Автор конспекта:
Автор(ы): — Саломатина Татьяна Сергеевна
Место работы, должность: — Манушкинская средняя общеобразовательная школа, г. Чехов, учитель истории и обществознания
Регион: — Московская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — История
Цель урока: — • познакомить учащихся с деятельностью чешских патриотов Яна Гуса и Яна Жижки; • раскрыть идеологические основы религиозных и общественных взглядов Яна Гуса; • показать причины победы таборитов в ходе гуситских войн; • раскрыть причины, цели, итоги и значение гуситского движения; • совершенствовать навыки работы учащихся с текстом учебника, исторических документов, алгоритмами, картой, тестами; • развивать умения анализировать текст, выделять главное • на примере чешских героев воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине; • показать величие гражданского мужества Я. Гуса, готового пойти на смерть ради правды, своих взглядов.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 20
Используемые учебники и учебные пособия: —
1. Учебник — Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков. М., Просвещение, 2005.
2. Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} Карта “Европа в XIV – XVI вв”
3. Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} Тесты для повторения домашнего задания
Используемое оборудование: —
1. Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} Компьютер
2. Мультимедийная установка
Используемые ЦОР: —
Презентация "Гуситское движение в Чехии"
Краткое описание: — Данная презентация даёт представление об архитектурных особенностях периода XIV — XV вв. Показывает учащимся причины Гуситского движения. Раскрывает идеологические основы религиозных и общественных взглядов Яна Гуса. Показывает причины победы таборитов в ходе Гуситских войн.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Гуситское движение в Чехии
-
Цели:
познакомить учащихся с деятельностью чешских патриотов Яна Гуса и Яна Жижки;
-
раскрыть идеологические основы религиозных и общественных взглядов Яна Гуса;
-
показать причины победы таборитов в ходе гуситских войн;
-
раскрыть причины, цели, итоги и значение гуситского движения;
-
совершенствовать навыки работы учащихся с текстом учебника, исторических документов, алгоритмами, картой, тестами;
-
развивать умения анализировать текст, выделять главное
-
на примере чешских героев воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине;
-
показать величие гражданского мужества Я. Гуса, готового пойти на смерть ради правды, своих взглядов.
-
Оборудование:
карта “Европа в XIV – XVI вв”
-
мультимедийная установка с презентацией;
-
тесты для повторения домашнего задания (Приложение 1);
-
индивидуальные (Приложение 2) и групповые (Приложение 3) задания для учащихся;
-
сообщение ученика о Яне Жижке;
-
учебник — Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков. М., Просвещение, 2005.
-
Основные понятия:
гуситы;
-
табориты,
-
умеренные (чашники),
-
церковный собор,
-
сейм
-
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания в форме тестов (Приложение 1)
III. Изучение нового материала:
ПЛАН.
1. Чехия в XIV веке.
2. Жизнь и смерть Яна Гуса.
3. Начало вооруженной борьбы. Гуситы.
4. Крестовые походы против гуситов.
5. Народное войско. Ян Жижка.
6. Конец гуситских войн. Значение. Итоги.
Эпиграф: “Верный христианин ищет правду, слушает правду, изучает правду, говорит правду, защищает правду до смерти” (Ян Гус)
1. Чехия в XIV веке (Слайд 1).
К концу Средневековья в Чехии возникло определенное представление о месте своей страны в том огромном мире, в котором после ВГО оказался средневековый человек Европы. Согласно этому представлению центром планеты является, конечно же, Европа, центром Европы – Германская империя, центром империи – Чехия, а центром Чехии – ее столица Прага. Была создана специальная географическая карта, изображавшая Европу в виде знатной женщины, голова которой образовывала Пиренейский полуостров, длинная юбка доходила до Уральских гор, правая рука была Италией, а сердце Дамы Европы представляла собой Чехия. Так что Чехия в представлении самих ее жителей становится центром мира. Недаром, наверное, чехи сами называли свою страну “Богемия”, т.е. избранная богом, а себя – “богемцами”.
Что дало жителям этой маленькой страны право так думать о ней?
Учебник 4 абзаца С.195
Прочитать и ответить на поставленную проблему.
Деятельность Карла IV (слайд 2)
Он соединил западноевропейскую династию Люксембургов и местную Пржемысловцев, и в своей политике император и король стремился осуществить внутреннее объединение Империи и Чехии, причем именно Чехия как его наследственное владение становилось “благороднейшей частью” Империи. Поэтому маленькая Чехия не растворялась в огромной империи, а становилась ее центром. Карл IV остался в памяти народа как самый великий чешский государь – “Отец Отечества”.
Это был человек с незаурядными способностями:
талантливый писатель;
-
самый богатый коллекционер своего времени (собирал церковные реликвии и мощи святых, остатки предметов, связанных с жизнью Христа);
-
основатель первого Университета в Центральной и Восточной Европе (Прага, 1348 г.)
-
покровитель искусства;
-
в то же время, глубокорелигиозный человек.
-
Чехия превратилась в центр архитектуры и изобразительного искусства, равного которому не было во всей Священной Римской империи, приглашались мастера из Франции, Италии, Германии.
Экскурсия по Праге:
Карлов мост через р. Влтаву (Слайд 3);
-
Замок Карлштейн ( 1348) (Слайд 4)
-
Собор Святого Вита (1344 – 1929) (Слайд 5)
-
Прага сегодня (Слайд 6)
-
Но был ли счастлив чешский народ в своей стране?
Учебник, с.196. (Ученики читают, отвечают на вопрос)
Доп. В социально- экономической жизни Чехии наступил период материал стабилизации. Закончилось освоение земель местными и пришедшими из Германии крестьянами. В городах, вначале населенными немцами, появляется значительный слой чешского населения, который начинается бороться за свои права.
Церковь в Чехии находилась в руках немецкого духовенства. Поведение высшего духовенства вызывало искреннее негодование и возмущение народа. Церковь учила нестяжанию, а алчность духовенства вошла в пословицу. Молва гласила: “Если бы Христос пришел бы в Рим, с ним бы не стал разговаривать без взятки”. В народе говорили, что в Риме продают должности, как свиней на рынке, что папа больше всего любит золотое лекарство – деньги.
Церковь была самым крупным феодалом средневековья. В Чехии ей принадлежало до ? земли. Один пражский епископ владел 900 селениями и 14 городами. Высшее духовенство, чуждое чешскому народу по языку и обычаям, угнетавшее его поборами и повинностями, были ненавистны народу.
Мелкие дворяне – число увеличивалось за счет раздробления владений – обнищание, попадали в зависимость к крупным дворянам – панам. Основное занятие – война, служба как наемников. В самой Чехии враждебно настроены к панам и церкви, королевской власти.
Горожане – стремились участвовать в городском самоуправлении, оттеснить немцев на задний план. Также критиковали дорогие церковные обряды.
Крестьяне. Кроме феодальных повинностей платили королевский налог и несли повинности в пользу государства. К нач 15 в. главной повинностью стал денежный оброк, но увеличивалась и барщина. Крестьяне не были лично свободными и целиком зависели от пана.
Какие настроения были у чешского народа?
-
Кто был недоволен своим положением? Почему? (Слайды 7, 8, 9, 10)
-
2. Жизнь и смерть Яна Гуса.
(Слайд 11). В начале 15 в. небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные речи профессора Пражского университета Яна Гуса (Слайд 12).
Давайте и мы послушаем, о чем говорит он.
“отними у собак кость – они перестанут грызться; отними имущество у церкви – не найдешь для нее попа”.
-
“Чехи в королевстве Чешском по закону… и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же как французы во Франции и немцы в своих землях”
-
“ Кто были бургомистры и ратманы (члены городских советов) во всех королевствах Богемии (Чехии)?"
-
- Немцы.
- Где произносились проповеди для всех немцев?
- В соборах.
- А для чехов?
- На церковных погостах и домах”
- “Духовенство не учит, а портит народ своим …богатством. Так надо отнять у него богатство! Преемники Христа должны быть бедными, как апостолы. А они наоборот только то том и думают, как бы еще увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые устраивают никому неизвестные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ” — Почему священники причащаются хлебом и вином, как телом и кровью Христа, а простые люди только хлебом? Разве не все одинаковы перед Богом?”
- “Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойный священнослужитель. Как не казать после этого, что он хитрее и злее вора?”
К чему призывал Ян Гус?
Кто этот человек?
Рассказ о Яне Гусе по плану:
1. Рождение в 1371 г. в местечке Гусенец – Ян из Гусеница.
2. Учеба в университете — ректор Пражского университета – первый среди чехов.
3. Проповеди – не только критиковал церковь, а требовал реформы:
отнять у церкви богатства и земли;
-
отменить плату за обряды;
-
проводить богослужение на родном языке (разработал грамматику на родном языке);
-
покончить с засильем немцев.
-
4. Интердикт на Прагу.
5. Гус уезжает на юг Чехии.
6. Вызов на Констанцский собор (Слайд 13). Охранная грамота императора.
7. Объявление Гуса еретиком. Заточение (Слайд 14).
8. Суд и казнь 6 июля 1415 г. (Слайд 15).
9. Памятник Яну Гусу (Слайд 16,17)
Как соотносятся слова Яна Гуса (эпиграф) с тем, как он прожил свою жизнь? Как мы можем назвать его? ( Ян Гус – патриот Чехии).
3. Начало вооруженной борьбы. Гуситы.
Казнь Гуса вызвала возмущение народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там речи сторонников Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами.
1419 г. – восстание в Праге.
Какие слои населения могли подняться на борьбу? Одинаковые ли требования были у них? (Слайд 18)
Умеренные – чашники — зажиточные бюргеры, часть дворянства:
упразднить привилегии и землевладения церкви;
-
упростить обряды, причащение хлебом и вином (Слайд 19);
-
ввести богослужение на чешском языке.
-
Табориты – крестьяне, горожане бедные рыцари:
реформа не только церкви, но и общества.
-
Уничтожить частную собственность, все повинности и налоги.
-
Правление должно быть передано в руки народа.
-
Гора Табор – город Табор – все равны, братья и сестры.
Задание №1. Определите, какие высказывания являются требованиями гуситов, а какие – их противников.
4. Крестовые походы против гуситов.
1420 г. – начало крестовых походов против гуситов. В Чехию вторглось 100-тысячное войско. – грабежи, пожары, убийства.
Прага – Восточные ворота – Виткова гора – победа таборитов. Еще 4 крестовых похода закончились неудачей императорских войск.
Причины победы таборитов?
5. Сообщение ученика о Яне Жижке (Слайд 20, 21).
Задание № 2. По алгоритму описания войны определите, что было причиной, поводом и т.д. гуситских войн.
6. Конец гуситских войн.
1434 г. – битва у г. Липаны — измена умеренных (Слайд 22)
Итоги и значение гуситских войн (Слайд 23):
1. Утвердилась гуситская церковь. Католическая церковь потеряла все свои владения и влияние в обществе. Гуситская церковь была более демократичной и близкой к народу.
2. Крестьяне перестали выплачивать десятину.
3. Церковные земли достались дворянству, поэтому никто не был заинтересован в восстановлении власти церкви.
4. Королевская власть была ограничена парламентом – сеймом. Чехия – сословная монархия.
5. Из городов изгнано немецкое население, Чехия превратилось в почти однонациональное государство.
6. Гуситское движение надолго оторвало Чехию от общеевропейского развития. Если при Карле страна находилась в центре культурной, идеологической и политической жизни Европы, то теперь она стала совершенно замкнутой в рамках своих местных религиозно-политических проблем. Праге было больше не суждено стать мировым центром.
7. В ходе борьбы были уничтожены сокровища церковного искусства.
IV. Закрепление в форме рефлексии:
Что нового сегодня я узнал на уроке?
-
Какие умения и навыки мы отрабатывали?
-
С какими новыми терминами познакомились?
-
Что понравилось и что не понравилось на уроке?
V. Домашнее задание: п. 25, вопросы 4, 5; заполнить контурную карту.
Файлы: Гуситское движение в Чехии.rar
Размер файла: 1573242 байт.