Автор конспекта:
Автор(ы): — Сабурова Е.

Место работы, должность: — МОУ Комская СОШ №4

Регион: — Красноярский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — все уровни образования

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — История

Цель урока: — познакомить учащихся с жизнью блокадного города Ленинграда и горожан в годы ВОВ

Используемые учебники и учебные пособия: —

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»;}

Используемая методическая литература: —

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»;}

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»;}

Личный архив Штальвель Р.К,

Материалы районной газеты «Грани»

Материалы школьного музея

Краткое описание: — Проектная работа

st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»;}

Районный конкурс исследовательских краеведческих работ

Номинация: «Земляки».

Тема: «Годы идут …. Герои остаются»

Сабурова Евгения Викторовна

11 класс

Ленинград! Ленинград! Ленинград!

Да прославится хлеб его черстный,

И безмолвье ослепших громад,

И дыханье крутых баррикад,

И людей непрощающий взгляд,

И сердец возмужавших упорство.

27 января 2009 года вся Россия отметит 65- ю годовщину снятия блокады Ленинграда. Все участники блокады соберутся вместе, вспомнят былые годы. Но к сожалению во всем Новосёловском районе он остался один – это Штальвель Роберт Константинович, который проживает на территории поселка Кома. В своей работе я хочу рассказать историю жизни этого человека.

Блокадное время – это страшное время, но тогда это было жизнью, из этого состояли дни и ночи. Город превратился в передовую. Люди были поставлены на край бездны, они проверялись войной на выживание. Кто не испытал сам, тому трудно представить и поверить, что так было на самом деле…

В последние дни января по всем каналам телевидения будут идти передачи, посвященные 65 –ой годовщине снятия блокады города на Неве. Захвату его как крупнейшего индустриального центра и морского порта в начале Великой Отечественной войны гитлеровское командование придавало исключительное значение. Овладение Ленинградом дало бы фашистской Германии ряд преимуществ в политическом, экономическом и моральном отношении.

Враг рвался в город, сжимая кольцо вокруг него. К 8 сентября 1941 года оно было сжато на горле Ленинграда. Блокада, продолжавшаяся 900 дней и ночей! После передач о Ленинграде Роберт Константинович не может спать. Воспоминания о детстве становятся особенно острыми.

К началу войны ему было всего четыре года, а брат Арнольд на 1 год старше. Жили с отцом и матерью в коммунальной квартире. Правда, отца он не помнит совсем, тот ушёл на фронт сразу после объявления войны и погиб. А мать с сыновьями хватила лиха через край.

Взяв Ленинград в кольцо, фашисты по тщательно разработанному плану вели постоянный артиллерийский огонь и бомбардировки важнейших объектов города – заводов и фабрик, институтов и вокзалов, госпиталей, школ, торговых центров.

Пленный Ловно Рудольф, давая показания, рассказал: «Артиллерийский обстрел по Ленинграду вёлся утром — с 8 до 9 часов, днем — с 11 до 12, вечером — с 17 до 18, а затем с 20 до 22 часов. Основная задача обстрела – уничтожение жителей города, разрушение заводских объектов и важнейших коммуникаций города, а также моральное подавление ленинградцев…». А в городе не прекращалась жизнь. Отключили свет, воду, закончились запасы продуктов. В квартирах поставили буржуйки, топили мебелью.

12 июля 1942 года, вместе с другими женщинами и детьми, семья Штальвель была эвакуирована из осажденного Ленинграда. Их везли на баржах по Ладожскому озеру. Всем было велено укрыться в трюмах. Штормило. Роберту стало плохо, он выскочил на палубу. Матросы не прогнали мальчишку. И он запомнил эту свою дорогу жизни – серые волны Ладоги, дождь, нависшее над баржей свинцовое небо.

Затем всех эвакуированных погрузили в теплушки и повезли на восток, подальше от войны. Конечным пунктом назначения был Алтайский край. Ехали очень долго, часто состав загоняли в тупик, нужно было пропустить воинский эшелон. Еду выменивали на полустанках за одежду, драгоценности, которые успели захватить с собой из Ленинграда. Несколько раз мать отставала от состава, но потом догоняла. На станции назначения эвакуированных распределили по подводам и повезли в колхозы Алтайского края, где разместили у местных жителей. Мальчишки с матерью попали в дом к пасечнику. «Он поставил перед нами, — рассказывает Роберт Константинович, — огромную миску с медом, хлеб и воду. А мы же дистрофики были. Наелись так, что мне стало совсем плохо. Спасибо пасечнику напоил меня чем-то, и я отошёл. Но мед до конца войны в рот не брал».

Мать вышла на работу, да и ребятишки дело нашли: ловили сусликов, собирали колоски. Как–то заставили братьев свиней пасти. Все было хорошо, и вдруг гроза. Засверкало, загремело, ребятишки подумали, что обстрел начался, упали, вжались в землю, закрыли головы. А когда все кончилось, не нашли одной свиньи. Начальство стало мать допрашивать, неизвестно, чем бы дело кончилось, только через несколько дней нашли ребятишки в болотине свинью… с поросятами.

Пришла еще одна военная зима. Дети есть дети, очень уж им хотелось с горок покататься, вот только обуть было нечего. Иной раз пока мать на работе, выбегут босиком, два – три раза с горки прокатятся и снова в тепло. Потом один местный пимокат свалял для братьев валенки – очень они ему были благодарны.

Только 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду. В январе 1944 года советские войска разгромили немецко-фашистскую группировку под Ленинградом. 27 января блокада была снята окончательно.

Долгожданная победа пришла неожиданно. Накануне пошел дождь, было очень тепло. И вдруг со всех сторон выстрелы и крики: «Победа! Победа!».

Осенью Штальвели вернулись в родной Ленинград. Первым делом купили ботинки мальчишкам, хлеб и дрова. Жили на квартире дяди, который ещё не вернулся с фронта, потом поехали к другим родственникам в Выборг. Там им выделили домик, мать работала в военном санатории. Ребята учились. По – прежнему было голодно, хлеб давали по карточкам. Когда становилось совсем невмоготу, Роберт брал котелок и шёл к санаторию, на кухню. Добрые женщины никогда не отказывали.

Учеба давалась с большим трудом, видимо, сказался голод. Переехали снова в Ленинград. А в 1946 году мать арестовали. За что — неизвестно. Братья остались одни, начали бродяжничать, просить подаяния. Жили в старой коммунальной квартире. А так как голод мучил постоянно, стали ночью шарить по чужим кастрюлям. Вскоре на двери квартиры появился замок. Ночевали, где придется, чаще в подъездах, у батарей. Не раз бродяжек вылавливали, забирали в детприемники, но они сбегали снова и снова. Однажды друг друга потеряли, но в детприемнике оказались одном.

« Идем строем на обед,- рассказывает Роберт Константинович, а на встречу другая группа, с обеда. Вижу, что-то знакомое, кричу: Арнольд!

Оборачивается, точно, брат. Меня потом воспитатель вызвал, спрашивает: «К брату хочешь?» «Конечно»- отвечаю.

Устроили братьев в детский дом, самый лучший в Ленинграде, по словам Роберта Константиновича. Оттуда ребята попали в ремесленное училище, выучились на токарей. Арнольд остался в Ленинграде, а Роберт по комсомольской путевке уехал в Псковскую область, где работал в МТС до 1955 года. Но денег не хватало, и решил юноша попытать счастье в другом месте. Была лишь одна проблема – еще раньше вытащили у него из кармана все документы, и существовал парень со справкой. Но это не мешало добраться, аж до Баку, где благодаря доброте и вниманию практически незнакомых людей ему выправили документы и взяли на работу. Сначала матросом на сухогруз, потом учеником кочегара на пароход, где Роберт дорос до кочегара, а затем машиниста. Нашлась мать. Еще из детского дома ездили ребята к ней на свидание. Вера Андреевна, получив срок в 10 лет, подала на пересуд. И ей… добавили еще 10 лет. Прошла весь север, работая на лесозаготовках. Когда расконваировали, в Красноярском крае. Сюда, в поселок Кудрояки, что недалеко от станции Решеты, приехал Роберт Константинович к матери. Встретились они в 1957 году. Через три года мать реабилитировали, а Роберту пришла повестка в армию. Служил старшим роты в инженерном батальоне на Дальнем Востоке. Имя его занесено в книгу почета части. Эта тяга к знаниям позволила ему окончить школу, техникум, выучиться на тракториста, шофера.

В Кудрояках встретил Роберт Константиновичи свою судьбу. Валентина Федоровна после окончания Ачинского педучилища приехала отрабатывать положенные два года. Поженились. А после смерти Веры Андреевны переехали на родину жены, в село Кома нашего района, где живут более 30 лет. Работал Роберт Константинович сначала шофером, потом директором Дома культуры – в армии он научился играть на баяне. Был инженером – контролёром ЦРМ, заведующим. А потом на выборных должностях – председателем сельсовета, профсоюзного комитета, секретарем парткома. Последние годы перед пенсией вел в школе уроки машиноведения, трудов, основ безопасности жизни, секции бокса. Одиннадцать лет, на пенсии, но продолжает по возможности выполнять поручения районной организации коммунистов, занимает активную жизненную позицию по отношению к жизни своего села.

А прошлое не отпускает. Снова и снова накатывают воспоминания…

Часто вспоминает слова матери, что, уходя утром на работу, она наказывала Роберту и Арнольду: «Только не спите, обязательно двигайтесь». Закрывалась за матерью дверь, и мальчишки тут же прятались с головой под одеяло, грелись, прижимались друг к другу. Вечером мать гоняла братьев вокруг единственного уцелевшего стола, чтобы совсем не замерзнуть. Особенно тяжело было Арнольду, который опухал от голода. Его болезнь от которой он страдал – дистрофия. Сначала во время обстрела они уходили прятаться в бомбоубежище, но вскоре это стало невозможным, потому, что не было сил. А зима стояла холодной, машины и трамваи на улицах города вмерзали в лед и стояли, как изваяния, покрытые белой коркой. Над городом полыхало пламя пожаров.

Казалось, что зима никогда не закончится.

«Два или три раза, — вспоминает Роберт Константинович, — нелегально в город пробирались солдаты с фронта. Для них это было праздником, ведь можно было поесть тушенки, хлеба, сахара».

Был такой случай, что маленькие дети поймали и съели кошку у врачихи. Также, по словам Роберта Константиновича, в одной семье убили старшего сына, чтобы прокормить оставшихся членов семьи, но за это поплатился отец — его расстреляли. Все дети, в том числе и Роберт Константинович работали с малых 5-7 лет. Их работа заключалась в том, что они ловили сусликов, собирали колоски с пшеницей и отдавали под запись ехавшему на повозке человеку. Этот человек отмечал количество собранного урожая и в зависимости наработанного результата давали хлеб, для того чтобы прокормить себя. Кто был постарше, работали на сенокосах, с 15 лет многие были кузнецами. Бывало так, что запрягали по 5-6 женщин в плуг и пахали на них. В основном все женщины работали на заводах и крупных предприятиях. С едой было сильно напряженно, на одного человека в день приходилось 125 граммов хлеба. На случай, если в какой – либо семье умирал человек, то о смерти ничего не говорили, просто-напросто его съедали. Всем людям блокадного Ленинграда на месяц выдавали карточки на продовольствия. Когда старшему брату исполнилось 10 лет он пошёл на базар и продал бушлат, в котором лежали карточки на месяц вперед. Арнольд вернулся домой и обнаружил, что карточек нет, заплакал и сказал брату, что нужно готовиться к смерти. На следующий день раздался стук в дверь, он открыл дверь на пороге стоял мужчина, которому он продал бушлат. Мужчина вернул карточки и сказал: «Почему же ты такой невнимательный?». Они очень обрадовались. Даже в голодное время люди были настолько честными и справедливыми, что не могли взять чужого. С тех пор как Ленинград оказался в блокаде проложенная по дну Ладожского озера линия междугородней правительственной связи «ВЧ» — стала единственной телефонной линией связывающей город с Москвой. Разумеется, были и другие формы связи, и прежде всего прямая телеграфная линия, тоже проложенная под водой.

Сотни тысяч людей города Ленинграда жили в те дни уверенностью, что никогда и ни при каких условиях город не будет отдан врагу, что враг может войти в город только по трупам его защитников. Нужно отметить, что Пулково, Пулковская высота её значение: весь город, как на ладони расстреливали в упор из оружия.

Во время блокады хлеб выпекали с разнообразными примесями: отрубей, пищевая целлюлоза-10%, хлопковый жмых -10%, обойная пыль – 2%, мучные смётки и вытряски из мешков – 2%, кукурузная мука – 3%, ржаная мука – 73%. Калорийность хлеба с примесью 10% целлюлозы понизилась на 66 калорий и хлеб не имел вкуса и ржаного аромата.

ХЛЕБ:

Хлеб на стол – и стол престол.

Хлеба ни куска – и стол доска!

Буханка хлеба – это настоящий

осколок солнца на моей земле,

огонь обогревающий, горячий

известно на обеденном столе.

Блокадный хлеб

со слезою пополам,

кто ел его, о нём не забывал!

125 блокадных грамм с огнём и потом пополам!

Население ≈ 3,5 миллионов человек жили в пещерах вместе с войнами, чтобы поддержать городское население и накормить войска – требовалось 2 тысячи тонн продовольствия. По воздуху такого количества продуктов – невозможно, их доставляли через Ладогу, ледовую переправу. В 1941 году до 20 ноября были вынуждены ввести ещё одно 5-е по счету сокращение. Теперь ежедневно на хлеб вместе с примесями расходовалось 560 тонн муки. 24 декабря 1941 года вошло в историю Ленинграда пусть маленькой, но радостной датой. Вечером собрался Военный совет Ленинградского фронта А.А. Жданов внёс предложение: увеличить нормы выдачи хлеба рабочим – на 100 граммов, остальным на – 75 граммов. С 24 января рабочий паек составлял уже 400 грамм, на хлебную карточку служащего выдавали 300 грамм, иждивенцы и дети стали получать по 250 грамм хлеба.

Зная цену хлеба и человеческой жизни, Роберт Константинович на встречах с учениками нашей школы очень часто доходчиво, эмоционально своими рассказами заставляет задуматься каждого о жизни собственной и чужой. О своих поступках и словах, об отношениях старших и младших, о своем будущем, о Родине.

Рубрики: История Метки:,
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология