Автор конспекта:
Автор(ы): — Ерпилёв Олег Анатольевич.

Место работы, должность: —

МБОУ "СОШ № 16" города Энгельса Саратовской области.

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: —

Предметные результаты:

сформировать умение объяснять значение живых организмов в жизни человека.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • Познавательные УУД

    1.Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

  • Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. (Представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде в форме текста, таблицы, схемы, опорного конспекта, сложного плана).
  • Коммуникативные УУД

  • Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
  • Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
  • Регулятивные УУД

    1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

    2.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Учащихся в классе (аудитории): — 25

    Используемые учебники и учебные пособия: —

    Биология. Обо всем живом. 5 класс. Учебник. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А, Раутиан А.С.

    Биология. Живой организм. Тетрадь-тренажер. 5-6 классы. В 2 частях.

    Используемая методическая литература: —

    Методические рекомендации для учителейбиологии к введению ФГОС ООО.

    Используемое оборудование: —

    Персональный компьютер.

    Мультимедиапроектор.

    Экран.

    Презентация для урока.

    Вопросы для обсуждения в группах.

    Интернет.

    Иллюстративный материал по экологии и физиологии человека,посвящённый здоровому образу жизни.

    Иллюстрации животных и растений.

    Фрагменты из видеоматериалов:
    1. Организмы нашей планеты.
    2. Общие свойства живых организмов.

    Используемые ЦОР: —

    http://www.kinpo.org/docs/MetodRekomendatciiBiol.pdf

    https://www.youtube.com/watch?v=FsHdUYpFf-s

    https://www.youtube.com/watch?v=t1Ry-UpO9ZU

    Краткое описание: —

    Класс: 5.

    Предмет: Биология.

    Тема: Биология и её роль в жизни человека.

    Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового знания.

    Аннотация: урок направлен на формирование критического мышления. В ходе урока учащиеся сталкиваются с решением таких проблем, как: 1. их место в биологической системе, 2. роль живых организмов, 3. построение пищевых цепочек.

    Урок «Биология и её роль в жизни человека».

    Цели.

    Предметные результаты:

    сформировать умение объяснять значение живых организмов в жизни человека.

    Метапредметные и личностные результаты:

    Личностные УУД

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • Познавательные УУД

    1.Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

  • Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. (Представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде в форме текста, таблицы, схемы, опорного конспекта, сложного плана).
  • Коммуникативные УУД

  • Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
  • Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
  • Регулятивные УУД

    1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

    2.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Этап

    Содержание

    Оборудование

    Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

    I. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

    1. Диалог Антошки и биолога на с. 36.

    – Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

    Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.

    Какова роль биологии в жизни современного человека?

    Составление плана (роль биологии). 1 3

    2. – Вспомните, что вы уже знаете из начальной школы.

    Учитель фиксирует на доске факты, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой.

    В случае необходимости ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем». 1

    – Какую роль в круговороте веществ играют живые организмы разных «профессий»? разных царств? (§2, 4–5.)

    – Как сохранить здоровье? В каких условиях это проще сделать? (4-й класс.)

    – Чем может, а чем не может питаться человек? (Жизненный опыт.)

    Учебник, иллюстратив-ный материал по экологии и физиологии человека,

    посвящённый здоровому образу жизни.

    Регулятивные УУД

    1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

    3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

    Коммуникативные УУД

    1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

    II. Совместное открытие знаний.

    Учитель просит ребят открыть учебник на с. 36–40. 1

    По мере изучения роли биологии в жизни людей рядом с вопросом на доске фиксируются свойства живого.

    Класс делится на группы, каждая выполняет своё задание. 2

    1. Группа №1.

    – С помощью рисунка 5.1 и текста на с. 36–37 ответьте на вопросы и докажите, что без живых организмов окружающая среда была бы неподходящей для жизни.

    – Чем отличается воздух, который попадает в квартиру и выходит из квартиры? Как его меняют люди в процессе дыхания? Какого газа в нём больше, а какого меньше?

    – Живые организмы какой «профессии» могут восстановить воздух до прежнего состояния?

    – Благодаря каким обитателям экосистем происходит очищение воды? Какова их «профессия»?

    Вывод: благодаря живым организмам разных «профессий» происходит круговорот веществ, в результате чего снова и снова восстанавливаются условия окружающей среды, необходимые человеку. 1 3

    2. Группа №2.

    – С помощью рисунка 5.1 объясните, как живые организмы обеспечивают нас пищей. 1 2

    – Представителей каких царств живой природы мы используем на кухне?

    – Рассмотрите рисунки 5.2 и 5.3. Ответь на вопросы:

    Какие вещества должна включать пища человека?

    Умеет ли человек создавать пищу из веществ неживой природы?

    Достаточно ли употреблять в пищу только белки, жиры и углеводы, содержащие необходимое количество энергии? Почему?

    Вывод: живые организмы обеспечивают людей пищей. 1

    3. Группа №3.

    – Докажите, что для сохранения своей жизни и здоровья нам необходимо изучать живые организмы. 3

    – Сформулируйте правила здорового образа жизни с помощью рисунка 5.4. 1 2 2 3

    – Какие знания о строении и жизнедеятельности человеческого тела позволили вам это сделать?

    Вывод: биология учит нас, как сохранить своё здоровье.

    4. Группа №4.

    – Объясни по рисункам 5.5 и 5.6, почему живая природа необходима для жизни человека. Почему каждый выходной миллионы горожан стремятся выехать на природу? 1 2 2 3

    Вывод: общение с живой природой улучшает самочувствие, настроение и способствует полноценному отдыху.

    Подведение результата изучения темы. Выражение решения в виде схемы, иллюстрации и т.п. 3

    Коммуникативные УУД

    2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

    Личностные УУД

    1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

    2. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

    3. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

    Познавательные УУД

    1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

    2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).

    3. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. (Представлять информацию

    в развёрнутом и сжатом виде в форме текста, таблицы, схемы, опорного конспекта, сложного плана.)

    Регулятивные УУД

    3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

    III. Самостоятельное применение знаний.

    Вопросы на с. 40.

    Задания из задачника-практикума на выбор учителя. 1–2 задания на необходимом и 1–2 задания на повышенном уровне.

    Самооценка по алгоритму. 2

    Регулятивные УУД

    2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

    ТОУУ

    IV. Итог урока.

    – На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)?

    – Что мы выяснили?

    – Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?

    Домашнее задание: 1–3 задачи из задачника-практикума на выбор из предложенных учителем.

    Файлы: Биология и её роль в жизни человека.ppt
    Размер файла: 143872 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология