Автор конспекта:
Автор(ы): — Макашина Татьяна Анатольевна

Место работы, должность: —

город Ковров

МОУ СОШ №8

учитель физики

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: —

1) актуализировать знания учащихся о линзе, ее основных элементах, правилах построения изображений в линзах;

2)рассмотреть глаз как оптический прибор,выяснить его устройство и назначение его основных элементов;

3) ввести понятия близорукость, дальнозоркость, аккомодация, расстояние наилучшего зрения, угол зрения.

4)продолжить отработку умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать вывод, отработку ОУУН.

5) в целях осуществления политехнического воспитания познакомить учащихся с устройством и принципом действия лупы, фотоаппарата, телескопа, микроскопа, диапроектора;

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник : Пинский А.А, Разумовский В.Г., Бугаев А.И. и др./под ред. Пинского А.А., Разумовского В.Г. Физика-9-М:Просвещение, 2010

Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактические материалы. Физика. 9 класс – М:Дрофа, 2008

Дидактический материал по физике 7-9кл..Под. Ред. Кириловой И.Г.М: Дрофа.2008.

Сборник задач по физике 7-9кл. Под, ред.В.И.Лукашик. М: Просвещение.2009.

Используемая методическая литература: —

  • Методика преподавания курса "Физика и астрономия" в 7-9 классах. Под ред. А.А. Пинского, И.Г. Кирилловой – М: Просвещение,2001
  • Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике 7-9кл. М: Просвещение,2007.
  • О.Ф.Кабардин,С.И.Кабардин.В.А.Орлов. Контрольные и проверочные работы по физике 7-11кл.М:Дрофа.2007.
  • Марон А.Е.,Марон Е.А. Контрольные работы по физике.7-11кл. — М: Просвещение,2007.

Краткое описание: —

Содержание урока расчитано на 2 учебных часа в 9 классе. На предыдущем уроке изучались линзы и правила построения изображений в линзах. Цель тестового задания на этапе актуализации — проверка усвоения темы: линзы, построение изображения в линзах. Тест, проводимый в конце урока, предназначен для контроля первичного своения материала.

Несколько учащихся перед уроком получают опрережающие задания.

Во вступительной беседе акцент делается не на результат в виде отметки, а на отношение к самому процессу постижения знаний.

Подготовка к усвоению материала.

Изучать глаз мы будем не ради самого материала, а потому, что такой разговор актуален.

95%информации об окружающем мире мы получаем через глаза. Глаз в процессе эволюции приспособился к тому, чтобы смотреть вдаль без напряжения глазных мышц. Ведь вся жизнь первобытного человека зависела от удачных охоты или рыбалки. С наступлением темноты глаза отдыхали. Современному человеку приходится целый день работать с близко расположенными объектами: читать, смотреть на экран компьютера или телевизора.

Наш глаз испытывает огромную нагрузку, в результате чего более двух миллиардов людей на планете страдают глазными болезнями и дефектами зрения.

Каждый смолоду должен знать, как устроен глаз, каковы его функции, какие бывают дефекты зрения и, самое главное, как их избежать.

Актуализация опорных знаний.

1)Фронтальный опрос.

  • Что собой представляет линза?
  • Какие характерные точки и линии известны у линзы?
  • Что называется фокусным расстоянием?
  • Что называется оптической силой линзы?
  • Как называется единица оптической силы линзы? Каков ее физический смысл?
  • Какие лучи являются характерными для линз?

2) Выполнение тестового задания с последующей взаимопроверкой.

Пример теста в приложении 1.

Изучение нового материала.

  • Сообщение №1. Устройство глаза. ( Данное опережающее задание получает учащийся, занимающийся на 3 и имеющий слабую мотивацию).
  • В ходе сообщения учащимся необходимо выделить важный элемент в оптической системе глаза.

    Ответить на вопросы:

    • Какую функцию выполняет хрусталик?
    • Какую функцию выполняет сетчатка?

    Прочитать 3 пункт параграфа 5.6 и ответить на вопросы:

    • Почему хрусталик играет важную роль в оптической системе глаза?
    • Что называют аккомодацией?
    • Показать ход лучей в глазе человека.

    2) Статистика говорит, что каждый четвертый человек на планете страдает близорукостью, а каждый второй — дальнозоркостью. Что это такое и почему эти болезни возникают?

    Представим, что резинка — это хрусталик, а кисти ваших рук — ресничные мышцы, изменяющие кривизну "хрусталика". Когда мы переводим взгляд с удаленных предметов на ближние, его кривизна рефлекторно изменяется вот так… (попросить учеников поднять руки и показать слегка сжатый "хрусталик "). А теперь представьте, что вы будете вязать, шить, читать, смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, т. е. долго смотреть на близко расположенные предметы. ( Держим "хрусталик" в руках). Руки устали. Но читаем и пишем мы не несколько минут!

    Вы теперь понимаете, как устают ресничные мышцы. В результате злаз не справляется с длительным напряжением, хрусталик теряет способность аккомодировать.

    Сообщение №2. Близорукость и дальнозоркость. Как тренировать глаз, чтобы их избежать. ( В докладе должны быть перечислены основные правила гигиены зрения и показаны упражнения гимнастики для глаз, которые учащиеся выполняют под руководством ученика, делающего доклад).

    Сообщение №3. Почему мы не видим предметы вверх ногами?

    (Учащийся, делающий сообщение, получает задание найти или придумать и нарисовать примеры зрительных иллюзий).

  • Дается определение угла зрения, расстояния наилучшего зрения.
  • Ставится задача рассмотреть устройство приборов, позволяющих увеличить угол зрения (лупа, микроскоп, телескоп), а также устройство фотоаппарата и диапроектора.

    Но, обратим внимание на слова, написанные на доске:

    "Мирозданье постигая,

    Все познай, не отбирая:

    Что внутри, во внешнем сыщешь,

    Что вовне, внутри отыщешь.

    Так примите ж без оглядки

    Мира внятные загадки."

    Гете.

    После изучения оптических приборов вы попробуете объяснить смысл написанных слов.

  • Работа в группах.
  • Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает задание с вопросами и с помощью учебника их выполняет. Один представитель группы отвечает на вопросы перед классом. Во время ответов у доски учащиеся заполняют таблицу.

    Оптический прибор.

    Ход лучей в приборе.

    Примечания.

    Примеры карточек в приложении 2.

    Первичная проверка понимания и закрепление знаний.

    • Как устроен глаз?
    • Какую функцию выполняет сетчатка глаза, хрусталик?
    • Чем вызваны близорукость и дальнозоркость, как они корректируются?
    • Какие приборы позволяют увеличить угол зрения?
    • Сравнить устройство глаза и фотоаппарата.
    • Чему равно расстояние наилучшего зрения для нормального глаза?
    • Какие правила нужно выполнять, чтобы не испортить зрение?

    Учащиеся выполняют задания тестов с последующей проверкой ответов.

    Пример теста в приложении 2.

    Подведение итогов урока. Рефлексия.

    • Что нового вы узнали на уроке?
    • Что больше всего понравилось?
    • Что показалось самым трудным?
    • Над какими вопросами нужно особенно внимательно поработать дома?

    Домашнее задание: П.5.6, 5.7, 5.8 по вопросам, заполнить до конца таблицу.

    Файлы: приложение 2.doc
    Размер файла: 70656 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология