Автор конспекта:
Автор(ы): — Мирошниченко наталья Васильевна

Место работы, должность: — МОУ Матвеево-Курганская СОШ № 3 учитель информатики и ИКТ

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

· Формирование понятия об информации и ее свойствах.

· Развитие умения различать виды информации и способы восприятия информации человеком.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 12

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Информатика и ИКТ Учебник для 7-9 класса. Макарова Н.В. – Издательство ПИТЕР,2010 г.

2. Информатика и ИКТ Методическое пособие для учителей Программное обеспечение информационных технологий, Издательство ПИТЕР,2010 г.

3. Ресурсы сети Интернет

Используемая методическая литература: —

Информатика и ИКТ Методическое пособие для учителей Программное обеспечение информационных технологий, Издательство ПИТЕР,2010 г.

Используемое оборудование: —

Проектор, компьютер, интерактивная система тестирвоания

Используемые ЦОР: —

Презентация "Информация"

Тест "Правила техники безопасности"

Краткое описание: — Разработка урока по информатике на тему "Информация, ее виды и свойства" для учащихся 7 класса.

Тема «Информация, ее виды и свойства»

Цели:

· Формирование понятия об информации и ее свойствах.

· Развитие умения различать виды информации и способы восприятия информации человеком.

Опорные понятия:

· Сведения

· Знания

· Органы чувств

Новые понятия:

· Информация

· Органолептическая информация

· Свойства информации

Задачи:

· Введение понятия «информация»

· Обсудить роль органов чувств человека в восприятии информации

· Определение основных свойств информации и их значения.

Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная система опроса.

План урока:

I. Орг. момент.(1 мин)
II. Проверка домашнего задания. (10 мин)
III. Теоретическая часть. (28 мин)
IV. Д/з. (2 мин)
V. Вопросы учеников. (2 мин)
VI. Итог урока. (2 мин)

Ход урока:

I. Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы повторили основные правила безопасного поведения в кабинете информатики, а также узнали историю происхождения науки информатики. Вы подготовились к тесту, который мы сейчас и проведем.

III. Теоретическая часть.
Человек изучает окружающий мир с момента своего появления на Земле. Изучение мира дает человеку очень важные сведения, без которых невозможна сама жизнь. Эти сведения человек воспринимает с помощью органов чувств и представляет в удобной для дальнейшего форме работы.

Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью.
И впредь, чем больше ты будешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов.
Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.)

Попробуйте ответить на простой, казалось бы, вопрос: что такое информация? Вы пользуетесь этим термином постоянно: работаете с информацией, ищете информацию, воспринимаете информацию, действуете под управлением информации. Задумайтесь на минуту и попытайтесь ответить: Информация – это…

(Ученики предлагают свои варианты ответов)

Самые популярные ответы: “Это что-то новое”, “Это сообщения, сведения”, “Это знания”, …

Слово “information” действительно переводится с латинского языка, как “изложение”, “разъяснение”, “набор сведений”, и такое определение устраивало человечество до сороковых годов двадцатого века.

Этим термином пользовались для определения чисто практических понятий, таких, как некоторая совокупность знаний, сведений о конкретном предмете, явлении, событии. Такая информация носит вполне конкретный характер и во многих случаях не несёт в себе количественной оценки.

Тысячелетиями слово “информация” было рядовым, ничем не выделяющимся среди десятков тысяч других слов. Все это долгое время человек считал себя единственным созданием, способным к передаче, приему и творению информации.

Положение стало меняться с появлением кибернетики – науки об управлении. "Кибернетика" Норберта Винера увидела свет в 1948 году. Она открыла людям глаза на то, что сейчас известно каждому – информационные процессы происходят в любом живом организме, начиная с амебы и вируса. Созданные человеком машины также работаю под управлением информации. Любое сообщество живых существ – муравьев, пчел, рыб, птиц и, конечно, людей не может существовать без потоков информации, циркулирующих в нем.

Датой рождения “Теории информации” также считается 1948 год. Именно тогда в реферативном журнале американской телефонной компании "Белл систем" появилась статья 32-летнего инженера-связиста Клода Шеннона "Математическая теория связи”, в которой он предложил способ измерения количества информации. С этого момента понятие "информация" начинает расширять сферу своего применения.

Вскрытие единства процессов в живом и неживом, широкое внедрение ЭВМ, стремительное нарастание информационного потока в виде газет, журналов, книг, теле- и радиотрансляций придало совершенно другое, новое значение слову “информация”. На современном этапе развития науки признано, что понятие "информация" значительно более ёмкое и, что очень важно, существует и вне нашего восприятия. Другими словами, весь окружающий нас мир, как доступный, так и недоступный нам, всюду имеет информационную структуру.

“Информация” превратилась в необычайно широкое понятие и встала в один ряд с такими философскими категориями, как материя, энергия, пространство и время. Однако единого общепризнанного определения информации не существует до сих пор, более того, это понятие остается одним их самых дискуссионных в современной науке. Все мы имеем представление о том, что такое материя, энергия, пространство, время, информация, мы можем описать их свойства, мы можем их измерять, но мы так и не можем пока дать их четкого научного определения.

Давайте познакомимся с определениями информации, данными выдающимися учеными:

  • Информация– это обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему (Н. Винер).
  • Информация– отрицательная энтропия (негэнтропия) (Л. Бриллюэн).
  • Информация– вероятность выбора (А. М. Яглом, И. М. Яглом).
  • Информация– снятая неопределенность (К. Шеннон).
  • Информация– мера сложности структур, мера упорядоченности материальных систем (А. Моль).
  • Информация- снятая неразличимость, передача разнообразия (У.Р. Эшби).
  • Информация– отраженное разнообразие (А. Д. Урсул).
  • Информация– мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени (В. М. Глушков).

Таким образом, понятие «информация» имеет огромное количество определений. Возможно, вместе с вами мы дадим свое определение этому термину.

А теперь предлагаю поиграть в игру «Сведения».

Класс делится на 2 команды. На экране перечислены предмета школьной программы. Каждая команда обсуждает и предлагает для выбранного учебного предмета примеры получаемых на уроках сведений, т.е. о чем идет речь на уроках. Побеждает команда, которая наиболее четко отобразила суть учебного предмета.

Работа с учебником: стр. 8-9, раздел 1.1 (читать).

Ребята, назовите источники, из которых человек получает информацию. (Ученики предлагают свои варианты ответов)

Самые популярные ответы: “от друзей, родных”, “из телевиденья, радио”, “Это в школе”, …

Вы совершенно правы, источников огромное количество. Тогда предложите, в зависимости от источников, на какие виды можно разделить информацию.

Верно, информация, например, может быть научная, эстетическая, культурологическая и т.д.

Перечислите органы чувств человека и укажите, какого рода информацию человек воспринимает с их помощью.

— Органы зрения – визуальная информация.

— Органы слуха – аудиальная информация.

— Органы обоняния – запахи.

— Органы вкуса – вкусовая информация.

— Органы осязания – тактильная информация.

Человеческий организм реагирует на информацию, получаемую извне при помощи органов чувств. Предлагаю поиграть в игру «Угадай реакцию».

Ученики делятся на 2 команды. Команды должны назвать вид исходной информации и описать предлагаемую реакцию организма. Побеждает команда, которая будет наиболее убедительна:

— Ваш сосед по парте ест на перемене лимоны

— Рядом с вами раздается громкий хлопок

— Прямо перед вами с крыши падает сосулька

— Вы приходите со школы домой, а там пахнет пирогами

— Вам объявили, что уроков не будет

— Вашим рукам очень горячо

Работа с учебником: стр. 9-11.

Мы рассмотрели, какую информацию и о чем получает человек, давайте попробуем выяснить, всякая ли информация полезна человеку?

(Ученики предлагают свои варианты ответов)

На самом деле, информация, получаемая человеком должна обладать следующими свойствами:

— Полезная

— Понятная

— Актуальная

— Полная

— Достоверная

Работа с учебником: стр. 12-14.

По ходу урока учащиеся делают записи в тетради:

Информация– «изложение», «разъяснение», «набор сведений».

Виды информации:

— Научная

— Эстетическая

— Общественно-политическая

— Научно-популярная

— Культурологическая

— и т.д.

Восприятие информации:

— Органы зрения – визуальная информация.

— Органы слуха – аудиальная информация.

— Органы обоняния – запахи.

— Органы вкуса – вкусовая информация.

— Органы осязания– тактильная информация.

Органолептическая информация- это виды информации, которые человек получает с помощью органов чувств.

Свойства информации:

— Полезная

— Понятная

— Актуальная

— Полная

— Достоверная

IV. Домашнее задание.

Стр. 8-14 – читать

Стр. 15 – отвечать на вопросы (устно)

Дополнительно

Нарисовать рисунок, содержащий информацию, которая обладает определенными свойствами.

V. Вопросы учеников.

VI. Итог урока.

Ребята, сегодня мы рассмотрели тему «Информация, ее виды и свойства» и ответили на вопросы:

— Что означает слово «информация»?

— Каковы основные виды информации?

— Каковы основные свойства информации.

— Как человек воспринимает информацию?

— Как называется информация, получаемая человеком с помощью органов чувств?

А теперь попробуйте сформулировать универсальное определение понятия «информация».

(Ученики предлагают свои варианты ответов)

Итак, универсальное определение:

Информация- это сведения, знания, сообщения, которые человек получает из окружающего мира.

Выставление оценок.

Файлы: Информация.pptx
Размер файла: 362964 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология