Автор конспекта:
Автор(ы): — Горшков Антон Александрович

Место работы, должность: — Разработан учителем учитель истории и права Агалатовской средней школы

Регион: — Красноярский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: — проекта М.Сперанского и Конституции США, 2)выделить прогрессивные и слабые для России положения этого документа, сравнив с Конституцией США. Умения: научиться сравнивать документы, выделять главное, работать в группе. Отношения: задуматься о политико-правовом положении России в начале Х1Х века и о возможном развитии России в случае полной реализации проекта М.М.Сперанского.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М .Ванюшкина Новая история 1500-1800 М."Просвещение", 2008г

Используемое оборудование: — 1)Раздаточный материал для групп с извлечениями из проекта М.Сперанского и Конституции США.
2)Портреты М.Сперанского и «отцов-основателей» США.
3)Расстановка парт для работы по группам. —

Краткое описание: — разработка урока

Тема. Проект М.М.Сперанского и Конституция США: сравнительный анализ.

Цель. Знания:1)после этого занятия учащиеся смогут назвать основные положения проекта М.Сперанского и Конституции США,
2)выделить прогрессивные и слабые для Россииположения этого документа, сравнив с Конституцией США.
Умения: научиться сравнивать документы, выделять главное, работатьв группе.
Отношения: задуматься о политико-правовом положении России в начале Х1Х века и о возможном развитии России в случае полной реализации проекта М.М.Сперанского.
Оборудование.1)Раздаточный материал для групп с извлечениями из проекта М.Сперанского и Конституции США.
2)Портреты М.Сперанского и «отцов-основателей» США.
3)Расстановка парт для работы по группам. — План урока.1)Вступительное слово учителя.
2)Объявление темы и учебных результатов.
3)Работа по группам, знакомство с документами.
4)Работа в смешанных группах – обмен информацией,заполнение таблицы.
5)Обсуждение.
Опережающее домашнее задание.
1)Повторить материал по войне за независимость и образовании США по новой истории.
2)Прочитать материал о первых реформах Александра 1. — — Ход урока.
— 1)Вступительное слово учителя.
Урок начинается с вступления учителя.
В 1808 году в Эрфурте состоялась встреча Наполеона и Александра 1, который взял с собой в качестве статс-секретаря М.М.Сперанского. Наполеон сразу заметил этого внешне ничем не выделявшегося человека. «Не угодно ли вам будет, государь,- в шутку спросил он Александра,- променять этого человека на какое-нибудь королевство?».
В чем же заслуги этого человекаперед Россией?
Вспомним в начале что же представляла из себя наша страна в начале Х1Х века.
«Прощай немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы мундиры голубые
И вы им преданный народ»
Так охарактеризовал поэт нашу страну в начале Х1Х века.
А как бы вы охарактеризовали положение нашей страны в этот период?
Целесообразно активизировать знания учащихся о предыдущем развитии страны, что важно для последующей оценки проекта М.М.Сперанского.
Вместе с тем уже тогда в России были передовые проекты по преобразованию нашей страны в направлении либерализма и конституционности. Одним из таких проектов и был проект М.М.Сперанского, о котором мы и будем говорить на занятии.
— 2)Объявление темы и учебных результатов.
При объявление темы следует акцентировать внимание на сравнительном аспекте: мы попытаемся оценить проект Сперанского, его прогрессивность или реакционность для России, сравнивая с одним из передовых документов того времени Конституцией США.
— 3)Работа по группам.
Создаются 4 группы, каждая из которой изучая документы,выполняет задание и заполняетсоответствующую графу таблицы.

Вопросы для сравнения
Проект М.М.Сперанского
Конституция США
Права человека
— — Система власти
— — Степень реализации
— —

Первая группа:1)Перечислите основные права, закрепленные в проекте М.Сперанского?
2)Какие категории населения ими наделялись?
Вторая группа:1)Перечислите основные права, закрепленные в Конституции США?
2)Какие категории населения ими наделялись?
Третья группа:1)Перечислите органы власти и их функции по проекту М.Сперанского.
Четвертая группа:1)Перечислите органы власти и их функции по Конституции США.
— 4)Работа в смешанных группах.
Образуются группы, чтобы в каждой было по одному представителю от каждой предыдущей. В ходе работы участники внутри группы заканчивают заполнение таблицы.
Если какая-то группа закончит выполнение задания раньше остальных, можно предложить начать обсуждение в группе вопросов для итогового обсуждения.
5)Обсуждение.
— В чем схожесть содержания этих документов?
— В чем они различаются?
— Как вы думаете, почему эти документы появились в одно и то же время?
— Что можно выделить в качестве прогрессивных моментов в проекте М.Сперанского?
— Почему у них была разная степень реализации?
— Изменилось ли бы мнение поэта о России в случае полной реализации проекта М.Сперанского?
-Можно ли соотнести «гений» М.Сперанского с «гением» отцов-основателей США?
-Можно ли назвать проект М.Сперанского гражданским подвигом?
— — В качестве домашнего задания целесообразнопредложить творческую работу на различные темы:
1)надпись на постаменте памятника М.Сперанскому.
2)нарисовать символический памятник Сперанскому.
3)эссе «Можно ли назвать проект гражданским подвигом?»
— — Приложение .
Задание для группы 2.

«Все люди равны, наделены неотъемлимыми правами, среди которых имеются права на жизнь, свободу и стремление к счастью»
Из Декларации независимости.
— «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное вероисповедание, ограничивающих свободу слова или печати или право людей мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями.»
Из Конституции США.(1 поправка).
— «Право людей на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков или арестов не должно нарушаться…».
Из Конституции США.(4 поправка).
— «Перечисленные в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом»
Из Конституции США.(9 поправка).
— «Избирательные права получают лишь белые мужчины, обладающие движимым или недвижимым имуществом, проживающие на территории США более 5 лет»
Новая история.Т.2.
— Задание .
Перечислите основные права, закрепленные в документе за населением США.
— Вопросы.
1)В чем схожесть содержания этих документов?
2)В чем они различаются?
3)Как вы думаете, почему эти документы появились приблизительно в одно и то же время?
4)Почему у них разная степень реализации?
5)Изменилось ли бы мнение поэта о России в случае полной реализации проекта М.М.Сперанского?


Задание для группы 4.
— «Все полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты Представителей».
Конституция США, ст.1, раздел 1.
— «Палата представителей состоит из членов, избираемых раз в два года народом каждого из штатов».
Конституция США, ст.1, раздел 2.
— «В состав Сената Соединенных Штатов входят по два Сенатора от каждого Штата, избираемые на шесть лет Законодательными собраниями соответствующих штатов».
Конституция США, ст.1, раздел 3.
— «Исполнительная власть осуществляется Президентом США. Он состоит в своей должности в продолжение четырехлетнего срока.»
Конституция США, ст.2, раздел 1.
— «Судебная власть США осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом. Судьи сохраняют свои должности до тех пор, пока их поведение является безупречным».
КонституцияСША, ст.3, раздел 1.



Задание.
Перечислите органы власти и их функции. Начертите схему управления государством по Конституции.


Вопросы.
1)В чем схожесть содержания этих документов?
2)В чем они различаются?
3)Как вы думаете, почему эти документы появились приблизительно в одно и то же время?
4)Почему у них разная степень реализации?
5)Изменилось ли бы мнение поэта о России в случае полной реализации проекта М.М.Сперанского?

Задание для группы 1.

«Население империи разделяется на 3 состояния: 1) дворянство, 2)среднее состояние, 3)рабочий народ. Основание деления – обладание теми или иными правами. Права различаемы – гражданские и политические, первые делятся на общие гражданские и особенные гражданские. Низшее состояние может пользоваться только общими гражданскими правами:
1)никто без суда не может быть наказан;
2)никто не обязан отправлять личную службу по произволу другого, но по закону;
3)всякий может приобретать собственность движимую и недвижимую и располагать ею по закону;
4)никто не обязан отправлять вещественных повинностей по произволу другого, но по закону.
Среднее состояние имеют общие гражданские права и при наличие имущественного ценза имеют также и политические права.
Высшее состояние (дворянство) обладает как общегражданскими, так и особенными правами ( свобода от очередной службы и право владеть населенными имениями), равным образом, при наличие ценза имущественного, дворяне обладают политическими правами.
Лица первых двух состояний, обладают политическими правами, участвуют в суде и законодательстве, содействуют исполнительной власти, наблюдая за нею, и в необходимых случаях привлекают ее к ответственности.»
Русский биографический словарь. СПб.
— — Задание.
Перечислите основные права, закрепленные в проекте за населением России.
— Вопросы.
1)В чем схожесть содержания этих документов?
2)В чем они различаются?
3)Как вы думаете, почему эти документы появились приблизительно в одно и то же время?
4)Почему у них разная степень реализации?
5)Изменилось ли бы мнение поэта о России в случае полной реализации проекта М.М.Сперанского?
Задание для группы 3.
— «Управление государством должно осуществляться на основе разделения властей: законодательная власть принадлежит выборному учреждению – Государственной думе, исполнительную власть осуществляют министерства, судебная власть принадлежит Сенату.
Государственный совет должен стать совещательным органом при императоре и рассматривать все проекты законов до их поступления в Думу.»
— «Должны быть выборные Государственная и местные думы. Волостную думу составляют все имеющие право голоса и старшины государственных крестьян (по одному от 500 человек). Она решает все местные вопросы и на три года выбирает депутатов в окружную думу. Последняя занимается делами своего округа и выбирает депутатов в губернскую думу. Депутатов в Государственную избирает губернская дума из своих членов. Государственная дума обсуждает предложенные ей свыше законопроекты, которые потом передаются в Государственный совет и на утверждение государю.
Волостной, окружной и губернский суды должны быть выборными, однако высшая судебная инстанция – Сенат должен назначаться государем пожизненно из числа представителей, избранных в губернских думах.»
— Заичкин И.А. Почкаев И.Н. Русская история. М., 1994.С.444-445.
— — Задание.
Перечислите органы власти и их функции по проекту. Начертите схему управления государством в соответствии в проектом.
— — Вопросы.
1)В чем схожесть содержания этих документов?
2)В чем они различаются?
3)Как вы думаете, почему эти документы появились приблизительно в одно и то же время?
4)Почему у них разная степень реализации?
5)Изменилось ли бы мнение поэта о России в случае полной реализации проекта М.М.Сперанского?

Файлы: фыв.odp
Размер файла: 304421 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология