Автор конспекта:
Автор(ы): — Михеева Людмила Михайловна, Егорова Галина Геннадьевна, Шитлина Татьяна Александровна.

Место работы, должность: —

МСКОУ школа-интернат II вида №12, учителя русского языка и литературы

Регион: — Челябинская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

закрепить приобретённые навыки и умения, вызвать интерес к произведениям Гоголя Н.В.; выработать умения передавать чувства и эмоции героев литературных произведений через игру на сцене, выразительно читать стихотворения и прозу.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Используемые ЦОР: —

Авторский ЦОР общешкольное внеклассное занятие. (Занятие МО учителей русского языка и литературы).

http://www.docme.ru/doc/17776/lit-vecher#expanded:on

Краткое описание: —

Литературный вечер проводится на основе ЦОР, разработанного МО учителей русского языка и литературы. С помощью программы PowerPoint подготовлен материал для проведения литературного вечера, посвящённого 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя. Литературный вечер проводится для учащихся 7-9 классов.

Литературный вечер, посвящённый 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя. закрепить приобретённые навыки и умения, вызвать интерес к произведениям Гоголя Н.В.; выработать умения передавать чувства и эмоции героев литературных произведений через игру на сцене, выразительно читать стихотворения и прозу.


Цели:

Задачи: формировать чувство коллективизма; создавать творческую атмосферу и положительный настрой учащихся; приобщать ко всем видам искусства; способствовать развитию индивидуальных склонностей и познавательных интересов учащихся, их творческих способностей; расширять кругозор учащихся; укреплять положительное отношение к учебным занятиям.

Ожидаемые результаты: учащиеся должны ознакомиться с произведениями Н.В.Гоголя, уметь передавать чувства и эмоции героев литературных произведений через игру на сцене, уметь выразительно читать стихотворения и прозу.

Формы организации работы детей: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Формы организации работы учителя — литературный вечер.

Эффективность: использование PowerPoint обеспечивает максимальную наглядность, что вызывает положительный эмоциональный отклик у учащихся; активизирует их познавательный интерес к программному материалу по литературе; улучшает качество педагогического процесса; развивает интерес учителя к использованию ЦОРов, развивает потенциал педагога в области педагогического дизайна при создании электронных дидактических материалов, расширяет образовательные возможности обучающихся и педагогов.

Сценарий

Звучит музыка. На экране – кадры, связанные с рассказываемой биографией.

1-ый ведущий. Н.В.Гоголь вырос на Украине. У будущего писателя не было ни гувернёров-иностранцев, ни образованных русских учителей. В 1821 году Гоголя определили в гимназию высших наук. Гоголь много и напряжённо занимался. В письме к родным он сообщал, что работает «целый день с утра до вечера, ни одна праздная минута не прерывает глубоких занятий».

Приезд в столицу – переломный момент в жизни Гоголя. В сумрачном, казённом Петербурге Гоголю, измученному борьбой за существование, вспоминалась родная солнечная Украина. Возник замысел «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Живая иллюстрация. Выходят Вакула и Солоха. Ведущий задаёт зрителям вопросы:

- Из какого произведения Н.В.Гоголя пришли к нам эти герои?

- Как их зовут?

- Каких героев «Ночи перед Рождеством» вы ещё помните?

1-ый ведущий. Критики высоко оценили первую книгу Гоголя. Особенно дорог автору был отзыв Пушкина: «Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая… А местами какая поэзия!…»

Коляда, коляда!

Подавай пирога,

Блин да лепёшку

В заднее окошко! (Выносят из дома мешок)

Кладите в торбу нам колбаску.

Чтоб добро у вас бывало,

Несите нам шматочек сала! (Выносят из дома мешок)

Колядую, колядую, колбасу чую.

Где колбасу чую, там и заночую.

(Поют все вместе):

Щедрый вечер.

Добрый вечер.

Добрым людям на здоровье!

Солоха убирается в доме. Появляется из трубы черт.

Черт целует руку Солохи с ужимками, берется за сердце,

охает. Ей это нравится.

Слышится голос Головы. Солоха побежала отворить дверь, а проворный черт влез в лежавший мешок.

Голова стряхивает с себя снег и выпивает из рук Солохи

чарку водки.

Голова. — Я шел к дьяку, но поднялась метель. Вижу: в вашей хате – свет, я и завернул… в надежде провести приятный вечер… (подходит к Солохе с намерением обнять её)

Слышится стук и голос дьяка.

Голова. — Спрячь меня куда-нибудь. Мне не хочется теперь

встретиться с дьяком.

Солоха долго думает, выбирает самый большой мешок с

углем. Уголь высыпает в кадку, и усатый голова

лезет в мешок.

Дьяк входит, потирая руки.

Дьяк. — Ко мне никто не пришел, и я сердечно рад этому

случаю погулять у Вас. И метели не испугался…

Он подходит к Солохе ближе, кашляет и усмехается… дотрагивается ее обнаженной руки и лукаво и самодовольно произносит:

— А что это у Вас, дражайшая Солоха? (отскакивает

назад)

Солоха. – Как что? Рука, Осип Никифорович.

Дьяк. – Гм! Рука! Хе! Хе! Хе! (довольный дьяк проходит

по комнате)

— А это что у Вас, дражайшая Солоха? (трогает

рукою за шею и отскакивает).

Солоха. – будто не видите, Осип Никифорович. Шея, а на

шее монисто.

Дьяк. – Гм! На шее монисто! Хе! Хе! Хе! (проходит по

комнате, потирая руки).

— А это что у Вас, несравненная Солоха?

(собирается к чему-нибудь притронуться, но …)

Слышится стук в дверь и голос козака Чуба.

Дьяк. Ах, боже мой, стороннее лицо! Что теперь, если

застанут особу моего звания?… (с испугом) А

жена… остатки волос повыдергает…

— Ради бога, добродетельная Солоха… (дрожа всем

телом). Стучатся, ей-богу, стучатся! Ох, спрячьте

меня куда-нибудь!

Солоха высыпала уголь в кадку из другого мешка, и дьяк сел на самое его дно.

Чуб (входя в хату). Здравствуй, Солоха! Ты, может

быть, не ожидала меня, а? правда, не ожидала?

Может быть, я помешал? (весело). Может быть, ты

кого-нибудь спрятала уже, а? (смеется).

Ну, Солоха, дай теперь выпить водки. Я думаю, у

меня горло замерзло от проклятого морозу. Послал

же бог такую ночь перед Рождеством!

Вакула. — Отвори!

Чуб. — Стучит кто-то.

Вакула. — Отвори!

Чуб. — Это кузнец! Слышишь, Солоха, куда хочешь,

девай меня! Я ни за что на свете не захочу

показаться этому выродку проклятому!

Солоха заметалась, как угорелая, и, позабывшись, дала знак Чубу лезть в тот самый мешок, в котором уже сидел дьяк.

Вакула вошел расстроенный и завалился на лавку.

Снова раздался стук. Солоха выскочила за дверь. Кузнец сел, оглядел комнату, увидел мешки.

Вакула — Зачем тут лежат эти мешки? Их давно бы пора

убрать отсюда. Через эту глупую любовь я одурел

совсем. Завтра праздник, а в хате до сих пор лежит

всякая дрянь. Отнесу их в кузницу! (С трудом

поднимает мешки и уносит).

Звучит музыка. Бегут и поют колядующие:

Где колбасу чую, там и заночую!

(Поют все вместе):

Щедрый вечер.

Добрый вечер.

Добрым людям на здоровье!

2-ой ведущий задаёт вопросы зрителям:

- А это что за герой?

- Из какого он произведения?

Ведущий. – Да, это Хлестаков из «Ревизора». Он ничтожество, которое силой обстоятельств возвели на пьедестал. Его поведение ни разу не возбуждает подозрения: подобным образом ведут себя все «государственные мужи» николаевской эпохи. Недаром после премьеры «Ревизора» Николай-1 сказал: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне – больше всех».

Отрывок из спектакля театра Сатиры «Ревизор».

Сценка из «Ревизора».

Хлестаков. – Отчего вы так испугались, сударыня?

М.А. – Нет, я не испугалась.

Х. – Помилуйте, сударыня, мне очень приятно, что вы меня приняли за такого человека, который…(рисуется). Осмелюсь ли спросить вас: куда вы намерены были идти?

М.А. – Право, я никуда не шла. Я думала, не здесь ли маменька…Я вам помешала. Вы занимались важными делами.

Х.(рисуется) – А ваши глаза лучше, нежели важные дела.

М.А. — Вы говорите по-столичному.

Х. — Для такой прекрасной особы, как вы. Осмелюсь ли быть так счастлив, чтобы предложить вам стул? Но нет, вам должно не стул, а трон.

М.А. – Право, я не знаю… мне так нужно было идти (села).

Х. – Какой у вас прекрасный платочек! Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу шейку.

Марья Антоновна и Хлестаков танцуют.

М.А. – Сегодня такая странная погода!

Х. – А ваши губки лучше всякой погоды.

М.А. – Вы всё этакое говорите…Я бы вас попросила, чтобы вы написали лучше на память какие-нибудь стишки в альбом.

Х. – Да что стихи! Я много их знаю.

М.А. — Я очень люблю их…

Х. – Да у меня много их всяких. Ну, хоть это: «О ты, что в горести напрасно…» Ну и другие…не могу вспомнить. Я вам лучше представлю мою любовь…(придвигает стул)

М.А. – Любовь! Я не понимаю любовь…(отодвигает стул)

Х. – Нам лучше будет сидеть близко друг к другу (придвигает).

М.А. (Отодвигает) – Отчего же близко? Всё равно далеко.

Х. (Придвигает)

М.А. (Отодвигает) – Что это там как будто бы пролетело?

Х. (Целует её в плечо) – Это сорока.

М.А. (Встаёт в негодовании) – Это уже слишком. Наглость какая!

Х. (Удерживает её) — Простите, я это сделал от любви. Я так только, пошутил. Я готов на коленках просить у вас прощения (падает на колени).

Входит Анна Андреевна.

А.А. – Ах, какой пассаж!

Х. (Вставая) – А, чёрт возьми!

А.А. – Это что значит, сударыня?

М.А. – Я, маменька…

А.А. – Поди прочь отсюда. Прочь, прочь! И не смей показываться на глаза!

М.А. уходит в слезах.

А.А. – Я признаюсь, приведена в такое изумление…

Х.(в сторону) — А она тоже очень аппетитна, очень недурна (бросается на колени).

Сударыня, вы видите, я сгораю от любви.

А.А. — Ах, встаньте! Здесь пол совсем нечист.

Х. — Нет, на коленях, непременно на коленях! Я хочу знать, что такое мне суждено: жизнь или смерть.

А.А. — Если не ошибаюсь, вы насчет моей дочери?

Х. — Нет, я влюблен в Вас. Жизнь моя на волоске. С пламенем в груди прошу руки Вашей.

А.А. -Но позвольте заметить: я в некотором роде… я замужем.

Х. -Это ничего! Для любви нет различия. Руки вашей, руки прошу!

М.А. (вбегает) -Маменька, папенька сказали, чтобы вы… Ах, какой пассаж!

А.А. — Ну что ты? К чему? Зачем? Что за ветреность такая! Вдруг вбежала, как угорелая кошка. Ну что ты нашла такого удивительного?

М.А. — Я, право, маменька, не знала…

А.А. -У тебя вечно какой-то сквозной ветер разгуливает в голове!

Х. (схватывает за руку дочь) -Анна Андреевна, не противьтесь нашему благополучию, благословите постоянную любовь!

А.А. (с изумлением) -Так вы в нее?…

Х. -Решите: жизнь или смерть?

А.А. -Ну вот видишь, дура, ну вот видишь: из-за тебя, этакой дряни, гость изволил стоять на коленях; а ты вдруг вбежала как сумасшедшая. Ты недостойна такого счастия.

М.А. — Не буду, маменька. Право, вперед не буду.

(Хлестаков уходит с обеими дамами. Занавес.)

Условия конкурса: быстро нарисовать гоголевского героя или предмет, связанный с произведением Гоголя, которые достались по жребию (запорожец, чёрт, черевички, дом Манилова). Зрители не должны знать, какие задания получили участники.

Участники конкурса – желающие из зала (4 чел.)

Оценивается узнаваемость и краткие дополнительные сведения, показывающие, что персонаж угадан верно.

2-ой ведущий беседует с залом:

- Героев какого произведения мы видим?

- Как их зовут?

- Какой момент их жизни показан?

Тарас Бульба — А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак ходят в академии?

Сыновья стоят неподвижно, потупив глаза в землю.

Т.Б. – Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько. Какие же длинные на вас свитки! А побеги который-нибудь из вас! Я посмотрю, не шлёпнется ли он на землю, запутавшись в полы.

Остап. — Не смейся, не смейся, батьку!

Т.Б. – Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться?

Остап. – Да так. Хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!

Т Б. Ах ты, сякой-такой сын! Как, батька?…(отступает несколько шагов назад)

Остап. – Да хоть и батька. За обиду не посмотрю и не уважу никого.

Т.Б. Как же хочешь ты со мною биться? Разве на кулаки?

Остап. – Да уж на чём бы то ни было.

Т.Б. – Ну, давай на кулаки! (засучивает рукава) Посмотрю я, что за человек ты в кулаке!

Отец с сыном насаживают друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая.

Мать. – Смотрите, добрые люди: одурел старый! Совсем спятил с ума! Дети приехали домой, больше году их не видали, а он задумал на кулаки биться!

Т.Б. – Да он славно бьётся! Ей-богу, хорошо! Добрый будет козак!…Ну, здорово, сынку, почеломкаемся! (целуются) Добре, сынку! Вот так колоти всякого, как меня тузил. Никому не спускай. (Обращается к Андрию) А ты, бейбас, что стоишь и руки опустил? Что ж ты, собачий сын, не колотишь меня?

Мать. (обнимает Андрия) Вот еще что выдумал! И придет же в голову этакое, чтобы дитя родное било отца. Да будто и до того теперь: дитя молодое, проехало столько пути, утомилось.

Т.Б. (Андрию) Э, да ты мазунчик, как я вижу! Не слушай, сынку, матери: она – баба, она ничего не знает. Какая вам нежба? Ваша нежба – чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? Вот ваша матерь! Это все дрянь, чем набивают головы ваши. А вот лучше я вас на той же неделе отправлю на Запорожье. Вот где наука так наука! Там вам школа, там только наберетесь разуму.

Мать. – И всего только одну неделю быть им дома? И погулять им, бедным, не удастся, и мне не удастся наглядеться на них!

Чтение монолога Тараса Бульбы о товариществе.

Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей… Так любить, как русская душа, — любить не то, чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе… нет, так любить никто не может!

Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать вёрсты, пока не зарябит тебе в очи…

Не так ли ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа.

Песня «Я вернусь» И.Талькова.

И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «Чёрт побери всё!» — его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное?…

Чтение отрывка из поэмы «Мёртвые души».

1-ый ведущий. По мнению Белинского, «Гоголь – великий талант, гениальный поэт и первый писатель современной России». Прошло 200 лет со дня его рождения, а нам, живущим в 21-ом веке, по-прежнему близки и дороги его мысли и думы о России, о её великом будущем.

2-ой ведущий. Все надежды на обновление жизни России писатель связывает с молодым поколением. «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее будущее, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»

1-ый ведущий. Тарас Гоголя близок к народному представлению о героическом, богатырском характере. Любовь и верность родине, товариществу выше личной привязанности, кровного родства, любовного чувства. Повесть полна восхищения перед мужеством народа и его героической борьбой за независимость и свободу Руси. «Поэмой о любви к родине» назвал повесть Гоголя В.Белинский.

Кадры из фильма «Тарас Бульба» (Степь, товарищи…Кадр останавливаем).

Сценка из повести «Тарас Бульба».

Живая иллюстрация. Встреча Остапа и Андрия с отцом и матерью.

1-ый ведущий объявляет конкурс «Папарацци в 19 веке».

Марья Антоновна ( входя в комнату). — Ах!

Живая иллюстрация. Хлестаков принимает очередную взятку и, довольный, пересчитывает деньги.

Колядую, колядую, колбасу чую.

Сценка «Ночь перед Рождеством».

Отрывок из кинофильма «Ночь перед Рождеством» (чёрт крадёт месяц).

А вы, дядька, про запаску

На сцену выходит группа колядующих. Они танцуют и поют.

2-ой ведущий. На последнем курсе гимназии, готовясь к самостоятельной жизни, Гоголь «пламенел … сделать жизнь свою нужною для блага государства».

1-ый ведущий. Не менее страстно Гоголь увлекался театром. Он был душой школьной труппы: выполнял обязанности режиссёра, художника-декоратора, превосходно играл комические роли, имея, по словам очевидцев, громадный талант.

2-ой ведущий. Гимназисты пополняли своё образование усиленным чтением. «Не знаю, что было бы со мною, — писал он матери, — ежели бы я ещё не мог чувствовать от чтения радости, я бы умер от тоски и скуки»

Файлы: Урок внеклассного чтения в 5 классе.doc
Размер файла: 172032 байт.

Рубрики: Литература Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология