Автор конспекта:
Автор(ы): — Сабурова Е.
Место работы, должность: — МОУ Комская СОШ №4
Регион: — Красноярский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — все уровни образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — Все классы
Предмет(ы): — История
Цель урока: — познакомить учащихся с жизнью блокадного города Ленинграда и горожан в годы ВОВ
Используемые учебники и учебные пособия: —
/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»;}
Используемая методическая литература: —
/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»;}
/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»;}
Личный архив Штальвель Р.К,
Материалы районной газеты «Грани»
Материалы школьного музея
Краткое описание: — Проектная работа
st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»;}
Районный конкурс исследовательских краеведческих работ
Номинация: «Земляки».
Тема: «Годы идут …. Герои остаются»
Сабурова Евгения Викторовна
11 класс
Ленинград! Ленинград! Ленинград!
Да прославится хлеб его черстный,
И безмолвье ослепших громад,
И дыханье крутых баррикад,
И людей непрощающий взгляд,
И сердец возмужавших упорство.
27 января 2009 года вся Россия отметит 65- ю годовщину снятия блокады Ленинграда. Все участники блокады соберутся вместе, вспомнят былые годы. Но к сожалению во всем Новосёловском районе он остался один – это Штальвель Роберт Константинович, который проживает на территории поселка Кома. В своей работе я хочу рассказать историю жизни этого человека.
Блокадное время – это страшное время, но тогда это было жизнью, из этого состояли дни и ночи. Город превратился в передовую. Люди были поставлены на край бездны, они проверялись войной на выживание. Кто не испытал сам, тому трудно представить и поверить, что так было на самом деле…
В последние дни января по всем каналам телевидения будут идти передачи, посвященные 65 –ой годовщине снятия блокады города на Неве. Захвату его как крупнейшего индустриального центра и морского порта в начале Великой Отечественной войны гитлеровское командование придавало исключительное значение. Овладение Ленинградом дало бы фашистской Германии ряд преимуществ в политическом, экономическом и моральном отношении.
Враг рвался в город, сжимая кольцо вокруг него. К 8 сентября 1941 года оно было сжато на горле Ленинграда. Блокада, продолжавшаяся 900 дней и ночей! После передач о Ленинграде Роберт Константинович не может спать. Воспоминания о детстве становятся особенно острыми.
К началу войны ему было всего четыре года, а брат Арнольд на 1 год старше. Жили с отцом и матерью в коммунальной квартире. Правда, отца он не помнит совсем, тот ушёл на фронт сразу после объявления войны и погиб. А мать с сыновьями хватила лиха через край.
Взяв Ленинград в кольцо, фашисты по тщательно разработанному плану вели постоянный артиллерийский огонь и бомбардировки важнейших объектов города – заводов и фабрик, институтов и вокзалов, госпиталей, школ, торговых центров.
Пленный Ловно Рудольф, давая показания, рассказал: «Артиллерийский обстрел по Ленинграду вёлся утром — с 8 до 9 часов, днем — с 11 до 12, вечером — с 17 до 18, а затем с 20 до 22 часов. Основная задача обстрела – уничтожение жителей города, разрушение заводских объектов и важнейших коммуникаций города, а также моральное подавление ленинградцев…». А в городе не прекращалась жизнь. Отключили свет, воду, закончились запасы продуктов. В квартирах поставили буржуйки, топили мебелью.
12 июля 1942 года, вместе с другими женщинами и детьми, семья Штальвель была эвакуирована из осажденного Ленинграда. Их везли на баржах по Ладожскому озеру. Всем было велено укрыться в трюмах. Штормило. Роберту стало плохо, он выскочил на палубу. Матросы не прогнали мальчишку. И он запомнил эту свою дорогу жизни – серые волны Ладоги, дождь, нависшее над баржей свинцовое небо.
Затем всех эвакуированных погрузили в теплушки и повезли на восток, подальше от войны. Конечным пунктом назначения был Алтайский край. Ехали очень долго, часто состав загоняли в тупик, нужно было пропустить воинский эшелон. Еду выменивали на полустанках за одежду, драгоценности, которые успели захватить с собой из Ленинграда. Несколько раз мать отставала от состава, но потом догоняла. На станции назначения эвакуированных распределили по подводам и повезли в колхозы Алтайского края, где разместили у местных жителей. Мальчишки с матерью попали в дом к пасечнику. «Он поставил перед нами, — рассказывает Роберт Константинович, — огромную миску с медом, хлеб и воду. А мы же дистрофики были. Наелись так, что мне стало совсем плохо. Спасибо пасечнику напоил меня чем-то, и я отошёл. Но мед до конца войны в рот не брал».
Мать вышла на работу, да и ребятишки дело нашли: ловили сусликов, собирали колоски. Как–то заставили братьев свиней пасти. Все было хорошо, и вдруг гроза. Засверкало, загремело, ребятишки подумали, что обстрел начался, упали, вжались в землю, закрыли головы. А когда все кончилось, не нашли одной свиньи. Начальство стало мать допрашивать, неизвестно, чем бы дело кончилось, только через несколько дней нашли ребятишки в болотине свинью… с поросятами.
Пришла еще одна военная зима. Дети есть дети, очень уж им хотелось с горок покататься, вот только обуть было нечего. Иной раз пока мать на работе, выбегут босиком, два – три раза с горки прокатятся и снова в тепло. Потом один местный пимокат свалял для братьев валенки – очень они ему были благодарны.
Только 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду. В январе 1944 года советские войска разгромили немецко-фашистскую группировку под Ленинградом. 27 января блокада была снята окончательно.
Долгожданная победа пришла неожиданно. Накануне пошел дождь, было очень тепло. И вдруг со всех сторон выстрелы и крики: «Победа! Победа!».
Осенью Штальвели вернулись в родной Ленинград. Первым делом купили ботинки мальчишкам, хлеб и дрова. Жили на квартире дяди, который ещё не вернулся с фронта, потом поехали к другим родственникам в Выборг. Там им выделили домик, мать работала в военном санатории. Ребята учились. По – прежнему было голодно, хлеб давали по карточкам. Когда становилось совсем невмоготу, Роберт брал котелок и шёл к санаторию, на кухню. Добрые женщины никогда не отказывали.
Учеба давалась с большим трудом, видимо, сказался голод. Переехали снова в Ленинград. А в 1946 году мать арестовали. За что — неизвестно. Братья остались одни, начали бродяжничать, просить подаяния. Жили в старой коммунальной квартире. А так как голод мучил постоянно, стали ночью шарить по чужим кастрюлям. Вскоре на двери квартиры появился замок. Ночевали, где придется, чаще в подъездах, у батарей. Не раз бродяжек вылавливали, забирали в детприемники, но они сбегали снова и снова. Однажды друг друга потеряли, но в детприемнике оказались одном.
« Идем строем на обед,- рассказывает Роберт Константинович, а на встречу другая группа, с обеда. Вижу, что-то знакомое, кричу: Арнольд!
Оборачивается, точно, брат. Меня потом воспитатель вызвал, спрашивает: «К брату хочешь?» «Конечно»- отвечаю.
Устроили братьев в детский дом, самый лучший в Ленинграде, по словам Роберта Константиновича. Оттуда ребята попали в ремесленное училище, выучились на токарей. Арнольд остался в Ленинграде, а Роберт по комсомольской путевке уехал в Псковскую область, где работал в МТС до 1955 года. Но денег не хватало, и решил юноша попытать счастье в другом месте. Была лишь одна проблема – еще раньше вытащили у него из кармана все документы, и существовал парень со справкой. Но это не мешало добраться, аж до Баку, где благодаря доброте и вниманию практически незнакомых людей ему выправили документы и взяли на работу. Сначала матросом на сухогруз, потом учеником кочегара на пароход, где Роберт дорос до кочегара, а затем машиниста. Нашлась мать. Еще из детского дома ездили ребята к ней на свидание. Вера Андреевна, получив срок в 10 лет, подала на пересуд. И ей… добавили еще 10 лет. Прошла весь север, работая на лесозаготовках. Когда расконваировали, в Красноярском крае. Сюда, в поселок Кудрояки, что недалеко от станции Решеты, приехал Роберт Константинович к матери. Встретились они в 1957 году. Через три года мать реабилитировали, а Роберту пришла повестка в армию. Служил старшим роты в инженерном батальоне на Дальнем Востоке. Имя его занесено в книгу почета части. Эта тяга к знаниям позволила ему окончить школу, техникум, выучиться на тракториста, шофера.
В Кудрояках встретил Роберт Константиновичи свою судьбу. Валентина Федоровна после окончания Ачинского педучилища приехала отрабатывать положенные два года. Поженились. А после смерти Веры Андреевны переехали на родину жены, в село Кома нашего района, где живут более 30 лет. Работал Роберт Константинович сначала шофером, потом директором Дома культуры – в армии он научился играть на баяне. Был инженером – контролёром ЦРМ, заведующим. А потом на выборных должностях – председателем сельсовета, профсоюзного комитета, секретарем парткома. Последние годы перед пенсией вел в школе уроки машиноведения, трудов, основ безопасности жизни, секции бокса. Одиннадцать лет, на пенсии, но продолжает по возможности выполнять поручения районной организации коммунистов, занимает активную жизненную позицию по отношению к жизни своего села.
А прошлое не отпускает. Снова и снова накатывают воспоминания…
Часто вспоминает слова матери, что, уходя утром на работу, она наказывала Роберту и Арнольду: «Только не спите, обязательно двигайтесь». Закрывалась за матерью дверь, и мальчишки тут же прятались с головой под одеяло, грелись, прижимались друг к другу. Вечером мать гоняла братьев вокруг единственного уцелевшего стола, чтобы совсем не замерзнуть. Особенно тяжело было Арнольду, который опухал от голода. Его болезнь от которой он страдал – дистрофия. Сначала во время обстрела они уходили прятаться в бомбоубежище, но вскоре это стало невозможным, потому, что не было сил. А зима стояла холодной, машины и трамваи на улицах города вмерзали в лед и стояли, как изваяния, покрытые белой коркой. Над городом полыхало пламя пожаров.
Казалось, что зима никогда не закончится.
«Два или три раза, — вспоминает Роберт Константинович, — нелегально в город пробирались солдаты с фронта. Для них это было праздником, ведь можно было поесть тушенки, хлеба, сахара».
Был такой случай, что маленькие дети поймали и съели кошку у врачихи. Также, по словам Роберта Константиновича, в одной семье убили старшего сына, чтобы прокормить оставшихся членов семьи, но за это поплатился отец — его расстреляли. Все дети, в том числе и Роберт Константинович работали с малых 5-7 лет. Их работа заключалась в том, что они ловили сусликов, собирали колоски с пшеницей и отдавали под запись ехавшему на повозке человеку. Этот человек отмечал количество собранного урожая и в зависимости наработанного результата давали хлеб, для того чтобы прокормить себя. Кто был постарше, работали на сенокосах, с 15 лет многие были кузнецами. Бывало так, что запрягали по 5-6 женщин в плуг и пахали на них. В основном все женщины работали на заводах и крупных предприятиях. С едой было сильно напряженно, на одного человека в день приходилось 125 граммов хлеба. На случай, если в какой – либо семье умирал человек, то о смерти ничего не говорили, просто-напросто его съедали. Всем людям блокадного Ленинграда на месяц выдавали карточки на продовольствия. Когда старшему брату исполнилось 10 лет он пошёл на базар и продал бушлат, в котором лежали карточки на месяц вперед. Арнольд вернулся домой и обнаружил, что карточек нет, заплакал и сказал брату, что нужно готовиться к смерти. На следующий день раздался стук в дверь, он открыл дверь на пороге стоял мужчина, которому он продал бушлат. Мужчина вернул карточки и сказал: «Почему же ты такой невнимательный?». Они очень обрадовались. Даже в голодное время люди были настолько честными и справедливыми, что не могли взять чужого. С тех пор как Ленинград оказался в блокаде проложенная по дну Ладожского озера линия междугородней правительственной связи «ВЧ» — стала единственной телефонной линией связывающей город с Москвой. Разумеется, были и другие формы связи, и прежде всего прямая телеграфная линия, тоже проложенная под водой.
Сотни тысяч людей города Ленинграда жили в те дни уверенностью, что никогда и ни при каких условиях город не будет отдан врагу, что враг может войти в город только по трупам его защитников. Нужно отметить, что Пулково, Пулковская высота её значение: весь город, как на ладони расстреливали в упор из оружия.
Во время блокады хлеб выпекали с разнообразными примесями: отрубей, пищевая целлюлоза-10%, хлопковый жмых -10%, обойная пыль – 2%, мучные смётки и вытряски из мешков – 2%, кукурузная мука – 3%, ржаная мука – 73%. Калорийность хлеба с примесью 10% целлюлозы понизилась на 66 калорий и хлеб не имел вкуса и ржаного аромата.
ХЛЕБ:
Хлеб на стол – и стол престол.
Хлеба ни куска – и стол доска!
Буханка хлеба – это настоящий
осколок солнца на моей земле,
огонь обогревающий, горячий
известно на обеденном столе.
Блокадный хлеб
со слезою пополам,
кто ел его, о нём не забывал!
125 блокадных грамм с огнём и потом пополам!
Население ≈ 3,5 миллионов человек жили в пещерах вместе с войнами, чтобы поддержать городское население и накормить войска – требовалось 2 тысячи тонн продовольствия. По воздуху такого количества продуктов – невозможно, их доставляли через Ладогу, ледовую переправу. В 1941 году до 20 ноября были вынуждены ввести ещё одно 5-е по счету сокращение. Теперь ежедневно на хлеб вместе с примесями расходовалось 560 тонн муки. 24 декабря 1941 года вошло в историю Ленинграда пусть маленькой, но радостной датой. Вечером собрался Военный совет Ленинградского фронта А.А. Жданов внёс предложение: увеличить нормы выдачи хлеба рабочим – на 100 граммов, остальным на – 75 граммов. С 24 января рабочий паек составлял уже 400 грамм, на хлебную карточку служащего выдавали 300 грамм, иждивенцы и дети стали получать по 250 грамм хлеба.
Зная цену хлеба и человеческой жизни, Роберт Константинович на встречах с учениками нашей школы очень часто доходчиво, эмоционально своими рассказами заставляет задуматься каждого о жизни собственной и чужой. О своих поступках и словах, об отношениях старших и младших, о своем будущем, о Родине.