Автор конспекта:
Автор(ы): — Семендяева Наталья Николаевна

Место работы, должность: —

МБОУ Орловская СОШ №4, учитель географии

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Выявить факторы формирования Восточной Сибири: 1. Особенности географического положения; 2. Особенности природы; 3. Природные ресурсы.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

В.П.Дронов,И.И.Баринова, В.Я.Ром,А.А.Лобжанидзе География России: Природа. Население. Хозяйство.

Используемое оборудование: —

Физическая карта России, контурная карта России, карты атласа, мультимедийное оборудование.

Краткое описание: —

Урок освоения нового материала на основе ранее изученного. 5 по теме Восточный макрорегион России . Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие.

Тема урока: Факторы формирования Восточной Сибири. Цель: Выявить факторы формирования Восточной Сибири: 1. Особенности географического положения; 2. Особенности природы; 3. Природные ресурсы. Оборудование: Физическая карта России, контурная карта России, карты атласа, мультимедийное оборудование. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Объяснение нового материала. — Мотивация изучения темы. Презентация природы Севера Восточной Сибири. «Всем Сибирь и щедра и богата! Здесь для юности край непочатый Впрочем, что убеждать вас стихами Приезжайте…. Увидите сами!» (Казимир Лисовский) Площадь Восточной Сибири – более 7 млн. км. Она сопоставима с площадью материка Австралии (7,7 млн. км). На севере находится самая крайняя точка Евразии – мыс Челюскин. Нигде в мире нет такой амплитуды температур, как здесь, годовая доходит до 90°С. Здесь находиться полюс холода России и Северного полушария – Оймякон (-72°С) — Факторы формирования района (работа в группах) 1 группа. Географическое положение (ФГП, ЭГП, ГПП) Задание: 1. По картам атласа 8 класса стр. 4 -5 физическая карта России и Восточная Сибирь стр. 44 – 45, определить особенности ФГП. 2. Используя текст учебника стр. 215 и карты атласа 9 класс «Восточная Сибирь и Дальний Восток» стр.44 – 45, стр. 21 «Железнодорожный транспорт», дать оценку ЭГП района. Найдите на карте города, через которые планируется строительство железнодорожных магистралей. Нанесите эти магистрали на контурную карту. В чем достоинства и недостатки этих проектов. 3. Используя текст учебника стр. 215 – 216 определить особенности геополитического положения. 4. Вделайте вывод о выгодности географического положения изучаемой территории. Учитель: По моря Северного Ледовитого океана проходит Северный морской путь. С помощью мощных ледоколов осуществляются сквозные проходы от Мурманска до Владивостока. А путь от Лондона до Токио сокращается с 35 дней через Суэцкий канал, до 22. 2 группа. Особенности природы (рельеф, климат) Задание: 1. По картам атласа 8 класса стр. 4 -5 физическая карта России и Восточная Сибирь стр. 44 – 45, определить основные формы рельефа Севера Восточной Сибири. 2. Используя карты атласа 8 класса стр. 4 -5, стр. 10 – 11, установите зависимость рельефа от тектонического строения. 3. Используя карту атласа 8 класса «Климат» стр.1 4 -15, определите, в каких климатических поясах располагается изучаемая территория. 4. Докажите суровость климата, используя климатическую карту ( определить изотермы января, июля, абсолютный максимум и минимум температуры воздуха, количество осадков). 5. Расскажите о многолетней мерзлоте, используя текст учебника стр. 219 -220. 6. Сделайте вывод о природных условиях Севера восточной Сибири. Учитель: Суровость сибирского климата характеризуется, прежде всего, очень низкими температурами. Нигде в Северном полушарии нет таких сильных морозов, какие бывают в январе в Оймяконе и Верхоянске. Но благодаря большой сухости воздуха, обилию ясных, солнечных дней и отсутствию ветров сильные морозы переносятся в Сибири сравнительно легко. Жители Иркутска или Читы мороз в -30°С считают таким же бодрящим, как москвичи десятиградусный. Многолетняя мерзлота. На это уникальное явление природы обратили внимание еще землепроходцы и писали об этом даже самому царю: «А в Якутцком… хлебной пашни не чаять – земля-де, государь, в середине лета вся не ростаивает». 3 группа. Природные ресурсы (минеральные, водные, лесные, биологические) Учитель: Восточную Сибирь называют краем будущего. Насколько справедливо это утверждение? Попробуем поразмышлять вместе. Задание: 1. Используя текст учебника И.И. Бариновой География: природа России 8 класс стр. 229 – 231 рассказать о природных ресурсах Севера Восточной Сибири: А) минеральные; Б) гидроэнергетические, использование рек; В) лесные; Г) биологические. 2. Нанести на контурную карту месторождения полезных ископаемых. Учитель: Суровый, резко континентальный климат Восточной Сибири, преобладание сильно расчлененного рельефа, многолетняя мерзлота и слабая заселенность территории ограничивают возможности развития хозяйства, добычу полезных ископаемых, строительство дорог. 4группа. Природные районы Севера Восточной Сибири. Задание: 1. Определить какие природные районы выделяются на территории изучаемого района. 2. Прочитать текст учебника стр. 220 -221, рассказать об особенностях природы: А) тундры на полуострове Таймыр; Б) Якутии; В) восточносибирская тайга. Вывод: 1) Север Восточной Сибири имеет одно из самых не выгодных географических положений на территории России. 2) Природные условия одни из самых не благоприятных на территории России, характеризуются сложным рельефом, суровым климатом, вечной мерзлотой. 3) Север Восточной Сибири богат различными природными ресурсами. 3.Закрепление: 1. Сравнить географическое положение Западной Сибири и Севера Восточной Сибири. 2. Оценить природные условия для жизни хозяйственной деятельности человека. 3. У якутов есть поговорка « Сто километров – не расстояние, 40° — не мороз» , как вы ее понимаете? 4. Какими природными ресурсами богата изучаемая территория. Величественна и сурова природа Севера Восточной Сибири. Брать от нее что-либо даром человек не имеет права. Для успешного освоения природных богатств необходимо решать сложные проблемы рационального и бережного отношения к природе. Но это тема следующих уроков. 4. Домашнее задание. Изучить §51 – 52, ответить на вопросы к §. Нанести на контурную карту особенности географического положения Севера Восточной Сибири.

Файлы: Восточная Сибирь.ppt
Размер файла: 3114496 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология