Автор конспекта:
Автор(ы): — Прохорова Ирина Александровна

Место работы, должность: — МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Собинского района Владимирской области Учитель биологии и химии

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: — Цель: сформировать представление учащихся о факторах здоровья, методах изучения наследственности человека Задачи: — способствовать формированию понятийного аппарата: здоровье, факторы здоровья, особенности изучения генетики человека, методы изучения наследственности человека (генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический) на уровнях: «5» — обосновать, доказать; «4» — характеризовать, применить; «3» — рассказать; — способствовать развитию общеучебных умений: а) учебно-интеллектуальных (анализировать факты, схемы наследования признаков; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы); б) учебно-информационных (работать с учебником и опорным конспектом как источниками новой информации); в) учебно–организационных (осуществлять самоконтроль, самооценку); г) учебно-коммуникативных (владеть устной и письменной речью, уважать мнение собеседника); — способствовать превращению биологических знаний о необходимости вести здоровый образ жизни для сохранения здоровья нации в личностно значимые для ученика знания.

Краткое описание: — Методическая разработка урока биологии в 10-ом классе (базовый уровень). Генетика человека. Значение генетических знаний в моей жизни. урок совершенствования ЗУН с включением коллективных и индивидуальных форм организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Факторы здоровья человека и изучение наследственности человека различными методами. Рассмотрение проблемы заключения родственных браков, резус-конфликта. Работа с опорным конспектом, формирование критического мышления средствами биологии.

Методическая разработка урока биологии в 10-ом классе (базовый уровень).

Генетика человека. Значение генетических знаний в моей жизни.

Цель: сформировать представление учащихся о факторах здоровья, методах изучения наследственности человека

Задачи: - способствовать формированию понятийного аппарата: здоровье, факторы здоровья, особенности изучения генетики человека, методы изучения наследственности человека (генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический) на уровнях:

«5» - обосновать, доказать; «4» — характеризовать, применить; «3» — рассказать;

- способствовать развитию общеучебных умений:

а) учебно-интеллектуальных (анализировать факты, схемы наследования признаков; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы);

б) учебно-информационных (работать с учебником и опорным конспектом как источниками новой информации);

в) учебно–организационных (осуществлять самоконтроль, самооценку);

г) учебно-коммуникативных (владеть устной и письменной речью, уважать мнение собеседника);

- способствовать превращению биологических знаний о необходимости вести здоровый образ жизни для сохранения здоровья нации в личностно значимые для ученика знания.

Тип учебного занятия (по М.И. Махмутову): урок совершенствования ЗУН.

Форма проведения: урок с включением коллективных и индивидуальных форм организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Использование педагогических технологий: метод проблемного обучения (проверка гипотезы при решении генетических задач);

приёмы технологии развития критического мышления («Мозговой штурм», методика «Знаю - Узнал»).

Оборудование: - информационные листы для учащихся: а) «Модуль урока для учащихся» (в альбомном формате) – Приложение №1; б) опорный конспект «Здоровье: факторы и методы изучения» — Приложение №5; в) ответы на учебные задания для учащихся для организации самоконтроля;

- листы с учебными заданиями для учащихся: а) «Антропогенетика – генетика человека. № 1 — 3» -(в альбомном формате, сложить книжечкой) - Приложение №2; б) «Антропогенетика – генетика человека. № 4-7» Приложение №3; в) «Методы, применяемые для изучения наследственности человека» (приём технологии развития критического мышления «Знаю — Узнал») — Приложение №4; г) «Основы генетики. № 1; 2» - Приложение №6;

- ТСО: магнитофон, аудиокассета, микрофон для записи индивидуального устного ответа ученика.

Эпиграф учебного занятия: «Ты, человек, можешь сделать для своего здоровья

и благополучия больше, чем любой врач, любая больница,

любое лекарство, любое медицинское средство».

(Дж. Калифано)

Логика рассуждения:

1. Здоровье – факторы здоровья – определяющий генетический фактор.

2. Особенности изучения генетики человека – методы антропогенетики.

3. Родственные браки – резус-конфликт - осознанный шаг к созданию семьи.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Приём

техно-

логии

разви-

тия

критичес-кого

мышле-

ния

«Мозго-

вой

штурм»

Организация и Мотивация деятельности учащихся на совершенствование ЗУН через актуализацию знаний о здоровье и его факторах:

Люди добрые, по чести

приношу такие вести,

Что послушать их не грех,

хватит новостей для всех.

Я сказала громко «Здравствуй!»,

живи, радуйся и властвуй.

Кто-то скажет вам «Здорово!»,

ну, и что же в том такого?

Прочтение задачи №1 модуля урока (Приложение №1)

Знакомство с задачей №1 модуля урока, принятие задачи.

· «Мозговой штурм»:

Что такое здоровье? Факторы здоровья? Определяющий фактор?

· «Мозговой штурм»:

Анализ табличной и текстовой информации о факторах здоровья

(№ 1 листа «Антропогенетика -…» — Приложение №2)

· Эпиграф урока

· Делают вывод о том, что человек — хозяин своего здоровья.

· Организация проверки предположений о здоровье и факторах.

· Проверка предположений о здоровье и факторах.

(№ 2 листа «Антропогенетика -…» — Приложение №2)

2.

Фрон-

тальный

опрос

Решение

проб-

лемной

ситуации

в ходе

решения

генети-

ческой

задачи

приём техноло-

гии развития

крити-

ческого

мышле-

ния

«Знаю –

Узнал»

Организация работы учащихся по совершенствованию ЗУН при выполнении коллективного и индивидуальных заданий с целью контроля ЗУН или подготовки сообщения.

Выполняют коллективное и индивидуальные задания.

Прочтение задачи №2 модуля урока (Приложение №1)

· Организация репродуктив-ного повторения знаний о закономерностях наследова-ния признаков в рамках фронтального опроса.

Знакомство с задачей №2 модуля урока, принятие задачи.

· Заполнение схем наследования (№5 модуля урока)

· Организация выполнения индивидуальных заданий

Выполняют задания проблемного характера, помогающие формировать ценностное отношение к знаниям:

1 уч-к («5») готовит ответ у доски о нежелательности родственных браков (№8* листа « Модуль урока..» — Приложение №1;

№5 листа «Антропогенетика — …» — Приложение №3);

1 уч-к («5») готовит ответ у доски о причине возникновения резус-конф-ликта

(№9* листа « Модуль урока..» — Приложение №1;

№4 листа «Антропогенетика — …» — Приложение №3);

1 уч-к («4») - готовит устный ответ о методах изучения наследственности человека по методике «Знаю-Узнал» (Приложение №4) с использованием опорного конспекта(Приложение №5), (№7 листа «Модуль урока..» -Приложение №1);

1 уч-к - отвечает устно на вопрос: «Сцепленное наследование. Закон Т. Моргана» с помощью опорной схемы, с использованием ТСО;

Остальные ученики – письменная тестовая форма проверки знаний понятийного аппарата (работа по заданию №1(или №2) листа «Основы генетики» — Приложение №6) с последующей самопроверкой ответов по эталонам, взятым у учителя.

3.

Зачитывает текст №10 модуля урока (Приложение №1)

Физкультпауза: определение учениками способности свёртывать язык трубочкой + дыхательная гимнастика

Физкультпауза: определение учениками способности свёртывать язык трубочкой + дыхательная гимнастика

4.

Организация знакомства учащих-ся с методами изучения генетики человека и убеждение их в необходимости иметь элемен-тарную генетическую грамот-ность

Прочтение задачи №3 модуля урока (Приложение №1)

Отчёт учащихся о методах изучения генетики человека и необходимости иметь элемен-тарную генетическую грамот-ность

· Формулирование вывода и темы урока, постановка задач.

· Отчёт ученика о методах антропогенетики по опорному конспекту. Чтение опорного конспекта учениками класса.

· Отчёт ученика о решении задачи, объясняющей нежела-тельность родственных браков

· Отчёт ученика о решении задачи, объясняющей причины резус-конфликта

5.

Организация учащихся на форму-лирование мировоззренческих выводов по поднятым проблемам

Делают общий вывод по теме урока о значении генетических знаний для сохранения здоровья своего и своих детей

6.

Д/З

Д/З § 49-51, устно в.1 с.176, в. 1 с.182;

Задача №6 или №7 (лист «Антропо-генетика — …» — Приложение №3).

(А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.

Пасечник. Общая биология. 10-11 класс…- М.: Дрофа, 2006.)

7.

Организация экспресс-опроса, т.е. первичного закрепления получен-ной информации

Экспресс-опрос (№ 3 листа «Антро-погенетика -…» — Приложение №2) + оценка своей деятельности

8.

Проблема на следующий урок.

Какие внешние причины вызывают нарушение законов наследствен-ности?

Приложение №1

«Модуль урока» — материал для учеников (альбомный формат)

Эпиграф урока:

«Ты, человек, можешь сделать для своего здоровья и благополучия больше,

чем любой врач, любая больница, любое лекарство,

любое медицинское средство». (Дж. Калифано)

Моя задача №1:

- уточнить значение понятий «здоровье», «факторы здоровья».

1. Мы говорим: «Здравствуйте! Здравия желаю! Бывайте здоровы!».

А что такое «здоровье»? Продолжите: «Здоровье – это….».

2. От каких четырёх факторов зависит здоровье человека (ваше здоровье)? Проанализируйте факты задания №1 листа «Антропогенетика – генетика человека»

3. Какой из этих факторов будет определяющим?

4. Проверьте правильность своих знаний о здоровье и его факторах по опорному конспекту.

Моя задача №2:

- вспомнить основные закономерности наследования признаков.

5. Закончите схемы, отражающие закономерности наследования признаков:

МОНО×: …?…….. 1ген 1признак (1молекула белка).

ДИ×: 2 …?……. …?……. …?… (..?..молекулы белка).

СЦЕПЛ.: 1хромосома …?…. …?… (..?..молекулы белка).

└──────────────┘ └───────────────┘

- — ?- — тип - — ?- -тип

Какая часть схемы объединяет понятие «генотип», а какая часть схемы объединяет понятие «фенотип»?

6. Какой метод является главным в работе генетика? Можно ли этим методом воспользоваться для изучения наследственности человека? Обоснуйте своё мнение.

Моя задача №3:

- убедить себя в необходимости (значимости) генетических знаний для здравоохранения, медицины (принять эту необходимость как личностно значимую);

- познакомиться с методами изучения наследственности человека.

?? Сформулируйте, опираясь на задачи, тему урока.

Тема урока: « …?..».

7. Методы, применяемые для изучения наследственности человека. Пользуясь опорным конспектом, выясните, какие методы применяют для изучения наследственности человека, что изучает каждый метод. (В случае затруднений обратитесь к с. 176-177 «Общая биология 10-11»).

8*. Родственные браки. Желательны ли они? Подготовьте ответ на задание № 5 (См. лист «Антропогенетика – генетика человека»). Обозначения, принятые в родословных схемах, прочитайте в №4 этого же листа.

9*. Резус - конфликт. Подготовьте ответ на задание № 4 (См. лист «Антропогенетика – генетика человека»).

10. Экспресс-самодиагностика. Очень широко распространён доминантный ген, влияющий на способность языка свёртываться в трубочку, и его рецессивная аллель, препятствующая такому движению. Из 200 учащихся Медицинского училища АМН РФ у 119 наблюдались фенотипические проявления доминантного гена и у 81 человека – его рецессивного аллеля. Этот признак — не патология. А самонаблюдение – шаг к познанию своей наследственности.

Проверьте свои гены! Получилась трубочка?

11. Общий вывод: (См. Задачу урока №3 + опорный знаковый конспект)

12. Д/З § 49-51, устно в.1 с.176, в. 1 с.182;

Задача №6 или №7 (лист «Антропогенетика — …» — Приложение №3).

13. Экспресс – опрос. (См. задание №3 листа «Антропогенетика – генетика человека»)

Приложение №2

Задания для учеников (альбомный формат, две колонки, сложить книжечкой)

Антропогенетика – генетика человека.

1. Состояние здоровья населения России.

А) Что такое здоровье?

Б) Проанализируйте следующие факты:

· Продолжительность жизни россиян (2003 год):

Пол

Продолжительность жизни

(2003 год)

Место России в мире по

продолжительности

жизни

по России

по Владимирской области

по селу

61 – 71 год

61 год

49 лет

103 — ье место

57 лет

54 года

47 лет

147 – ое место

· За последние 10 лет уровень общей смертности в стране вырос в 1,5 раза, а численность преждевременно умерших превысила 3 млн человек.

· Уровень рождаемости детей с генетическими отклонениями достиг 17% (достижение порога 30% приводит популяцию к полной гибели!!).

· Более 60% первоклассников имеют функциональные нарушения, 21,4% отстают в биологическом возрасте от паспортного на 2 года, 45% психологически и физически не готовы к обучению – всё это связано с нездоровым образом жизни родителей, а значит, и самих детей.

· В 231 из 294 городов России регулярно превышаются ПДК вредных веществ; 2/3 территории страны загрязнены канцерогенами – диоксинами; у 17% работающих условия труда соответствуют нормам.

(Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000, с.17 – 20.)

В) Ответьте на вопросы:

- Какие 4 фактора определяют уровень состояния здоровья?

- Какой фактор является определяющим уровень здоровья?

2. Проверьте свои предположения по вопросам задания 1:

- Согласно формулировке ВОЗ, «здоровье это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

- Факторы: генетический (наследственность), экологический (состояние окружающей среды), поведенческий (образ жизни), медицинский.

3. Экспресс – опрос. На каждый вопрос выберите один полный и правильный ответ.

1). Совокупность всех наследственных задатков организма:

А. гены; Б. геном; В. генотип; Г. генофонд.

2). Метод, неприемлемый в исследованиях генетики человека:

А. цитогенетический; В. генеалогический;

Б. гибридологический; Г. биохимический.

3). Метод, основанный на изучении родословной человека:

А. цитогенетический; В. близнецовый;

Б. генеалогический; Г. биохимический

4). Болезни, связанные с потерей или появлением лишней хромосомы, были изучены методом:

А. цитогенетическим; В. близнецовым;

Б. генеалогическим; Г. биохимическим.

5). Заключение родственных браков нежелательно, так как:

А. может произойти смешение групп крови;

Б. увеличивается вероятность перехода рецессивных «больных» генов в гетерозиготное состояние;

В. увеличивается вероятность перехода рецессивных «больных» генов в гомозиготное состояние;

Г. это нехорошо по этическим соображениям.

Приложение №3

Задания для учеников

Антропогенетика - генетика человека.

4. Генеалогия (от греч. Генос — происхождение) – это … (закончите фразу). Основной метод генетических исследований – составление родословных схем.

Обозначения, принятые в родословных схемах:

— ♂; — ♀; ■, ● - особи с изучаемым признаком (болезнью); - брак;

– родственный брак; ○^□ - разнояйцевые близнецы (РБ);

○^○ – однояйцевые близнецы (ОБ).

Примером моногенного наследования, передающегося по законам Г.Менделя, является система резус-фактора. Резус-положительный человек имеет в эритроцитах крови особый резусный белок (т.к. в генотипе ген Rh+), у резус-отрицательных людей в эритроцитах такого белка нет (т.к. в генотипе ген rh-). Людей с Rh+ — ой кровью примерно 85%, а rh- — ой – 15%. Развитие «резусположительного» эмбриона в теле «резусотрицательной» матери приводит к резус-конфликту.

Задание: «Резусотрицательная» женщина, отец и мать которой имели «резусположительные» свойства крови, вступила в брак с мужчиной, отец которого был «резусотрицательным», мать — «резусположительной». От этого брака родились дети. А) Составьте схему родословной трёх поколений (Р, F1, F2).

Б) Определите генотипы и фенотипы всех упомянутых лиц.

*В) Объясните, почему данной супружеской паре необходимо планировать рождение здоровых детей. (Возможен ли в этой семье резус-конфликт? Как он может проявиться?)

5. Фенилкетонурия (болезнь Феллинга) – это аутосомно-рецессивный признак; это наследственное заболевание, связанное с недостаточностью фермента, ускоряющего превращение фенилаланина в тирозин. Больным нельзя употреблять продукты, содержащие фенилаланин (предостережение указывается на бутылках с лимонадом). Накопление в крови, в тканях нервной системы токсичных продуктов неполного расщепления фенилаланина приводит к нарушению деятельности нервной системы и слабоумию. В моче таких детей содержатся ядовитые кетоны. При рождении ребёнка используют экспресс-диагностику: на смоченную мочой пелёнку наносят 5 капель 10%-ного раствора FeCl3 (при заболевании наблюдается тёмное окрашивание).

Задание: А) Внимательно рассмотрите родословную схему по аутосомно-рецессивному признаку – фенилкетонурии.

Б) Как вы объясните появление больных людей? Предположите генотипы больных и членов родословной, «виновных» в проявлении гена фенилкетонурии.

*В) Выразите ваше отношение к родственным бракам. (Желательны ли такие браки?)

6. Под общим названием «гемофилия» собран ряд наследственных болезней, связанных с резким снижением свёртываемости крови из-за нарушения какого-либо звена этого сложного процесса. Наиболее распространённая форма этого заболевания сцеплена с полом. На рис.43 с.124 учебника «Общая биология 10 — 11» автора Д.К.Беляева (2003г.) представлена родословная трёх поколений европейских королевских фамилий, ведущих род от английской королевы Виктории (XIX век).

Задание: А) Внимательно рассмотрите родословную схему на с.124 вашего учебника.

Б) Определите, имеется ли генетическая вина Виктории в том, что русский царевич Алексей болел гемофилией, а два сына короля Испании Альфонсо XIII (Висконт и Альфонс) даже умерли от этой болезни. В) Определите, от кого (от матери или отца) получили сыновья-гемофилики ген этой болезни.

Г) Определите, от кого получили ген этой болезни дочери – носители гемофилии.

*Д) Что удалось узнать о наследовании гемофилии, изучая родословную?

7. Группы крови человека определяются действием не двух, а трёх аллельных генов: А; В – доминантные, О – рецессивный. ОО – I группа; АА или АО – II группа; ВВ или ВО – III группа; АВ – IV группа. (Известны случаи, когда в состоянии скрытого периода заболевания группа крови у человека не определяется.)

Задание: А) Можно ли переливать кровь матери ребёнку, если у матери III груп-па, а у отца — I группа? *Б) В роддоме перепутали мальчиков Мишу и Колю. Родители одного имели I и III группы крови, а родители другого — II и IV. У Коли III группа, у Миши — I группа. Определите, кто чей сын.

Приложение №4

Методы, применяемые для изучения наследственности человека.

( приём технологии развития критического мышления «Знаю — Узнал»)

Задания для учеников

1. Внимательно изучите опорный конспект «Здоровье: факторы и методы изучения».

2. Напишите краткую информацию, понятую вами, в графу «Знаю».

3. Проверьте правильность ваших знаний по вопросу, воспользовавшись текстом учебника

по общей биологии для 10-11 классов (авторы А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.

Пасечник), с.176 — 177.

4. Правильную информацию учебника (не совпадающую с вашими представлениями)

внесите в графу «Узнал».

ЗНАЮ

УЗНАЛ

Антропогенетика – это…

Методы антропогенетики: …

Предмет изучения отдельно взятого метода:

А) …

Б) …

В) …

Г) …

Приложение №5

Опорный конспект (для учеников)

«Здоровье: факторы и методы изучения»

ЗДОРОВЬЕ = ФИЗ. + ПСИХ. (ДУШ.) + СОЦ.

б л а г о п о л у ч и е

Ф А К Т О Р Ы

1. Г е н е т и ч. (!) 2. Экологич. – «Дом»

Р→ F1 ?? 3. Образ жизни – «Я»

23 4. Медицина – «03»

1-22 + ХУ

1-22 + ХХ

наследственность

М е т о д ы Антропогенетики:

Генеалог. Близнец. Цитоген.

──

моно- ди- хромосомы

? зиготные лейкоцитов

Родств. брак 21 ХХХ

фенотип (синдром Дауна )

Гемофилия наследств. 23 ХХУ

Дальтонизм + (синдр. Клайнф.)

Музык., СОЦИУМ 23 Х0

матем. способ. (синдр. Шер- Тер.)

Биохимич.

Сахар. диабет. Фенилкетонурия

Приложение №6

Задания для учеников

Основы генетики.

№1 посложнее, т.к. требует умения правильно сформулировать определение, №2 попроще, т.к. проверяет умение «узнать известное». Возможны другие варианты заданий.

1. Составьте определения генетических понятий. Допишите фразы:

Наследственность — …

Гибридологический метод – это ..

Ген — это …

Гомозигота – это …

Рецессивный ген – это …

Половые хромосомы – это…

Генотип – это…

Аутосомы — …

Сцепленное наследование — …

Дигибридное скрещивание – это …

2. Установите соответствие между термином и определением генетического понятия.

Файлы: Методич разработка урока био- 10 Генетика человека.doc
Размер файла: 242688 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология