Автор конспекта:
Автор(ы): — Чулкова М.Н.

Место работы, должность: —

Муниципальное казенное образовательное учреждение Песковатская средняя общеобразовательная школа Дубовского муниципального района Волгоградской области, учитель

Регион: — Волгоградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Познакомить с творчеством Бунина, раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа "Кавказ", совершенствовать умение проводить анализ художественного текста.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс:Учебник в 2 ч.- М.:Просвещение,2013

Используемое оборудование: —

мультимедийный проектор

Краткое описание: —

Урок-исследование. Работа учащихся в группах ( сопоставление героев), комментирование художественного текста.

Тема: И.А. Бунин Рассказ «Кавказ» Цели: развивающая: • формировать исследовательские навыки учащихся; • развивать монологическую речь: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему; • развивать коммуникативную компетенцию учащихся и познавательную активность через исследовательскую работу на уроке; обучающая: • познакомить учащихся с творчеством И.А. Бунина; • раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа “Кавказ”; • совершенствовать умение проводить анализ художественного текста; воспитательная: • вызвать личностно значимые переживания, затронуть личные потребности и интересы подростков, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте; • воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание. Тип урока: урок-исследование. Оборудование: экран, мультимедиа-проектор, презентация, акустическая система. Любовь, любовь – загадочное слово, Кто мог бы до конца его понять? Всеволод Рождественский Ход урока I. Мотивационно-ориентировочный этап. 1. Эмоциональная настрой. Видеоряд с музыкальным сопровождением. (1мин.) — Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем уроке? (О любви) — Есть ли другое мнение? — Что же такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, поэты и обычные люди. Любовь, любовь – загадочное слово, Кто мог бы до конца его понять? — У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание. Если бы нам предложили “раскрасить любовь”, какие бы цвета вы использовали? — Спасибо, мне было интересно ваше мнение. Я вижу, что у вас это слово ассоциируется с яркими, светлыми красками. 2. Целеполагание. — А мы посвящаем наш урок теме любви в рассказе Бунина “Кавказ”. (Появляется тема урока на доске) “….. любовь в рассказе И.А.Бунина “Кавказ”. — Прочитайте тему. Что вас удивило? — Одно слово в теме пропущено. Его мы попытаемся восстановить в конце нашего занятия. Определите цель нашего урока, используя слова из формулировки темы. Расширить знания о И.А.Бунине. Выяснить, какую любовь изобразил Бунин на страницах рассказа “Кавказ” и с помощью каких средств воплощается авторский замысел. 3. Знакомство с личностью Бунина. Видеоролик. — А что вы уже знаете о Бунине? Что он за человек? (Ответы уч-ся) — Посмотрите фрагмент из фильма о Бунине, который делали мои ученики, и ответьте на вопросы: 1) Каким предстал перед вами И.А.Бунин? (I вариант) 2) Почему его сборник рассказов о любви называется “Тёмные аллеи”? (II вариант) — Произнесите словосочетание “темные аллеи”. Какие ассоциации оно вызывает? (Трагическая любовь, боль, трудная судьба, мука, безысходность, любовь, полная драматизма…) Обобщение учителя. “Темные аллеи” здесь вовсе не значит “тенистые” – это темные, трагические, запутанные лабиринты любви. “Эта книга, — писал Бунин, — говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, — думаю, что это самое оригинальное, что я написал в жизни”. II. Исследовательская работа в парах. — А рассказ “Кавказ” открывает знаменитый бунинский цикл, следуя там непосредственно за новеллой “Тёмные аллеи”. Сюжет рассказа прост. У героя и героини тайный роман. Они вынуждены скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои совершают дерзкий побег на Кавказ. А в финале мы узнаём: “Он искал её в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день по приезде в Сочи он купался утром в море, потом брился, надел чистое бельё, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрёзом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лёг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов”. — Перед нами “любовный треугольник”. Встречались ли вы с подобной ситуацией в произведениях русской классики? (А.П.Чехов “О любви”). — В рассказе Бунина нет имён, потому что автора больше интересуют не герои, а ситуация, её нравственный аспект. Смогут ли впоследствии эти люди быть счастливыми? — Чтобы ответить на вопрос, поставленный вами в начале урока, заглянем в творческую лабораторию Ивана Алексеевича Бунина и проведём исследование. — Ребята, есть ли среди вас любители литературы? Те, кто много читает? Для вас у меня приготовлено особое задание. — У всех остальных задание уже на партах. Работать вы будете в парах, а свои наблюдения вносить в специальные карты. (10 минут) Задание. (Приложение 1) Задача вашей группы – дать характеристику герою (героине). Порядок работы. 1. Заполните карту наблюдений. Для этого выпишите из текста слова и словосочетания, характеризующие героев, их поведение, отношения. 2. Составьте выступление по опорному тексту, вставляя необходимые слова на месте пропуска. 3. Выразительно прочитайте. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что вы идёте по тёмной аллее . Посмотрите направо…. 2. Отчёт о проделанной работе. а) Выступление 1-го ряда. ВЫРАЗИТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, ЧТОБЫ ПРОЗВУЧАЛА ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ И ЕЁ ВСЕ УСЛЫШАЛИ. Он молод и, конечно, очень влюблён, так как согласен был жить затворником от свидания до свидания с Нею. Странное чувство, которое потрясало его жалостью и восторгом при встрече с Нею, подтолкнуло героя на осуществление плана, план был дерзок. Желание уехать с Нею на Кавказ было велико, но сердце героя замирало от тревоги и холода. Способность переживать за судьбу другого человека особенно проявилась в сцене “На вокзале”: Он пробежал бегом, надвинув на глаза шляпу… И даже похолодел от страха. Он ведёт себя так, словно украл что-то. Отшатнулся от окна, чтобы его не заметили. Самая выразительная деталь, характеризующая Его как человека чувствительного, наблюдательного, крайне взволнованного всем происходящим, — “ледяная рука”. Бунин представил портрет человека, испытывающего муки любви. б) Выступление 2-го ряда. Наша задача – дать характеристику герою ОНА. В рассказе Бунина “Кавказ” мы нашли достаточно слов и словосочетаний, которые помогли нам представить её портрет. Она была бледна прекрасной бледностью любящей женщины – так представляет её автор читателю. Мы сразу представили женщину тонкую, хрупкую, красивую. При встрече с героем (Им) Она волновалась, голос у неё срывался. Она боялась мужа, поэтому считала, что должна быть осторожна. Улыбается жалостно. Ей трудно играть эту страшную роль до конца. Она даже готова принять смерть, чем терпеть такие муки. Чувства, которые Она переживает ,– очень сложные, поэтому часто плачет, закрываясь газовым шарфом. Но находясь рядом с Ним, она плакала радостно. Тайный роман тяготит героиню и одновременно делает её счастливой. Бунин явно ставит свою героиню в безвыходное положение. в) Выступление 3-го ряда. Составить характеристику героя Мужа из рассказа Бунина “Кавказ” нам помогли слова и словосочетания, взятые из текста автора. Сначала читатель узнаёт о Муже и уст жены. Он что-то подозревает, прочитал письмо, подобрал ключ к столу. Все эти действия выдают в Муже человека ревнивого. Ревнивый человек при жестоком, самолюбивом характере способен на многое. Он не остановится ни перед чем, защищая свою честь, честь мужа и офицера. Любит ли он свою жену – не ясно, но он привлекателен тем, что провожает её на вокзал, смотрит, хорошо ли устроил её носильщик, целуясь с ней и крестя её. Делает все по-хозяйски. Измены жены он не вынес – выстрелил себе в виски из двух револьверов. Этот поступок вызывает сочувствие к мужу. — В финале рассказа происходит подлинная трагедия, трагедия обманутого мужа. Не потому ли этот финал отделён от основного повествования чертой – последней чертой (последней в буквальном и метафорическом смысле…). — В произведении Бунина есть ещё один главный герой. Читая рассказ, вы обратили внимание, что в нём много пейзажных зарисовок. Какую роль играют картины природы? — Я предоставляю слово экспертам, у которых было индивидуальное задание. Пейзаж в рассказе “Кавказ” Эпизоды рассказа Описания природы (ключевые фразы) Чувства и настроение героев Вечер в Москве накануне отъезда на юг. Холодные дожди, грязно, сумрачно, улицы мокро и чёрно блестели; тёмный, отвратительный вечер; холодно. Волнение, ощущение страха, тревоги и опасности… Место, которое нашли герои для отдыха. Солнечно, душно; место первобытное… цветущий кустарник; горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно; душистый туман; предвечная белизна снежных гор; часть моря… имела цвет фиалки и лежала ровно, мирно… Природа ассоциируется с райским садом, а герои счастливы, испытывают блаженство, безмятежное счастье… Но: ещё две-три недели — и опять Москва! Южная ночь. На закате громоздились… удивительные облака; они пылали великолепно; ночи теплы и непроглядны; сверкали, светили топазовым светом огненные мухи; колокольчиками звенели лягушки; выступали звёзды; НО: страшные тучи, злобная буря; гробовая чернота лесов; раскалывались… удары грома… Тревога, приближение беды г) Выступление 4-й группы. Пейзаж в произведении помогает писателю передать чувства и настроение героев. В рассказе Бунина “Кавказ” в описании природы можно найти соответствия счастливому состоянию героев. Место, которое нашли герои для отдыха, великолепное. Бунин назвал его первобытное. Уединённость так необходима влюблённым! Вокруг цветущий кустарник. Днём горячее солнце было сильно, чисто и радостно. Утром поднимался душистый туман, а вечером их восхищала белизна снежных гор. А главное – это море! Оно имело цвет фиалки и лежало ровно, мирно. Для влюблённых это место – райский сад, где они счастливы, и счастье их безмятежно. — Казалось бы, план удался, влюблённые скрылись, ничто им не угрожает, счастье так возможно, так близко… НО согласятся ли с нами……. Можно ли сказать, что ничто не мешает переживать полное блаженство и счастье? д) Выступление 5-й группы. Пейзаж в произведении помогает писателю передать чувства и настроение героев. В рассказе Бунина “Кавказ” в описании природы можно почувствовать приближение беды, которая ожидает героев. Первую пейзажную зарисовку можно назвать “Вечер в Москве накануне отъезда на юг”. Идут холодные дожди, грязно и сумрачно. Улицы мокро и чёрно блестели. Бунин называет этот вечер тёмным и отвратительным. Герои, собравшиеся на юг, в этот вечер чувствуют страх, тревогу. Вторую пейзажную зарисовку назовём “Южная ночь. Приближение грозы”: Бунин пишет о страшных тучах, злобной буре, гробовой черноте лесов. Во всём предчувствие катастрофы. Вывод: с помощью системы антитез Бунин ярко противопоставляет осень в Москве, холодные дожди, страх и тревогу влюбленных – и “нестерпимое сухое” солнце юга, первобытно красивые чащи чинар и магнолий, безмятежное счастье героев. Пейзаж в рассказе помогает понять, что райское блаженство – лишь точка во времени и пространстве, а вокруг неё – реальность, грозящая катастрофой. III. Рефлексивно-оценочный этап. 1. Обобщение. — Ребята, а какого “цвета любовь” у Бунина? (Ответы учащихся) — Теперь, я думаю, вы сможете ответить на вопрос, поставленный нами в начале урока: “Какую любовь изобразил писатель на страницах рассказа”? Какой эпитет должен стоять в названии темы нашего урока на месте пропуска? (Трагическая) — “Трагическая хвала сущему” — так охарактеризовал творчество Ивана Алексеевича Бунина один из выдающихся русских философов Федор Степун, друг писателя в эмиграции. — Наш урок подходит к концу. Мне с вами было интересно работать. Было ли интересно вам? Получили ли вы ответы на вопросы, поставленные вами в начале урока? — Оцените сами свою работу на уроке. Если вам понравился урок – возьмите себе РОЗОВОЕ СЕРДЕЧКО, если было вам неинтересно на уроке – возьмите СЕРДЕЧКО другого цвета. 2. Творческая работа. — Я согласен (согласна) с мнением И.А.Бунина, что любовь………., потому что…….. — Я не согласен (согласна) с мнением И.А.Бунина, что любовь………., потому что…….. — А кто-то, может, даст своё определение любви, продолжив одну из фраз: • “Любовь – это…”, • “Любить – это…”, • “С любви начинается…”. — Кто хочет поделиться своими мыслями? — Дорогие ребята! Вы ещё молоды, у вас всё впереди. Я вам от всей души желаю, чтобы “аллеи” вашей любви были самыми светлыми, красивыми и чистыми.
Файлы: кружок Гармония мысли и слова.docx
Размер файла: 34985 байт.

Рубрики: Литература Метки:,
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология