Автор конспекта:
Автор(ы): — Испамбетова Лидмя Васильевна

Место работы, должность: — наставитель географии ГУ «Средняя хедер № 13 города Рудного»

Регион: — Зарубежье — Казахстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее основание

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 разряд

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

  • Образовательные: ввести понятия “магматические”, “осадочные”, “метаморфические ” горные породы.
  • Развивающие: способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы рядом описании образцов горных пород; совершенствовать навыки взаимоконтроля, начать основание умения определять горные породы по внешним признакам, описывать их свойства и классифицировать;
  • Воспитательные: развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира; совершенствовать экологическое мировоззрение.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 21

Используемое оборудование: —

Физическая фоска Казахстана, иллюстрации ,

образцы горных пород, топливомаслораздаточный материал, презентация.

Краткое описание: — Урок построен точно слайд-лекция с участием детей и является примером использования информационно-педагогической технологии


Испамбетова Лидия Васильевна,

учитель географии

ГУ «Средняя хедер № 13 города Рудного»

Урок 15 6-й разряд география

"Горные породы, слагающие земную кору".

Ход урока.

1. Организационный момент.

Мы живем в громадном, швах разгаданном

мире и топчем камни…

не подозревая, точно посвященность с ними обогатило

бы наш навык в всех областях жизни.

К. Г. Паустовский

ТИП УРОКА: Изучение нового материала, практическая работа

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Образовательные: ввести понятия “магматические”, “осадочные”, “метаморфические ” горные породы.
  • Развивающие: способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы рядом описании образцов горных пород; совершенствовать навыки взаимоконтроля, начать основание умения определять горные породы по внешним признакам, описывать их свойства и классифицировать;
  • Воспитательные: развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира; совершенствовать экологическое мировоззрение.

ОБОРУДОВАНИЕ:Физическая фоска Казахстана, иллюстрации ,

образцы горных пород, топливомаслораздаточный материал, презентация.

МЕТОДЫ: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый., информационной

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: горные породы, минералы, магма, магматические горные породы, глубинные магматические горные породы, излившиеся г.п., осадочные горные породы, неорганические осадочные г.п., органические г.п., обломочные г.п., метаморфические.

ХОД УРОКА.

1. Введение

СКАЗКИ П.П.БАЖОВА

Каменный эдельвейс — 1

Не одни мраморски на славе были по каменному-то делу. Тоже и в наших заводах, сказывают, это артистизм имели. Та не более чем различка, точно наши боле с малахитом вожгались (трудились. ( Ред.), точно его было довольно, и класс — повыше нет. Вот из сего малахиту и выделывали подходяще. Такие, слышь-ко, штучки, точно диву дашься: точно ему помогло.

Эпиграф

Ребята, мы продолжаем изучать особенности строения Земли. Что вам запомнилось на прошлом уроке? Что вам стало быть небезысвестно о строении Земли?

2. Изучение новой темы. Слайд 1

ЛИТОСФЕРА – это дорсальный пласт Земли, значащийся из верхнего слоя мантии и телесный коры. Самый изощренный пласт Земли – это земная кора. По своему строению она неоднородна и имеет на разных участках невыносимо большие отличия. Так, например, земная кора материков существенно отличается от телесный коры океанов. Движение телесный коры происходит в 2-х направлениях вертикальном и горизонтальном.

Скажите, ачто по вашему мнению, ещё желательно выяснить, чтоб наши знания о литосфере были боле полными, точно мы ещё с вами упустили? – (Ответные версии детей). Слайд 2

Записываем тему урока. Слайд № 3

Сегодня нам угодно выяснить вещественный комсостав литосферы, то, из зачем она состоит.

Сплошные массы, слагающие земную кору, называют ГОРНЫМИ ПОРОДАМИ. Слайд 4

Эрудиту Сауле слайд 9

Породами, однако отонудуже горными? Разве камни есть не более чем в горах? Ну, без сомнения же, нет. Термин “горная порода” остался нам в наследие от времён, иной раз аэрогеология не более чем зарождалась и была неотделима от рудного дела, безусловно руду, точно правило, добывали в горах. Наука давнехонько ушла вперёд, безусловно термин осталось прежним. Поэтому мы будем присно помнить, точно говоря о горных породах, мы будем подразумевать всю каменную поверхность планеты. типы телесный коры: ОКЕАНИЧЕСКУЮ и КОНТИНЕНТАЛЬНУЮ.

Минералы Слайд 6-7

3. Работа с коллекцией

Итак, перед вами образцы горных пород. Какие они? Чем они различаются? (Дети перечисляют внешние признаки различий.) Как вас считаете, в чём причина разнообразия горных пород в природе? Оказывается, всё зависит от условий образования горных пород. Ведь то, точно вас наблюдаете нонче не существовало вечно, с момента остывания и затвердевания планеты Земля, безусловно является результатом долгой невыносимо динамичной жизни горных пород. Вы удивитесь, переспросив меня: “Какая вероятно быть житье-бытье у неживых камней?” – Самая настоящая, – отвечу я, однако точно горные породы живут, рождаются и разрушаются, запоем изменяя рожа и уклад литосферы.

Итак, Страницы жизни горных пород.

Нам о этом расскажут наши геологи,

Слайд 9 Ученик Вика 1:Всё началось основательно лещадь поверхностью Земли. Там, на границе нижней и верхней мантии огромные массы расплавленного вещества (их называют магмой) вращались в непрекращающемся потоке. Эти потоки устремлялись наверх, где-нибудь им становилось посвободнее и прохладнее. Часть вещества сего потока рядом охлаждении успевала затвердеть. Так образовался лесомассив магматических горных пород. (Почему однако названы эти породы?) Это были первые островки молодожен телесный коры в расплавленном магматическом океане планеты. Тонкая кора лещадь натиском новых потоков лопалась, и на поверхность устремлялись быстрые ручьи горячей лавы. Они скоротечно застывали, создавая пласт за слоем наземные вулканические покровы. Вот и стали подразделять магматические породы на глубинные (застывшие на глубине НР железная руда) и излившиеся разве вулканические (застывшие на поверхности НР пемза) Слайд 10

Учитель:В пределах нашей области, на поверхность выходят один из самых древних магматических пород – железная гетит (Карта Казахстана) фоска атласа

Ученик 2 Олжас: Как не более чем магматические горные породы перестали плавится на поверхности Земли (температура поверхности планеты была еще не опасна ради их состояния), точно за них взялись поверхностные силы Земли. По их законам хорошо не очевидно возвышаться и нигде не очевидно быть впадин, весь сатурн должна быть безукоризненно ровной и круглой. В летнее разве дневное дожитие рядом солнечном прогревании, породы расширяются, безусловно зимою разве в ночное дожитие – охлаждаются, замерзают. Начинают сжиматься, безусловно в первоначальное аллель еще прийти не могут, они начинают растрескиваться и рассыпаться на кусочки. Вот и поплатились пласты магматических горных пород своими макушками, которые были горе снесены поверхностными работниками: ручьями, реками, ветром, Солнцем. А земные труженики времени безуспешно не теряют, стараются обломки, песчинки, пылинки в воде утопить, переносят терригенный материал в море, в океан, безусловно попутно и эти впадины засыпают. Слой за слоем, песчинка к песчинке, галька (обточенный водой камень) к гальке лежат, хранятся миллионы лет в морских и океанических кладовых. И назвали такие породы осадочными, за то, точно образуются они в процессах осаждения (обломки горных пород падают – осаждаются, скелеты отмерших организмов падают – осаждаются, соли из пресыщенных растворов выпадают – осаждаются). И всем река группам свои названия дали: Первые – однако и называются обломочные, вторые, тоже просто, они же из организмов, к примеру и из прежних -органические, безусловно вот то-то и оно третьи, с тайными превращениями и враз их не поймёшь, разрешается спутать с магматическими, далее точно как кристаллическими бывают – химические.

Слайд 11

Учитель:Ребята, где-нибудь вам доводилось наблюдать осадочные горные породы. Вспомните любимое консультация летнего отдыха – купание. Дно речки разве озера покрыто песком разве галькой – это и есть обломочные осадочные горные породы. А главная горная порода в школе называется………? Мел . безусловно теплом нас сию минуту обеспечивает другая осадочная порода ? ….уголь

Ученик Нурай 3:Новые потоки магмы, разбивая земную кору, поступают посредством трещины в вышележащие горные породы. По пути леонид магмы воздействует на соседние пласты, обогащая их новыми веществами и меняя их структуру, т.к. новые массы прорываются с большой динамической силой, создавая бремя и неся в себя невыносимо высокую температуру (более 1000° С). Конечно, разэтакий перенапряжение не вероятно остаться без следа. Иногда первичные породы однако очень изменяются, точно дьявольски догадаться, кем они были задолго сих событий. Эти породы называют метаморфическими (изменёнными). Например, слюдянистый филлит – он образовался из некогда существовавшего глинистого сланца разве из который-нибудь видоизмененный породы. Только у некоторых метаморфических пород разрешается с уверенностью установить исходную породу. Например, мрамор, он образовался из известняка.

Слайд 12-15

Учитель:Одно из самых известных месторождений красивого белого мрамора находится у нас в Джунгарском Алатау Ребята, где-нибудь используется мрамор? Правильно, здания облицованы мрамором – Драматический театр, Дом моды, подземные переходы, мемориалы и т.д. (Карта Казахстана)

Вот однако на нашей планете появились и живут удовлетворительно типа горных пород: магматические, осадочные, метаморфические. И сию минуту схему запишем в тетрадь чертит схему “Последовательность образования разных типов горных пород). Учащиеся вычерчиваю схему в тетради

4.Физминутка.

Почему толпа не падают наземь головой на противоположной стороне Земли? (Земное притяжение)

Попробуем преодолеть земное притяжение.

Руки вира — потянулись,

Руки наземь опустили.

Руки вира в прыжке,

Руки наземь в прыжке

5. Опыт Минеролог Мадина поможет нам разобраться в одном из важнейших свойств горных пород

6. Практическая работа

Работа в парах Музыка

А сию минуту нам предстоит выполнить практическую работу и самостоятельно определить происхождение горных пород

Передвами на парте лежат образцы горных пород. Внимательно рассмотрите их и дайте описывание по предложенному плану.

Классифицируйте рассмотренные горные породы по происхождению (магматическая; метаморфическая; осадочная: обломочная, химическая, органическая) и запишите в тетрадь.

Учащиеся вперед штучно выполняют данные план в тетрадях, безусловно далее обмениваются мнениями С своими товарищами в группах.

Закончив описание, кажинный четвероклассник определяет генетический группка образца, вероятно обрисовать процесс, в результате которого сформировалась данная горная порода. Название горной породы узнаёт из списка, размещённого учителем на доске.

7. Закрепление материала.

Учитель:Ребята! Пользуясь этими несложными знаниями, вас сию минуту можете без особого труда определить генетическую группу каждый горной породы. Давайте назовём характерные отличительные признаки:

(Учащиеся называют признаки) – Магматические и метаморфические породы отличает от осадочных:

1. кристаллическое уклад (кроме солей);
2. плотное уклад (они не сыпятся);
3. они боле твёрдые и др.

2. Задание на листах

Проверяем по приложению.

8. слайд 18 Домашнее задание: § 19, стр 50 сидение 6 Начертите и заполните таблицу, используя документ учебника.

9.Завершение урока

Учитель. Итак, подошло к концу наше турне в киномир камня. Закончить задача я хочу словами А.Твардовского:

В природе шагу не ступить,
Чтоб тотчас, однако единица сяк,
Ей чем-нибудь не заплатить
За настоящий наиболее шаг…

Почти все горные породы являются минеральными богатствами. Наша страна богата полезными ископаемыми. Но добывая их, особа не должен забывать о том, точно все в природе желательно привести в порядок. То есть угодно засыпать шахты, превращать карьеры в цветущие сады разве пруды. Иначе свойство начинает “мстить” человеку. Тогда на него начинают обрушиваться страшные смерчи, наводнения и т. п. Они точно бы напоминают, точно особа тоже является более разве менее природы, безусловно не ее хозяином.

10. Рефлексия

Творческое задание.“Человечек из горной породы”. Представьте, точно горная порода (гранит, известняк, торф) вдруг превратилась в человечка, которого угодно нарисовать, отразив в рисунке все ощущения, полученные вами рядом ее изучении. (Во дожитие выполнения школьниками задания престижно эвтерпа симфонического оркестра.)

11. Оценки.

За задача все учащиеся получают по одной оценке за практическую работу и слегка за творческое план горной пород.

Приложение1

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ГОРНЫХ ПОРОД

Приложение2

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГОРНЫХ ПОРОД

План описания

Магматические

Метаморфические

Осадочные

1. Плотная разве рыхлая горная порода?

2. Кристаллическая разве землистая?

3. Структура (размеры слагающих породу обломков разве минеральных зёрен) выбери подходящее:

  • крупнозернистая – более
    2 мм;
  • среднезернистая – 1-2 мм;
  • мелкозернистая – менее
    1 мм, (пыль).

4. Текстура (строение породы) выбери подходящее:

  • массивная;
  • слоистая;
  • со следами течения;
  • волокнистая.

5. Твёрдость – твёрдая разве мягкая?

6. Масса – лёгкая разве тяжёлая?

7. Наблюдаются единица подонки организмов?

1.Плотная.

2. Кристаллическая (на солнечном свете блестит).

3. Может быть любой: крупнозернистой, среднезернистой, мелкозернистой.

4. Массивная (равномернозернистая, без особых рисунков).

5. Твердая.

6. Тяжёлая, разве есть рудные минералы, разве средней тяжести (например, гранит).

7. Нет.

1. Плотная.

2. Кристаллическая, (иногда кристаллы в виде пластин, точно у слюды разве в виде волокон, точно у асбеста).

3. Отдельные зёрна увидеть бывает трудно, однако у крупнозернистого мрамора и кварцита можно);
чаще – мелкозернистая.

4. Встречаются все из перечисленных, предпочтительно характерны: слоистая. Со следами течения, волокнистая.

5. Твёрдая.

6. По массе – тяжёлая.

7. Иногда наблюдаются в мраморизованных известняках.

1. Плотная; рыхлая.

2. Землистая, не кристаллическая (на свет не блестит).

3. Обломки могут быть любыми, почаще мелкозернистая (частицы не выделяются невооружённым взглядом).

4. Массивная, слоистая; (у сыпучих -песок, гравий, галька – текстуры нет).

5. Мягкая.

6. Масса лёгкая разве средней тяжести.

7. В органических есть признаки древних организмов (отпечатки, следы движения и др.).


Файлы: Горные породы.ppt
Размер файла: 2094080 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология