер файла: 10406009 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология