Автор конспекта:
Автор(ы): — Лаптева Елена Егоровна
Место работы, должность: —
МОУ "Сернурская средняя (полная) общеобразовательная питомник №1 имя Героя Советского Союза А.М.Яналова"
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее просвещение
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 7 ранг
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
расширить стриптиз обучающихся о творчестве Василия Шукшина. Совершенствовать агроформирование читательской компетенции насквозь умение отбирать направления поиска анализа произведения.
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемое оборудование: —
компьютер, башковитый словарь
Краткое описание: — 1) На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности; 2) содействовать развитию самостоятельного мышления и оценивать художественные произведения; 3) способствовать формированию у обучающихся ответственности после судьбы других людей.
«…Жизнь – она диковинный предмет…»
(урок внеклассного чтения вдоль рассказу В.М.Шукшина «Охота жить» в 7 классе)
Вид урока: урок художественного восприятия.
Форма урока: урок-беседа.
Методы обучения: словесные (эвристическая беседа)
наглядные (презентация).
Оборудование: компьютер,
башковитый словарь.
Цель урока: расширить стриптиз обучающихся о творчестве Василия Шукшина. Совершенствовать агроформирование читательской компетенции насквозь умение отбирать направления поиска анализа произведения.
Задачи:
1) На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности;
2) содействовать развитию самостоятельного мышления и оценивать художественные произведения;
3) способствовать формированию у обучающихся ответственности после судьбы других людей.
Эй, люди!
Подумаем
весьма серьезно
как
жить
на земле!
Р.Рождественский
Ход урока:
I.Слово учителя.
1) Из всех учебных предметов мы, взрослея, исподволь вырастаем, коль они не становятся нашей специальностью. Но есть предмет, который-нибудь «впору» нам всегда, который-нибудь мы изучаем постоянно, необусловленно от возраста. Название ему – жизнь. Постигая нынешний предмет, мы ищем ответы на многие вопросы: включая от математического «сколько» и кончая нравственным «как».
(звучит фрагмент песни «Двести лет кукушка нота жить накуковала..» в исполнении В. Малежика)
Только ли количественную сторону учитываем мы, говоря «много» или «мало». Может, значительнее все-таки не сколько, однако как? Сколько жить – возможно прокуковать аж птица, однако кто «прокукует» нам, «как жить на земле»?
2) Откроем тетради, запишем число, тему урока и эпиграф
3) Самые разные ответы на материя «как жить на земле» мы пытались найти в произведениях, изученных нами ранее. Вот одну эклога из жизни, увиденная глазами поэта и запечатленная М.Ю.Лермонтовым в стихотворении «Нищий» ( декламирование наизусть накануне подготовленным учащимся стихотворения)
У врат обители святой
Стоял испрашивающий подаянья
Бедняк иссохший, слегка живой
От глада, жажды и страданья.
Куска только хлеба он просил,
И взгляд являл живую муку,
И неизвестно кто камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навсегда тобою!
1830
— А после каким дьяволом неизвестно кто столь поступил (люди стали равнодушными к чужому горю)
4) При выполнении домашнего задания вы должны были обратиться к словарям и найти значения слов мораль, нравственность, равнодушие.
Равнодушие – это самая странная болезнь на свете. А.П.Чехов говорил: «Спешите делать добро». Может быть, вы подумаете словно будто подобные сцены были запечатлены писателями и поэтами встарь и в нашей сегодняшней жизни пусто похожего не происходит. К сожалению, предпочтительно неотлагательно итак надлежит наичаще задумываться по-над проблемами добра и зла, смысла жизни, слушать, чувствовать души других, не проходить мимоездом людей, зовущих на помощь.
5) Послушаем георгика современного поэта Василия Федорова «Слепой»
Людей не видя до собой, Не замечая в сквере лавочки, По улице к лицу слепой, Потрагивая землю палочкой. Его толкнут, Пройдут вперед, И тотчас, торопясь вмешаться, Какой-то зрячий призовет Быть чуткими И не толкаться. Но слышу принципал я его, Негромкий в человечьем гуде: - Толкайтесь… Это ничего… Я буду знать, Что поближе — люди.
— Как вы понимаете последние строки стихотворения
— Только ли таким способом можно дать человеку почувствовать, словно будто поближе с ним люди? (многие, стремясь к собственному благополучию, забывают, словно будто живут они в этом мире не одни, словно будто кругом также люди)
— Как вы считаете, содержится ли в услышанных произведениях реввоенсовет «как жить на земле»?
-Жить на земле – это строить свою бытие на основах человеколюбия, упражняя в доброте свою душу и сердце. После потери доброты произойдет неминуемая вред нравственности, таков усач поуже хватит способен на все.
II. Обратимся к рассказу В.М.Шукшина «Охота жить».
— Около тридцати лет вспять не итак человека, который-нибудь воспел бытие С всеми ее звуками, красками, запахами. Это — Василий Макарович Шукшин. Шукшин снял 5 фильмов, выпустил 7 книг, сыграл неудовлетворительно десятирублевка ролей — в общем, достаточно, для того чтоб войти в историю русской культуры. Но он не знал этого. Он знал одну — труд. О немой говорили словно о «деревенском» писателе, критики искали истоки силы его таланта и забывали о Шукшине-человеке, о его ретивое — нервном, наполненном кровью и реально страдающем, которое не выдержало своей ноши…
Ни на минуту Шукшин не прекращал борьбу С злом — ни в литературе, ни в кино. «Нам бы для душу не забыть», — говорил он. Герои его книг часами говорят о душе. Что такое душенка в понимании Шукшина? Доброта, человечность, милосердие, мерекание ближнего, совесть, раздумья о смысле жизни. Анализируя традиционные конфликты — сирость и богатство, пожитки и зло, Шукшин решает их, опираясь на законы нравственности: он отвергает беда необусловленно от того, кто является его носителем. Писатель видит, словно будто главное тестирование сегодняшнее не бедность, однако плутос и сытость.
1) Выступление накануне подготовленного учащегося с презентацией о жизни и творчестве В.Шукшина
2) «Вечные» вопросы о жизни и смерти, о смысле жизни полиграф задает в небольшом рассказе «Охота жить» (1866-1867гг.)
3) Аналитическая щебетание вдоль рассказу.
Вопросы к рассказу:
- Почему история назван “Охота жить”;
- О чем повествует автор;
- Как писатель передает пребывание парня? Каким оно было, словно будто он испытывал;
- Почему он испытывал страх;
- На словно будто и на кого был обозлен парень;
- Что говорит о доброте, добрых людях Никитич;
- Согласен ли он с утверждением парня, словно будто добра нет;
- Как вы оценивает шаг парня, когда-либо он забрал у деда ружье;
- Догадывался ли Никитич, словно будто пред ним свободный заключенный;
- Почему Никитич не разглядел в парне беглого заключенного;
- Был ли благодарен парубок после оказанную помощь? Как он поступил с дедом;
- Осуждаете ли вы шаг парня;
- Какие чувства вы испытывали, слушая рассказ;
- На вашем счету чесо пуще – добрых или злых дел;
- Как вы считаете, на чем держится подсолнечная – на договорились или зле;
- Нужно ли делать добро?
III. Вывод:
1) Итак, в основе морали Никитича – такие народные ценности, словно совестливость, трудолюбие, хотение добра людям.
В основе морали незнакомца – привлекательно жить после чей-то счет, не трудиться, не задумываться о людях, живущих рядом; нынешний усач не верит в добрые начала, он способен на все.
Нет с нами большого писателя – В.М.Шукшина, конечно остались его книги, его мысли… И каждый его история заставляет нас задуматься о серьезных проблемах современности, о поведении и поступках человека, о смысле жизни.
2) Вся наша бытие – выбор: чему посвятить ее, словно жить на земле. Чтение накануне подготовленным учащимся стихотворения Ю.Левитанского «Каждый выбирает для себя…»
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает вдоль себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает вдоль себе.
Каждый выбирает вдоль себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
каждый выбирает вдоль себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю также — словно умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
Домашнее задание: напишите марание – построение «Как я хотел бы прожить свою жизнь.»
Файлы: Урок литературы в 9 классе.doc
Размер файла: 48128 байт.