Автор конспекта:
Автор(ы): — учитель химии Слепокуровой Т.Н., учитель музыки Пуховой Л.А., учитель истории Малининой С.Н.

Место работы, должность: — МБОУ СОШ № 23 г. Ковров Владимирской области учитель химии высшей квалификационной категории учитель музыки первой квалификационной категории учителем истории первой квалификационной категории

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Музыка
Предмет(ы): — Химия
Предмет(ы): — Другое

Цель урока: —

Образовательные:

10 класс: в новой форме повторить материал о реакциях полимеризации и поликонденсации, необходимый для изучения последующих тем

Познакомить с основными открытиями химика – органика первой половины века А. П. Бородина

Показать связь науки и искусства как две формы познания окружающего мира, показать взаимосвязь изучаемых предметов

7 класс: завершить изучение оперы А.П. Бородина: «Князь Игорь».

Продолжить формирование ключевых компетенций: информационных, исследовательских, коммуникативных

Развивающие:

Развивать навыки комплексного применения знаний и умений для решения поставленных задач

Способствовать развитию элементов самостоятельной творческой деятельности учащихся (в ходе подготовки к занятию и в ходе занятия), умению контролировать свои действия.

Развивать умение слушать и фиксировать полученную информацию

Способствовать развитию гармоничной личности, показывая взаимосвязь знаний из различных предметов (химии, биологии, математики, литературы, истории, музыки)

Развивать индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы

Развивать интерес к изучению предметов химии и музыки (профориентация)

Воспитательные:

на примере личности Бородина воспитывать патриотизм, убеждённость в необходимости трудится для достижения поставленной цели

воспитывать коллективизм (умение работать в группах), толерантность, лидерские качества, эстетический вкус, эмоционально – ценностное отношение к музыке.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: —

интерактивное оборудование, пианино, пластические массы

Краткое описание: — Путешествие по двум направлениям: в историю мировой науки и в историю мировой культуры. Погружение в 19 век, где жил и творил выдающийся патриот России Александр Порфирьевич Бородин.

Открытое занятие по А.П. Бородину

«Гармония науки и искусства.

Химия и музыка»

Разработано

учителем химии высшей квалификационной категории

Слепокуровой Т.Н.,

учителем музыки первой квалификационной категории

Пуховой Л.А.,

учителем истории первой квалификационной категории

Малининой С.Н.

МБОУ СОШ № 23 г. Ковров Владимирской обл.

2012 год

Структура урока:

1. Вводная часть

Сообщение темы, цели занятия, мотивация деятельности.

2. Основная часть

«Путешествие» по этапам жизненного пути

А.П.Бородина

3. Заключение

Викторина

Подведение итогов работы на занятии.

Сообщение и комментирование домашнего задания.

Цели занятия:

Образовательные:

10 класс: в новой форме повторить материал о реакциях полимеризации и поликонденсации, необходимый для изучения последующих тем

Познакомить с основными открытиями химика – органика первой половины века А. П. Бородина

Показать связь науки и искусства как две формы познания окружающего мира, показать взаимосвязь изучаемых предметов

7 класс: завершить изучение оперы А.П. Бородина: «Князь Игорь».

Продолжить формирование ключевых компетенций: информационных, исследовательских, коммуникативных

Развивающие:

Развивать навыки комплексного применения знаний и умений для решения поставленных задач

Способствовать развитию элементов самостоятельной творческой деятельности учащихся (в ходе подготовки к занятию и в ходе занятия), умению контролировать свои действия.

Развивать умение слушать и фиксировать полученную информацию

Способствовать развитию гармоничной личности, показывая взаимосвязь знаний из различных предметов (химии, биологии, математики, литературы, истории, музыки)

Развивать индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы

Развивать интерес к изучению предметов химии и музыки (профориентация)

Воспитательные:

на примере личности Бородина воспитывать патриотизм, убеждённость в необходимости трудится для достижения поставленной цели

воспитывать коллективизм (умение работать в группах), толерантность, лидерские качества, эстетический вкус, эмоционально – ценностное отношение к музыке.

Здравствуйте! Сегодня у нас необычное внеклассное занятие, так как, вы видите, что здесь присутствуют гости – учителя нашей школы и учащиеся 7б класса и 10б.

Проверьте, пожалуйста, у себя, друг у друга наличие всего необходимого. Вы, я думаю, уже поняли, что работать будете в группах. На карточках — № группы. Выберите, пожалуйста, капитана. Будьте внимательны, запоминайте, примечайте, так как в ходе занятия вы сдадите членам жюри в составе………….предложенные работы, а также пройдёт соревнование в виде викторины, победившие получат небольшие призы, а самые активные участники занятия – оценку в журнал по предмету.

Итак, начинаем! Мы отправимся в путешествие по двум направлениям: в историю мировой науки и в историю мировой культуры. Мы отправимся в 19 век, где жил и творил выдающийся патриот России Александр Порфирьевич Бородин.

  • Как вы думаете, почему сегодня перед вами два учителя – учитель музыки и учитель химии? (Я помню. когда мы изучали на уроках музыки в 7 классе творчество Бородина, нам говорили, что он одинаково успешно занимался, как музыкой, так и химией и вошёл в историю мировой науки, как выдающийся учёный химик, а в историю мировой культуры, как гениальный композитор)

Верно, вот мы с вами и сформулировали тему занятия: «Гармония науки и искусства. Химия и музыка» Слайд 1

Представим себя учёными, подобно Бородину и за короткий промежуток времени попытаемся прожить его жизнь (детство, юность, зрелые годы), повторить открытия, которые он совершил, написать великую музыку…

Запишем тему занятия в тетради.

1 пункт назначения нашего путешествия:

Слайд 2

Детство (в тетради делать пометки по ходу сообщения)

  • Сообщение (дата и место рождения –С – Петербург, 1833 год, происхождение, обучение, интересы)
  • Музыкальная одарённость (полька «Helen – игра на пианино)
  • Увлечение химией (демонстрация опытов, правила ТБ на слайде)
    • Учимся наблюдать, делаем записи в карточках
  • Опыт1: ………….

    можно

    нельзя

    было

    стало

    Опыт2: …………..

    можно

    нельзя

    было

    стало

    · Капитаны, сдайте карточки в жюри

    Слайд 3

    Юность (в тетради делать пометки по ходу сообщения)

  • Поступление в Медико – хирургическую академию (1850 год) и окончание её в 1868 году
  • Написание романсов, фортепьянных пьес
  • Исполнение романса (Попова Е. или Климова А.)
  • В это же время Бородин активно работает в химической лаборатории известного химика Н.Н.Зинина. Он занимается изучением химических свойств альдегидов, в результате чего открывает новый тип реакций – альдольная конденсация.Данная реакция используется для получения фенолформальдегидной смолы (стр 78 учебник 10 класса Габриелян О.С.)
  • Изучая темы фенолы, альдегиды, мы намеренно не заостряли внимание на данной реакции, чтобы вернуться к ней сегодня, в ходе повторения.

    Слайд 4

    Эта реакция является основой для производства ценнейшей фенолформальдегидной пластмассы

    Видеоролик: «Получение пластмассы»

    · Задание на карточках ина слайде №5 (лежат на столах, выполнять на отдельных листах).

    Для быстроты выполнения задания распределите обязанности, скорость учитывается)

    10 класс 1. Вспомнить и записать определения реакций полимеризации и поликонденсации

    2. Переписать на лист реакцию получения фенолформальдегидной смолы, дать названия всем веществам.

    Вспомнить области применения фенолформальдегидной смолы (стр.78)

    3. Решить задачу: Какую массу фенолформальдегидной смолы можно получить из каменноугольной смолы массой 1880 кг, содержащей 20% фенола?

    7 класс 1. Из пластилина и палочек соберите модель молекулы альдегида (спросите у десятиклассников)

    2. На странице 78 прочитайте, почему нужно проветривать комнату, где стоит новая мебель

    3. Спросите у десятиклассников, сколько смолы они получили в результате расчётов. Используя эти данные, рассчитайте, сколько листов фанеры можно изготовить из такого количества смолы, если на каждый лист расходуется 8 кг

    Во время всей работы звучит музыка «Квартет Бородина №2»

    Слайд 5

    (в конце слайда написано: звучит музыка «Квартет Бородина №2»)

    · Капитаны, сдайте модели молекул и рабочие листы в жюри

    Итак, ребята, мы познакомились с большим периодом жизни А.П.Бородина, какой вывод вы можете сделать из всего увиденного и услышанного?

    (Вероятно, эти годы были наиболее плодотворными для Бородина. Он начал писать романсы, фортепьянные пьесы, много работал в области химии, открыл новый тип реакции альдольной конденсации, которая используется в производстве всех современных пластмасс)

    Зрелые годы (в тетради делаем пометки по ходу сообщения)

    Слайд 6

    1. Сообщение

    Для нас, владимирцев, зрелые годы в жизни Бородина представляют большой интерес, так как, с 1877 по 1879 годы он провёл в Камешковском районе в селе Давыдово, где мы, готовясь к этому занятию побывали на экскурсии.

    Слайд 7

    (фотографии с экскурсии, одновременно ученик читает отрывок из «Слово о полку Игореве»

    ? Как вы думаете, почему прозвучал отрывок из «Слова о полку Игореве»?

    (В эти годы А.П.Бородин работал над созданием оперы «Князь Игорь)

    Верно, в эти годы А.П.Бородин работал над созданием оперы «Князь Игорь», которая является предметом изучения в 7 классе.

    Звучит отрывок из оперы

    Но, увы, опера так и не была окончена, так как работа всё время перемежалась с занятиями химией. В эти годы А.Порфирьевич уже являлся академиком Медико – хирургической академии и руководил химической лабораторией, где им были получены многие органические соединения. Всего известно более 40 работ по химии.

    А.П. Бородин скоропостижно скончался от разрыва сердца в возрасте 53 лет и похоронен на Тихвинском кладбище в Александро – Невской лавре (Санкт – Петербург)

    (Музыкальный фон)

    Всей своей жизнью, научной, творческой деятельностью Бородин показал и доказал великую гармонию науки и искусства.

    В память о выдающемся учёном и композиторе были названы

    · Государственный квартет имени А.П.Бородина

    · Улицы Бородина во многих населённых пунктах России и других государств

    · Санаторий им. Бородина в Солигаличе Костромской области (исследовал состав минеральной воды)

    · Актовый зал имени А.П. Бородина в РХТУ им. Д.И. Менделеева (Д.И.Менделеев был другом Бородина)

    · Детские музыкальные школы в Санкт – Петербурге, Москве, Смоленске.

    · Самолёт Airobus А 319 (номер VP – BDM) авиакомпании «Аэрофлот»

    Слайд 8

    Итак, подведём итог. На сегодняшнем занятии мы попытались совместить то, что обычно считают несовместимым: химию и музыку.

    С десятиклассниками мы повторили реакции поликонденсации, с которыми впервые встретились в только что изученной теме «Кислородсодержащие органические соединения». Эти знания являются мостиком при переходе к изучению последующих тем: «Аминокислоты. Белки» и, а также «Высокомолекулярные органические соединения. Полимеры»

    Семиклассники……………..

    И, прикоснувшись к жизни учёного, понимаешь, что нет вещей несовместимых, что только желание трудиться открывает все жизненные перспективы.

    «Всем, чего мы не имеем, мы обязаны только себе» (А.П. Бородин)

    Итогом нашего занятия, как говорилось вначале, станет викторина

    Учитель.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством выдающегося педагога, создателем органической химии и гениальным композитором.

    Кто же он композитор или химик?

    Александр Порфирьевич Бородин

    Две страсти – к химии и музыке – владели Бородиным с детских лет. Пожалуй, в истории человеческой культуры не было второго творца, сумевшего так много достичь в столь, казалось бы, несовместимых областях деятельности.

    Занимательные факты

    (раздаточный материал) ученики заранее знакомятся с фактами из жизни композитора и рассказывают об этом на уроке.

    1-й ученик. Рассеянность Бородина.

    Композитор и химик Александр Порфирьевич Бородин был очень рассеянным человеком. Однажды он пригласил к себе на вечер гостей. Было много музыки, потом ужин с дружеской беседой. Вдруг Бородин встает и начинает одеваться. Его спросили: «Куда это вы собрались, Александр Порфирьевич?» Тот удивился: «Как это куда? Домой! Уже поздно, а у меня завтра лекция…»

    2-й ученик. За меня не волнуйтесь…

    Однажды в юности Бородин с другом возвращался с домашнего музыкального вечера, в котором оба молодых человека принимали участие: Бородин играл на флейте, его друг – на скрипке. Было уже довольно поздно, фонари еле-еле мерцали. Бородин, о чем-то задумавшись, шагал впереди, а его засыпавший на ходу приятель несколько отстал. Вдруг какой-то странный и непонятый шум, а затем вскрик заставили приятеля встрепенуться.

    – Эй! – позвал он, однако никто ему не ответил. Бородин исчез…

    Испуганный молодой человек замер, прислушиваясь, и минутой спустя услышал звуки флейты… Удивительным было то, что они доносились откуда-то из-под земли. Оказалось, что в темноте Бородин оступился и упал в какую-то глубокую яму.

    – Александр, с тобою все в порядке? – крикнул вниз приятель.

    – Пока не знаю, – отозвался молодой музыкант, – но, слава Богу, флейта, кажется, цела!

    3-й ученик. Высказывания о Бородине

    «Первоклассный химик, которому многим обязана химия…», «Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе…» – так говорили Д.И.Менделеев и В.В.Стасов об одном и том же человеке, о своем современнике – Александре Порфирьевиче Бородине.

    «А, это тот самый Бородин, которого композиторы считают химиком, а химики композитором», – говорили о нем современники.

    «К несчастью, академическая служба, комитеты и лаборатория, а отчасти и домашние дела страшно отвлекали Бородина от великого дела», – сетовал В.В.Стасов.

    «Бородин стоял бы еще выше по химии, принес бы еще пользы науке, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии», – писал Д.И.Менделеев.

    4-й ученик. Детство. Место действия – Петербург гоголевских времен.

    – Пожар! Этот ребенок невозможен! Я покидаю вас! – воскликнула гувернантка. Саша подбежал к одному из своих дьявольских сосудов, что-то бросил в него, и дым из серого стал желто-зеленым.

    Динь-динь-динь – сама собой зазвенела какая-то склянка, через трубку из другой опрокинутой и горбатой посудины что-то закапало – значит, сейчас еще что-нибудь закипит или взорвется.

    – А я вот что вам показать хотел, – сказал Саша матушке. – Вы такого и не видывали, это вам сюрприз. Вот! Как вам это нравится? (Показывает кристаллы соли меди.)

    – На сахар смахивает… Иголочки, кубики, да блестят, что бриллианты! Как же ты все это сделал? Руками слепил такие махонькие?

    – Эти, матушка, нерукотворные камешки – кристаллы. Сама природа сотворила, от Бога, ну и я маленько помог.

    – Ты уж играйся, ежели от Бога. Да не спали ты нас, об одном прошу, смирюсь уж как-нибудь с дымом и вонью.

    – В химии, матушка, и вонь-то от Бога, – сказал с важностью Александр.

    Нет, не дозваться Сашеньку. Читает, а потом в лабораторию. В одной комнате ему тесно, уже по всей квартире расселилась чудная, непонятно для чего посуда, порошки, жидкости. Паять, гнуть размягчившееся стекло, превращать жидкость в кристаллы, из одного точно волшебством делать другое, ничуть не похожее. Рождать мановением руки из холода пламень, из тепла лед. Творить, создавать то, чего не было только что и вдруг стало, как творится музыка из ничего, из воздуха и света, из печали и сладкой, самому неясной мечты.

    5-й ученик.

    Гувернантка однажды повела Сашу гулять на Семеновский плац. От звучания полкового оркестра у него было потрясение чуть не до обморока.

    У него что-то случилось с коленями, они подогнулись, когда грянул марш, а мир изменился. Иначе выстроились и осветились дома, другим стал воздух, раздалось вширь и вглубь небо. Вернувшись домой, он, такой мягкий и кроткий, наотрез отказался от обеда, сказав: «Не мешайте мне!» – по-русски, по-немецки, по-французски. Часа три голодный и неузнаваемый сидел за фортепиано. Затем пригласил матушку и гувернантку и сыграл военный марш, который слышал на площади.

    Учитель.

    В духовом оркестре три группы инструментов: медные, деревянные и ударные.

    Примерзвучание оркестра.

    Саша Бородин учился играть на флейте, виолончели, фортепиано,

    а затем начал сочинять музыку: в 9 лет это была полька «Элен», в 13 лет – небольшой концерт для флейты. В 16 лет были опубликованы два произведения: фантазия для фортепиано – соло на мотив музыки И.Гуммеля и этюд «Поток».

    В 17 лет Бородин отлично сдает экзамены на аттестат зрелости при, Первой петербургской гимназии, а в сентябре поступает вольнослушателем на медицинское отделение Медико-хирургической академии. Эта академия, открытая в Петербурге в конце XVIII в., ко времени поступления в нее Бородина представляла собой крупное высшее учебное заведение России и видный центр естественно-научной мысли. В числе ее профессоров были ученые с мировыми именами: хирург Н.И.Пирогов, химик Н.Н.Зинин, эмбриолог и географ К.М.Бэр, зоолог Ф.Ф.Брандт.

    В 20 лет происходит знакомство Александра Бородина с профессором химии Николаем Николаевичем Зининым. Вот какой разговор произошел между ними в то время.

    Отношение Зинина к увлечению Бородина музыкой.

    Бородин несколько раз приносил в лабораторию нотную бумагу, практиковался. Зинин заметил это и категорически заявил: «Кто гонится за двумя зайцами, тот поймает дохлую курицу! Не подумайте, что я вас ревную к музыке. Не во мне дело, дело в вас. Будь вы семи пядей во лбу, а начнете разбрасываться, и получится пшик. Химия ревнует вас. Она дама строгая и ни с кем своих служителей делить не собирается. Нужно выбирать: или она, или эти ваши музы».

    Перед Бородиным встал вопрос выбора. Бросить музыку – все равно, что по доброй воле разучиться говорить. Потому что музыка – дар речи, самый необычный, самый полный и выразительный. Бросить музыку – как пожизненно завязать себе глаза и забыть, что есть краски, которые можно найти только в ней. И еще музыка – простор и глубина, отними их – Земля станет бедней, словно из трехмерного мира уйти в двухмерный, плоский. Он будет верен и науке, и музыке, т. к. силы его беспредельны, как ему казалось.

    Представьте себе музыкальную атмосферу того времени. Наше время характеризуется пассивным потреблением музыки через плееры, магнитофоны, компьютеры. Тогда же было распространено домашнее музицирование. Живая музыка звучала повсюду – от скромных комнат до гостиных и салонов. Это была камерная музыка, т. е. музыка для небольших помещений, где исполнялись произведения для скрипки, виолончели; были ансамбли – трио, квартеты.

    Учитель: сейчас вы услышите «Струнный квартет №1» фрагмент.

    Мне бы хотелось, чтобы вы, в своих тетрадях используя, различные цветовые гаммы нарисовали, музыкальный образ покоя и тишины.

    Слушание. «Струнный квартет№1» (анализ прослушанного произведения)

    Разминка. Динамическая пауза.

    Учитель.

    Музыка не была добрей и покладистей химии. Музыка требовала своего прямо и жестко. Музыкой можно сказать все, не стыдясь и не скрывая, – вот он я, вот мир и моя страна, как я их вижу. Архитектура недвижима, как живопись и скульптура. Смысл музыки – движение. В этом ее кровное родство с бегущим временем, а значит, с историей.

    Главным делом жизни Бородина стала опера «Князь Игорь».

    Сюжет взят из «Слова о полку Игореве» – первого русского литературного произведения, в котором рассказано о богатырской юности Руси, в нем грандиозная мысль о ее единстве. В «Слове» Русь и Восток – вечное столкновение, вечное соседство, две стихии, которые не разъединить, и обе в натуре Бородина. Дело в том, что среди его предков был князь Гедея, который пришел из орды при царе Иване Грозном, принял святое крещение и был наречен князем Николаем.

    Бородин работал над оперой 21 год, но не успел ее закончить. Сделали за него это его друзья: Н.А.Римский-Корсаков и его ученик А.К.Глазунов. Мария Васильевна Доброславина – друг семьи Бородиных – оценила это так: «Какая чистая, деятельная и прекрасная дружба – разобрать горы черновиков, эскизов, набросков, соединить их с готовыми сценами, выстроить все, что не достроил автор».

    Сейчас в классе прозвучит ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь», (вспомним — что такое ария?). Ответы ребят. В этой арии князь Игорь переживает свое поражение, вспоминает о любимой жене Ярославне, которая ждет его в Путивле, и размышляет о будущем.

    Анализ прослушанного произведения.

    Он умер мгновенно, от разрыва сердца, во время маскарада, устроенного им для всеобщего веселья в собственной квартире.

    Высокий, статный, богатырского телосложения, он был веселым человеком с добрым нравом. Казалось, что Бородин будет жить долго – столько замыслов было впереди. Но остались незавершенными опера «Князь Игорь», Третья симфония… И все-таки как много он сделал!

    Заслуги А.П.Бородина перед Отечеством:

    Х и м и я

    • Реакция альдольной конденсации.
    • Опера «Князь Игорь»
    • Получение бензидина.
    • «Реакция Бородина».
    • Реакция уплотнения альдегидов.
    • 42 научные работы.

    Музыка

    • Опера «Князь Игорь»
    • Три Симфонии
    • Два квартета
    • Сюита для фортепиано
    • Опера-фарс «Богатыри»
    • 18 романсов

    Учитель.

    Могучий разум ученого, гений композитора, литературные дарования- ни одного таланта он не зарыл в землю, все развил и отдал своему народу и человечеству. Он был красив, добр, остроумен, всегда полон жизни и энергии.

    Бородин совмещал в себе то, что обычно считают несовместимым. Невольно возникает вопрос: как мог он быть одновременно химиком и композитором? Ведь это такие разные, далекие одна от другой области. Но так ли они далеки, как кажется? Солнце творческого разума освещает дорогу и науке, и искусству, когда они ищут правду жизни.

    Хор «Славься» на доске фото большого хора

    Переход на распевание

    Задача: формирование певческих навыков, четкой артикуляции, дикции, правильного дыхания, умение петь хором, соло.

    Песня «Ты — человек» композитор Е. Крылатов.

    Учитель.

    Итог:

    • сегодня на уроке мы познакомились с выдающимся композитором и учёным Александром Порфирьевичем Бородиным,
    • узнали его заслуги перед Отечеством и музыкой,
    • прослушали музыкальные фрагменты творчества композитора,
    • познакомились с симфоническим оркестром.

    Узнали, что химия и музыка были неотъемлемой частью в жизни композитора, сумевшего так много достичь в столь, казалось бы, несовместимых областях деятельности.

    Оценка эффективности урока .

    Перед объяснением нового материала, я объяснила учащимся , что за каждый правильный ответ учащиеся получают индивидуальную карточку с рисунком музыкального инструмента из симфонического оркестра. Учащийся, набравший наибольшее количество карточек оценивается в пять баллов.

    Дом, задание: найти фамилии композиторов, чья музыка была связана с наукой, медициной, военным делом.

    Файлы: Презентация к интегрированному занятию по Бородину.ppt
    Размер файла: 2301440 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология