Автор конспекта:
Автор(ы): — Волгушова Любовь Геннадьевна

Место работы, должность: — учителя русского языка и литературы 1 кв. категории МОУ-СОШ №2 р.п.Степное

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —  развивать исследовательские навыки и умение понимать авторский замысел;  формировать умение выявлять художественные особенности произведения;  обобщить изученное о рассказах В.М.Шукшина;  нравственное воспитание личности учащихся: воспитывать чувство внимательного отношения, уважения к простому человеку.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: —

компьютер, проектор

Используемые ЦОР: —

презентация

Краткое описание: — 1. Вступительное слово учителя. 2.Особенности рассказов В.М.Шукшина. 3.Беседа с элементами анализа по рассказу В.М.Шукшина «Верую». 4.Подведение итогов. Обобщение изученного о рассказах В.М.Шукшина. 5.Домашнее задание.

1. Вступительное слово учителя о личности и творчестве В. М. Шукшина

(Приложение 1.Слайды 1, 2)

Если бы Василий Шукшин был только актёром, или режиссёром, или сценаристом и драматургом, или, наконец, только прозаиком, о нём уже говорили бы как о выдающемся даровании. Но он проявил исключительную одаренность во всех этих областях творчества. Писатель не раз высказывался о том, что повлияло на формирование его личности.

Он родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье.

«Я не стремлюсь здесь … нарисовать зачем-то картину жизни идеальной, нет, она, конечно, была далеко не идеальная, но коренное русло жизни всегда оставалось – правда, справедливость. И даже очень развитое чувство правды и справедливости…».

В январе 1974 года, незадолго до смерти, в одной из бесед Шукшин говорил: «Пусть это не покажется странным, но в жизни моей очень многое определила война. Почему война? Ведь я не воевал. Да, не воевал. Но в те годы я уже был в таком возрасте, чтобы сознательно многое понять и многое на всю жизнь запомнить. Я помню, как в едином порыве поднялся тогда народ, чтобы защитить свою Родину, как открылись в этом порыве лучшие и сильные его стороны. И отсюда – во всяком случае, в первых моих литературных и кинематографических опытах – бесконечная благодарность человеку из народа, преклонение перед ним».

Как художник Шукшин складывался в 50-е годы, его формировала послевоенная действительность. Шукшину было 25 лет, когда он поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии Студентом Шукшин начал сниматься в кино, по окончании института снимал фильмы по собственным сценариям.

Одновременно со съемками всегда шла напряжённая работа над прозой. Излюбленный жанр Шукшина – короткий в 6–10 страниц рассказ. В 1958 в журнале «Смена» был опубликован первый рассказ Шукшина, в 1963 вышел его первый прозаический сборник «Сельские жители».

Всего за свою жизнь Шукшин написал 125 рассказов. Его герои взяты из жизни, в них много разного: хорошего и плохого, злого и доброго, смешного и печального. Пересказать эти рассказы невозможно – пропадает главное: напряжённый психологизм. Мы смеёмся, читая многие рассказы Шукшина, а заканчивая чтение, задумываясь над прочитанным, уже не знаем – веселиться нам или горевать… Рассказы эти надо читать и перечитывать, думать над ними, постигая затаённые уроки нравственности и доброты.

(слайд 3)

2.Особенности рассказов Шукшина.

Итак, всего за свою жизнь Шукшин написал 125 рассказов.

Создавая их, В. Шукшин ориентировался на устное народное творчество. Он отмечал, что народному искусству чужды «пустое баловство», «манерность», «холодная игра ума».

«…В народе мастер устного рассказа всегда чувствовал прежде всего надобность в своем рассказе… Всегда в таких рассказах была цель, какая-то прямая жизненная необходимость… Рассказ должен разбередить душу, войти прямо в сердце слушателей. Утешить их, успокоить, чему-то научить, поделиться тем, что самого рассказчика волнует, из души рвётся.

Вот отсюда и возникла простая и доступная форма рассказа. Рассказывали так, чтобы слушатели решительно всё поняли».

В статье «Нравственность есть правда» он пишет: «Я знаю, когда я пишу хорошо: когда пишу и как будто пером высекаю из бумаги живые голоса людей».

В этой же статье читаем: «Вот рассказы, какими они должны быть:

1. Рассказ-судьба. 2. Рассказ-характер. 3. Рассказ-исповедь. Самое мелкое, что может быть, это рассказ-анекдот. Нет, литература – это всё же жизнь души человеческой, никак не идеи, не соображения даже самого высокого нравственного порядка».

Шукшинское слово богато интонационно, воспринимается нами как бы озвученным, оно точно воспроизводит смену психологических состояний действующих лиц, выражая характер, весь духовный строй персонажей.

(слайд 4,5 )

3.Беседа по рассказу «Верую».

Произведения В.Шукшина неоднократно переиздавались в составе различных сборников.

(слайд 6)

Дома вы познакомились самостоятельно с рассказом В.Шукшина «Верую».

(слайд 7)

- К какому типу рассказа, по классификации Шукшина, вы отнесли бы это произведение? Почему?

чём своеобразие композиции этого произведения?

-Что вы можете сказать о герое рассказа? Обычен ли он для творчества писателя?

-Чем мучается герой рассказа? ( Его главный герой Максим мучается от неизъяснимой тоски, ищет ее истоки и причину, хочет объяснить себе и окружающим, что “больная душа” — это так же тяжело и страшно, как при любой другой болезни.)

-Помните страстный призыв Шукшина «Нам бы про душу не забыть!»?

А что такое душа? Как вы понимаете значение этого слова?

-Как звучат слова о больной душе из уст героя рассказа Максима?

-Какую истину открывает Максиму поп?

(Живи так, чтобы потом не страшно было “раскаленные сковородки облизывать”. Жизнь, утверждает поп, должна быть короткой, как песня, тогда умереть не жалко . Если трудно, иди вперед, старайся обогнать идущих впереди, не получится — слаб в коленках, но старайся, не скули, не хнычь. Ты человек, а значит, тебе многое дано. Кругом многообразная и интересная жизнь, приложи свои таланты и силу, преобразуй эту землю. Она ответит тебе дарами и благами, главное, веруй! ).

Небольшой по объему и нехитрый по сюжету рассказ получает высокое философское звучание.

-Каковы место и роль автора в рассказе?

- Каков лексический строй рассказа?

-Как раскрываются в этом рассказе особенности творческой манеры В.Шукшина?

Посмотрите отрывок из документального фильма и приготовьтесь после просмотра ответить на вопрос:

-Что нового добавил этот просмотр к вашему пониманию рассказа и его идеи?

(Просмотр фрагмента из т\ф. Вопр.6 слайд 7 )

4.Подведение итогов.

Давайте подведём итоги работы над рассказами В.М.Шукшина, обобщим всё, что было сказано о них на уроке.

Какие особенности рассказов В.М.Шукшина вы можете назвать?

( Учащиеся делают краткие записи в тетрадях. Возможны вспомогательные вопросы, наводящие на правильный ответ:

Где находил писатель героев для своих произведений?

-Герои Шукшина из той "шукшинской жизни", которую прожил сам писатель.

Что интересовало его больше всего в человеке?

-В простом, обыкновенном герое "в кирзовых сапогах", о котором писали многие, Шукшина интересует то, мимо чего проходили все, – душа.

Как выглядят герои его произведений?

-Герой в обыденной жизни часто смотрится как человек странный, не от мира сего.

Как начинаются многие рассказы?

-Шукшин, как правило, избегает длинных вступлений и вводов в действие.

Какая ситуация повторяется во многих рассказах( в т.ч. в рассказе «Верую»)?

-В рассказах В. Шукшина о странных людях "по существу одна сюжетная ситуация: герой с маниакальной методичностью и страстью ищет "духовника" для исповеди, покаяния, "для разговора".

Сложилось ли у нас единое мнение о рассказах и их героях?

- Отличительная особенность самых значительных рассказов Шукшина – возможность их неоднозначных прочтений, именно это сулит им долгую жизнь в искусстве.

Почему многие рассказы В.Шукшина экранизированы?

- Рассказы Шукшина драматургичны, в большинстве из них преобладают диалог, сценические эпизоды над описательными.

-Сюжет в рассказах Шукшина – это хронологически сменяющие друг друга сценические эпизоды.

Какая черта характера объединяет шукшинских героев?

- У шукшинских героев есть черта, которая их делает частью индивидуального художественного мира писателя, – отсутствие духовной инертности, неравнодушие. Эти простые люди озабочены не благами материальными, а своим внутренним миром, они думают, ищут, пытаются понять смысл своего существования, свои чувства, отстоять себя.)

По словам В. Распутина, до В.Шукшина "никто еще в нашей литературе не заявлял с таким нетерпением права на себя, никому не удавалось заставить слушать себя по столь внутреннему делу. По делу мающейся души… Душа – это и есть, надо полагать, сущность личности, продолжающаяся в ней жизнь бессменного, исторического человека, не сломленного временными невзгодами". )

5.Оценивание работавших на уроке учащихся.

Домашнее задание: письменно ответить на вопрос:

«В чём смысл духовных исканий героев Василия Шукшина?»

Файлы: Приложение 3.doc
Размер файла: 27648 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология