Автор конспекта:
Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Физика

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Используемое оборудование: — столы с игрушками, среди которых говорящая кукла, резиновый мяч, свистулька, камертон с молоточками, пружина, нить, спички. Плакаты: «Ярмарка», «Покупайте, покупайте, покупайте!», «Не зевайте, не зевайте, не зевайте!», «Спешите, спешите, спешите!». Копии обложек учебников физики.

Краткое описание: — Во время ярмырки сказочные герои преобретают себе игрушки ответив правильно на вопрос.

Оформление: столы с игрушками, среди которых говорящая кукла, резиновый мяч, свистулька, камертон с молоточками, пружина, нить, спички. Плакаты: «Ярмарка», «Покупайте, покупайте, покупайте!», «Не зевайте, не зевайте, не зевайте!», «Спешите, спешите, спешите!». Копии обложек учебников физики.

Ведущий:

Слушай царский указ!

Радость ожидает вас!

Будет ярмарка сейчас!

Веселись, народ, и радуй глаз,

На игрушки посмотри

И, что надо, то купи.

Баба Яга:

Слушай, Емеля, пришла

Твоя неделя.

Идём на ярмарку себя показать

Да людей повидать.

Говорят, там есть игрушки,

Заводные, кричащие зверушки.

Емеля:

Вот так диво, вот так диво!

Не было его у нас!

Собираюсь сей же час,

Я иду с тобой, Яга,

Поглядеть на чудеса!

Идут на ярмарку, встречают Кощея с Василисой.

Кощей: Похитил я Василису и тащу в тридевятое царство, в тридесятое государство. Надоело мне над златом чахнуть. Хочется и поразвлечься.

Баба Яга: Идём с нами, Кощеюшка, на ярмарку. На игрушки посмотреть, скоморохов послушать. Там веселье, там и смех. Может, ждёт тебя успех?!

(Звучит музыка песни «Коробейники»).

1-й продавец:

Эй, народ! Налетай, подходи, посмотри

На мои игрушки!

Есть тут обезьянки, мишки,

Есть матрёшки-малышки.

Всё найдешь ты здесь,

Коль голова на плечах есть.

А голова должна быть не простая.

Голова должна быть золотая.

2-й продавец:

А вот и свой товар

Я вынес на базар.

Здесь у меня свистульки-бульбульки.

И для маленьких игрушки,

На все вкусы погремушки.

3-й продавец:

Ай, юла, вот юла!

Ну, вертлява! Ну, жива!

И кружится, и вертится, как наша матушка-Земля!

(Сказочные герои ходят между продавцами, рассматривая игрушки).

Кощей: (держит заводную игрушку и удивляется)

Что за нечистая сила в ней,

Что не ест, не пьёт,

А машину ведёт?

(Обращается к продавцу)

Слушай, друг любезный,

Есть у меня чудеса:

И скатерть-самобранка,

И сапоги-скороходы, и шапка-невидимка,

А такой заразы

Не встречал ни разу.

Я купить её хочу,

Чистым золотом плачу…

Продавец:

Нет уж, милый, погоди,

Золотыми не тряси.

Слушай, что тебе скажу я,

Правду-истину такую:

Всех не сосчитать игрушек у детей:

Погремушек, неваляшек и мячей.

Скачет маленький цыплёнок,

Едет танк, бежит слонёнок.

Быстро дай ответ: в чём секрет?

Коль сумеешь отгадать,

То игрушку сможешь взять.

Кощей (обращаясь к друзьям):

Ну, так в чем же здесь секрет?

Подскажите мне ответ!

Все пожимают плечами, говорят: «Мы не знаем».

Ученик:

Я тебе подскажу, Кощей,

А ты слушай внимательно

И потом дашь ответ,

В чём же здесь секрет.

Почему движутся игрушки? Разберёмся на примере Курочки Рябы. Механизм, который приводит курочку в движение, состоит из основного вала и двух ведомых, пружины и зубчатого колеса. Сжатая пружина обладает потенциальной энергией. За счёт потенциальной энергии тело может совершить работу. Вынем пружину, сожмём её и свяжем ниткой. Подожжём нитку – пружина взлетает высоко вверх. Пружина приобретает скорость, так как её потенциальная энергия перешла в кинетическую.

Вернёмся к нашей игрушке. Потенциальная энергия пружины переходит в кинетическую энергию ножек курочки.

Кощей:

Я всё понял!

Заводя ключом игрушку, должен знать,

Что при этом ты пружину

Должен сжать,

А потом, при выпрямлении,

Механизм придёт в движение!

Вот и весь секрет, вот вам и ответ!

1-й продавец: Ну что же, бери машину.

(Василиса заинтересовалась мячами).

2-й продавец:

Вот перед тобой звонкий мяч.

Ударяется о землю, мчится вскачь.

Отчего же этот мячик

Так красиво, резво скачет?

Быстро дай ответ: в чем секрет?

Василиса: Не училась в школе я, физики не знаю. Объяснить не смогу…

Ученик: Я тебе помогу. При ударе у мяча изменяются форма и размер. Это явление называется деформацией. При деформации возникает сила упругости, которая стремится восстановить форму тела. Вот, например, резиновая игрушка. Я могу подвергнуть её деформации сжатия, но при этом в ней возникает сила упругости, которая стремится восстановить форму тела после снятия нагрузки.

Василиса:

А, поняла!

При ударе деформация ясна,

Силу разовьёт упругости она.

И энергия найдётся,

Мяч при этом вверх взовьётся.

Вот и весь секрет.

1-й продавец: Молодец, бери себе мячик.

Баба Яга:

Вот стара, так стара!

Ведь смотрела всё с утра!

Вроде всё увидела,

А ничего не выбрала…

Продавцы:

Покупайте, покупайте, не зевайте!

… Все продал, только одну для вас оставил.

Игрушки мудрёные, хитрые, неискажённые.

… А на эту вот ты куклу посмотри,

На мою неваляшку погляди,

Уложи её ты спать –

Она опять захочет встать,

Снова встанет, как ни странно,

Ванька-встанька наш упрямый.

Баба Яга:

Продай, милый мой, Иванушку,

Такую красивую детинушку!

Я тебе свою метлу

Вместо Вани подарю.

3-й продавец:

Э, нет, Яга, погоди!

Покупать-то не спеши,

А ответь мне на вопрос:

Почему же, как ни странно,

Он опять встаёт, упрямый?

Коль ответишь – Ванька твой,

Не ответишь – будет мой.

Баба Яга:

Ох, склероз, ну склероз!

Ну и задал мне вопрос!

Как же Ваню я куплю, коль ответа не найду?

Кто же может мне помочь

Сию трудность превозмочь?

(Персонажи сказок говорят, что они не знают).

Ученик:

Выручу тебя, Яга,

Будет Ванька твой всегда.

Действие игрушки основано на том, что центр тяжести всегда стремится занять низшее положение. Представьте себе, что мы с вами в цирке. Идёт обычное цирковое представление. Выступают акробаты, дрессировщики животных, легко подбрасывают мячи жонглёры. Правда, научиться жонглировать трудно. Есть особые секреты. Они заключаются в законах физики. Например, жонглёр должен знать, при каких условиях тело может опрокинуться или изменить направление полёта.

Всё это знали и на заводе детской игрушки. Посмотрите, какую красивую неваляшку сделали. А чтобы понять, почему она никогда не падает, рассмотрим условия равновесия тела. Возьмём этажерку, и будем наклонять её: если вертикаль, проведенная из центра тяжести, пересекает площадь опоры, то этажерка останется в равновесии. Равновесие наиболее устойчиво при самом низком положении центра тяжести. Такой случай и осуществляется в устройстве неваляшки.

Она имеет форму шарового сегмента с грузом внизу. При любом наклоне игрушки её центр тяжести поднимается. Это вызывает возвращение игрушки в исходное положение.

Баба Яга: Услышал ответ? Отдавай Ванюшу!

3-й продавец: Что же делать? Видно, надо Ваньку ей отдать!

(Яга исполняет танец радости).

Ведущий: Реклама, реклама на ярмарке у нас!

Буква Р: Помните, ребята, что всегда в жизни пригодится вам физика, химия, математика.

Буква Е: И надеемся, что вы не сошли с ума и не считаете, что если сила есть, то не надо ума.

Буквы К и Л: Коли физику не любишь, будешь неучем ходить. Спрашивать всё время будешь: почему да почему? Почему гремит гроза? Почему идёт дождь? Что такое молния?

Буква А: Только физика ответит, почему приходит к нам полтергейст то тут, то там.

Буквы М и А: Любишь физику – учи, чтобы не попасть впросак как тот, кто просил Рентгена прислать ему Х – лучи.

Все: Любишь физику – учи!

Под музыку уходят буквы. Василиса, Кощей и Баба Яга встречают Емелю, который идёт, рассматривая шнурок.

Василиса:

Эй, Емеля! Эй, браток!

Что, купил себе Шурок?

Погоди, не проходи!

На игрушки погляди!

Емеля:

Игрушки я хотел бы взять,

Да денег негде мне достать.

Нравятся мне все зверушки,

Особенно кричащие игрушки.

Были б деньги, я б купил!

Кто бы мне их подарил?

4-й продавец:

Не кручинься ты, Емеля,

Подарю тебе игрушку –

Свистящую зверушку.

Емеля:

Почему она кричит?

Али бес, какой сидит?

Ученик: А ты послушай, Емеля. Посмотрим на эту птичку – водяного соловья. Если закрыть канал с одной стороны пальцем, а с другой стороны в него подуть, то звука не будет слышно. Если открыть отверстие, то раздадутся весёлые трели. Ты хочешь узнать, почему поёт птичка? Посмотрим такой опыт. Ударяем по камертону молоточком, он звучит. Подносим к звучащему камертону на нити шарик и убеждаемся, что ножки звучащего камертона колеблются. Как только прекращаются колебания камертона, исчезает звук. Источником звука являются колеблющиеся тела. В канале нашей птички колеблется столб воды.

Посмотрим другую игрушку – белочку. Когда нажимаем на неё, воздух выходит из подушки внутри, а когда мы её отпускаем – устремляется обратно, она постепенно распрямляется, и воздух внутри колеблется, издавая звук.

Говорящие куклы умеют произносить «мама». Причина этого – колебания воздуха внутри кожаной коробочки с отверстиями, которую помещают внутрь игрушки. При наклоне куклы грузик, находящийся в коробочке, падает, заставляя воздух в ней сжиматься и выходить в отверстия. Колебания воздуха сопровождаются звуком.

Емеля: Ну, теперь понятно!

4-й продавец: Молодец, выбирай себе, Емеля игрушку.

Все (хором): Вот и нам всё стало ясно! Физику ты должен знать, науку эту изучать.

Ведущий: Распродали мы игрушки. Ярмарка подошла к концу. И нам всё стало ясно, что без знаний физики нельзя обойтись.

(Звучит финальная песня на мотив «Спят усталые игрушки»).

Всех не сосчитать игрушек у детей:

Погремушек, неваляшек и мячей.

Скачет маленький цыплёнок,

Едет танк, бежит слонёнок.

Быстро дай ответ: в чём секрет?

Заводя ключом игрушку, должен знать,

Что при этом ты пружину должен сжать,

Механизм придёт в движение –

Вот и весь секрет, вот ответ!

А теперь перед тобою звонкий мяч –

Ударяется о землю, мчится вскачь.

Отчего же этот мячик

Так красиво, резво скачет?

Быстро дай ответ: в чем секрет?

При ударе деформация ясна.

Силу разовьёт упругости она,

И энергия найдётся,

Мяч при этом вверх взовьётся.

Вот и весь секрет, вот ответ.

На игрушки ты внимательно смотри

И подумай, что у них там есть внутри.

Тот, кто ими обладает,

Он ведь с физикой играет.

Вот и весь секрет, вот ответ.

Файлы: tehnologicheskaya-karta-uroka-fiziki-v-7-klasse-vozduhoplavanie.doc
Размер файла: 79360 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология