Автор конспекта:
Автор(ы): — Валикова Лариса Валентиновна

Место работы, должность: — МОУ Прогимназия «Сказка», учитель начальных классов

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — 1.Познакомить с глаголами – исключениями. 2.Закрепить умения и навыки по освоению нужных действий для определения спряжения глаголов. 3.Развивать познавательный интерес у детей.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 26

Используемые учебники и учебные пособия: —

М. С. Соловейчик "Русский язык" 4 класс

Используемая методическая литература: —

  • Русский язык в начальных классах (сборник методических задач) М. С.Соловейчик, О. В. Кубасова, Москва, 2000
  • Н. М. Бетенькова, Д. С. Фомин "Конкурс грамотеев" М.1995
  • Методические рекомендации "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик, Н. С. Кузменко Смоленск, "Ассоциация XXI в", 2007
  • В.А. Синицын "Путь к слову" Москва, 1996
  • М.Р. Львов "Правописание в начальных классах", Москва,1990
  • Используемое оборудование: —

    учебник, тетрадь – задачник,карточки для словарной работы, таблица определения спряжения глаголов, таблица определениябезударных личных окончаний глаголов, карточки глаголов – исключений, карты для игры «Зачеркни лишнее», карты для задания «Соедини части».

    Краткое описание: — Осваивание нужных действий для определения спряжения глаголов. Открытие нового секрета некоторых глаголов, которые не подчиняются известному правилу

    Ход урока:
    1. Объявление цели урока.
    — Сегодня мы продолжим на уроке осваивать нужные действия для определения спряжения глаголов и откроем новый секрет некоторых глаголов, которые не подчиняются известному правилу.
    2. Чистописание.
    — Ребята, поменяйтесь тетрадями друг с другом, посмотрите в предыдущей работе у соседа по парте есть ли какие нарушения в написании букв или соединений. Если таковые имеются, обведите карандашом эту букву. Возвратите тетради.
    — Напишите строку буквы, которую отметил ваш товарищ.Поменяйтесь тетрадями вновь. Проверьте, исправлена-ли ошибка? Подчеркните буквы, которые особенно хорошо получились.
    3. Словарная работа.
    На доске слова на карточках с пропущенными буквами.
    Брос_ть, _бед, встрет_ть, ж_лать, крас_ть, плав_ть, прыг_ть, та_ть, украс_ть, порт_ть, исправ_т, се_ть.
    а) -Вставьте нужные буквы. (Дети показывают карточки с гласными).
    -Какое слово лишнее? (Обед – это сущ., все остальные слова – глаголы).
    б) Выполнение звуко-буквенного анализа слова ОБЕД.
    -Подберите к этому слову однокоренное, чтобы оно отвечало на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? — (обедать).
    в) -Какое слово опять лишнее? (Исправит, т.к. это глаголнаст. вр. , 3 л., ед. числ., — остальные глаголы употреблены в неопр.форме).
    — На какие две группы можно разделить эти глаголы? ( 1 и 2 спр.).
    Два ученика работают у доски: в два столбика разбирают глаголы, в зависимости от спряжения. Учитель работает с классом: дети показывают спряжение на карточках.
    4. Объяснение нового материала с опорой на задание418.
    Открываем новый секрет некоторых глаголов.
    — Как по неопределенной форме определить спряжение глагола?
    Обратить внимание детей на таблицу.
    НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМАна – ИТЬили НЕТ?
    на – ИТЬ не на – ИТЬ

    2 спр. 1 спр.
    Зад. 418. Откроем секрет написания некоторых глаголов. В двух из них скрыта еще одна тайна. Так давайте попробуем ее раскрыть.
    Прочитать. Подчеркнуть глаголы и выделить окончания. Рядом написать каждый глагол в неопределенной форме, обозначить суффикс перед – ть.
    держит – держать
    волочит – волочить
    нажимает – нажимать
    смотрит – смотреть
    Устно проведи рассуждение по уже знакомой тебе таблице. Если окончание глагола подчиняется правилу, ставь над ним +, если не подчиняется, ставь — .
    — — —

    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    — — — — — — — — — ? к гл.
    ? к неопр. ф.
    неопр.ф.
    на – ИТ?
    спр.
    л., ч.
    — — — — — — — — — — что делает?
    что делать?
    держать

    2
    3л. ед. ч.
    — — — — волочить
    +
    2
    3л. ед. ч.
    и
    — — — нажимать
    -
    1
    3л. ед. ч.
    е
    — — — смотреть
    -
    2
    3л. ед. ч.

    — Дети замечают два нарушения. За разъяснением обращаемся к учебнику.
    Знакомство с правилом. Зад. 419.
    5. Закрепление изученного. Зад.420.
    Знакомство с новой графой в таблице.
    — Почему появилась в таблице новая графа?
    Потому что существуют глаголы, которые не подчиняются ранее изученному правилу (исключения).
    Глагол с _ Неопр. ф. На – ИТЬ? Искл.? Спр. Оконч.
    + или — + или –
    -Давайте поучимся рассуждать, решая орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов.
    держ_т держать — + 2 ИТ
    смотр_т смотреть — + 2 ИТ
    Продолжим решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов с учетом новых сведений.
    6.Физкультминутка.
    Зад.422.
    Прочитать. Глаголы вписать в первую графу таблицы.
    Рассуждать по таблице, заполняя графы, затем вписать окончания глаголов.
    — ход_т ходить + — 2 ИТ
    воз_т возить + — 2 ИТ
    верт_т вертеть — + 2 ИТ
    слыш_шь слышать — + 2 ИТ
    узна_те узнать — — 1 ЕТЕ
    Вставить буквы на месте других орфограмм, доказать их выбор.
    в колясочк_1 скл.. Пр.п. в руке
    бел__ подругукакую?
    ц_ркач – словарное слово, м.р.
    нос_мчем? Тв. п. 2 скл. плечем
    полмину_ки – минута
    бу_ки – будок
    — 7. Игра «Зачеркни лишнее».
    Ученикам последних парт каждого ряда даются листы с заданием
    — 1 ряд – зачеркни лишнее оставь только глаголы 1 спряжения
    2 ряд – оставить глаголы 2 спряжения
    3 ряд – оставить глаголы-исключения.
    — — — 1 ряд 2 ряд 3 ряд
    (строить-строит) хвалить-хвалит обидеть-обидит
    работать-работает (мыть-моет) терпеть-терпит
    (лечить-лечит) пилить-пилит (обижать-обижает)
    (сеять-сеет) (шептать-шепчет) дышать-дышит
    копать-копает (знать-знает) (гонять-гоняет)
    (любить-любит) (косить-косит) гнать-гонит
    мыть-моет (писать-пишет) (слушать-слушает)
    (хвалить-хвалит) (знать-знает) (прятать-прячет)
    сохнуть-сохнет ловить-ловит видеть-видит
    Проверить. Глаголы-исключения поместить на доску: терпеть, обидеть, дышать, гнать, видеть.
    Глаголы обидеть, ненавидеть, поместить на доску.
    — Постарайтесь запомнить, как правильно писать эти глаголы: обидеть, ненавидеть.Мне очень хочется вам пожелать, чтобы действия, обозначающие эти глаголы никогда не были-бы направлены в вашу сторону.
    8. Части пословиц перепутаны. Соедини части.
    Хорошая книга ярче звездочки светит.
    Что твердо выучишь — долго помнится.
    Книги любят, когда их читают.
    Дружба зависит не от лести, а от правды и чести.
    Последний глагол-исключение поместить на доску. Указать л.. ч. гл. зависит, объяснить написание окончания.
    Найдите пословицу, в которой два наречия.
    Что твердо выучишь – долго помнишь.
    -А что вам нужно запомнить? (Написание глаголов-исключений).
    Перечислить все глаголы-исключения.
    9. Задание на дом № 420, 424.

    Файлы: Клуб «Юный лингвист».ppt
    Размер файла: 4960768 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология