Автор конспекта:
Автор(ы): — Анненкова Елена Николаевна

Место работы, должность: —

МБОУ СОШ № 29 г.Хабаровска, учитель истории и обществознания

Регион: — Хабаровский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

1. Образовательные: используя факты средневековой Европы, сформировать представление об особенностях жизни и взаимоотношений крестьян и феодалов. Выявить права, обязанности и образ жизни разных сословий средневекового общества. Определить значение кодекса рыцарской чести в жизни феодалов. 2. Развивающие: способствовать развитию умений выявлять проблему, выдвигать гипотезу, искать пути ее решения, самостоятельно расширяя и применяя знания по данной теме. Развитие коммуникативной компетентности учащихся. 3. Воспитательные: создать условия для осознания бесправного положения средневекового крестьянства и значимости различных форм борьбы против злоупотреблений феодалов. Формирование функционально-грамотной личности, способной самостоятельно открывать новое.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

программа Данилов Д.Д. Российская и Всеобщая история. 6 класс. Образовательная система «Школа-2100».- М: Баласс,2007.

учебник Давыдова С.М., Турчина М.Е., Данилов Д.Д.«Всеобщая история. Средние века: учебник для 6-го класса основной школы.- М.: Баласс,2008».

Используемая методическая литература: —

С.Г. Смирнов «Задачник по истории средних веков. Для средних учебных заведений» — М: МИРОС, 2005.

Используемое оборудование: —

Схема «Феодальная лестница»

картины:«Замок феодала», «Рыцарский турнир», «Крестьянские работы».

экран, проектор, компьютер

исторические документы:«Средневековая Притча об овцах, быках и собаках. Европа XIIв.», «Из песен трубадура Бертрана де Борна. Начало XIII в.»

Используемые ЦОР: —

мультимедиа-презентация «Феодальный мир», Microsoft Office Power Point 2007.

экран, проектор, компьютер

Краткое описание: —

Урок изучения нового материала по теме Феодальный мир ( история Средних веков, 6 класс), образовательная система Школа 2100. В ходе урока сочетаются различные формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Используются элементы современных образовательных технологий:проблемно-диологовой и исследовательской технологий, здоровьесберегающая технология.Учащиеся получают возможность в самостоятельной позновательной деятельности приобрести новые знания. Урок сопровждается ЦОРом.

Ход урока:

Этапы урока/ хронометраж урока

Применяемая технология/ форма организации УПД

Действия учителя

Действия ученика

Оборудование

1.Создание проблемной ситуации/

5 мин.

Проблемно-диологовая/ фронтальная

Проблемно-диологовая /индивидуальная

1.1Эвристическая беседа.

Учитель задает вопросы (появляются на слайде 1, презентации):

  • Вспомните, что такое сословие в средневековом обществе? Сколько их было, кто входил? Если затрудняетесь с ответом, посмотрите учебник параграф 3. Проверяем ответ по схеме «Феодальная лестница» (слайд 2, презентации)
  • Скажите, а современное общество разделено на группы?

1.2. Работа с историческими источниками.

  • Прочитайте исторический источник «Средневековая Притча об овцах, быках и собаках. Европа XIIв.», ответьте на вопросы: как возникали обязанности между сословиями? Должны ли между тремя сословиями возникать конфликты?
  • Прочитайте исторический источник «Из песен трубадура Бертрана де Борна. Начало XIII в.», подумайте и ответьте на вопрос: какими в реальности были отношения между европейскими сословиями?

Какое противоречие вы заметили, проанализировав предложенные документы?

1.1.Отвечают на вопросы учителя, формулируют основной вывод: групп в современном обществе на много больше, чем в средневековом. В современном обществе отсутствует сословное деление.

1.2. Работают с историческими источниками, отвечают на проблемные вопросы, формулируют вывод: В одном историческом документе говорится о справедливом распределении обязанностей в обществе, а в другом о презрительном отношении рыцарей к крестьянам.

1.1.На доске: дата, тема урока «Феодальный мир»,

Презентация к уроку

1.2.Дидактический, раздаточный материал (тексты исторических источников)

2.Формулирование проблемы, выдвижение гипотезы/

2-3 мин.

Проблемно-диологовая/ фронтальная

2.1. Учитель обращается к ученикам: какую проблему нам предстоит решить сегодня на уроке?

2.2. Какие у вас будут гипотезы по решению проблемы? Что могло стать причиной конфликтов между крестьянами и рыцарями феодалами?

2.1. Учащиеся формулируют проблему: почему между средневековыми сословиями рыцарей и крестьян возникли конфликты?

2.2. «Мозговой штурм», учащиеся предлагают свои версии-гипотезы по решению проблемы:

-рыцарям принадлежала земля, а крестьяне на ней работали

-рыцари считали крестьян грубыми и необразованными людьми, относились к ним с пренебрежением

- крестьяне зависели от рыцарей, несли повинности за пользование землей

-принадлежали к разным сословиям: рыцари к высшему, а крестьяне к третьему, следовательно, вели различный образ жизни

-конфликт интересов

-одни богаче, а другие беднее

- крестьяне страдали от постоянных войн, которые выли рыцари

-отсутствие прав у крестьян

2.1.Основной проблемный вопрос появляется на слайде 3 презентации, записывается в тетрадь

2.2.Принимаются любые версии, записываются на доску и в тетрадь с выделением ключевых слов самими авторами гипотез

3.Актуализация знаний/

3 мин.

Проблемно-диологовая/ фронтальная

3.1. Учитель задает вопрос: вспомните, как города изменили жизнь средневековой Европы?

(слайд 3 презентации, иллюстрация средневековых городов)

Почему крестьяне часто бежали в города?

3.2. Учитель подводит итог повторению ранее изученного материала: таким образом, мы знаем о жизни средневековых горожан. Но чтобы решить проблему урока, подумайте, что нам необходимо узнать?

Подводя итог этапа актуализации знаний, учитель говорит о том, что обсуждая еще неизвестное, мы составили план исследования темы урока.

3.1. Учащиеся отвечают на вопрос учителя: в городах развивалась торговля, появились цехи ремесленников и гильдии купцов. Крестьяне стремились скрыться от непосильных поборов феодалов. Многие средневековые города вели борьбу с феодалами, становились вольными.

3.2. Учащиеся формулирует собственные вопросы

для решения проблемы урока. Нам сегодня необходимо узнать:

-как жили феодалы?

-как жили крестьяне?

- как складывались отношения между крестьянами и рыцарями?

3.1.Перечисленные изменения учитель записывает в раздел «Знаем» на доске.

3.2.План исследования выписывается на доску.

4. Поиск решения/

15 -20 мин.

Исследовательская/групповая

4.1. Класс разделился на группы заранее, по желанию учащихся. В начале урока вы уже расселись за парты по группам. Вспомните правила работы в группах? Если затрудняетесь, то обратитесь к памятке, которая лежит у вас на столах.

У вас на столах лежит оценочный лист с критериями оценок

Критерии оценки работы в группе:

- за правильный устный ответ представитель группы получает оценку

- работу остальных участников группы, оценивают коллегиально все ее члены по следующим критериям: умение работать в команде, умение работать с текстом, умение анализировать материал и выделять главное.

4.2. Работа в группах.

Задание для группы№1.

«Достоин тот похвальных слов,

Кто и разить и пасть готов!»

Используя материал учебника на с. 154-157, определите, чем образ жизни, права и обязанности сословия рыцарей отличались от образа жизни, прав и обязанностей других сословий средневекового общества.

Задание для группы№2

«Чтоб крестьяне не жирели»

Используя материал учебника на с.157-159 определите, чем образ жизни, права и обязанности сословия крестьян отличались от образа жизни, прав и обязанностей других сословий средневекового общества. Почему крестьяне долгое время оставались бесправными?

Задание для группы№3

«Как договориться с господином?»

Используя материал учебника на с.159-161., определите способы борьбы крестьян за свои права. Где в современном обществе используются договоры, впервые составленные в Средневековье.

4.1.Учащиеся называет правила работы в группе:

1. Ценности и взгляды каждого участника группы являются важными и будут уважаться членами группы даже, если они не согласны.

2.Концентрация на идеях, а не на людях. Комментарии и возражения не должны задевать личность.

3.Каждый участник имеет право высказаться, если он захочет. Относясь с уважением друг к другу

4.Защищая свою точку зрения, будьте открытыми для восприятия чужих идей, мнений и интересов

5.Помогайте создать открытую, конструктивную атмосферу.

6.Старайтесь, чтобы ваши замечания были кратки и по существу.

7.Воздерживайтесь от употребления оценочных суждений и выражения пренебрежения.

4.2. Группа№1.

Участники группы выбирают руководителя, распределяют обязанности: исследовать права, обязанности, образ жизни рыцарей

Группа№2

Участники группы выбирают руководителя, распределяют обязанности: исследовать права, обязанности, образ жизни крестьян

Группа№3

Участники группы выбирают руководителя, распределяют обязанности: способы борьбы крестьян за свои права, подобрать примеры из современности.

4.1.Работа с памяткой «Правила работы в группе»

Оформление ответа группы на ватмане.

Оформление ответа группы на ватмане.

Оформление ответа группы на ватмане.

5.Презентация работы в группах/

7-10 мин.

Проблемно-диологовая/ индивидуальная

Спикеры групп, представьте решение проблемы вашей группой. Обратите внимание, ваше выступление иллюстрируется слайдами презентации на экране. Не забывайте, правильно употреблять и использовать в ответе термины, изученные ранее, они есть на слайдах.

Спикер от каждой группы представляет решение учебной проблемы. Остальные учащиеся записывают ключевые слова, раскрывающие проблемы урока.

Группа№1.

Рыцари-феодалы:

Права: собирать оброки с крестьян, заставлять их работать на барщине.

Обязанности: кодекс рыцарской чести.

Образ жизни: замки, турниры, пиры, совершение подвигов во имя прекрасной дамы. Слайд 4-8

Группа№2

Крестьяне:

Права: отсутствуют

Обязанности: работать на барщине, платить оброк, подушную подать, подымную подать, церковную десятину, дополнительные налоги.

Образ жизни: работа с утра до вечера, по выходным – церковь, изредка – представление бродячих актеров.

Слайд 9-10

Группа№3

Как договориться с господином?

-составление хартии (грамоты), утвержденной королем.

- способы борьбы крестьян за свои права: бегство в города, с крестоносцами на Восток, просить защиты у соседнего феодала.

- права и обязанности граждан записаны в Конституции многих современных государств, кроме того в современном обществе часто заключаются договоры между людьми при заключении различных финансовых сделок, купле-продаже имущества и т.д.

Ответы записываются на доске или прикрепляются ватманы на магнитную доску.

Ответы сопровождаются слайдами мультимедиа презентации:

6. Вывод- примерное решение учебной проблемы. Рефлексия./

3-5 мин.

Проблемно-диологовая/ фронтальная

- Как теперь, мы можем ответить на проблемный вопрос урока?

- Какие гипотезы оказались верными?

- Как сегодня на уроке мы нашли решение проблемы?

- Руководители групп, организуйте обсуждение и выставление оценок каждому ученику. Выставите оценки в оценочный лист. Сдайте его учителю.

Рефлексия: что понравилось на уроке? Какая была атмосфера в ваших группах? В каких жизненных ситуациях вы можете применять полученные умения по решению проблемы?

Ответы учащихся. Верными оказались гипотезы:

- крестьяне зависели от рыцарей, несли повинности за пользование землей

-принадлежали к разным сословиям: рыцари к высшему, а крестьяне к третьему, следовательно, вели различный образ жизни

- отсутствие прав у крестьян

Мы нашли решение проблемы при помощи исследование исторических документов, текста учебника, коллективного обсуждения проблемы.

- Вывод: всемогущество рыцарей-феодалов и бесправие крестьян порождали конфликты в средневековом обществе.

Оформление оценочных листов

7. Домашнее задание

Объяснение домашнего задания. Давайте посмотрим параграф 14, который будете читать дома. Откройте с.162, прочитайте вопрос 3 и 4, дома ответьте по выбору на любой из них. Рассмотрите иллюстрации. Предположите, о чем пойдет речь на следующем уроке. Прочитав дома, параграф, не забудьте ответить на вопросы перед ним. Это вам поможет постепенно готовиться к контрольной работе.

Разбор домашнего задания, вопросы и комментарии.

Запись домашнего задания в дневник


Файлы: правила работы в группах.docx
Размер файла: 28159 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология