Автор конспекта:
Автор(ы): — Валикова Лариса Валентиновна
Место работы, должность: — МОУ Прогимназия «Сказка», учитель начальных классов
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: — 1.Познакомить с глаголами – исключениями. 2.Закрепить умения и навыки по освоению нужных действий для определения спряжения глаголов. 3.Развивать познавательный интерес у детей.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 26
Используемые учебники и учебные пособия: —
М. С. Соловейчик "Русский язык" 4 класс
Используемая методическая литература: —
Используемое оборудование: —
учебник, тетрадь – задачник,карточки для словарной работы, таблица определения спряжения глаголов, таблица определениябезударных личных окончаний глаголов, карточки глаголов – исключений, карты для игры «Зачеркни лишнее», карты для задания «Соедини части».
Краткое описание: — Осваивание нужных действий для определения спряжения глаголов. Открытие нового секрета некоторых глаголов, которые не подчиняются известному правилу
Ход урока:
1. Объявление цели урока.
— Сегодня мы продолжим на уроке осваивать нужные действия для определения спряжения глаголов и откроем новый секрет некоторых глаголов, которые не подчиняются известному правилу.
2. Чистописание.
— Ребята, поменяйтесь тетрадями друг с другом, посмотрите в предыдущей работе у соседа по парте есть ли какие нарушения в написании букв или соединений. Если таковые имеются, обведите карандашом эту букву. Возвратите тетради.
— Напишите строку буквы, которую отметил ваш товарищ.Поменяйтесь тетрадями вновь. Проверьте, исправлена-ли ошибка? Подчеркните буквы, которые особенно хорошо получились.
3. Словарная работа.
На доске слова на карточках с пропущенными буквами.
Брос_ть, _бед, встрет_ть, ж_лать, крас_ть, плав_ть, прыг_ть, та_ть, украс_ть, порт_ть, исправ_т, се_ть.
а) -Вставьте нужные буквы. (Дети показывают карточки с гласными).
-Какое слово лишнее? (Обед – это сущ., все остальные слова – глаголы).
б) Выполнение звуко-буквенного анализа слова ОБЕД.
-Подберите к этому слову однокоренное, чтобы оно отвечало на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? — (обедать).
в) -Какое слово опять лишнее? (Исправит, т.к. это глаголнаст. вр. , 3 л., ед. числ., — остальные глаголы употреблены в неопр.форме).
— На какие две группы можно разделить эти глаголы? ( 1 и 2 спр.).
Два ученика работают у доски: в два столбика разбирают глаголы, в зависимости от спряжения. Учитель работает с классом: дети показывают спряжение на карточках.
4. Объяснение нового материала с опорой на задание418.
Открываем новый секрет некоторых глаголов.
— Как по неопределенной форме определить спряжение глагола?
Обратить внимание детей на таблицу.
НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМАна – ИТЬили НЕТ?
на – ИТЬ не на – ИТЬ
2 спр. 1 спр.
Зад. 418. Откроем секрет написания некоторых глаголов. В двух из них скрыта еще одна тайна. Так давайте попробуем ее раскрыть.
Прочитать. Подчеркнуть глаголы и выделить окончания. Рядом написать каждый глагол в неопределенной форме, обозначить суффикс перед – ть.
держит – держать
волочит – волочить
нажимает – нажимать
смотрит – смотреть
Устно проведи рассуждение по уже знакомой тебе таблице. Если окончание глагола подчиняется правилу, ставь над ним +, если не подчиняется, ставь — .
— — —
1
2
3
4
5
6
7
8
— — — — — — — — — ? к гл.
? к неопр. ф.
неопр.ф.
на – ИТ?
спр.
л., ч.
— — — — — — — — — — что делает?
что делать?
держать
–
2
3л. ед. ч.
— — — — волочить
+
2
3л. ед. ч.
и
— — — нажимать
-
1
3л. ед. ч.
е
— — — смотреть
-
2
3л. ед. ч.
—
— Дети замечают два нарушения. За разъяснением обращаемся к учебнику.
Знакомство с правилом. Зад. 419.
5. Закрепление изученного. Зад.420.
Знакомство с новой графой в таблице.
— Почему появилась в таблице новая графа?
Потому что существуют глаголы, которые не подчиняются ранее изученному правилу (исключения).
Глагол с _ Неопр. ф. На – ИТЬ? Искл.? Спр. Оконч.
+ или — + или –
-Давайте поучимся рассуждать, решая орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов.
держ_т держать — + 2 ИТ
смотр_т смотреть — + 2 ИТ
Продолжим решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов с учетом новых сведений.
6.Физкультминутка.
Зад.422.
Прочитать. Глаголы вписать в первую графу таблицы.
Рассуждать по таблице, заполняя графы, затем вписать окончания глаголов.
— ход_т ходить + — 2 ИТ
воз_т возить + — 2 ИТ
верт_т вертеть — + 2 ИТ
слыш_шь слышать — + 2 ИТ
узна_те узнать — — 1 ЕТЕ
Вставить буквы на месте других орфограмм, доказать их выбор.
в колясочк_1 скл.. Пр.п. в руке
бел__ подругукакую?
ц_ркач – словарное слово, м.р.
нос_мчем? Тв. п. 2 скл. плечем
полмину_ки – минута
бу_ки – будок
— 7. Игра «Зачеркни лишнее».
Ученикам последних парт каждого ряда даются листы с заданием
— 1 ряд – зачеркни лишнее оставь только глаголы 1 спряжения
2 ряд – оставить глаголы 2 спряжения
3 ряд – оставить глаголы-исключения.
— — — 1 ряд 2 ряд 3 ряд
(строить-строит) хвалить-хвалит обидеть-обидит
работать-работает (мыть-моет) терпеть-терпит
(лечить-лечит) пилить-пилит (обижать-обижает)
(сеять-сеет) (шептать-шепчет) дышать-дышит
копать-копает (знать-знает) (гонять-гоняет)
(любить-любит) (косить-косит) гнать-гонит
мыть-моет (писать-пишет) (слушать-слушает)
(хвалить-хвалит) (знать-знает) (прятать-прячет)
сохнуть-сохнет ловить-ловит видеть-видит
Проверить. Глаголы-исключения поместить на доску: терпеть, обидеть, дышать, гнать, видеть.
Глаголы обидеть, ненавидеть, поместить на доску.
— Постарайтесь запомнить, как правильно писать эти глаголы: обидеть, ненавидеть.Мне очень хочется вам пожелать, чтобы действия, обозначающие эти глаголы никогда не были-бы направлены в вашу сторону.
8. Части пословиц перепутаны. Соедини части.
Хорошая книга ярче звездочки светит.
Что твердо выучишь — долго помнится.
Книги любят, когда их читают.
Дружба зависит не от лести, а от правды и чести.
Последний глагол-исключение поместить на доску. Указать л.. ч. гл. зависит, объяснить написание окончания.
Найдите пословицу, в которой два наречия.
Что твердо выучишь – долго помнишь.
-А что вам нужно запомнить? (Написание глаголов-исключений).
Перечислить все глаголы-исключения.
9. Задание на дом № 420, 424.
—
Файлы: Клуб «Юный лингвист».ppt
Размер файла: 4960768 байт.