Автор конспекта:
Автор(ы): — Лучникова Людмила Семеновна

Место работы, должность: —

г.Челябинск, МОУ гимназия №23, учитель русского языка и литературы

Регион: — Челябинская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Выявить уродующее влияние помещичье-крепостнической среды на формирование характера юноши и положительный авторский идеал в вопросах воспитания молодого поколения; развивать читательские компетенции; воспитывать стремление к истинным жизненным ценностям.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Литература. 9кл. В 2 ч. Ч.1: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / под ред. Т.Ф.Курдюмовой. — М.: Дрофа, 2010.

Используемая методическая литература: —

1. Книгин И.А. Словарь литературоведческих терминов. — Саратов, 2008.

2. Липина Е.Ю. Литература: тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф.Курдюмовой. 5 — 9 классы. -М., 2008

Используемое оборудование: —

Интерактивная доска SmartBoard, программное обеспечение — Smart Notebook 10, пакет офисных приложений.

Используемые ЦОР: —

презентация-викторина : Знаешь ли ты комедию Фонвизина "Недоросль"?

конспект урока : Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"

тест "Senteo ": Что ты знаешь о комедии Фонвизина "Недоросль"?

Краткое описание: —

Авторский план-конспект урока со ссылками на опорный конспект в программе Notebook, викториной в Power Point, тестом Senteo поможет учителю провести учебное занятие на тему Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина Недоросль.

Урок литературы в 9 классе

Тема урока: «Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (1781)

Цель – показать уродующее влияние помещичье-крепостнической среды на формирование характера юноши и положительный авторский идеал в вопросах воспитания молодого поколения; развивать читательские умения; прививать истинные жизненные ценности.

Задачи – формирование компетенций:

  • ценностно-смысловой – установить взаимосвязь между рассмотренной на предыдущем уроке проблемой гражданственности и проблемой воспитания; показать важность семейного воспитания для становления личности; побудить к самовоспитанию;
  • общепредметных – работать с книгой: опираясь на текст комедии, выявить авторскую позицию по проблеме воспитания; устанавливать причинно-следственные связи;
  • предметных – сопоставлять художественные произведения, устанавливать внутрипредметные связи;
  • коммуникативных – развивать речь, участвовать в диалоге и полилоге.

Ожидаемые результаты:

  • освоение новой темы;
  • понимание конкретно-исторического и общечеловеческого смысла комедии;
  • понимание роли воспитания и самовоспитания в становлении личности;
  • умение устанавливать внутрипредметные связи;
  • умение аргументировать ответ текстом художественного произведения;
  • закрепление литературоведческих понятий;
  • развитие речи

Формы организации работы детей:

  • работа с текстом комедии
  • работа на интерактивной доске
  • участие в викторине
  • участие в беседе на заданную тему
  • выразительное чтение
  • выполнение тестового задания

Формы организации работы учителя:

  • мотивация учащихся;
  • вступительное слово;
  • викторина;
  • беседа;
  • контроль;
  • диагностика компетенций;
  • заключительное слово;
  • предъявление домашнего задания

Оборудование: интерактивная доска, текст комедии Фонвизина

Методическая эффективность использования интерактивной доски на данном уроке

Применение ИД позволило:

  • в игровой форме актуализировать необходимый для освоения новой темы материал;
  • мотивировать работу у доски (элемент новизны и валеологический аспект — движение);
  • создать интригу при затенении экрана;
  • с помощью затенения организовать самопроверку;
  • получить обратную связь с быстрым и объективным фронтальным оцениванием;
  • создать условия для лучшего запоминания учебного материала

Ход урока:

Слайд 1 в программе Notebook (Примечание: в аккаунте файлы Notebook представлены в виде презентаций в программе PowerPoint, полный вариант конспекта урока смотреть здесь )

1-й этап урока. Вступительное слово учителя:

– На прошлом уроке мы узнали о том, как решается в комедии Д.И.Фонвизина проблема гражданственности. Вспомним, какова позиция автора в решении этой проблемы: кто, по его мнению, является истинным гражданином Отечества?

Предполагаемые ответы учащихся (в дальнейшем предполагаемые ответы и действия учащихся будут даваться в скобках):

– Настоящий гражданин – образованный, нравственно воспитанный человек (дворянин), все свои помыслы и дела направляющий на службу Отечеству. /«Невежда без души – зверь», «прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам»/

2-й этап. Вопросы и задания по новой теме:

– Но гражданами не рождаются, ими становятся. Каким образом? (В результате соответствующего воспитания).

— Вот о воспитании мы сегодня и поговорим: посмотрим, как раскрывает тему воспитания Денис Иванович Фонвизин.(Мотивация к проверке домашнего задания, которая включается в объяснение нового материала): Давайте прежде всего освежим в памяти текст, который нам понадобится для аргументации наших ответов.

На экране – викторина в программе PowerPoin tпо тексту «Недоросля»:

(Примечание: полный вариант викторины смотреть здесь )

Возвращаемся к слайду 1 в программе Notebook

– Теперь обратимся к теме нашего урока. Запишем на доске слова-ассоциации к слову «воспитание». (Учащиеся выходят к доске по одному и пишут слова-ассоциации: ребенок, родители, семья, школа, учителя, друзья…)

– Как нужно воспитывать человека, чтобы он стал настоящим гражданином? Можно ли воспитание свести только к умственному развитию? (Следует дать ему образование, привить нравственные нормы, приучить к общественно полезному труду).

Слайд 2 в программе Notebook (с затенением экрана):

(Примечание: Все последующие слайды – в программе Notebook)

– Кому принадлежат слова: «Просвещение возвышает одну лишь добродетельную душу» (Стародуму).

– Правильно. А как вы понимаете эти слова? (Знания человека безнравственного могут принести людям зло, следовательно, не возвысят человека, а вызовут негодование людей порядочных. «Возвышается» только нравственный, «добродетельный», т.е. стремящийся «делать добро» человек).

Слайд 3 (с затенением экрана):

– Фонвизин показал нам процесс воспитания дворянина. Кого именно и каким образом воспитывают в комедии? (Митрофана)

(Затенение открывается).

Митрофан – недоросль. Недоросль – в 18 в. в России: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.

Беседа по вопросам:

— Вспомните: с каким героем–недорослем мы встречались в прошлом году на уроках литературы? (С Петром Гриневым из повести Пушкина «Капитанская дочка»).

— Можно сказать, что Петр Гринев стал настоящим гражданином? Почему? (Через всю жизнь он пронес наказ отца: «береги платье снову, а честь смолоду»)

— Где начинается воспитание человека? (В семье).

— Давайте посмотрим, в какой семье воспитывается Митрофан. (Слайд 4)

— Найдите в тексте слова, которыми Правдин характеризует отца и мать Митрофана. (Фонвизин показал нам семью помещиков Простаковых, в которой отец, по выражению Правдина, «дурак бессчетный», а мать – «презлая фурия»).

— Но как эта «презлая фурия» относится к сыну – Митрофану? Любит она его? Найдите в тексте комедии

  • её упрек Еремеевне («Тебе жаль шестой /булочки/, бестия?»);
  • подтвердим словами текста её заступничество за сына («Ах, Господи Боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича!»)
  • то, как она им любуется… («Мы все делали, чтоб он стал у нас таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль…посмотреть, как он у нас выучен»).
  • оправдывает его … («…конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка»).

— Однако какая это любовь? Требовательная? Или слепая, безрассудная, животная?

— Все-таки, как любая мать, Простакова желает сыну добра. В чем она видит благо, счастье для своего сына? Каков её идеал? (Её идеал – батюшка, который «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить»).

— Почему хочет женить сына на Софье? Чтобы скорей повзрослел? Стал ответственнее? (Софья – богатая наследница)

— Нужно ли человеку учиться? Для чего? Что об этом думает г-жа Простакова?

Открывается 5-й слайд с цитатой,которую учащиеся находят в тексте комедии сами, а потом сверяют с записью на экране.

— Для чего же она нанимает учителей для Митрофана?(Иначе не удастся женить его на Софье).

Слайд 6. Учащиеся читают по ролям знаменитую сцену «экзамена» Митрофана.

- Научился ли Митрофан чему-нибудь? Почему? Можно ли сказать, что он глуп? (Митрофан не глуп, но ничему не научился).

— Почему же он ничему не научился? Посмотрим на доску.

Открывается слайд 7. На доске «разбросаны» цитаты из комедии:

Учащиеся получают задание распределить цитаты по столбцам, установив между ними причинно-следственные связи.

3-й этап. Выводы, выявление авторской позиции по проблеме воспитания:

Слайд 8,9:Конкретно-исторический смысл комедии.

— А каков общечеловеческий смысл комедии, её актуальность для нашего сегодняшнего общества?

-Может ли безнравственный человек воспитать человека порядочного? Можно ли воспитать хорошего человека без собственного положительного примера?

-Является ли проблема воспитания актуальной для нашего времени? Встречаются ли сейчас митрофаны? Как можно распознать их? (По интересам, жизненным устремлениям, нравственным качествам, отношению к учебному труду и к труду вообще)

— Митрофан – мужское имя. А есть ли девушки – митрофаны? Каков их современный облик?

Слайд 10: Крылатое слово «недоросль». Современное значение – глуповатый юноша-недоучка (Словарь С.И.Ожегова) Я бы добавила: …и девушка, не желающие учиться, не доросшие до интеллектуальных потребностей, прожигающие жизнь, стремящиеся лишь к развлечениям

Заключительное слово учителя:Ваш живой интерес к проблеме, поднятой Фонвизиным, в очередной раз показал, что его комедия бессмертна. Не случайно она до сих пор не сходит со сцен театров и пользуется огромной популярностью у зрителей. Наверное, многих она вдохновит на создание собственных творческих работ.

Предлагаю вам в качестве домашнего задания темы проектов:

  • синквейн к комедии на тему воспитания
  • сочинение «Современные Митрофаны»
  • ремейк по мотивам комедии «Недоросль ХХIвека»
  • Те, кому это задание покажется трудным, пусть ответят на 3 любых вопроса учебника ко всему тексту комедии.

    4-й этап: обратная связь — тестирование с помощью системы голосования «Senteo» (тесты составлены в программе Notebook

    (Примечание: полный вариант теста смотреть здесь )

    5-й, заключительный этап урока — рефлексия:

  • Обсуждение ответов на вопросы теста.
  • Подведение итогов урока: Что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились? Изменится ли что-нибудь в вашей жизни после этого урока? Что именно?
  • Файлы: Футуризм.-.ppt
    Размер файла: 386560 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология