Автор конспекта:
Автор(ы): — Сабаева Мария Александровна

Место работы, должность: —

МАОУ СОШ № 7 г. Альметьевск

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

Сформировать представления учащихся о войне 1812 года, познакомить с определением «отечественная война».

Развивать память, воображение, умение обобщать, делать выводы.

Воспитывать любовь к Родине, интерес к ее истории.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Окружающий мир. Мое Отечество авторы: А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов

Используемое оборудование: —

Карта «Отечественная война 1812 года»,

портреты М. И. Кутузова, Наполеона Бонапарта,

в/материал «Бородинское сражение», костюм гусара, кроссворд, тесты, инд. карточки с текстом.

Краткое описание: —

урок открытия новых знаний с использованием проблемно- диалогической технологии

Ход урока:

I.Организационный момент. Сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке мы узнаем о грозной опасности, с которой столкнулась наша страна в 1812 году, познакомимся с понятием «отечественная война».

II. Проверка домашнего задания.

— Давайте проверим, как вы усвоили материал прошлых уроков.

— О какой эпохе в жизни истории России мы говорили на прошлых уроках? (Российская империя). Я предлагаю решить кроссворды по этой теме и вспомнить изученный материал.

1 кроссворд

1. Имя русской императрицы, считавшей себя продолжательницей дела Петра 1.

2. Великий русский полководец, которому принадлежит фраза: «Побеждают не числом, а уменьем.

3. Турецкая крепость, взятая русскими войсками под предводительством Суворова.

4. Так называли крестьян, которых дворянин мог продать и купить.

5. Люди, которые помогали императору управлять государством.

2 кроссворд

1. Какое прозвище получил Петр 1 в истории России? (Великий)

2. Кем стал Петр 1 с1721 года?

— Давайте вспомним, что нового появилось в России при Петре1

3. Он создал новый … (флот)

4. При нем была выпущена первая … (газета)

5. Открыт первый … (музей)

6. Открыта первая … (библиотека)

7. Появился новый … (календарь)

Кроссворд «Российская империя»

6

7

5

2

3

1

4

4

5

1

2

3

III. Работа над новой темой.

— Какие слова спрятались в кроссворде?

— Кто знает, кто такой Михаил Илларионович Кутузов? (Ответы детей)

Послушайте сообщение, которое подготовила …..

— Кто такой Наполеон Бонапарт? Послушайте сообщение, которое подготовил …..

-В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция непрерывно воевала.

Работа с картой. Постановка проблемы.

— Рассмотрите карту на странице 42 «Европа 1799 – 1815 гг.», перечислите страны, завоеванные армией Наполеона.

— Он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. Посмотрите внимательно на карту, кто мешал мировому господству французского императора?

— Какая угроза нависла над Россией в 1812 году?

— Перед вторжением в Россию Наполеон заявил: «Через 3 года я буду господином всего мира, … остается Россия, но я раздавлю ее».К войне с Россией Наполеон готовился серьезно. Он собрал «Великую армию», прекрасно вооруженную и обученную. Во главе войск стояли опытные, умные, проверенные в боях военачальники.

« Я иду в Москву,- говорил Наполеон, — и в одно или два сражения все кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!»

Работа с картой. Постановка проблемы.

— Летом 1812 года Наполеон вторгся на территорию России и направился к Москве. Началась война, которую называют Отечественной войной. Как вы думаете, почему?

— Наполеон был уверен в скорой победе, но война приняла затяжной характер. Уклоняясь от окружений и сражений, русская армия отступала, отходила на восток, но не сдавалась.

Русский поэт М. Ю. Лермонтов написал об этом так:

Чтение учеником ( в форме гусара) наизусть отрывка

из стихотворения «Бородино»

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?

Но русские командиры не боялись «изорвать чужие мундиры», а тщательно готовились к генеральному сражению. Во главе русских войск стояли генералы П. И. Багратион, Барклай де Толли и др. Главнокомандующим русской армией был М. И. Кутузов.

26 августа в 110 км от Москвы у села Бородино произошло решающее сражение, оно длилось 15 часов и в истории это сражение известно как Бородинское. 120 тысяч русских солдат и 135 французов принимали участие в этой битве.

Просмотр видеоматериала о Бородинском сражении

— Послушайте, как описал это сражение в своем произведении М. Ю. Лермонтов.

Чтение учеником ( в форме гусара) наизусть отрывка

из стихотворения «Бородино»


Вам не видать таких сражений!

Носились знамени, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась – как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой!


— Кто же победил в этой битве? Каждая воюющая сторона оставила победу за собой. Наполеон позже писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские боролись за право быть непобедимыми».

Постановка проблемы.

Но через несколько дней на военном совете Кутузов принял решении: отступить и оставить Москву врагам. Почему? (Узнав о потерях русской армии, Кутузов понял, что сражение нельзя продолжать). Кутузов сказал: «Потеря Москвы не есть потеря России: здесь приготовим мы гибель неприятелю» Как?

Просмотр видеоматериала.

Наполеон, войдя в пустую Москву, стал ждать просьбы императора Александра о мире. Но, напрасно! Как вы думаете, почему?

Давайте познакомимся с воспоминаниями Наполеона.

Работа в парах

Прочитай их и ответь на вопросы в конце текста.

ВоспоминанияНаполеона БонапартаопожареМосквы,

записанныееговрачом.

«Черездвадняпосленашегоприбытияначалсяпожар. Сначалаоннеказалсяопасным, нонаследующийденьогоньувеличился. Наследующееутроподнялсясильныйветер, ипожарраспространилсясогромнойбыстротой. Сотнибродяг, нанятыхдляэтойцели, рассеялисьпоразнымчастямгородаиспрятаннымиподполамиголовешкамиподжигалидома, стоявшиенаветру, этобылолегковвидувоспламеняемостипостроек. Этообстоятельстводаещесилаветраделалинапраснымивсестаранияпотушитьогонь…Яподвергалсяопасности, волосыибрюкимоибылиобожжены, одеждагореланамне. Всенашиусилиябылинапрасны, таккакоказалось, чтобольшинствопожарныхтрубиспорчено. Ихбылооколотысячи, амынашлисрединих, кажется, толькооднупригодную. Этотужасныйпожарвсеразорил. Ябылготовковсему, кромеэтого…Ктобымогподумать, чтонародможетсжечьсвоюстолицу?»

Вопросы:

1. Что, с точки зрения Наполеона, явилось причиной пожара?

2. Почему, по мнению Наполеона, пожар быстро распространился?

3. Как вы думаете, все ли в воспоминаниях Наполеона может быть полной правдой? Почему можно усомниться в правдивости воспоминаний французского императора?

— Какую гибель приготовили Наполеону в Москве?

Пожар бушевал 6 дней. Три четверти домов было уничтожено. Сгорели все провиантские склады, на которые рассчитывало французское командование для обеспечения своей армии. Над армией Наполеона нависла угроза голода. Москва, таким образом, превратилась в ловушку для «великой армии».

Только ли армия сражалась с Наполеоном?

Работа с учебником. Самостоятельная работа.

Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на странице 43.

Как помогали крестьяне и горожане русской армии?

— В итоге французская армия ушла из Москвы и стала отступать к границам. Как вы думаете, почему? (Голод, холод, постоянные столкновения с партизанами)

IV. Итог урока.

— Почему война 1812 года называется Отечественной?

— Чем прославился полководец М. И. Кутузов?

V. Проверка изученных знаний.

Тест «Отечественная война 1812 года»

1. Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец …

1). Багратион 2). де Толли 3). Наполеон

2. Французская армия вторглась в Россию …

1). 1821 году 2). 1812 году 3). 1818 году

3. Главнокомандующим русскими войсками был назначен …

1). М. И. Кутузо 2). А. В. Суворов 3). Ф. Ф. Ушаков

4. Бородинская битва произошла …

1).26 января 1812 года 2). 26 августа 1821 года 3). 26 августа 1812 года

5. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения?

1). оставить Москву;

2). дать под стенами Москвы еще одно сражение;

3). признать Наполеона победителем.

6. Война 1812 года называется Отечественной потому, что …

1). главное сражение произошло под Москвой;

2). на войну поднялся весь народ;

3). вторжение Наполеона принесло России огромные бедствия.

Шифр: _____________________________________________

Фронтальная проверка: 3 2 1 3 1 2

VI. Оценивание. Домашнее задание.

1) № 54 (тетрадь) – работа с контурной картой.

2). По выбору:53 – решить кроссворд или составить свой кроссворд по теме.

Файлы: НОД по обучению грамоте.doc
Размер файла: 36864 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология