Автор конспекта:
Автор(ы): — Рындина Рита Николаевна

Место работы, должность: — МОУ «Марфинская СОШ» Володарского района, учитель географии

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — История

Цель урока: — используя исторические, географические факты, статистические данные по экономическому развитию Астраханской области сформировать у учащихся представление о месте Астраханской области на современной карте России, роли области в экономическом развитии региона, страны, участие области во внешне экономических связях. Развивать умения и навыки работы с картой, схемами, Сформировать у ребят представление о своей роли и месте в дальнейшем развитии Астраханской области. Методы: лекция с элементами беседы, использование элементов социологического опроса и прогнозирования, тестирование

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

Атлас Астраханской области.

Статистическая литература.

Социально – экономическое развитие Астраханской области в 2003 году. (Выпуск 10). Астрахань. 2004. С.87, 153,167,171,173,179.

Журналы.

Астрахань. Новое время.№ 1-2.2001. Т.Максимова. Экономика должна быть! С.30.

Астрахань. Новое время. № 1-2 (5-6) 2002. Дельта Волги. Сказочные места.С.56.

Газеты.

Волга. № 38 от 13.10.2004. Т.Максимова. Удвоение валового регионального продукта – это вызов, отвечающий ожиданиям и потребностям жителей области.

Используемое оборудование: —

Слайды, или записи на доске, заменяющие информацию в слайдах; карта Астраханской области; карта России, цветные жетоны.

Краткое описание: — Организационный момент. Цели и задачи урока. Объяснение новой темы, сопровождается показом слайд или меловой схемой на доске. Подведение итогов изучения новой темы. Социологический опрос, используются цветные жетоны, учитель делает социологический прогноз. Закрепление темы. Тест. Заключительное слово учителя. Домашние задание.

План изложения новой темы.

1. Вводное слово учителя.

2. Астраханская область – приграничный регион.

3. Наш край – стратегически важный транспортный узел. Желтый жетон.

4.Нефтегазодобывающий регион. Красный жетон.

5. Уникальные биоресурсы края. Голубой жетон.

6. Первопроходец в освоении новых технических культур. Зеленый жетон.

7. Судостроение и судоремонт. Синий жетон.

8. Отдых и туризм. Оранжевый жетон.

9. Социальная сфера. Розовый жетон.

(Количество жетонов = количеству учеников)

Учитель: ребята сегодня наш урок посвящен развитию Астраханской области на современном этапе. Запишите тему урока «Астраханская область на карте России».

Речь пойдет, прежде всего об экономическом развитие нашей области и мне бы хотелось чтобы в конце урока, когда мы выявим основные направления развития нашего края, вы смогли бы обозначить на карте свое дальнейшее участие в жизни региона, для этого вам раздали жетоны разных цветов, каждый цвет соответствует определенному направлению, вы выбираете только один жетон, отдаете его старосте, который поможет мне разместить все это на доске, таким образом, мы с вами увидим, что вы сможете предложить области в будущем и в каких сферах экономической, социальной деятельности себя проявить.

Как известно для предпринимательской деятельности определенную роль играет визитная карточка бизнесмена. Но это у человека, а если в хозяйственной деятельности участвует целая область, то такая визитная карточка должна быть и у нее. Как правило, в визитке содержится информация свойственная только ее владельцу. Давайте с вами подумаем, а что особенного мы с вами можем выделить в положение и развитие нашего края сегодня. Я предлагаю вам составить визитную карточку Астраханской области.

Слайд № 1. Карта Астраханской области. Обратите внимание на географическое положение нашего края, после 1991 года геополитическая ситуация в стране резко изменилась, посмотрите на границы области, какие выводы можно сделать? (Учитель также обращает внимание учеников и на карту России, обозначая на ней местоположение Астраханской области).

Ответ учеников: Мы видим, что с областью граничат суверенные государства, по Каспию Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Иран.

Учитель: Совершенно верно. Мы живем в приграничном регионе. Слайд №2 «Приграничный регион».

Прошу записать в тетради, далее прошу делать это по мере выявления других особенностей края.

Статус приграничного региона превращает нашу область в стратегический важный, транспортный узел, связывающий Европу через Россию со странами Западной и Средней Азии, Индией и Пакистаном, странами Индийского океана.

Слайд №3 «Стратегически важный транспортный узел». Транспортная отрасль России находится на волне подъема. За последние несколько лет увеличилось количество грузопотоков. Уникальное географическое положение России, как международного перекрестка, исторически сложившаяся инфраструктура и состояние транспортного комплекса позволяют ей стать важным звеном в единой технологической цепи международных транспортных коридоров (МТК), которые проходят по развитым в промышленном и сельскохозяйственном отношении регионам. Через территорию России проходят кратчайшие пути между Северной Европой и Странами Центральной Азии и среднего Востока, то есть между регионами, которые стягивают на себя огромные и постоянно растущие торговые и пассажирские потоки. Транспортный комплекс Астраханской области в сравнении с транспортной системой Российской Федерации развивается еще более быстрыми темпами. 12.09.2000 г. было подписано Соглашение «О создании международного транспортного коридора «Север – Юг». Участником соглашения стали Россия, Индия, Иран. В 2002 году договор вступил в силу. Порт Оля стал базовым объектом Соглашения о МТК «Север- Юг». На данном этапе активизируется строительство первой очереди порта Оля, в том числе комплекс для перегрузки зерна на причале №6 мощностью 0,5 млн. тонн в год; контейнерного терминала на №8,9 мощностью 1,25 млн. тонн в год, комплексов на причалах №4,5 для перевалки генеральных грузов мощностью 0,8 млн. тонн в год. Начнется сооружение второй очереди в районе ильменя Забурунный. Новый коридор представляет собой серьезную альтернативу маршруту «ТРАСЕКА», пересекая его перпендикулярно и, предлагая грузовладельцам, выигрыш во времени 10-12 дней.

Другой особенностью являются природные богатства края.

Вопрос классу: Какими природными ресурсами, полезными ископаемыми славится наш край? (ответ учеников – газ, нефть).

Слайд №4 «Перспективный нефтегазодобывающий регион».

В промышленности по – прежнему лидирующей остается топливная отрасль. На ее долю приходится 60,4% объемов производства, 91,4% прибыли прибыльных предприятий, 79,4% налоговых платежей.

Рост объемов производства в отрасли обеспечен за счет ООО «Астраханьгазпром».

Большая роль отводится геологоразведочным работам, которые проводятся на территории нашего края в рамках федеральной программы «Экология и природные ресурсы России (2002-2010годы). Основной объем геологоразведочных работ в 2003 году был выполнен из внебюджетных средств.

Вопрос классу. Что еще из природных ресурсов может стать визитной карточкой Астраханской области. Ответ учеников — биоресурсы.

Слайд №5 «Регион, обладающий уникальными биоресурсами, прежде всего рыбными».

На современном этапе продолжается падение объемов в рыбной отрасли (82,9%). Вследствие неблагоприятной экологической обстановки в регионе сокращаются уловы рыбы. Особое внимание Администрация области уделяет сохранению и воспроизводству рыбных запасов. Мероприятия по воспроизводству рыбных запасов и развитию товарного осетроводства включены в федеральную целевую программу «Экология и природные ресурсы». Реализуется на территории области областные целевые программы «Воспроизводство водных биологических ресурсов в Астраханкой области на период 2002 – 2015 годы» и «Развитие товарного рыбоводства в Астраханской области до 2005 года».

Вопрос: Назовите самые популярные бахчевые культуры края. Ответ — арбузы, помидоры.

Слайд №6 «Ранее всесоюзный огород, а теперь первопроходец в освоении новых технических культур хлопка и табака».

Положение дел в АПК остается достаточно сложным. Высокие издержки сельскохозяйственного производства при сравнительно низких ценах на продукцию заставили Администрацию области заняться изучением возможности выращивания в области нетрадиционных культур, позволяющих повысить эффективность использования пашни. Как показали результаты работы, наиболее перспективными для области культурами являются: хлопчатник, табак, соя, подсолнечник, сахарная свекла, горчица, картофель. Очень важной тенденцией последних лет является переход от общественных форм ведения хозяйства в АПК к частной и долевой, что привело к существенному расширению производства сельскохозяйственной продукции прежде всего в личных подсобных хозяйствах.

Вопрос учителя: Как вы думаете, какие отрасли или отрасль тяжелой промышленности наиболее успешно развиваются сегодня в нашем крае? Ответ учеников: Судостроение.

Слайд №7 «Мощная база судостроения и судоремонта». Совершенно верно. На долю развития судостроительной отрасли региона в 2003 году приходилось 81,7% объемов производства в крупном и среднем предпринимательстве машиностроительной отрасли. В регионе реализуется областная программа «Концепция развития судостроительной промышленности Астраханской области на период до 2005 года». Осуществление комплекса мер по усилению государственной поддержки отрасли позволило за последние четыре года увеличить объемы производства более чем в три раза. На территории области действуют 14 судостроительных и судоремонтных предприятий, крупнейшим из которых являются ОАО «Судостроительно-судоремонтный завод имени III Интернационала», ОАО Судостроительный завод «Красные баррикады», ЗАО «Судостроительно — судоремонтный завод «Ленина», СП ОАО «Астраханский корабел», ОАО «Астраханская судостроительная верфь». На их долю приходится 85,7% объемов судостроения.

Слайд №8 «Перспективный район для отдыха и туризма». Продолжена реализация областной целевой программы «Развитие туризма в астраханской области на 2003-2006 годы». Из бюджета области на выполнение программных мероприятий выделено 793,8 тысяч рублей. Важнейшим условием для развития в регионе туристской отрасли, привлечения инвестиций и туристов являются сохранение и воспроизводство биоресурсов области. Для достижения этих целей реализуется мероприятия по трем направлениям: рациональное использование лесного фонда области, создание культурных спортивных и любительских рыболовных, а также охотничьих хозяйств. На конкурсной основе в 2002-2003 годах на территории 140 тысяч га создано 5 охотничьих хозяйств. За 2003 год выдано 20 лицензий на турагентскую деятельность. В год к нам прибывает 179 тысяч туристов, из них – 102 тыс. неорганизованных, в т.ч. 1609 иностранных. В 2003 году в АГТУ состоялся первый выпуск по специальности «менеджер по туризму».

Слайд № 10. Социальная сфера области. Остается важнейшим направлением в развитие края. Сегодня на территории области образовательные услуги предоставляют 1028 учреждений, в которых обучаются 347,4 человек. В отрасли работает 45,4 тысяч человек. В области 64 больничных учреждения, вместе с государственной медициной в сфере медицинских услуг появляется и частная практика.

Мы с вами завершили составление визитной карточки нашей области. В целом мне хотелось бы отметить следующие: в сложной экономической ситуации 90-х годов прошлого столетия нам удалось не только выстоять, но и создать базу для дальнейшего развития края. Условно новейшую историю развития экономики нашего края можно поделить на этапы.

1 этап: 1992 – 1996 г.г. период приспособления предприятий и отраслей к изменившимся условиям хозяйствования и экономической политике Центра. Мы все учились жить в условиях рынка.

2 этап: 1997-2000 г.г. – год принятия федеральной целевой программы социально – экономического развития Астраханской области до 2000 года, которая сыграла роль своеобразного катализатора активизации инвестиционной деятельности, заставила по — новому подойти к экономической политике Администрации области, к выбору приоритетов развития. Было поставлено «двуединство» целей, было введено понятие «бюджетной эффективности» экономического роста: рост экономических показателей должен был сопровождаться адекватном ростом доходов бюджетов, через которые и осуществляется социальная поддержка населения.

3 этап: современный период, перед нами стоит задача увеличить объем валового регионального продукта (ВРП) в два раза. Приоритетными направлениями в ближайшие три года будут оставаться: судостроение, стройиндустрия, пищевая промышленность, стекольная, медицинская, полиграфическая промышленность, развитие портовых мощностей, сельского хозяйства, развитие малого бизнеса, дальнейшие развитие социальной политики.

Учитель предлагает учениками выбрать жетоны, которые помогут выяснить их дальнейшие планы, направленные на участие в хозяйственной жизни края. Жетоны закрепляются на специальном плакате, на котором изображена Астраханская область. Учитель анализирует выбор учащихся.

В качестве закрепления пройденного материала учитель проводит тест, в котором шифруется ключевое слово.

Тест.

1.Какие государства имеют общие границы с Астраханской областью?

Л. Иран, Казахстан, Киргизия.

Р. Иран, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан.

М. Казахстан, Калмыкия, Иран.

2.Когда было подписано соглашение о создание международного транспортного коридора «Север – Юг».

О.2000г.

А.1998г.

И.2002г.

3.Какие новые сельхоз.культуры выращивают в нашем крае.

С. табак, хлопок, свекла, соя, подсолнечник, горчица, картофель.

К. табак, хлопок, виноград.

В. соя, табак, томаты, свекла.

4. Товарное производство каких пород рыб планируется наладить в Астраханской области.

С. осетровых.

М. частиковых.

5. Какая отрасль тяжелой промышленности успешно развивается в регионе.

И. судостроение и судоремонт.

Е. металлообработка.

В. оборонные предприятия.

6.Используя уникальные возможности края (географический, климатический факторы, исторические памятники) наш край становится перспективным районом для развития.

А. спорта.

И. международного обмена студентами.

Я. развитие туризма.

Ключевое слово – Россия.

Учитель анализирует результаты теста. Те учащиеся, у которых получилось ключевое слово, получают высший балл – 5. Те, кто допустил одну ошибку, получают – 4. Остальные должны быть внимательней и постараться улучшить свои результаты на следующем уроке.

Учитель — У нас в тесте ключевое слово Россия не является случайным. Сегодня мы с вами говорили о прогнозах развития нашей малой Родины, о ее месте на современной карте России. И мы должны понимать наше единство, взаимосвязь с другими регионами России и в тоже время мы должны осознавать уникальность нашего региона, особенно в современных условиях.

На нашем уроке прозвучали не просто цифры, факты, сегодня вы получили представление о современной жизни края и наша с вами задача в ближайшем будущем сделать эту жизнь лучше, интересней, богаче. Для этого у нас с вами есть все возможности.

Учитель — Домашние задание: Написать эссе «Мой край и мое будущие».

Урок закончен.

Рекомендации: Урок предназначен для учащихся 10 – 11 классов. Учитель может адаптировать текст лекции к уровню своих учащихся, сократив ее или расширив. Возможно, частично сократить цифры, что бы не перегружать информацией. Вместо слайд можно использовать таблицы, прикрепляя их на доске по ходу объяснения темы или делать записи мелом на доске.

Учитель следит, чтобы основные положения урока были записаны в тетради.

Файлы: конспект урока.zip
Размер файла: 208 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология