Автор конспекта:
Автор(ы): — Лаптева Елена Егоровна

Место работы, должность: —

МОУ "Сернурская средняя (полная) общеобразовательная питомник №1 имя Героя Советского Союза А.М.Яналова"

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее просвещение

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 7 ранг

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

расширить стриптиз обучающихся о творчестве Василия Шукшина. Совершенствовать агроформирование читательской компетенции насквозь умение отбирать направления поиска анализа произведения.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемое оборудование: —

компьютер, башковитый словарь

Краткое описание: — 1) На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности; 2) содействовать развитию самостоятельного мышления и оценивать художественные произведения; 3) способствовать формированию у обучающихся ответственности после судьбы других людей.

«…Жизнь – она диковинный предмет…»

(урок внеклассного чтения вдоль рассказу В.М.Шукшина «Охота жить» в 7 классе)

Вид урока: урок художественного восприятия.

Форма урока: урок-беседа.

Методы обучения: словесные (эвристическая беседа)

наглядные (презентация).

Оборудование: компьютер,

башковитый словарь.

Цель урока: расширить стриптиз обучающихся о творчестве Василия Шукшина. Совершенствовать агроформирование читательской компетенции насквозь умение отбирать направления поиска анализа произведения.

Задачи:

1) На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности;

2) содействовать развитию самостоятельного мышления и оценивать художественные произведения;

3) способствовать формированию у обучающихся ответственности после судьбы других людей.

Эй, люди!

Подумаем

весьма серьезно

как

жить

на земле!

Р.Рождественский

Ход урока:

I.Слово учителя.

1) Из всех учебных предметов мы, взрослея, исподволь вырастаем, коль они не становятся нашей специальностью. Но есть предмет, который-нибудь «впору» нам всегда, который-нибудь мы изучаем постоянно, необусловленно от возраста. Название ему – жизнь. Постигая нынешний предмет, мы ищем ответы на многие вопросы: включая от математического «сколько» и кончая нравственным «как».

(звучит фрагмент песни «Двести лет кукушка нота жить накуковала..» в исполнении В. Малежика)

Только ли количественную сторону учитываем мы, говоря «много» или «мало». Может, значительнее все-таки не сколько, однако как? Сколько жить – возможно прокуковать аж птица, однако кто «прокукует» нам, «как жить на земле»?

2) Откроем тетради, запишем число, тему урока и эпиграф

3) Самые разные ответы на материя «как жить на земле» мы пытались найти в произведениях, изученных нами ранее. Вот одну эклога из жизни, увиденная глазами поэта и запечатленная М.Ю.Лермонтовым в стихотворении «Нищий» ( декламирование наизусть накануне подготовленным учащимся стихотворения)

У врат обители святой
Стоял испрашивающий подаянья
Бедняк иссохший, слегка живой
От глада, жажды и страданья.

Куска только хлеба он просил,
И взгляд являл живую муку,
И неизвестно кто камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навсегда тобою!

1830

— А после каким дьяволом неизвестно кто столь поступил (люди стали равнодушными к чужому горю)

4) При выполнении домашнего задания вы должны были обратиться к словарям и найти значения слов мораль, нравственность, равнодушие.

Равнодушие – это самая странная болезнь на свете. А.П.Чехов говорил: «Спешите делать добро». Может быть, вы подумаете словно будто подобные сцены были запечатлены писателями и поэтами встарь и в нашей сегодняшней жизни пусто похожего не происходит. К сожалению, предпочтительно неотлагательно итак надлежит наичаще задумываться по-над проблемами добра и зла, смысла жизни, слушать, чувствовать души других, не проходить мимоездом людей, зовущих на помощь.

5) Послушаем георгика современного поэта Василия Федорова «Слепой»

Людей не видя до собой, Не замечая в сквере лавочки, По улице к лицу слепой, Потрагивая землю палочкой. Его толкнут, Пройдут вперед, И тотчас, торопясь вмешаться, Какой-то зрячий призовет Быть чуткими И не толкаться. Но слышу принципал я его, Негромкий в человечьем гуде: - Толкайтесь… Это ничего… Я буду знать, Что поближе — люди.

— Как вы понимаете последние строки стихотворения

— Только ли таким способом можно дать человеку почувствовать, словно будто поближе с ним люди? (многие, стремясь к собственному благополучию, забывают, словно будто живут они в этом мире не одни, словно будто кругом также люди)

— Как вы считаете, содержится ли в услышанных произведениях реввоенсовет «как жить на земле»?

-Жить на земле – это строить свою бытие на основах человеколюбия, упражняя в доброте свою душу и сердце. После потери доброты произойдет неминуемая вред нравственности, таков усач поуже хватит способен на все.

II. Обратимся к рассказу В.М.Шукшина «Охота жить».

— Около тридцати лет вспять не итак человека, который-нибудь воспел бытие С всеми ее звуками, красками, запахами. Это — Василий Макарович Шукшин. Шукшин снял 5 фильмов, выпустил 7 книг, сыграл неудовлетворительно десятирублевка ролей — в общем, достаточно, для того чтоб войти в историю русской культуры. Но он не знал этого. Он знал одну — труд. О немой говорили словно о «деревенском» писателе, критики искали истоки силы его таланта и забывали о Шукшине-человеке, о его ретивое — нервном, наполненном кровью и реально страдающем, которое не выдержало своей ноши…

Ни на минуту Шукшин не прекращал борьбу С злом — ни в литературе, ни в кино. «Нам бы для душу не забыть», — говорил он. Герои его книг часами говорят о душе. Что такое душенка в понимании Шукшина? Доброта, человечность, милосердие, мерекание ближнего, совесть, раздумья о смысле жизни. Анализируя традиционные конфликты — сирость и богатство, пожитки и зло, Шукшин решает их, опираясь на законы нравственности: он отвергает беда необусловленно от того, кто является его носителем. Писатель видит, словно будто главное тестирование сегодняшнее не бедность, однако плутос и сытость.

1) Выступление накануне подготовленного учащегося с презентацией о жизни и творчестве В.Шукшина

2) «Вечные» вопросы о жизни и смерти, о смысле жизни полиграф задает в небольшом рассказе «Охота жить» (1866-1867гг.)

3) Аналитическая щебетание вдоль рассказу.

Вопросы к рассказу:

  • Почему история назван “Охота жить”;
  • О чем повествует автор;
  • Как писатель передает пребывание парня? Каким оно было, словно будто он испытывал;
  • Почему он испытывал страх;
  • На словно будто и на кого был обозлен парень;
  • Что говорит о доброте, добрых людях Никитич;
  • Согласен ли он с утверждением парня, словно будто добра нет;
  • Как вы оценивает шаг парня, когда-либо он забрал у деда ружье;
  • Догадывался ли Никитич, словно будто пред ним свободный заключенный;
  • Почему Никитич не разглядел в парне беглого заключенного;
  • Был ли благодарен парубок после оказанную помощь? Как он поступил с дедом;
  • Осуждаете ли вы шаг парня;
  • Какие чувства вы испытывали, слушая рассказ;
  • На вашем счету чесо пуще – добрых или злых дел;
  • Как вы считаете, на чем держится подсолнечная – на договорились или зле;
  • Нужно ли делать добро?

III. Вывод:

1) Итак, в основе морали Никитича – такие народные ценности, словно совестливость, трудолюбие, хотение добра людям.

В основе морали незнакомца – привлекательно жить после чей-то счет, не трудиться, не задумываться о людях, живущих рядом; нынешний усач не верит в добрые начала, он способен на все.

Нет с нами большого писателя – В.М.Шукшина, конечно остались его книги, его мысли… И каждый его история заставляет нас задуматься о серьезных проблемах современности, о поведении и поступках человека, о смысле жизни.

2) Вся наша бытие – выбор: чему посвятить ее, словно жить на земле. Чтение накануне подготовленным учащимся стихотворения Ю.Левитанского «Каждый выбирает для себя…»

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает вдоль себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает вдоль себе.
Каждый выбирает вдоль себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
каждый выбирает вдоль себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю также — словно умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

Домашнее задание: напишите марание – построение «Как я хотел бы прожить свою жизнь.»

Файлы: Урок литературы в 9 классе.doc
Размер файла: 48128 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология