Автор конспекта:
Автор(ы): — Мухаметзянова Лилия Ринатовна

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

Цель: сформировать понятия файл, папка, имя файла, полное имя файла, путь к файлу, файловая система, расширение файла.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание: — Задачи: — ввести понятие определений «файл», «папка», «файловая система»; — изучить характеристики и свойства папок и файлов; — научить составлять дерево файловой системы; — научить правильно называть файлы и папки; — научить отслеживать путь по файловой системе.

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Сегодняшняя тема урока: «Файлы и файловая система» (слайд 1). На уроке вы познакомитесь с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу, научитесь составлять дерево файловой системы, отслеживать путь по файловой системе (слайд 2).

Но в начале урока повторим общие принципы работы ЭВМ, выполнив тест, который включает 3 уровня сложности, а затем проверим д/р.

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Тест:

уровень «3»

1. К устройствам ввода или вывода относится монитор?

А) ввода Б) вывода

2. Является ли клавиатура устройством ввода информации?

А) да Б) нет

3. Является ли клавиатура устройством ввода информации?

А) да Б) нет

4. Устройство являющееся «мозгом» и координирующим центром компьютера.

А) процессор Б) оперативная память

В) долговременная память

5)Верно ли, что при отключении питания стирается вся информация из ПЗУ?

А) да Б) нет

6)Верно ли, что при отключении питания стирается вся информация из ОЗУ?

А) да Б) нет

7) Где хранится программа, которую в данный момент обрабатывает процессор?

А) ОЗУ Б) ПЗУ

8)Можно ли сделать запись в ПЗУ?

А) да Б) нет

9) Верно ли утверждение, что работой процессора управляет оперативная память?

А) да Б) нет

10) Выберите из нижеперечисленных набор устройств, из которых можно собрать компьютер:

А) процессор, память, клавиатура

Б) процессор, память, дисплей, клавиатура, дисковод

В) процессор, память, дисковод

(в уровне «3» допускается 2 ошибки)

уровень «4»

11)Для чего предназначена оперативная память компьютера?

А) Для ввода информации

Б) Для обработки информации

В) Для вывода информации

Г)Для временного хранения информации

Д) Для передачи информации

Е) Для длительного хранения информации

12) Какое устройство предназначено для передачи информации?

А) Сканер Б) Принтер Г) Модем Д) Клавиатура

Е) Процессор

13) Какие из устройств предназначены для ввода информации?

А)Сканер Б) Принтер Г) Модем Д) Дисплей

Е) Процессор

14) Скорость работы компьютера зависит от:

А) наличия или отсутствия подключенного принтера;

Б) организации интерфейса ОС;

В)тактовой частоты обработки информации в процессоре

Г) объема обрабатываемой информации

Д) объема внешнего запоминающего устройства

(в уровне «4» допускается 1 ошибка)

уровень «5»

15) Магистрально-модульный принцип архитектуры современных персональных компьютеров подразумевает такую логическую организацию его аппаратных компонент, при которой:

А) каждое устройство связывается с другими напрямую, а также через одну центральную магистраль;

Б)все они связываются друг с другом через магистраль, включающую в себя шины данных, адреса и управления;

В)связь устройств друг с другом осуществляется через центральный процессор, к которому они все подключаются;

Г) устройства связываются друг с другом в определенной фиксированной последовательности (кольцом);

Д) каждое устройство связывается с другими напрямую.

(в уровне «5» ошибок не допускается)

После выполнения теста учитель фиксирует оценки поставленные программой.

Далее учитель переходит к устному опросу:

ü давайте вспомним, где в компьютере хранится информация?

ü давайте проверим как вы дома заполнили таблицу (учебник, стр.50 задание2.2.)

учитель демонстрирует таблицу (слайд №3)

Тип устройства

Максимальная информационная емкость

Опасные воздействия

Жесткий магнитный диск

CD-диск

DVD-диск

Flash-диск

Учитель демонстрирует свой вариант ответа:

Тип устройства

Максимальная информационная емкость

Опасные воздействия

Жесткий магнитный диск

3 Тбайт

Удары

CD-диск

700 Мбайт

Царапины

DVD-диск

4,7 Гб — 8Гб

Царапины

Flash-диск

128 Гбайт

Неправильное отключение

ü А в каком виде представлена информация в памяти компьютера.

3. Изучение нового материала.

(Учитель подводит итог к выше сказанному) Итак, все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов.

Файл– это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти. (Слайд №4)

Примеры имен файлов:сочинение.doc, класс.bmp, компьютер.ppt(слайд 4)

ü На основании приведенных примеров учитель задает вопрос: Из каких частей состоит имя файла?

Учитель подводит итог:Имя файласостоит из двух частей, разделённых точкой: собственно имени файла и расширения (типа файла). (слайд №5)

Также поясняет что, имя файлу дает пользователь, а расширение или тип файла задается той программой, в которой он создается. Имя файла может иметь до 255 символов, причем допускается использование русского алфавита и пробелов.

По типу файла можно судить о том, какого вида данные в нём содержатся: текст, графика, звук или программа.

Давайте попробуем вместе заполнить таблицу типов файлов(слайд №6):

Расширение

Тип файла

*.doc, *.txt

*.bmp, *.jpg, *.gif

*.avi, *.mpeg

*.wav, *.mp3, *.mid

*.bac, *.pas

*.zip, *.rar

*.exe или *.com

*.sys, *.drv

htm, html

Учитель выбирает верный ответ учащегося и записывает его в таблицу.

Символы, которые не может содержать имя файл: (слайд №7)

/ \ : * ? « < > |

Задание 1: (слайд №8)

Выберите допустимые имена файлов. Объясните, почему другие имена нельзя задать файлу, исправьте ошибки. Назовите, используя составленную таблицу, тип каждого файла.

1. IVAN*.DOC

2. LIN?EXE

3. ПРИРОДА.ВМР

4. А.В.ТХТ

5. Рыбалка.

6. 8 «А» класс.jpg

7. Смешарики.avi

8. mp3

Задание 2:

Карточка 1

предложите варианты имен и типов для перечисленных ниже файлов.

Содержание

Имя

Тип

Имя файла

Фото моей семьи

Рецепт яблочного пирога

Буклет «Моя школа»

Открытое письмо Биллу Гейтсу

BillG

doc

BillG.doc

Семейный альбом «Моя родословная»

Репродукция картины Малевича «Черный квадрат»

Петиция директору школы об увеличении числа уроков информатики

Реферат по истории

Реклама концерта рок-группы

Карточка1

Предложите варианты имен и типов для перечисленных ниже файлов.

Содержание

Имя

Тип

Имя файла

Фото моей семьи

Рецепт яблочного пирога

Буклет «Моя школа»

Открытое письмо Биллу Гейтсу

BillG

doc

BillG.doc

Семейный альбом «Моя родословная»

Репродукция картины Малевича «Черный квадрат»

Петиция директору школы об увеличении числа уроков информатики

Реферат по истории

Реклама концерта рок-группы

Статья в журнал «Информатика и образование»

После выполнения задания 2 учитель собирает карточки, которые проверит после урока.

Задание 4: (задание подготовлено на интерактивной доске)

Ниже указаны имена файлов. Выбери из них имена текстовых файлов графических файлов, программ.

лето.bmp, сочинение.doc, мама.jpg, юра.wav, dog.txt, cat.jpg, game.bmp, boy.exe, music.txt, bоок.mpЗ, vopros.wav, box.exe, otvet.txt.

Текстовые файлы

Графические файлы

Программы


Ответы:
leto.doc, dog.txt, music.txt, otvet.txt — текстовые;
aaa.bmp, mama.jpg, cat.jpg, game.bmp — графические;
boy.exe, box.exe — программы.

Учитель координирует диалог учащихся.

Файловая система.

На каждом носителе информации (жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.

Файловая система- это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними.(слайд 14)

Файлы на диске можно хранить следующим образом (слайд 14):

Чем отличается хранение файлов на 1-м рисунке от хранения файлов на 2-м рисунке?

Итак, файловые структуры бываютодноуровневыми и многоуровневыми (иерархическими).

Одноуровневая файловая система – это простая последовательность файлов.

Многоуровневая (иерархическая) система представляет собой систему вложенных папок. В каждой папке могут храниться папки нижнего уровня и файлы.

Где еще мы сталкиваемся с одноуровневыми и многоуровневыми системами?

Основные элементы файловой системы можно представить в виде (слайд):

Учитель дает пояснения к слайду: Каждый диск имеет логическое имя, обозначается латинской буквой со знаком двоеточия: А: В: — гибкие диски, С: D: Е: — жесткие, оптические диски.

Папка (каталог) верхнего уровня для диска являетсякорневой папкой или каталогом,которая обозначается добавлением к имени диска наклоненной влево косой чертой \ (обратного слэша), напримерС:\.

Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу.Путь к файлу начинается с логического имени диска, затем записывается последовательность имен вложенных друг в друга папок, в последней из которых содержится нужный файл. Имена диска и папок записываются через разделитель \.

Примеры полных имен файлов (слайд):

C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc

C:\Рефераты\Информатика\Интернет.doc

C:\Рефераты\Информатика\Компьютерныевирусы.doc

C:\Рисунки\Закат.jpg

C:\Рисунки\ Зима.jpg

Назовите в каждой записи корневой каталог, вложенные папки, имена файлов.

Задание 4: (задание подготовлено на интерактивной доске)

Отдели имена файлов от имен папок

Lettet.txt, Book, List.doc, 2012 год, Windows.jpg, Windows, Dom.doc.

ФайлыПапки

Ответ:
файлы- Lettet.txt, List.doc, Windows.jpg, Dom.doc;
папки- Book, 2012 год, Windows.

Задание 5: (слайд)

Записать полные имена всех файлов.

Ответ (подготовлены на слайде):

C:\Рисунки\Природа\Небо.bmp

C:\Рисунки\Природа\Снег.bmp

C:\Рисунки\Компьютер\Монитор.bmp

C:\Мои документы\Доклад.doc

Задание 6: (слайд)

Постройте дерево каталогов (на интерактивной доске и в тетради)

C:\Рисунки\Природа\Небо.bmp

C:\Рисунки\Природа\Снег.bmp

C:\Рисунки\Компьютер\Монитор.bmp

C:\Мои документы\Доклад.doc

Закрепление пройденного.

Задание 7 (информационный диктант) (слайд 21)

Верное предложение – 1, неверное – 0

1. файлэто данные, хранящиеся в оперативной памяти.

2. каждый файл определяют следующие параметры – длина, ширина, объем.

3.На тип файла указывает его расширение.
4.Объем файлов измеряется в Гц.

5.Расширение файла указывает на дату и время создания файла.

6.Внутри одного файла могут содержаться другие файлы.
7.В имени файла нельзя использовать знак ?

8.Об одноуровневой файловой системе можно сказать, что каталог диска представляет собой систему вложенных папок.

9.Логическое имя диска обозначается С:

10.Имя файлу даёт операционная система.

Практическая работа на компьютере(слайд)

Найти файл по заданному пути (в виде дерева) (задания на карточках следующего типа):

C:\Document and Setting\Мои документы \ Рисунки \ Животные \ Тигр.bmp
C:\ Document and Setting\Мои документы \ Рисунки\Животные\Лиса.bmp
C:\ Document and Setting\Мои документы \Рисунки\Компьютер\Мышь.bmp
C:\Мои документы\Урок.doc

C:\Мои документы\Урок\сочинение.doc

Найденные файлы скопировать в свою папку.


Файлы: Оленёнок1.JPG
Размер файла: 16565 байт.

Рубрики: Информатика и ИКТ Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология