Автор конспекта:
Автор(ы): — Кашапова Ф.Ф.

Место работы, должность: — МОУСОШ с.Тумутук, учитель русского языка и литературы

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — 1. Показать взаимосвязь и взаимовлияние литературы конца xix начала xx века с историческими процессами в стране и в мире. Обзор культуры. 2. Обобщить и систематизировать материал по поэзии «Серебряного века» 3. Показать место этого периода в русской и мировой культуре. 4. Отработать навыки выразительного чтения и анализа стихотворения

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 12

Краткое описание: — Слово учителя, сообщения учащихся, тестирование, решение кроссвордов, беседа по вопросам, анализ стихотворений, самостоятельная работа учащихся, презентация.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Оборудование к уроку: 1) Эпиграф

2) Выставка сборников поэтов Серебряного века и рефератов

учащихся по творчеству поэтов этого периода

3) Репродукции полотен М.Врубеля.,Н.Рериха.

4) Записи произведений С.Рахманинова, А. Скрябина.

5) Запись песни на стихи М.Цветаевой «Мне нравится, что вы

больны не мной…»

6) Портреты поэтов Серебряного века

Методические приемы: Слово учителя, сообщения учащихся, тестирование, решение

кроссвордов, беседа по вопросам, анализ стихотворений,

самостоятельная работа учащихся, презентация.

Словарь: Серебряный век, модернизм, декаденство, символизм, акмеизм, футуризм

На доске запись темы урока, плакат со словами «Ржавеет золото, и истлевает сталь.

Крошится мрамор- к смерти всё готово

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней – царственное слово»

А.Ахматова

Эпиграф урока: « Я каждый миг исполнен откровенья »

Ход урока

Учитель сообщает тему, цель и задачи урока.

Слово учителя: Посмотрите вокруг себя… Так необычно всё, что нас окружает:

Полотна художников и звуки музыки переносят нас в иные миры – в Серебряный век.

Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова?

Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

Серебряный век – блеск, яркость, хрупкость, мгновенность, туман, тайна, волшебство.

Звуковой облик слов «Серебряный век »создаёт в нашем воображении особый мир, настраивает на разговор о прекрасном. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театра. Впервые это название было предложено Николаем Бердяевым. Ещё этот период называют «русским ренессансом»

Каким десятилетием, каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века? ( Работа строится как поиск ответа на проблемный вопрос, который записывается в тетради.)

Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком?

Почему поэзия заняла в культуре ведущее место?

Что это было за время- рубеж веков? Какие события характеризовали эпоху?

Давайте вспомним содержание этого периода, пусть вихрь истории калейдоскопом пронесётся перед нами…

( Ученик даёт историческую справку)

1890 г. – начало эпохи экономического развития, реформы С. Ю. Витте.

1894 г - начало царствования Николая ii

1904 – 1905 г г. – русско- японская война.

1905 – 1907 гг. – первая русская революция.

1906 г. - создание первой Государственной Думы и аграрная реформа А.П. Столыпина.

1914 г — -начало Первой мировой войны.

1917 г – Февральская революция; свержение самодержавия, Октябрьская революция.

Вот перед вами основные события эпохи. Это и войны, и небывалые перемены, сулящие светлое будущее. Парламентаризм, частная собственность на землю – такого в России ещё не было. Бунт черни, проигранные войны, кризис власти – доколе ещё терпеть это русскому интеллигенту? А если не терпеть, то что делать, включиться в этот поток?

Как чувствует себя человек в это тревожное , противоречивое, кризисное время?

Почему получает распространение декаденство? ( лат. – упадок, погружение в индивидуальные переживания)

Сообщение учащихся – искусствоведческие. ( На фоне музыки С. Рахманинова «Вокализ» ученик представляет полотна, ставшие символами эпохи)

Всмотритесь в полотна живописцев, вслушайтесь в звуки музыки композиторов той эпохи..

а) М. Врубель « Демон поверженный»

Всё собралось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опалённые крылья Икара,

дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большие страдания.

б) К. Петров- Водкин. « Купание красного коня »

Торжественное монументальное полотно, оттолкнувшись от реального земного события,

обнаружило глубокий символический смысл; чуткий зритель увидел в нём своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества..

Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роднили не только со строем древнерусских икон, но и с образами итальянского Ренессанса, возвышенным искусством А. Иванова, чувственной красочностью холстов Матисса.

Важнейшее свойство эпохи – лирическое преображение всех видов искусств.

Художники новой эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началами.

Нечто похожее можно сказать и о музыке. После тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер М.П. Мусоргского и И.П.Чайковского наступила эпоха А. Скрябина и Рахманинова.

Сообщение учащегося : ( Переход от Золотого века» русской поэзии к « Серебряному веку» ) .

Глядя на общую панораму поэтики серебряного века заметны некоторые универсальные тенденции. На рубеже веков меняется тематический строй русской поэзии. Историческая конкретика уступает место « вечным темам» жизни и смерти, любви и красоты, мук и радости творчества. В творчестве некоторых поэтов складывается культ мгновения,

мимолётности (это свойственно особенно символизму). Важнейшим средством создания зыбкости словесного значения стало интенсивное использование метафор, которые строились не на заметном сходстве соотносимых предметов и явлений, а на неочевидных перекличках ,проявляемых лишь данной психологической ситуацией.

Слово учителя:

А теперь проведём литературоведческий диктант:

1. Это слово означает « современный » новейший. Это новое явление в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества.

( модернизм)

2. Этим термином называют рубеж веков. (серебряный век).

3. Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства;

Объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизречённого», недосказанность, замена образа.( символизм)

4.Это направление провозгласило культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа. ( акмеизм)

5. Это направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. ( футуризм)

6. Это слово означает «упадок», обречённость (декаденство)

Проверьте написание этих слов.( они написаны на доске)

Слово учителя:

Ощущение кризиса эпохи было всеобщим, но в литературе отражалось по-разному.

Литература этого периода явила блестящее созвездие ярких поэтических индивидуальностей, каждый из которых являл собой огромный творческий пласт, обогативший не только русскую, но и мировую поэзию.

Выполним тест на знание соответствий поэтов с литературными течениями.

Тест

1. К какому литературному течению принадлежал В. Маяковский?

1.Футуризм

2. Акмеизм

3. Символизм

2. К какому литературному течению одно время принадлежал С.Есенин?

1. Символизм

2. Футуризм

3. Имаженизм

4. Акмеизм

3. К какому поэтическому направлению относится творчество А.Ахматовой?

1. Футуризм

2. Символизм

3. Модернизм

4. Акмеизм

4. Какому поэтическому направлению принадлежит творчество Н. Гумилёва?

1. Акмеизм

2. Имаженизм

3. Символизм

4. Футуризм

5. Кто из поэтов не принадлежал к акмеизму?

1. А. Ахматова

2. К. Бальмонт

3. О. Мандельштам

4. Г. Иванов

6.К какому направлению принадлежали поэты?

1. В.Брюсов, Д. Мережковский, К.Бальмонт, А Белый.

2. Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Хлебников.

3. Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам.

Слово учителя:

А теперь вслушаемся в строки поэтов серебряного века.

Обратимся к эпиграфу урока « Я каждый миг исполнен откровенья »

Эти слова можно сказать о каждом поэте рубежа веков.

На фоне музыки С. Скрябина учащиеся читают стихи.

Презентация поэтов серебряного века.

1-й чтец

Стихотворение Владимира Соловьёва «Хоть мы навек незримыми цепями»Поэт Серебряного века, философ, публицист, богослов. Написал множество статей, посвященных русской литературе .Был кумиром для молодых поэтов.

Хоть мы навек незримыми цепями

Прикованы к нездешним берегам.

Но и в цепях должны свершить мы сами

Тот круг, что на волю высшую согласно,

Своею волей чуждую творит,

И под личиной вещества, бесстрастной

Везде огонь божественный горит

2-й чтец К. Бальмонт « Я в этот мир пришёл увидеть солнце»

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце.

И синий кругозор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце

И выси гор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин.

Я победил холодное забвенье,

Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья,

Всегда пою.

Поэт Серебряного века Константин Бальмонт выпустил свой первый сборник стихов

На заре этого века, в 1890 году. В течение целого десятилетия был самым известным

Из русских поэтов. Знал четырнадцать иностранных языков, делал прекрасные переводы.

Его отличали неугомонный нрав и неуёмная сила.

3-й чтец « Поэт»

Сладок мне венец забвенья тёмный,

Посреди ликующих глупцов

Я иду отверженный, бездомный

И бедней последних бедняков.

Но душа не хочет примиренья.

И не знает, что такое страх;

К людям в ней – великое презренье,

И любовь, любовь в моих очах:

Я люблю безумную свободу!

Выше храмов, тюрем и дворцов,

Мчится дух мой к дальнему восходу,

В царство ветра, солнца и орлов!

Дмитрий Мережковский- идеолог символизма. Заметная фигура среди богемы Серебряного века, высоко образованный человек. Он является автором историко- философских романов, пьес и исторических трудов

4-й чтец « Я - бог таинственного мира»

Я—бог таинственного мира,

Весь мир в одних моих мечтах.

Не сотворю себе кумира

Ни на земле, ни в небесах

Моей божественной природы

Я не открою никому.

Тружусь, как раб, а для свободы

Зову я ночь, покой и тьму

Поэт Серебряного века Фёдор Тетерников знаком всем нам под псевдонимом Фёдора Соллогуба .Сын портного и прислуги. Двадцать пять лет преподавал математику в глухих северных городках. И писал, писал стихи.

5-й чтец « Эго полонез»

О России петь— что стремиться

По лесным горам, полевым ковром.

О России петь – что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать..

О России петь – что тоску забыть,

Что Любовь любить, что бессмертным быть!

Игорь Северянин ( Игорь Васильевич Лотарёв) тоже был яркой звездой на небосклоне Серебряного века. В феврале 1918 года на поэтическом вечере в Политехническом музее в Москве был (провозглашён королём поэтов).

Больше 20-ти лет прожил в эмиграции. Тосковал по России.

6-й чтец « Душа и имя»

Кто создан из камня. Кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело- измена, мне имя –Марина.

Я бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти,

Тем гроб и надгробные плиты..

В купели морской крещена – и в полёте

Своём – непрестанно разбита!

Конечно же, это Марина Цветаева. Печатала свои стихи с 16 лет. Совсем юную её поддерживали Брюсов и Волошин. С последним завязалась дружба на долгие годы. Всю жизнь жила любовью к мужу, детям, России. В августе 41-го покончила жизнь самоубийством.

7-й чтец

А вы могли бы?

Я сразу смазал карту будняя,

Плеснувши краску из стакана;

Я показал на блюде студня

Косые скулы океана .

На чешуе жестяной рыбы

Прочёл я зовы новых губ.

А вы

Ноктюрн сыграть могли бы

На флейте водосточных труб?

Владимир Маяковский – яркая звезда на небосклоне Серебряного века.

Родился в Грузии, учился в кутаисской гимназии. В1906 году переехал в Москву, стал заниматься революционной работой. Дважды был арестован Был в числе авторов первых футуристических манифестов

Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, одарённая личность.

Каждый считает, что он в ответе за будущее.

Прослушивание стихотворения А. Ахматовой в исполнении Натальи Таранычевой.

« После всего» из сборника « Аnno Domini »

Слово учителя: Рубеж веков стал расцветом русской духовности. Поэзия стала главным рупором настроения эпохи. Век породил так много поэтов –« хороших и разных», но все они жили сложной внутренней жизнью. Вся жизнь их была наполнена до краёв исканиями, чувствами, мыслями и стихами. Поэзия Серебряного века отличается языковым своеобразием. Яркость метафор , ассонанс, сравнения, оксюморон-наиболее часто употребляющиеся выразительные средства.

Задание по группам» Анализ стихотворения К. Бальмонта « Фантазия».

Анна Ахматова « Сжала руку под тёмной вуалью»

Сергей Есенин « Отговорила роща золотая»

Слово учителя: Значение поэзии Серебряного века.

Поэзия пришла к нам как радость, как новое открытие мира. Она явилась связующим звеном развития современной поэзии.

Традиции поэтов рубежа веков продолжаются в творчестве Н. Тихонова, Э. Багрицкого, А. Дементьева. Многие стихи переложены на музыку. М. Цветаева «Мне нравится, что вы больны не мной» (Прослушивание песни в исполнении Аллы Пугачёвой)

Серебряный век стал культурной эпохой не только в России, но и во всём мире.

Создан музей поэтов Серебряного века. Стихи многих поэтов переведены на многие языки мира.

Чтение стихов Анны Ахматовой на английском языке «Мне голос был» Какое впечатление произвела на вас поэзия?

Какой вывод для себя сделали?

Поэзия Серебряного века – поэзия чувств.

К, сожалению, судьба поэтов Серебряного века трагична: кровь, хаос, беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу её существования. Кто покинул Родину, кто расстрелян или сослан в лагеря, кто

покончил жизнь самоубийством.

Стихотворение Юрия Козлова «Серебряный век »

Оттепель на Родине опять

Мы из льда позора, толщи снега

По крупицам будем собирать

Золото серебряного века

Мировая война,

Революции бег,

Да репрессий волна-

Вот Серебряный век.

Уцелели не все

После тех передряг:

Тот живёт, как во сне,

Тот народу стал враг.

Слово правды в цепях,

А доносчик- герой:

Кто гниёт в лагерях,

Кто убит сом собой.

Под негласный надзор

Поступает талант.

Совесть ходит, как вор,

Слово как спекулянт.

Давайте снова вспомним поэтов Серебряного века. Вот их имена:

Презентация поэтов. (Под музыку композитора Доги из фильма « Мой нежный и ласковый зверь» )

Вывод: 1.Поэзия Серебряного века сыграла огромную роль в развитии русской литературы 2. Поэзия Серебряного века оказала огромное влияние на развитие русской и мировой культуры и литературы.

Итог урока:

Д / з: Выучить понравившееся стихотворение

Файлы: Серебряный век, конспект.zip
Размер файла: 185878 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология