Автор конспекта:
Автор(ы): — Боднарь А.В.

Место работы, должность: — МОУ ОСОШ №1 г.Апатиты

Регион: — Мурманская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — История

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — учебная программа

Краткое описание ресурса: — факультативный курс

Программа факультативных занятий по истории в 10-11 классах по теме: «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ. РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»

Программа составлена Боднарь А.В.

За основу программы факультативных занятий использованы:

· «Элективные курсы по истории России. 10-11 классы». Автор-составитель С. Н. Чермошенцевой, учителем истории и обществознания СОШ № 1 им. Левченко, г, Новониколаевск. Издательство « Глобус» 2007 год.

· Программа факультатива "Реформы и реформаторы" Автор- составитель ТимаковаИринаМихайловна , учитель общественных дисциплин, педагог-психолог.


Пояснительная записка

Отношение общества к своему прошлому является важным ус­ловием его жизнедеятельности. В прошлом — корни, основания каж­дой новой исторической эпохи, следовательно, общество не может не считаться с ними при решении многих практических социально-политических и иных задач. Прошлое — обязательный элемент исто­рического сознания. Историческое сознание предполагает ту нераз­рывную связь времен, которая формирует отношение человека к ок­ружающим его общественным условиям.

Программа курса составлена с учетом следующего:

1. Данный период российской истории является очень слож­ным, содержит много фактического материала.

2. Недостаточно глубоко материал представлен в учебниках.

3. Недостаточно уделено внимания характеристикам многих известных деятелей периода империи.

Цель курса:

Расширить представления учащихся о реформах и реформа­
торах Российской империи.

Задачи курса:

Развивать историческое мышление учащихся на базе материа­ла курса.

Формировать у учащихся понимание исторического прошлого.

Развивать умение разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.

Формировать коммуникативные навыки, которые способст­вуют развитию умению работать в группе, вести дискуссию, отстаи­вать свою точку зрения.

Формировать чувство гражданственности на примере жизни
и деятельности известных людей данного периода.

В курсе учитывается многофакторный подход в истории, позво­ляющий показать учащимся всю сложность и многогранность данного периода российской истории, уделяется внимание личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется в раскрытии персоналий, сделан акцент на сравнение процессов, происходивших в истории нашей страны в различные периоды. Курс ориентирован на проблемное изложение, ориентирован на удовлетворение и поощре­ние любознательности старших школьников, закрепление уже сфор­мировавшегося интереса к истории.

При изучении курса большое внимание уделяется реформатор­ским начинаниям и замыслам. На материале XVIII — начала XX вв. школьники могут углубить представления о преимуществах мирного, эволюционного развития общества, о драматической судьбе россий­ского реформаторства.

В процессе изучения данного курса учащимся предоставляется возможность расширить представления о важных событиях, оказав­ших непосредственное влияние на жизнь России. Курс способствует выработке у школьников критического подхода к информации, уме­ния аргументировать свою точку зрения. Курс направлен на развитие творческих способностей, умение выражать свои чувства словами (устно и письменно).

Основные умения и навыки:

анализировать конкретно-исторические сведения, касающиеся определенных аспектов истории России;

владеть историко-биографической информацией, касающейся выдающихся людей;

работать с научно-популярной и справочной литературой (ан­нотирование, составление таблиц, схем, реферирование литературы по избранной проблеме);

владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, пред­ставлением результатов самостоятельных микроисследований;

анализировать и сопоставлять факты.

Условия для реализации: кабинет истории, комплект настенных карт, атласов, иллюстративный, справочный материал, научная и мето­дическая литература, портреты для создания яркого и полного образа, изучаемой личности, наличие дидактического и раздаточного материала.

Методика работы предполагает следующие формы и приемы: лекции с последующим опросом, лекции с обсуждением документов, беседы, семинары, практические работы.

Для фиксации результатов и коррекции познавательной дея­тельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий. Измерителем уровня подготовки учащихся могут быть:

проблемные задания;

исторические диктанты;

обобщающие вопросы и задания;

тесты.

Все эти приемы направлены на стимулирование познавательно­го интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков.

Итогом работы по данному курсу могут стать подготовленные самостоятельно рефераты или сообщения по конкретной теме.

I фактически любая тема программы может быть развернута в своеобразный модуль, в изучении которого учащиеся реализуют свои познавательные интересы и предполагает дальнейшее успешное изу­чение социально-гуманитарных дисциплин.

Курс рассчитан на 36 часов.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем курса

Всего часов

1.

Введение

1

2.

Первые отечественные реформаторы и их преобразования.

2

3.

Реформаторы Киевской Руси.

2

4.

Реформаторы Московской Руси.

1

5.

Реформы XVI века: Избранная рада и Иван Грозный.

4

6.

Реформаторская деятельность в XVII веке.

3

7.

Реформы Петра I: Истоки и последствия.

4

8.

Эпоха просвещенного абсолютизма.

1

9.

Екатерина Великая и её реформаторская деятельность.

1

10.

Павел I.

1

11.

Реформы и реформаторы первой половины XIX века.

3

12.

Великие реформы Александра II.

5

13.

С.Ю.Витте : человек и политик.

2

14.

П.А.Столыпин – последний реформатор Российской империи.

2

15

М.С.Горбачев- на пути к демократии.

2

16

Итоговое занятие. (защита рефератов)

2

ИТОГО

36 часов

Литература.

1.Аверх ,А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991г.

2.Анисимов, Е.В. Время Петровских реформ. Л.,1989 г.

3.Головатенко А. История России : спорные проблемы. М., 1994 г.

4.Исаев,И.Н. История государства и права России, М., 1994г.

5.Павленко Н.И. Петр первый и его время.М.,1989г.

6.Энциклопедия Аванта+ история России в 3-х частях. М., 2002г.

7.Энциклопедия кто есть кто в мире. М., 2004г.

8.Дейкин,А. Великий эконом самодержавия: сто лет назад завершилась денежная реформа С Витте //А. Дейкин/ Новое время. – 1997.

9.Румянцев, М. Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги// М. Румянцев/ вопросы экономики. -1990. — № 10.

10. Ананьич, Б.В. Сергей Юльевич Витте // Б. В. Ананьич, Р.Ш. Ганелин/ Вопрсы истории. – 1998. -№ 8.

11.Горяйнов, С.Г. Задачник по истории России / С.Г. Горяйнов- Ростов н/Д: Феникс, 1996.

12. Великие государственные деятели России/ под ред. А.Ф. Киселева. –М.: Владос, 1996.

13.Ключевский, В.О. Исторические портреты / В.О.Ключевский.- М.: Правда, 1991г.

Файлы: Великобритания и Франция в 30 годы 20 века.ppt
Размер файла: 6389248 байт.

Рубрики: История Метки:,
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология