Автор конспекта:
Автор(ы): — учителем химии Слепокуровой Т.Н., учителем музыки первой Пуховой Л.А., учителем истории Малининой С.Н.

Место работы, должность: — учителем химии высшей квалификационной категории учителем музыки первой квалификационной категории учителем истории первой квалификационной категории

Регион: — Владимирская мир

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дух общее стяжение

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 автокласс
Класс(ы): — 10 автокласс

Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Музыка
Предмет(ы): — Химия

Цель урока: —

Образовательные:

10 класс: на новой форме повторить материал о реакциях полимеризации и поликонденсации, настольный для изучения последующих тем

Познакомить с основными открытиями химика – органика первой половины века А. П. Бородина

Показать религия науки и искусства словно две формы познания окружающего мира, показать координация изучаемых предметов

7 класс: завершить одоление оперы А.П. Бородина: «Князь Игорь».

Продолжить развитие ключевых компетенций: информационных, исследовательских, коммуникативных

Развивающие:

Развивать навыки комплексного применения знаний и умений для решения поставленных задач

Способствовать развитию элементов самостоятельной творческой деятельности учащихся (в ходе подготовки к занятию и на ходе занятия), умению контролировать свои действия.

Развивать привычка слушать и фиксировать полученную информацию

Способствовать развитию гармоничной личности, показывая координация знаний изо различных предметов (химии, биологии, математики, литературы, истории, музыки)

Развивать единоличный образный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы

Развивать польза к изучению предметов химии и музыки (профориентация)

Воспитательные:

на примере личности Бородина воспитывать патриотизм, убеждённость на необходимости трудится для достижения поставленной цели

воспитывать содружество (умение работать на группах), толерантность, лидерские качества, эстетический вкус, патетически – ценностное мироощущение к музыке.

Тип урока: — Комбинированный острастка

Учащихся на классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: —

пианино, мультимедийное оборудование, химические приборы

Краткое описание: — Путешествие по две направлениям: на историю хоть куда науки и на историю хоть куда культуры 19 века, где-нибудь жил и творил яркий патриот России Александр Порфирьевич Бородин.

Открытое занятие по А.П. Бородину

«Гармония науки и искусства.

Химия и музыка»

Разработано

учителем химии высшей квалификационной категории

Слепокуровой Т.Н.,

учителем музыки первой квалификационной категории

Пуховой Л.А.,

учителем истории первой квалификационной категории

Малининой С.Н.

МБОУ СОШ № 23 г. Ковров Владимирской обл.

2012 год

Структура урока:

1. Вводная часть

Сообщение темы, цели занятия, мотивация деятельности.

2. Основная часть

«Путешествие» по этапам жизненного пути

А.П.Бородина

3. Заключение

Викторина

Подведение итогов работы на занятии.

Сообщение и освещение домашнего задания.

Цели занятия:

Образовательные:

10 класс: на новой форме повторить материал о реакциях полимеризации и поликонденсации, настольный для изучения последующих тем

Познакомить с основными открытиями химика – органика первой половины века А. П. Бородина

Показать религия науки и искусства словно две формы познания окружающего мира, показать координация изучаемых предметов

7 класс: завершить одоление оперы А.П. Бородина: «Князь Игорь».

Продолжить развитие ключевых компетенций: информационных, исследовательских, коммуникативных

Развивающие:

Развивать навыки комплексного применения знаний и умений для решения поставленных задач

Способствовать развитию элементов самостоятельной творческой деятельности учащихся (в ходе подготовки к занятию и на ходе занятия), умению контролировать свои действия.

Развивать привычка слушать и фиксировать полученную информацию

Способствовать развитию гармоничной личности, показывая координация знаний изо различных предметов (химии, биологии, математики, литературы, истории, музыки)

Развивать единоличный образный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы

Развивать польза к изучению предметов химии и музыки (профориентация)

Воспитательные:

на примере личности Бородина воспитывать патриотизм, убеждённость на необходимости трудится для достижения поставленной цели

воспитывать содружество (умение работать на группах), толерантность, лидерские качества, эстетический вкус, патетически – ценностное мироощущение к музыке.

Здравствуйте! Сегодня у нас необычное внеклассное занятие, но как, вам видите, почему тогда присутствуют регулы – учителя нашей школы и учащиеся 7б класса и 10б.

Проверьте, пожалуйста, у себя, друг-приятель у друга факт честь имею кланяться необходимого. Вы, я думаю, еще поняли, почему работать будете на группах. На карточках — № группы. Выберите, пожалуйста, капитана. Будьте внимательны, запоминайте, примечайте, но словно на ходе занятия вам сдадите членам коллегия на составе………….предложенные работы, но опять же пройдёт олимпиада на виде викторины, победившие получат небольшие призы, но самые активные участники занятия – оценку на журналец по предмету.

Итак, начинаем! Мы отправимся на поездка по две направлениям: на историю хоть куда науки и на историю хоть куда культуры. Мы отправимся на 19 век, где-нибудь жил и творил яркий патриот России Александр Порфирьевич Бородин.

  • Как вам думаете, отнюдуже ныне поперед вами двойка учителя – наставник музыки и наставник химии? (Я помню. иной раз мы изучали на уроках музыки на 7 классе создание Бородина, нам говорили, почему он обще благополучно занимался, словно музыкой, но и химией и вошёл на историю хоть куда науки, словно яркий учёный химик, но на историю хоть куда культуры, словно одаренный композитор)

Верно, вот мы с вами и сформулировали тему занятия: «Гармония науки и искусства. Химия и музыка» Слайд 1

Представим себя учёными, подобно Бородину и за низкорослый дальность времени попытаемся прожить его долгоденствие (детство, юность, зрелые годы), повторить открытия, которые он совершил, написать великую музыку…

Запишем тему занятия на тетради.

1 карантин назначения нашего путешествия:

Слайд 2

Детство (в тетради делать пометки по ходу сообщения)

  • Сообщение (дата и ристалище рождения –С – Петербург, 1833 год, происхождение, обучение, интересы)
  • Музыкальная одарённость (полька «Helen – игра на пианино)
  • Увлечение химией (демонстрация опытов, правила ТБ на слайде)
    • Учимся наблюдать, делаем записи на карточках
  • Опыт1: ………….

    можно

    нельзя

    было

    стало

    Опыт2: …………..

    можно

    нельзя

    было

    стало

    · Капитаны, сдайте карточки на жюри

    Слайд 3

    Юность (в тетради делать пометки по ходу сообщения)

  • Поступление на Медико – хирургическую академию (1850 год) и интерорецептор её на 1868 году
  • Написание романсов, фортепьянных пьес
  • Исполнение романса (Попова Е. либо Климова А.)
  • В это же минута Бородин инициативно работает на химической лаборатории известного химика Н.Н.Зинина. Он занимается изучением химических свойств альдегидов, на результате почему открывает новоприобретенный тип реакций – альдольная конденсация.Данная гидролиз используется для получения фенолформальдегидной смолы (стр 78 книга 10 класса Габриелян О.С.)
  • Изучая темы фенолы, альдегиды, мы с умыслом не заостряли уважение на данной реакции, ради вернуться к ней сегодня, на ходе повторения.

    Слайд 4

    Эта гидролиз является основой для производства ценнейшей фенолформальдегидной пластмассы

    Видеоролик: «Получение пластмассы»

    · Задание на карточках ина слайде №5 (лежат на столах, выполнять на отдельных листах).

    Для быстроты выполнения задания распределите обязанности, скорость учитывается)

    10 класс 1. Вспомнить и записать определения реакций полимеризации и поликонденсации

    2. Переписать на прицветник реакцию получения фенолформальдегидной смолы, дать названия всем веществам.

    Вспомнить области применения фенолформальдегидной смолы (стр.78)

    3. Решить задачу: Какую массу фенолформальдегидной смолы разрешено получить изо каменноугольной смолы массой 1880 кг, содержащей 20% фенола?

    7 автокласс 1. Из пластилина и палочек соберите манекенщица молекулы альдегида (спросите у десятиклассников)

    2. На странице 78 прочитайте, отнюдуже требуется проветривать комнату, где-нибудь достаточно новая мебель

    3. Спросите у десятиклассников, сколечко смолы они получили на результате расчётов. Используя эти данные, рассчитайте, сколечко листов фанеры разрешено изготовить изо такого количества смолы, ежели на всяк прицветник расходуется 8 кг

    Во минута всей работы важно рок «Квартет Бородина №2»

    Слайд 5

    (в конце слайда написано: важно рок «Квартет Бородина №2»)

    · Капитаны, сдайте модели молекул и рабочие листы на жюри

    Итак, ребята, мы познакомились с большим периодом жизни А.П.Бородина, кой эвакуация вам можете сделать изо честь имею кланяться увиденного и услышанного?

    (Вероятно, эти годы были наиболее плодотворными для Бородина. Он начал писать романсы, фортепьянные пьесы, непочатый угол работал на области химии, открыл новоприобретенный тип реакции альдольной конденсации, которая используется на производстве всех современных пластмасс)

    Зрелые годы (в тетради делаем пометки по ходу сообщения)

    Слайд 6

    1. Сообщение

    Для нас, владимирцев, зрелые годы на жизни Бородина представляют заглавный интерес, но как, с 1877 по 1879 годы он провёл на Камешковском районе на селе Давыдово, где-нибудь мы, готовясь к этому занятию побывали на экскурсии.

    Слайд 7

    (фотографии с экскурсии, вдруг учащийся читает кусок изо «Слово о полку Игореве»

    ? Как вам думаете, отнюдуже прозвучал кусок изо «Слова о полку Игореве»?

    (В эти годы А.П.Бородин работал над созданием оперы «Князь Игорь)

    Верно, на эти годы А.П.Бородин работал над созданием оперы «Князь Игорь», которая является предметом изучения на 7 классе.

    Звучит кусок изо оперы

    Но, увы, пастиччо но и не была окончена, но словно клетневание всё минута перемежалась с занятиями химией. В эти годы А.Порфирьевич еще являлся академиком Медико – хирургической академии и руководил химической лабораторией, где-нибудь им были получены многие органические соединения. Всего всеизвестно более 40 работ по химии.

    А.П. Бородин неожиданно скончался от разрыва сердца на возрасте 53 лет и похоронен на Тихвинском майдан на Александро – Невской лавре (Санкт – Петербург)

    (Музыкальный фон)

    Всей своей жизнью, научной, творческой деятельностью Бородин показал и доказал великую гармонию науки и искусства.

    В кэш о выдающемся учёном и композиторе были названы

    · Государственный ансамбль имени А.П.Бородина

    · Улицы Бородина вот многих населённых пунктах России и других государств

    · Санаторий им. Бородина на Солигаличе Костромской области (исследовал автосостав минеральной воды)

    · Актовый фойе имени А.П. Бородина на РХТУ им. Д.И. Менделеева (Д.И.Менделеев был другом Бородина)

    · Детские музыкальные школы на Санкт – Петербурге, Москве, Смоленске.

    · Самолёт Airobus А 319 (номер VP – BDM) авиакомпании «Аэрофлот»

    Слайд 8

    Итак, подведём итог. На сегодняшнем занятии мы попытались совместить то, почему ординарно считают несовместимым: химию и музыку.

    С десятиклассниками мы повторили реакции поликонденсации, с которыми впервые встретились на малость только почему изученной теме «Кислородсодержащие органические соединения». Эти знания являются мостиком рядом переходе к изучению последующих тем: «Аминокислоты. Белки» и, но опять же «Высокомолекулярные органические соединения. Полимеры»

    Семиклассники……………..

    И, прикоснувшись к жизни учёного, понимаешь, почему отнюдь вещей несовместимых, почему малость только желание трудиться открывает все жизненные перспективы.

    «Всем, почему мы не имеем, мы обязаны малость только себе» (А.П. Бородин)

    Итогом нашего занятия, словно говорилось вначале, станет викторина

    Учитель.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством выдающегося педагога, создателем органической химии и гениальным композитором.

    Кто же он сочинитель либо химик?

    Александр Порфирьевич Бородин

    Две страсти – к химии и музыке – владели Бородиным с детских лет. Пожалуй, на истории человеческой культуры не было второго творца, сумевшего но непочатый угол достичь на столь, казалось бы, несовместимых областях деятельности.

    Занимательные факты

    (раздаточный материал) ученики заблаговременно знакомятся с фактами изо жизни композитора и рассказывают об этом на уроке.

    1-й ученик. Рассеянность Бородина.

    Композитор и химик Александр Порфирьевич Бородин был колоссально рассеянным человеком. Однажды он пригласил к себя на раут гостей. Было непочатый угол музыки, впоследствии пир с дружеской беседой. Вдруг Бородин встает и начинает одеваться. Его спросили: «Куда это вам собрались, Александр Порфирьевич?» Тот удивился: «Как это куда? Домой! Уже поздно, но у меня будущее лекция…»

    2-й ученик. За меня не волнуйтесь…

    Однажды на юности Бородин с другом возвращался с домашнего музыкального вечера, на котором пара молодых человека принимали участие: Бородин играл на флейте, его друг-приятель – на скрипке. Было еще кончено поздно, фонари с грехом пополам мерцали. Бородин, о чем-то задумавшись, шагал впереди, но его занесший на ходу старик крошку отстал. Вдруг какой-нибудь необыкновенный и невоспринятый шум, но потому вскрикивание заставили приятеля встрепенуться.

    – Эй! – позвал он, но ничто ему не ответил. Бородин исчез…

    Испуганный младой душа замер, прислушиваясь, и минутой через услышал звуки флейты… Удивительным было то, почему они доносились откуда-то из-под земли. Оказалось, почему на темноте Бородин оступился и упал на какую-то глубокую яму.

    – Александр, с тобою все на порядке? – крикнул долу приятель.

    – Пока не знаю, – отозвался младой музыкант, – но, реноме Богу, флейта, кажется, цела!

    3-й ученик. Высказывания о Бородине

    «Первоклассный химик, которому многим обязана химия…», «Равно могуч и талантлив словно на симфонии, но и на опере, и на романсе…» – но говорили Д.И.Менделеев и В.В.Стасов об одном и том же человеке, о своем современнике – Александре Порфирьевиче Бородине.

    «А, это тот наиболее Бородин, которого композиторы считают химиком, но химики композитором», – говорили о немой современники.

    «К несчастью, академическая служба, комитеты и лаборатория, но в известной степени и домашние дела зверски отвлекали Бородина от великого дела», – сетовал В.В.Стасов.

    «Бородин стоял бы вновь превыше по химии, принес бы вновь пользы науке, ежели бы рок не отвлекала его свыше всякой меры непочатый угол от химии», – писал Д.И.Менделеев.

    4-й ученик. Детство. Место действия – Петербург гоголевских времен.

    – Пожар! Этот мальчуган невозможен! Я покидаю вас! – воскликнула гувернантка. Саша подбежал к одному изо своих дьявольских сосудов, что-то бросил на него, и дымище изо серого стал желто-зеленым.

    Динь-динь-динь – сама собой зазвенела какая-то склянка, через трубку изо иной опрокинутой и горбатой посудины что-то закапало – значит, сейчас вновь что-нибудь закипит либо взорвется.

    – А я вот почему вам показать хотел, – сказал Саша матушке. – Вы такого и не видывали, это вам сюрприз. Вот! Как вам это нравится? (Показывает кристаллы соли меди.)

    – На мелис смахивает… Иголочки, кубики, конечно блестят, почему бриллианты! Как же ты все это сделал? Руками слепил такие махонькие?

    – Эти, матушка, нерукотворные камешки – кристаллы. Сама натура сотворила, от Бога, допустим и я чуть-чуть помог.

    – Ты олигодон играйся, ежели от Бога. Да не спали ты нас, об одном прошу, смирюсь олигодон когда-нибудь с дымом и вонью.

    – В химии, матушка, и вонь-то от Бога, – сказал с важностью Александр.

    Нет, не дозваться Сашеньку. Читает, но впоследствии на лабораторию. В одной комнате ему тесно, еще по всей квартире расселилась чудная, расплывчато какого черта посуда, порошки, жидкости. Паять, гнуть размягчившееся стекло, превращать карболинеум на кристаллы, изо одного отчетливо волшебством делать другое, ни крошечки не похожее. Рождать мановением руки изо холода пламень, изо тепла лед. Творить, создавать то, почему не было малость только почему и недуманно-негаданно стало, словно творится рок изо ничего, изо воздуха и света, изо печали и сладкой, самому неясной мечты.

    5-й ученик.

    Гувернантка однажды повела Сашу гулять на Семеновский плац. От звучания полкового оркестра у него было огорошивание малость не пред обморока.

    У него что-то приключилось с коленями, они подогнулись, иной раз грянул марш, но микрокосмос изменился. Иначе выстроились и осветились дома, другим стал воздух, раздалось вширь и внутрь небо. Вернувшись домой, он, сякой пастельный и кроткий, безоговорочно отказался от обеда, сказав: «Не мешайте мне!» – по-русски, по-немецки, по-французски. Часа тремя голодный и непризнаваемый сидел за фортепиано. Затем пригласил матушку и гувернантку и сыграл воинский марш, который-нибудь слышал на площади.

    Учитель.

    В духовом оркестре тремя группы инструментов: медные, деревянные и ударные.

    Примерзвучание оркестра.

    Саша Бородин учился играть на флейте, виолончели, фортепиано,

    а потому начал сочинять музыку: в 9 лет это была полька «Элен», на 13 лет – мелкий произведение для флейты. В 16 лет были опубликованы двойка произведения: фантазия для фортепиано – уединенно на голос музыки И.Гуммеля и картина «Поток».

    В 17 лет Бородин здорово сдает экзамены на свидетельство зрелости при, Первой петербургской гимназии, но на сентябре поступает вольнослушателем на медицинское отламывание Медико-хирургической академии. Эта академия, открытая на Петербурге на конце XVIII в., к времени поступления на нее Бородина представляла собой крупное высшее учебное институт России и крупный метеоцентр естественно-научной мысли. В числе ее профессоров были ученые с мировыми именами: рыба Н.И.Пирогов, химик Н.Н.Зинин, эмбриолог и географ К.М.Бэр, зоолог Ф.Ф.Брандт.

    В 20 лет происходит ознакомление Александра Бородина с профессором химии Николаем Николаевичем Зининым. Вот кой речь произошел меж ними на то время.

    Отношение Зинина к увлечению Бородина музыкой.

    Бородин крошку крата приносил на лабораторию нотную бумагу, практиковался. Зинин заметил это и директивно заявил: «Кто гонится за двумя зайцами, тот поймает дохлую курицу! Не подумайте, почему я вам ревную к музыке. Не вот ступень дело, нужда на вас. Будь вам семи пядей вот лбу, но начнете разбрасываться, и получится пшик. Химия ревнует вас. Она карта строгая и ни с кем своих служителей делить не собирается. Нужно выбирать: либо она, либо эти ваши музы».

    Перед Бородиным встал вопросец выбора. Бросить музыку – все равно, почему по доброй воле разучиться говорить. Потому почему рок – призвание речи, наиболее необычный, наиболее полный и выразительный. Бросить музыку – словно пожизненно завязать себя глаза и забыть, почему есть краски, которые разрешено найти малость только на ней. И вновь рок – простор и глубина, отними их – Земля станет бедней, будто изо трехмерного объект уйти на двухмерный, плоский. Он хватит верен и науке, и музыке, т. к. силы его беспредельны, словно ему казалось.

    Представьте себя музыкальную атмосферу того времени. Наше минута характеризуется пассивным потреблением музыки через плееры, магнитофоны, компьютеры. Тогда же было распространено домашнее музицирование. Живая рок звучала повсюду – от скромных комнат пред гостиных и салонов. Это была камерная музыка, т. е. рок для небольших помещений, где-нибудь исполнялись произведения для скрипки, виолончели; были ансамбли – трио, квартеты.

    Учитель: сейчас вам услышите «Струнный ансамбль №1» фрагмент.

    Мне бы хотелось, ради вы, на своих тетрадях используя, различные цветовые гаммы нарисовали, сладкозвучный икона покоя и тишины.

    Слушание. «Струнный квартет№1» (анализ прослушанного произведения)

    Разминка. Динамическая пауза.

    Учитель.

    Музыка не была добрей и покладистей химии. Музыка требовала своего стойком и жестко. Музыкой разрешено сказать все, не стыдясь и не скрывая, – вот он я, вот микрокосмос и моя страна, словно я их вижу. Архитектура недвижима, словно гохуа и скульптура. Смысл музыки – движение. В этом ее кровное когнатство с бегущим временем, но значит, с историей.

    Главным делом жизни Бородина стала опера «Князь Игорь».

    Сюжет взят изо «Слова о полку Игореве» – первого русского литературного произведения, на котором рассказано о богатырской юности Руси, на немой грандиозная тезис о ее единстве. В «Слове» Русь и Восток – вечное столкновение, вечное соседство, две стихии, которые не разъединить, и обе на натуре Бородина. Дело на том, почему промежду его предков был князюшка Гедея, который-нибудь пришел изо орды рядом царе Иване Грозном, принял святое праздник и был наречен князем Николаем.

    Бородин работал над оперой 21 год, но не успел ее закончить. Сделали за него это его друзья: Н.А.Римский-Корсаков и его учащийся А.К.Глазунов. Мария Васильевна Доброславина – друг-приятель семьи Бородиных – оценила это так: «Какая чистая, деятельная и прекрасная дружество – разобрать горы черновиков, эскизов, набросков, соединить их с готовыми сценами, выстроить все, почему не достроил автор».

    Сейчас на классе прозвучит ария князя Игоря изо оперы «Князь Игорь», (вспомним — почему такое ария?). Ответы ребят. В этой арии князюшка Игорь переживает свое поражение, вспоминает о любимой жене Ярославне, которая ждет его на Путивле, и размышляет о будущем.

    Анализ прослушанного произведения.

    Он умер мгновенно, от разрыва сердца, вот минута маскарада, устроенного им для всеобщего веселья на собственной квартире.

    Высокий, статный, богатырского телосложения, он был веселым человеком с добрым нравом. Казалось, почему Бородин хватит жить нескончаемо – в такой степени замыслов было впереди. Но остались незавершенными пастиччо «Князь Игорь», Третья симфония… И все ж так-таки словно непочатый угол он сделал!

    Заслуги А.П.Бородина поперед Отечеством:

    Х и м и я

    • Реакция альдольной конденсации.
    • Опера «Князь Игорь»
    • Получение бензидина.
    • «Реакция Бородина».
    • Реакция уплотнения альдегидов.
    • 42 научные работы.

    Музыка

    • Опера «Князь Игорь»
    • Три Симфонии
    • Два квартета
    • Сюита для фортепиано
    • Опера-фарс «Богатыри»
    • 18 романсов

    Учитель.

    Могучий логос ученого, мудрец композитора, литературные дарования- ни одного таланта он не зарыл на землю, все развил и отдал своему народу и человечеству. Он был красив, добр, остроумен, вовеки полон жизни и энергии.

    Бородин совмещал на себя то, почему ординарно считают несовместимым. Невольно возникает вопрос: словно мог он быть вдруг химиком и композитором? Ведь это такие разные, далекие одну от иной области. Но но единица они далеки, словно кажется? Солнце творческого разума освещает дорогу и науке, и искусству, иной раз они ищут правду жизни.

    Хор «Славься» на доске фотография большого танец

    Переход на распевание

    Задача: развитие певческих навыков, четкой артикуляции, дикции, правильного дыхания, привычка петь хором, соло.

    Песня «Ты — человек» сочинитель Е. Крылатов.

    Учитель.

    Итог:

    • сегодня на уроке мы познакомились с выдающимся композитором и учёным Александром Порфирьевичем Бородиным,
    • узнали его заслуги поперед Отечеством и музыкой,
    • прослушали музыкальные фрагменты творчества композитора,
    • познакомились с симфоническим оркестром.

    Узнали, почему агрохимия и рок были неотъемлемой в какой-то степени на жизни композитора, сумевшего но непочатый угол достичь на столь, казалось бы, несовместимых областях деятельности.

    Оценка эффективности урока .

    Перед объяснением нового материала, я объяснила учащимся , почему за всяк роликоправильный отзыв учащиеся получают индивидуальную карточку с рисунком музыкального инструмента изо симфонического оркестра. Учащийся, поднабравший наибольшее намолот карточек оценивается на пять баллов.

    Дом, задание: найти фамилии композиторов, чья рок была связана с наукой, медициной, военным делом.

    Файлы: Презентация к интегрированному занятию по Бородину.ppt
    Размер файла: 2301440 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология