Автор конспекта:
Автор(ы): — Михеева Людмила Михайловна, Егорова Галина Геннадьевна, Шитлина Татьяна Александровна.
Место работы, должность: —
МСКОУ школа-интернат II вида №12, учителя русского языка и литературы
Регион: — Челябинская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
закрепить приобретённые навыки и умения, вызвать интерес к произведениям Гоголя Н.В.; выработать умения передавать чувства и эмоции героев литературных произведений через игру на сцене, выразительно читать стихотворения и прозу.
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемые ЦОР: —
Авторский ЦОР общешкольное внеклассное занятие. (Занятие МО учителей русского языка и литературы).
http://www.docme.ru/doc/17776/lit-vecher#expanded:on
Краткое описание: —
Литературный вечер проводится на основе ЦОР, разработанного МО учителей русского языка и литературы. С помощью программы PowerPoint подготовлен материал для проведения литературного вечера, посвящённого 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя. Литературный вечер проводится для учащихся 7-9 классов.
Литературный вечер, посвящённый 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя. закрепить приобретённые навыки и умения, вызвать интерес к произведениям Гоголя Н.В.; выработать умения передавать чувства и эмоции героев литературных произведений через игру на сцене, выразительно читать стихотворения и прозу.
Цели:
Задачи: формировать чувство коллективизма; создавать творческую атмосферу и положительный настрой учащихся; приобщать ко всем видам искусства; способствовать развитию индивидуальных склонностей и познавательных интересов учащихся, их творческих способностей; расширять кругозор учащихся; укреплять положительное отношение к учебным занятиям.
Ожидаемые результаты: учащиеся должны ознакомиться с произведениями Н.В.Гоголя, уметь передавать чувства и эмоции героев литературных произведений через игру на сцене, уметь выразительно читать стихотворения и прозу.
Формы организации работы детей: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Формы организации работы учителя — литературный вечер.
Эффективность: использование PowerPoint обеспечивает максимальную наглядность, что вызывает положительный эмоциональный отклик у учащихся; активизирует их познавательный интерес к программному материалу по литературе; улучшает качество педагогического процесса; развивает интерес учителя к использованию ЦОРов, развивает потенциал педагога в области педагогического дизайна при создании электронных дидактических материалов, расширяет образовательные возможности обучающихся и педагогов.
Сценарий
Звучит музыка. На экране – кадры, связанные с рассказываемой биографией.
1-ый ведущий. Н.В.Гоголь вырос на Украине. У будущего писателя не было ни гувернёров-иностранцев, ни образованных русских учителей. В 1821 году Гоголя определили в гимназию высших наук. Гоголь много и напряжённо занимался. В письме к родным он сообщал, что работает «целый день с утра до вечера, ни одна праздная минута не прерывает глубоких занятий».
Приезд в столицу – переломный момент в жизни Гоголя. В сумрачном, казённом Петербурге Гоголю, измученному борьбой за существование, вспоминалась родная солнечная Украина. Возник замысел «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Живая иллюстрация. Выходят Вакула и Солоха. Ведущий задаёт зрителям вопросы:
- Из какого произведения Н.В.Гоголя пришли к нам эти герои?
- Как их зовут?
- Каких героев «Ночи перед Рождеством» вы ещё помните?
1-ый ведущий. Критики высоко оценили первую книгу Гоголя. Особенно дорог автору был отзыв Пушкина: «Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая… А местами какая поэзия!…»
Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепёшку
В заднее окошко! (Выносят из дома мешок)
Кладите в торбу нам колбаску.
Чтоб добро у вас бывало,
Несите нам шматочек сала! (Выносят из дома мешок)
Колядую, колядую, колбасу чую.
Где колбасу чую, там и заночую.
(Поют все вместе):
Щедрый вечер.
Добрый вечер.
Добрым людям на здоровье!
Солоха убирается в доме. Появляется из трубы черт.
Черт целует руку Солохи с ужимками, берется за сердце,
охает. Ей это нравится.
Слышится голос Головы. Солоха побежала отворить дверь, а проворный черт влез в лежавший мешок.
Голова стряхивает с себя снег и выпивает из рук Солохи
чарку водки.
Голова. — Я шел к дьяку, но поднялась метель. Вижу: в вашей хате – свет, я и завернул… в надежде провести приятный вечер… (подходит к Солохе с намерением обнять её)
Слышится стук и голос дьяка.
Голова. — Спрячь меня куда-нибудь. Мне не хочется теперь
встретиться с дьяком.
Солоха долго думает, выбирает самый большой мешок с
углем. Уголь высыпает в кадку, и усатый голова
лезет в мешок.
Дьяк входит, потирая руки.
Дьяк. — Ко мне никто не пришел, и я сердечно рад этому
случаю погулять у Вас. И метели не испугался…
Он подходит к Солохе ближе, кашляет и усмехается… дотрагивается ее обнаженной руки и лукаво и самодовольно произносит:
— А что это у Вас, дражайшая Солоха? (отскакивает
назад)
Солоха. – Как что? Рука, Осип Никифорович.
Дьяк. – Гм! Рука! Хе! Хе! Хе! (довольный дьяк проходит
по комнате)
— А это что у Вас, дражайшая Солоха? (трогает
рукою за шею и отскакивает).
Солоха. – будто не видите, Осип Никифорович. Шея, а на
шее монисто.
Дьяк. – Гм! На шее монисто! Хе! Хе! Хе! (проходит по
комнате, потирая руки).
— А это что у Вас, несравненная Солоха?
(собирается к чему-нибудь притронуться, но …)
Слышится стук в дверь и голос козака Чуба.
Дьяк. Ах, боже мой, стороннее лицо! Что теперь, если
застанут особу моего звания?… (с испугом) А
жена… остатки волос повыдергает…
— Ради бога, добродетельная Солоха… (дрожа всем
телом). Стучатся, ей-богу, стучатся! Ох, спрячьте
меня куда-нибудь!
Солоха высыпала уголь в кадку из другого мешка, и дьяк сел на самое его дно.
Чуб (входя в хату). Здравствуй, Солоха! Ты, может
быть, не ожидала меня, а? правда, не ожидала?
Может быть, я помешал? (весело). Может быть, ты
кого-нибудь спрятала уже, а? (смеется).
Ну, Солоха, дай теперь выпить водки. Я думаю, у
меня горло замерзло от проклятого морозу. Послал
же бог такую ночь перед Рождеством!
Вакула. — Отвори!
Чуб. — Стучит кто-то.
Вакула. — Отвори!
Чуб. — Это кузнец! Слышишь, Солоха, куда хочешь,
девай меня! Я ни за что на свете не захочу
показаться этому выродку проклятому!
Солоха заметалась, как угорелая, и, позабывшись, дала знак Чубу лезть в тот самый мешок, в котором уже сидел дьяк.
Вакула вошел расстроенный и завалился на лавку.
Снова раздался стук. Солоха выскочила за дверь. Кузнец сел, оглядел комнату, увидел мешки.
Вакула — Зачем тут лежат эти мешки? Их давно бы пора
убрать отсюда. Через эту глупую любовь я одурел
совсем. Завтра праздник, а в хате до сих пор лежит
всякая дрянь. Отнесу их в кузницу! (С трудом
поднимает мешки и уносит).
Звучит музыка. Бегут и поют колядующие:
Где колбасу чую, там и заночую!
(Поют все вместе):
Щедрый вечер.
Добрый вечер.
Добрым людям на здоровье!
2-ой ведущий задаёт вопросы зрителям:
- А это что за герой?
- Из какого он произведения?
Ведущий. – Да, это Хлестаков из «Ревизора». Он ничтожество, которое силой обстоятельств возвели на пьедестал. Его поведение ни разу не возбуждает подозрения: подобным образом ведут себя все «государственные мужи» николаевской эпохи. Недаром после премьеры «Ревизора» Николай-1 сказал: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне – больше всех».
Отрывок из спектакля театра Сатиры «Ревизор».
Сценка из «Ревизора».
Хлестаков. – Отчего вы так испугались, сударыня?
М.А. – Нет, я не испугалась.
Х. – Помилуйте, сударыня, мне очень приятно, что вы меня приняли за такого человека, который…(рисуется). Осмелюсь ли спросить вас: куда вы намерены были идти?
М.А. – Право, я никуда не шла. Я думала, не здесь ли маменька…Я вам помешала. Вы занимались важными делами.
Х.(рисуется) – А ваши глаза лучше, нежели важные дела.
М.А. — Вы говорите по-столичному.
Х. — Для такой прекрасной особы, как вы. Осмелюсь ли быть так счастлив, чтобы предложить вам стул? Но нет, вам должно не стул, а трон.
М.А. – Право, я не знаю… мне так нужно было идти (села).
Х. – Какой у вас прекрасный платочек! Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу шейку.
Марья Антоновна и Хлестаков танцуют.
М.А. – Сегодня такая странная погода!
Х. – А ваши губки лучше всякой погоды.
М.А. – Вы всё этакое говорите…Я бы вас попросила, чтобы вы написали лучше на память какие-нибудь стишки в альбом.
Х. – Да что стихи! Я много их знаю.
М.А. — Я очень люблю их…
Х. – Да у меня много их всяких. Ну, хоть это: «О ты, что в горести напрасно…» Ну и другие…не могу вспомнить. Я вам лучше представлю мою любовь…(придвигает стул)
М.А. – Любовь! Я не понимаю любовь…(отодвигает стул)
Х. – Нам лучше будет сидеть близко друг к другу (придвигает).
М.А. (Отодвигает) – Отчего же близко? Всё равно далеко.
Х. (Придвигает)
М.А. (Отодвигает) – Что это там как будто бы пролетело?
Х. (Целует её в плечо) – Это сорока.
М.А. (Встаёт в негодовании) – Это уже слишком. Наглость какая!
Х. (Удерживает её) — Простите, я это сделал от любви. Я так только, пошутил. Я готов на коленках просить у вас прощения (падает на колени).
Входит Анна Андреевна.
А.А. – Ах, какой пассаж!
Х. (Вставая) – А, чёрт возьми!
А.А. – Это что значит, сударыня?
М.А. – Я, маменька…
А.А. – Поди прочь отсюда. Прочь, прочь! И не смей показываться на глаза!
М.А. уходит в слезах.
А.А. – Я признаюсь, приведена в такое изумление…
Х.(в сторону) — А она тоже очень аппетитна, очень недурна (бросается на колени).
Сударыня, вы видите, я сгораю от любви.
А.А. — Ах, встаньте! Здесь пол совсем нечист.
Х. — Нет, на коленях, непременно на коленях! Я хочу знать, что такое мне суждено: жизнь или смерть.
А.А. — Если не ошибаюсь, вы насчет моей дочери?
Х. — Нет, я влюблен в Вас. Жизнь моя на волоске. С пламенем в груди прошу руки Вашей.
А.А. -Но позвольте заметить: я в некотором роде… я замужем.
Х. -Это ничего! Для любви нет различия. Руки вашей, руки прошу!
М.А. (вбегает) -Маменька, папенька сказали, чтобы вы… Ах, какой пассаж!
А.А. — Ну что ты? К чему? Зачем? Что за ветреность такая! Вдруг вбежала, как угорелая кошка. Ну что ты нашла такого удивительного?
М.А. — Я, право, маменька, не знала…
А.А. -У тебя вечно какой-то сквозной ветер разгуливает в голове!
Х. (схватывает за руку дочь) -Анна Андреевна, не противьтесь нашему благополучию, благословите постоянную любовь!
А.А. (с изумлением) -Так вы в нее?…
Х. -Решите: жизнь или смерть?
А.А. -Ну вот видишь, дура, ну вот видишь: из-за тебя, этакой дряни, гость изволил стоять на коленях; а ты вдруг вбежала как сумасшедшая. Ты недостойна такого счастия.
М.А. — Не буду, маменька. Право, вперед не буду.
(Хлестаков уходит с обеими дамами. Занавес.)
Условия конкурса: быстро нарисовать гоголевского героя или предмет, связанный с произведением Гоголя, которые достались по жребию (запорожец, чёрт, черевички, дом Манилова). Зрители не должны знать, какие задания получили участники.
Участники конкурса – желающие из зала (4 чел.)
Оценивается узнаваемость и краткие дополнительные сведения, показывающие, что персонаж угадан верно.
2-ой ведущий беседует с залом:
- Героев какого произведения мы видим?
- Как их зовут?
- Какой момент их жизни показан?
Тарас Бульба — А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак ходят в академии?
Сыновья стоят неподвижно, потупив глаза в землю.
Т.Б. – Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько. Какие же длинные на вас свитки! А побеги который-нибудь из вас! Я посмотрю, не шлёпнется ли он на землю, запутавшись в полы.
Остап. — Не смейся, не смейся, батьку!
Т.Б. – Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться?
Остап. – Да так. Хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!
Т Б. Ах ты, сякой-такой сын! Как, батька?…(отступает несколько шагов назад)
Остап. – Да хоть и батька. За обиду не посмотрю и не уважу никого.
Т.Б. Как же хочешь ты со мною биться? Разве на кулаки?
Остап. – Да уж на чём бы то ни было.
Т.Б. – Ну, давай на кулаки! (засучивает рукава) Посмотрю я, что за человек ты в кулаке!
Отец с сыном насаживают друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая.
Мать. – Смотрите, добрые люди: одурел старый! Совсем спятил с ума! Дети приехали домой, больше году их не видали, а он задумал на кулаки биться!
Т.Б. – Да он славно бьётся! Ей-богу, хорошо! Добрый будет козак!…Ну, здорово, сынку, почеломкаемся! (целуются) Добре, сынку! Вот так колоти всякого, как меня тузил. Никому не спускай. (Обращается к Андрию) А ты, бейбас, что стоишь и руки опустил? Что ж ты, собачий сын, не колотишь меня?
Мать. (обнимает Андрия) Вот еще что выдумал! И придет же в голову этакое, чтобы дитя родное било отца. Да будто и до того теперь: дитя молодое, проехало столько пути, утомилось.
Т.Б. (Андрию) Э, да ты мазунчик, как я вижу! Не слушай, сынку, матери: она – баба, она ничего не знает. Какая вам нежба? Ваша нежба – чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? Вот ваша матерь! Это все дрянь, чем набивают головы ваши. А вот лучше я вас на той же неделе отправлю на Запорожье. Вот где наука так наука! Там вам школа, там только наберетесь разуму.
Мать. – И всего только одну неделю быть им дома? И погулять им, бедным, не удастся, и мне не удастся наглядеться на них!
Чтение монолога Тараса Бульбы о товариществе.
Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей… Так любить, как русская душа, — любить не то, чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе… нет, так любить никто не может!
Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать вёрсты, пока не зарябит тебе в очи…
Не так ли ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа.
Песня «Я вернусь» И.Талькова.
И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «Чёрт побери всё!» — его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное?…
Чтение отрывка из поэмы «Мёртвые души».
1-ый ведущий. По мнению Белинского, «Гоголь – великий талант, гениальный поэт и первый писатель современной России». Прошло 200 лет со дня его рождения, а нам, живущим в 21-ом веке, по-прежнему близки и дороги его мысли и думы о России, о её великом будущем.
2-ой ведущий. Все надежды на обновление жизни России писатель связывает с молодым поколением. «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее будущее, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»
1-ый ведущий. Тарас Гоголя близок к народному представлению о героическом, богатырском характере. Любовь и верность родине, товариществу выше личной привязанности, кровного родства, любовного чувства. Повесть полна восхищения перед мужеством народа и его героической борьбой за независимость и свободу Руси. «Поэмой о любви к родине» назвал повесть Гоголя В.Белинский.
Кадры из фильма «Тарас Бульба» (Степь, товарищи…Кадр останавливаем).
Сценка из повести «Тарас Бульба».
Живая иллюстрация. Встреча Остапа и Андрия с отцом и матерью.
1-ый ведущий объявляет конкурс «Папарацци в 19 веке».
Марья Антоновна ( входя в комнату). — Ах!
Живая иллюстрация. Хлестаков принимает очередную взятку и, довольный, пересчитывает деньги.
Колядую, колядую, колбасу чую.
Сценка «Ночь перед Рождеством».
Отрывок из кинофильма «Ночь перед Рождеством» (чёрт крадёт месяц).
А вы, дядька, про запаску
На сцену выходит группа колядующих. Они танцуют и поют.
2-ой ведущий. На последнем курсе гимназии, готовясь к самостоятельной жизни, Гоголь «пламенел … сделать жизнь свою нужною для блага государства».
1-ый ведущий. Не менее страстно Гоголь увлекался театром. Он был душой школьной труппы: выполнял обязанности режиссёра, художника-декоратора, превосходно играл комические роли, имея, по словам очевидцев, громадный талант.
2-ой ведущий. Гимназисты пополняли своё образование усиленным чтением. «Не знаю, что было бы со мною, — писал он матери, — ежели бы я ещё не мог чувствовать от чтения радости, я бы умер от тоски и скуки»
Файлы: Урок внеклассного чтения в 5 классе.doc
Размер файла: 172032 байт.