Автор конспекта:
Автор(ы): — Макашина Татьяна Анатольевна
Место работы, должность: —
город Ковров
МОУ СОШ №8
учитель физики
Регион: — Владимирская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Физика
Цель урока: —
1) актуализировать знания учащихся о линзе, ее основных элементах, правилах построения изображений в линзах;
2)рассмотреть глаз как оптический прибор,выяснить его устройство и назначение его основных элементов;
3) ввести понятия близорукость, дальнозоркость, аккомодация, расстояние наилучшего зрения, угол зрения.
4)продолжить отработку умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать вывод, отработку ОУУН.
5) в целях осуществления политехнического воспитания познакомить учащихся с устройством и принципом действия лупы, фотоаппарата, телескопа, микроскопа, диапроектора;
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебник : Пинский А.А, Разумовский В.Г., Бугаев А.И. и др./под ред. Пинского А.А., Разумовского В.Г. Физика-9-М:Просвещение, 2010
Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактические материалы. Физика. 9 класс – М:Дрофа, 2008
Дидактический материал по физике 7-9кл..Под. Ред. Кириловой И.Г.М: Дрофа.2008.
Сборник задач по физике 7-9кл. Под, ред.В.И.Лукашик. М: Просвещение.2009.
Используемая методическая литература: —
- Методика преподавания курса "Физика и астрономия" в 7-9 классах. Под ред. А.А. Пинского, И.Г. Кирилловой – М: Просвещение,2001
- Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике 7-9кл. М: Просвещение,2007.
- О.Ф.Кабардин,С.И.Кабардин.В.А.Орлов. Контрольные и проверочные работы по физике 7-11кл.М:Дрофа.2007.
- Марон А.Е.,Марон Е.А. Контрольные работы по физике.7-11кл. — М: Просвещение,2007.
Краткое описание: —
Содержание урока расчитано на 2 учебных часа в 9 классе. На предыдущем уроке изучались линзы и правила построения изображений в линзах. Цель тестового задания на этапе актуализации — проверка усвоения темы: линзы, построение изображения в линзах. Тест, проводимый в конце урока, предназначен для контроля первичного своения материала.
Несколько учащихся перед уроком получают опрережающие задания.
Во вступительной беседе акцент делается не на результат в виде отметки, а на отношение к самому процессу постижения знаний.
Подготовка к усвоению материала.
Изучать глаз мы будем не ради самого материала, а потому, что такой разговор актуален.
95%информации об окружающем мире мы получаем через глаза. Глаз в процессе эволюции приспособился к тому, чтобы смотреть вдаль без напряжения глазных мышц. Ведь вся жизнь первобытного человека зависела от удачных охоты или рыбалки. С наступлением темноты глаза отдыхали. Современному человеку приходится целый день работать с близко расположенными объектами: читать, смотреть на экран компьютера или телевизора.
Наш глаз испытывает огромную нагрузку, в результате чего более двух миллиардов людей на планете страдают глазными болезнями и дефектами зрения.
Каждый смолоду должен знать, как устроен глаз, каковы его функции, какие бывают дефекты зрения и, самое главное, как их избежать.
Актуализация опорных знаний.
1)Фронтальный опрос.
- Что собой представляет линза?
- Какие характерные точки и линии известны у линзы?
- Что называется фокусным расстоянием?
- Что называется оптической силой линзы?
- Как называется единица оптической силы линзы? Каков ее физический смысл?
- Какие лучи являются характерными для линз?
2) Выполнение тестового задания с последующей взаимопроверкой.
Пример теста в приложении 1.
Изучение нового материала.
В ходе сообщения учащимся необходимо выделить важный элемент в оптической системе глаза.
Ответить на вопросы:
- Какую функцию выполняет хрусталик?
- Какую функцию выполняет сетчатка?
Прочитать 3 пункт параграфа 5.6 и ответить на вопросы:
- Почему хрусталик играет важную роль в оптической системе глаза?
- Что называют аккомодацией?
- Показать ход лучей в глазе человека.
2) Статистика говорит, что каждый четвертый человек на планете страдает близорукостью, а каждый второй — дальнозоркостью. Что это такое и почему эти болезни возникают?
Представим, что резинка — это хрусталик, а кисти ваших рук — ресничные мышцы, изменяющие кривизну "хрусталика". Когда мы переводим взгляд с удаленных предметов на ближние, его кривизна рефлекторно изменяется вот так… (попросить учеников поднять руки и показать слегка сжатый "хрусталик "). А теперь представьте, что вы будете вязать, шить, читать, смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, т. е. долго смотреть на близко расположенные предметы. ( Держим "хрусталик" в руках). Руки устали. Но читаем и пишем мы не несколько минут!
Вы теперь понимаете, как устают ресничные мышцы. В результате злаз не справляется с длительным напряжением, хрусталик теряет способность аккомодировать.
Сообщение №2. Близорукость и дальнозоркость. Как тренировать глаз, чтобы их избежать. ( В докладе должны быть перечислены основные правила гигиены зрения и показаны упражнения гимнастики для глаз, которые учащиеся выполняют под руководством ученика, делающего доклад).
Сообщение №3. Почему мы не видим предметы вверх ногами?
(Учащийся, делающий сообщение, получает задание найти или придумать и нарисовать примеры зрительных иллюзий).
Ставится задача рассмотреть устройство приборов, позволяющих увеличить угол зрения (лупа, микроскоп, телескоп), а также устройство фотоаппарата и диапроектора.
Но, обратим внимание на слова, написанные на доске:
"Мирозданье постигая,
Все познай, не отбирая:
Что внутри, во внешнем сыщешь,
Что вовне, внутри отыщешь.
Так примите ж без оглядки
Мира внятные загадки."
Гете.
После изучения оптических приборов вы попробуете объяснить смысл написанных слов.
Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает задание с вопросами и с помощью учебника их выполняет. Один представитель группы отвечает на вопросы перед классом. Во время ответов у доски учащиеся заполняют таблицу.
Оптический прибор.
Ход лучей в приборе.
Примечания.
Примеры карточек в приложении 2.
Первичная проверка понимания и закрепление знаний.
- Как устроен глаз?
- Какую функцию выполняет сетчатка глаза, хрусталик?
- Чем вызваны близорукость и дальнозоркость, как они корректируются?
- Какие приборы позволяют увеличить угол зрения?
- Сравнить устройство глаза и фотоаппарата.
- Чему равно расстояние наилучшего зрения для нормального глаза?
- Какие правила нужно выполнять, чтобы не испортить зрение?
Учащиеся выполняют задания тестов с последующей проверкой ответов.
Пример теста в приложении 2.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что больше всего понравилось?
- Что показалось самым трудным?
- Над какими вопросами нужно особенно внимательно поработать дома?
Домашнее задание: П.5.6, 5.7, 5.8 по вопросам, заполнить до конца таблицу.
Файлы: приложение 2.doc
Размер файла: 70656 байт.