Автор конспекта:
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Физика
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Используемое оборудование: — столы с игрушками, среди которых говорящая кукла, резиновый мяч, свистулька, камертон с молоточками, пружина, нить, спички. Плакаты: «Ярмарка», «Покупайте, покупайте, покупайте!», «Не зевайте, не зевайте, не зевайте!», «Спешите, спешите, спешите!». Копии обложек учебников физики.
Краткое описание: — Во время ярмарки сказочные герои преобретают себе игрушки ответив правильно на вопрос.
Оформление: столы с игрушками, среди которых говорящая кукла, резиновый мяч, свистулька, камертон с молоточками, пружина, нить, спички. Плакаты: «Ярмарка», «Покупайте, покупайте, покупайте!», «Не зевайте, не зевайте, не зевайте!», «Спешите, спешите, спешите!». Копии обложек учебников физики.
Ведущий:
Слушай царский указ!
Радость ожидает вас!
Будет ярмарка сейчас!
Веселись, народ, и радуй глаз,
На игрушки посмотри
И, что надо, то купи.
Баба Яга:
Слушай, Емеля, пришла
Твоя неделя.
Идём на ярмарку себя показать
Да людей повидать.
Говорят, там есть игрушки,
Заводные, кричащие зверушки.
Емеля:
Вот так диво, вот так диво!
Не было его у нас!
Собираюсь сей же час,
Я иду с тобой, Яга,
Поглядеть на чудеса!
Идут на ярмарку, встречают Кощея с Василисой.
Кощей: Похитил я Василису и тащу в тридевятое царство, в тридесятое государство. Надоело мне над златом чахнуть. Хочется и поразвлечься.
Баба Яга: Идём с нами, Кощеюшка, на ярмарку. На игрушки посмотреть, скоморохов послушать. Там веселье, там и смех. Может, ждёт тебя успех?!
(Звучит музыка песни «Коробейники»).
1-й продавец:
Эй, народ! Налетай, подходи, посмотри
На мои игрушки!
Есть тут обезьянки, мишки,
Есть матрёшки-малышки.
Всё найдешь ты здесь,
Коль голова на плечах есть.
А голова должна быть не простая.
Голова должна быть золотая.
2-й продавец:
А вот и свой товар
Я вынес на базар.
Здесь у меня свистульки-бульбульки.
И для маленьких игрушки,
На все вкусы погремушки.
3-й продавец:
Ай, юла, вот юла!
Ну, вертлява! Ну, жива!
И кружится, и вертится, как наша матушка-Земля!
(Сказочные герои ходят между продавцами, рассматривая игрушки).
Кощей: (держит заводную игрушку и удивляется)
Что за нечистая сила в ней,
Что не ест, не пьёт,
А машину ведёт?
(Обращается к продавцу)
Слушай, друг любезный,
Есть у меня чудеса:
И скатерть-самобранка,
И сапоги-скороходы, и шапка-невидимка,
А такой заразы
Не встречал ни разу.
Я купить её хочу,
Чистым золотом плачу…
Продавец:
Нет уж, милый, погоди,
Золотыми не тряси.
Слушай, что тебе скажу я,
Правду-истину такую:
Всех не сосчитать игрушек у детей:
Погремушек, неваляшек и мячей.
Скачет маленький цыплёнок,
Едет танк, бежит слонёнок.
Быстро дай ответ: в чём секрет?
Коль сумеешь отгадать,
То игрушку сможешь взять.
Кощей (обращаясь к друзьям):
Ну, так в чем же здесь секрет?
Подскажите мне ответ!
Все пожимают плечами, говорят: «Мы не знаем».
Ученик:
Я тебе подскажу, Кощей,
А ты слушай внимательно
И потом дашь ответ,
В чём же здесь секрет.
Почему движутся игрушки? Разберёмся на примере Курочки Рябы. Механизм, который приводит курочку в движение, состоит из основного вала и двух ведомых, пружины и зубчатого колеса. Сжатая пружина обладает потенциальной энергией. За счёт потенциальной энергии тело может совершить работу. Вынем пружину, сожмём её и свяжем ниткой. Подожжём нитку – пружина взлетает высоко вверх. Пружина приобретает скорость, так как её потенциальная энергия перешла в кинетическую.
Вернёмся к нашей игрушке. Потенциальная энергия пружины переходит в кинетическую энергию ножек курочки.
Кощей:
Я всё понял!
Заводя ключом игрушку, должен знать,
Что при этом ты пружину
Должен сжать,
А потом, при выпрямлении,
Механизм придёт в движение!
Вот и весь секрет, вот вам и ответ!
1-й продавец: Ну что же, бери машину.
(Василиса заинтересовалась мячами).
2-й продавец:
Вот перед тобой звонкий мяч.
Ударяется о землю, мчится вскачь.
Отчего же этот мячик
Так красиво, резво скачет?
Быстро дай ответ: в чем секрет?
Василиса: Не училась в школе я, физики не знаю. Объяснить не смогу…
Ученик: Я тебе помогу. При ударе у мяча изменяются форма и размер. Это явление называется деформацией. При деформации возникает сила упругости, которая стремится восстановить форму тела. Вот, например, резиновая игрушка. Я могу подвергнуть её деформации сжатия, но при этом в ней возникает сила упругости, которая стремится восстановить форму тела после снятия нагрузки.
Василиса:
А, поняла!
При ударе деформация ясна,
Силу разовьёт упругости она.
И энергия найдётся,
Мяч при этом вверх взовьётся.
Вот и весь секрет.
1-й продавец: Молодец, бери себе мячик.
Баба Яга:
Вот стара, так стара!
Ведь смотрела всё с утра!
Вроде всё увидела,
А ничего не выбрала…
Продавцы:
Покупайте, покупайте, не зевайте!
… Все продал, только одну для вас оставил.
Игрушки мудрёные, хитрые, неискажённые.
… А на эту вот ты куклу посмотри,
На мою неваляшку погляди,
Уложи её ты спать –
Она опять захочет встать,
Снова встанет, как ни странно,
Ванька-встанька наш упрямый.
Баба Яга:
Продай, милый мой, Иванушку,
Такую красивую детинушку!
Я тебе свою метлу
Вместо Вани подарю.
3-й продавец:
Э, нет, Яга, погоди!
Покупать-то не спеши,
А ответь мне на вопрос:
Почему же, как ни странно,
Он опять встаёт, упрямый?
Коль ответишь – Ванька твой,
Не ответишь – будет мой.
Баба Яга:
Ох, склероз, ну склероз!
Ну и задал мне вопрос!
Как же Ваню я куплю, коль ответа не найду?
Кто же может мне помочь
Сию трудность превозмочь?
(Персонажи сказок говорят, что они не знают).
Ученик:
Выручу тебя, Яга,
Будет Ванька твой всегда.
Действие игрушки основано на том, что центр тяжести всегда стремится занять низшее положение. Представьте себе, что мы с вами в цирке. Идёт обычное цирковое представление. Выступают акробаты, дрессировщики животных, легко подбрасывают мячи жонглёры. Правда, научиться жонглировать трудно. Есть особые секреты. Они заключаются в законах физики. Например, жонглёр должен знать, при каких условиях тело может опрокинуться или изменить направление полёта.
Всё это знали и на заводе детской игрушки. Посмотрите, какую красивую неваляшку сделали. А чтобы понять, почему она никогда не падает, рассмотрим условия равновесия тела. Возьмём этажерку, и будем наклонять её: если вертикаль, проведенная из центра тяжести, пересекает площадь опоры, то этажерка останется в равновесии. Равновесие наиболее устойчиво при самом низком положении центра тяжести. Такой случай и осуществляется в устройстве неваляшки.
Она имеет форму шарового сегмента с грузом внизу. При любом наклоне игрушки её центр тяжести поднимается. Это вызывает возвращение игрушки в исходное положение.
Баба Яга: Услышал ответ? Отдавай Ванюшу!
3-й продавец: Что же делать? Видно, надо Ваньку ей отдать!
(Яга исполняет танец радости).
Ведущий: Реклама, реклама на ярмарке у нас!
Буква Р: Помните, ребята, что всегда в жизни пригодится вам физика, химия, математика.
Буква Е: И надеемся, что вы не сошли с ума и не считаете, что если сила есть, то не надо ума.
Буквы К и Л: Коли физику не любишь, будешь неучем ходить. Спрашивать всё время будешь: почему да почему? Почему гремит гроза? Почему идёт дождь? Что такое молния?
Буква А: Только физика ответит, почему приходит к нам полтергейст то тут, то там.
Буквы М и А: Любишь физику – учи, чтобы не попасть впросак как тот, кто просил Рентгена прислать ему Х – лучи.
Все: Любишь физику – учи!
Под музыку уходят буквы. Василиса, Кощей и Баба Яга встречают Емелю, который идёт, рассматривая шнурок.
Василиса:
Эй, Емеля! Эй, браток!
Что, купил себе Шурок?
Погоди, не проходи!
На игрушки погляди!
Емеля:
Игрушки я хотел бы взять,
Да денег негде мне достать.
Нравятся мне все зверушки,
Особенно кричащие игрушки.
Были б деньги, я б купил!
Кто бы мне их подарил?
4-й продавец:
Не кручинься ты, Емеля,
Подарю тебе игрушку –
Свистящую зверушку.
Емеля:
Почему она кричит?
Али бес, какой сидит?
Ученик: А ты послушай, Емеля. Посмотрим на эту птичку – водяного соловья. Если закрыть канал с одной стороны пальцем, а с другой стороны в него подуть, то звука не будет слышно. Если открыть отверстие, то раздадутся весёлые трели. Ты хочешь узнать, почему поёт птичка? Посмотрим такой опыт. Ударяем по камертону молоточком, он звучит. Подносим к звучащему камертону на нити шарик и убеждаемся, что ножки звучащего камертона колеблются. Как только прекращаются колебания камертона, исчезает звук. Источником звука являются колеблющиеся тела. В канале нашей птички колеблется столб воды.
Посмотрим другую игрушку – белочку. Когда нажимаем на неё, воздух выходит из подушки внутри, а когда мы её отпускаем – устремляется обратно, она постепенно распрямляется, и воздух внутри колеблется, издавая звук.
Говорящие куклы умеют произносить «мама». Причина этого – колебания воздуха внутри кожаной коробочки с отверстиями, которую помещают внутрь игрушки. При наклоне куклы грузик, находящийся в коробочке, падает, заставляя воздух в ней сжиматься и выходить в отверстия. Колебания воздуха сопровождаются звуком.
Емеля: Ну, теперь понятно!
4-й продавец: Молодец, выбирай себе, Емеля игрушку.
Все (хором): Вот и нам всё стало ясно! Физику ты должен знать, науку эту изучать.
Ведущий: Распродали мы игрушки. Ярмарка подошла к концу. И нам всё стало ясно, что без знаний физики нельзя обойтись.
(Звучит финальная песня на мотив «Спят усталые игрушки»).
Всех не сосчитать игрушек у детей:
Погремушек, неваляшек и мячей.
Скачет маленький цыплёнок,
Едет танк, бежит слонёнок.
Быстро дай ответ: в чём секрет?
Заводя ключом игрушку, должен знать,
Что при этом ты пружину должен сжать,
Механизм придёт в движение –
Вот и весь секрет, вот ответ!
А теперь перед тобою звонкий мяч –
Ударяется о землю, мчится вскачь.
Отчего же этот мячик
Так красиво, резво скачет?
Быстро дай ответ: в чем секрет?
При ударе деформация ясна.
Силу разовьёт упругости она,
И энергия найдётся,
Мяч при этом вверх взовьётся.
Вот и весь секрет, вот ответ.
На игрушки ты внимательно смотри
И подумай, что у них там есть внутри.
Тот, кто ими обладает,
Он ведь с физикой играет.
Вот и весь секрет, вот ответ.