Автор конспекта:
Автор(ы): — Цепикова Екатерина Владимировна и Смирнова Людмила Анатольевна

Место работы, должность: — школа № 136 учитель биологии и учитель географии

Регион: — Город Санкт-Петербург

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Биология
Предмет(ы): — География

Цель урока: —

Цель урока: организовать познавательную деятельность учащихся для изучения закономерностей размещения животных .

Задачи

Образовательные: сформировать знания учащихся о зоогеографических областях, ареалах обитания, миграциях; познакомить с закономерностями размещения животных в ареале вызванными сменой мест обитания и изменениями условий среды; показать, что размещение животных несёт приспособительный характер и является результатом эволюции;

Развивающие: продолжить формирование понятий фауны материков, эндемик, реликт, развивать познавательный интерес школьников, умение работать в группе, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к живой природе,

формировать ответственное отношение к животным.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

учебник Биология.Животные.7класс.В.В. Латюшин.М.:Дрофа,2008

учебникГеография.Наш дом — Земля. Материки, океаны, народы и страны.7 класс. М.: Дрофа,2009

География.7 класс: атлас.М.:Дрофа,2009

Используемая методическая литература: —

С.И. Заир -Бек, И.В. Муштавинская.Развитие критического мышления на уроке.М.: Просвещение, 2011

Используемое оборудование: —

Карта природных зон , физическая карта мира , географические атласы , контурные карты , раздаточный материал( см. приложения ),фильм National Geographic « Великие миграции. Рождённые путешествовать» 2010 ; компьютер, мультимедиа проектор

Используемые ЦОР: —

презентация в Рower Point 2010

Краткое описание: — Интегрированный урок биологии и географии в 7 классе. Формы организации учебной деятельности: групповая, парная. Образовательные технологии: ИКТ, кооперации в обучении, приёмы технологии критического мышления. Продолжительность урока 60 минут

Ход урока.

I. Организация класса, целеполагание и мотивация.

Класс разбит на 4 группы по 5-6 человек.

Наш урок сегодня не обычен тем ,что проведут его с вами два учителя. С одним вы занимаетесь зоологией, а с другим — географией. Есть наука, объединяющая эти два предмета – зоогеография, которая изучает распространение животных на земном шаре и устанавливает общие закономерности этого распространения. Итак, тема нашего урока: « Зоогеография». ( слайд 1) Задачи урока познакомиться с основными зоогеографическими понятиями и изучить закономерности размещения животных. Мы предлагаем вам сегодня поиграть, побывать в роли зоогеографов , познакомиться с этой профессией и получить за свою работу зарплату –баллы, которые потом превратятся в оценки. Работать вам нужно коллективно , в группах.

II. Основное содержание материала.

1).Распространение животных на Земле.

Основными объектами изучения зоогеографии являются фауны –совокупности видов животных, обитающих на определённой территории. В 7 классе вы изучали фауны материков. Зоогеографию обычно подразделяют на регистрационную (описательную), сравнительную и причинную.

Итак, вам первое задание. Приложение 1

На листочках дан список различных видов животных. Пользуясь географическим атласом ,вспомните на каких материках и в каких природных зонах они обитают , запишите эти сведения в таблицу.

Подумайте, чем объяснить различие животного мира на разных континентах? Назовите возможные причины. (слайд 2) Прикрепите картинки ,изображающие животных на большую карту природных зон (крепятся на двустороннем скотче к ламинированной карте).

Посмотрите животный мир континентов сильно различается , но есть виды, например белый медведь, которые встречаются на двух материках. В Австралии свой собственный животный мир, своя уникальная фауна, там почти нет плацентарных млекопитающих, но сохранились сумчатые и яйцекладущие. Как это можно объяснить? Выслушиваются предположения учащихся.

Формулируется общий вывод:

1. Первая причина — геологическая история материков.(слайд 3) Сотни миллионов лет назад континентов не было и суша представляла собой монолитный массив – Пангею.200 млн. лет назад в триасовом периоде мезозойской эры единый супер материк раскололся на две части: Лавразию и Гондвану.

2. Вторая причина – изоляция. Изолированные на континентах животные развивались независимо от фаун других областей суши.

3. В-третьих, различные климатические условия. От полюсов к экватору увеличивается количество солнечной энергии и в зависимости от температурного режима формируются специфические группы животных и растений , приспособленные к этим условиям среды.

· . Эти факторы, действующие в течении многих миллионов лет привели к образованию больших территорий, характеризующихся своим, отличающимся от других мест , набором видов животных, или крупных зоогеографических областей.(слайд 4)

Выделяют : Голарктическуюобласть,Неотропическую,Эфиопскую,Индомалайскую,Австралийскую, Антарктическую области. Поэтому и схож животный мир Европы и Северной Америки, а ранняя изоляция Австралии до появления плацентарных млекопитающих и её климат позволили там сохранится сумчатым и яйцекладущим животным до наших дней.

2) Понятие ареала.

Совершенно очевидно ,что различные виды не равномерно населяют поверхность Земли , а занимают определённые участки -ареалы. С целью изучения распространения животных используют географические карты, где ареалы помечают условными знаками.(слайд 5)

Отгадайте загадку ,о каком животном идёт речь?

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого довелось

Встретить -

Знай, что это …(Лось) (слайд 5)

Выполните второе задание, нанесите на контурную карту по крайним точкам распространения границы ареала этого вида животного. Приложение 2

? Какие факторы являются барьерными или сдерживают распространение этого животного .( высота снегового покрова , температурный предел)

Вывод:

Ареал- территория, характерная только для одного вида животных.

3) Виды ареалов.

Размеры и формы ареалов могут быть различными. Всё зависит от возможностей вида приспосабливаться к неблагоприятным условиям обитания, конкурировать с другими видами за пищу, свет, тепло, места обитания и развития. Ареалы бывают сплошными или чаще прерывистыми. Ареал лося на территории Евразии является сплошным, т.е. этот вид распространён во всех подходящих для него местах обитания, внутри ареала отсутствуют преграды, которые не могут быть преодолены особями данного вида естественным путем. Разорванный вид ареалавозникает вследствие разобщения ареала на два или несколько изолированных участков.(слайд 6)

Виды животных распространённые на очень больших территориях называются космополитами .

Группы животных и растений, живущие на небольших участках территории и нигде больше не встречающиеся называются эндемики , н-р ладожская нерпа или байкальская эпишура.

Виды животных, сохранившиеся с прошлых геологических времён называются реликтами, ареалы

их обитания – реликтовыми ареалами. (слайды 7,8, 9 )

Задание 3. Приложение 3.

Найдите соответствие, разложив карточки по группам.(слайд 10)

Вывод: Сплошной ареал может стать со временем разорванным или реликтовым.

4) Изменение границ ареала.(слайды 11,12)

Ареалы неоднородны по совокупности условий , необходимых для жизни и развития представителей конкретного вида. Это приводит к неравномерному распределению животных на территории ареала, либо к их перемещениям и поиску наиболее благоприятных условий для жизни. Границы ареала вида могут изменяться: расширяться, сужаться или оставаться неизменными. Прогнозирование изменений животного мира в обозримом будущем, исследование причин расширения или сокращения ареалов одна из важнейших задач зоогеографии.

Давайте попробуем смоделировать процессы, происходящие в природе, для этого от каждой группы приглашаются по два человека. В центре класса образуйте круг, держась за руки попарно. Вам предстоит изображать границы ареала. Я зачитаю условия, влияющие на площадь обитания животного. Если это условие способствует расширению ареала, то делаете 2 шага назад, если условие ведёт к сокращению ареала, идёте 2 шага вперёд.

— Усыхание водоёмов Казахстана для видов водоплавающих птиц

— Вырубка леса для белок

-Проникновение рыб на север из-за потепления климата

-Массовое размножение вида животного

-Отстрел поголовья амурского тигра человеком.

-Расселение человеком южноамериканской жабы-аги для борьбы с насекомыми на Кубе, в Австралии.

-Строительство городов или урбанизация для большинства диких видов

-Лесные пожары

-Условия не изменяются, остаются стабильными

-Возникновение географических преград : рек, гор ,пустыни и т.п.

Вывод:на распространение видов влияют климатические, экологические ,географические и очень сильно антропогенные факторы.

5) Миграции животных.

Просмотр заставки к фильму «Великие миграции. Рождённые путешествовать» 1 мин. 20 с. или (слайд 13)

Формулирование проблемы. С чем связаны миграции животных? Приложение миграции и рисунок1

Задание . Решить эту проблему нам поможет СТРАТЕГИЯ «FISHBONE» ( слайд 14)

Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название) или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку. (рис.1)

Вам предлагается информация в виде текстовых карт и схема Fishbone для систематизации материала .

На косточках рыбки ,прочитав информацию слева вы записываете факт или аргумент ,а справа причину, которой он вызван.

Путем анализа связки «факты-причины» сформулируйте вывод, который запишите в конечной части рисунка ( в голове рыбки ).

Вывод:

Миграции животных — закономерные передвижения животных, вызванные изменением условий существования в местах обитания или связанные с циклом их развития. Первые могут быть регулярными (сезонными, суточными) или нерегулярными. Миграции могут способствовать расселению животных далеко за пределы своего ареала, при этом вид может приспособиться к новым условиям или погибнуть.(слайд 15)

Для предотвращения обеднения видового состава животного мира или сдвига последнего в нежелательную для человека сторону миграции животных необходимо изучать и учитывать.

На время миграций животных перекрываются автодороги, на специальных лифтах проходную рыбу переправляют через плотины на реках. в местах размножения, массового пробега ,водопоев животных создаются заповедные территории, национальные парки .

( слайд 16)

В Ленинградской области на месте Беломоро-Балтийского пролётного пути птиц в 1980 году создан Нижнесвирскийзаповедник.Он расположен на правобережье р. Свирь в нижнем её течении на территории Лодейнопольского района .Площадь — 41, 4 тысячи гектаров.

Весной и осенью сюда собираются тысячи перелетных птиц: лебедь-кликун и малый (тундровый) лебедь, разные виды гусей (серый, гуменник), уток, кулики (кроншнеп, золотистая ржанка )и другие птицы,внесенные в Красную книгу России: орлан-белохвост, ушастая сова, скопа, чёрный аист, филин, бородатая неясыть, глухарь, рябчик, тетерев, белая куропатка, серый журавль, выпь. Здесь водятся бурый медведь, барсук, белка-летяга, выдра, бобр, рысь, марал и другие звери. Воды Ладоги населяет эндемик здешних мест — ладожская нерпа. Свирская губа привлекают на нерест многих рыб. Здесь расположены крупные нерестилища щуки, леща, язя, судака, окуня, плотвы и других рыб.

Человек, как вид космополит и существо разумное, должен жить в гармонии с природой, беречь и охранять её.

III. Закрепление изученного.

Наш урок подходит к концу ответьте ,пожалуйста, на вопросы . Правильный ответ-«5» баллов.

( задаются поочерёдно группам, в случае затруднения вопрос передаётся следующей группе)

· Дайте определение понятиям: зоогеография; фауна; зоогеографическая область; ареал;

эндемик; реликт; космополит; миграция.

· Объясните как влияют на размещение и распространение животныхфакторы: климатические, географические, экологические, антропогенные.

· Какие миграции приводят к выселению за пределы ареала. С чем связаны сезонные, возрастные и нерегулярные миграции.

IV. Подведение итогов урока .

Подсчёт баллов. Приложение.

Общее количество баллов-

Фамилия, имя

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итоговый результат

V. Рефлексия. Метод шести шляп мышления по Эдварду де Боно. (слайд 17)

В печати цветные плашки прокатываются по очереди, накладываясь друг на друга, и на выходе мы получаем полноцветную картинку. Метод шести шляп предлагает сделать то же самое в отношении нашего мышления. Вместо того, чтобы думать обо всем одновременно, мы можем научиться оперировать различными режимами нашего мышления по очереди.

Каждой группе предлагается высказаться об уроке с позиции мышления шляпы одного цвета.

Белая — факты, информация, что узнали. Красная — чувства, эмоции. Чёрная – трудности, проблемы.

Жёлтая –позитив, что хорошо, удачно. Зелёная – новое, применение. Синяя –итоги, общие выводы, задачи на будущее. В конце работы мы получаем «полноцветный» анализ урока.

VI. Домашнее задание. ( слайд 18 )

§ 52 стр. 266 ответить устно на вопросы

Так как человек всё больше влияет на животный мир, то в качестве напутствия нам бы хотелось привести строки стихов Сергея Куняева: (слайд 19 )

***

Я люблю тебя, большое время,

но прошу –прислушайся ко мне :

не убей последнего тайменя ,

пусть гуляет в тёмной глубине.

Не губи последнего болота,

загнанного волка пощади,

чтобы на земле осталось что-то,

отчего щемит в моей груди.

Файлы: Зоогеография.pptx
Размер файла: 9008190 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология