Автор конспекта:
Автор(ы): — Ухтверова Людмила Леонидовна
Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №36 города Комсомольска-на-Амуре
Регион: — Хабаровский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — Обучающая — научить определять нравтвенную проблематику произведения искусства; научить комментировать эпизоды, в которых раскрываются чуства героя; развивающая — формирование эмоционального отношения к искусству на основе восприятия картины, вызов эмоционального отклика на рассказ, картину; развитие коммуникативных качеств личности; воспитательная — воспитание адекватного отношения к собственным переживаниям; воспитание способности сопереживать; формирование качеств нравственной личности.
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): — 5
Используемые учебники и учебные пособия: —
учебник "Литература" для 5-х классов под редакцией Г.С. Меркина
Используемое оборудование: —
для учащихся:
учебник "Литература" для 5-х классов под редакцией Г.С. Меркина, кисти, гуашь, листы ватмана.
для учителя: фотоаппрат, компьютер, проектор, мультимедийная установка, экран, тетрадь, репродукции, магнитофон.
Краткое описание: — Задача воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших, именно эта идея проходит сквозной нитью урока- через слово литературы, произведения искусства к высокой нравственности.
время
этапы урока
цель
деятельность учащихся
деятельность учителя
3 мин.
Вступительное словоучителя:
Милосердие, сопереживание – самые благородные чувства человека. «Сотвори добро» — гласит древняя мудрость. Это просто: достаточно поступить с другим человеком так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой. Но как сложно порой бывает выполнить старинное правило! А порой и невозможно, если человек глух, чёрств к сопереживанию. Молчит душа его. Возможно, одним из средств, помогающим воспитать в человеке эти качества и является искусство?
(высвечивается тема «Сопереживание – великая тема искусства»
— Ребята, что значит «сопереживать»?
(высвечивается понятие «сопереживание»)
— а как вы думаете, это качество заложено в каждом человеке с рождения?
— Значит, ребята, нужно учиться чувствовать.
Учиться чувствовать…Что значит, учиться чувствовать? Необычная задача? Да. Понимать душевное состояние другого человека, умение поставить себя на место другого человека; понять интересы другого человека как свои собственные. Сложно?
— — — — — — — — — — мотивировать деятельность учащихся на уроке
— слушают
— — — — — — — — — отвечают:
Сопереживать – значит сочувствовать кому – то как себе, понимать его душевное состояние.
— — Нет, не с рождения
— 1 мин
Постановка цели урока: Как выдумаете, а какая цель у нашего урока? Для постановки цели надо спросить себя, что мы все вместе сегодня узнаем? Чему все вместе научимся? Что каждый из нас сумеет сегодня сделать?
Сегоднябудем учитьсяпонимать чувства другого и чувствовать сами, а поможет нам в этом рассказ Л.Н. Андреева «Петька на даче».Вы попробуете себя в роли писателей и художников, создадите творческие работы, которые,…я думаю, поразят своим содержанием. Интересно? Итак, в путь, в путь за новым и неизведанным!
Я надеюсь, что работа наша будет плодотворной, потому что ваш учитель говорит о вас, как о самых лучших учениках, талантливых. Поэтому, я надеюсь, что и сегодня вы, как и прежде, будете маленькими звёздочками. Я в вас верю!
— — — — — — — — — — — — — — — — — — мотивировать деятельность учащихся на уроке
слушают, обдумывают цель урока.
— 6 мин.
Опрос домашнего задания: Мы учимся сегодня чувствовать, сопереживать. Умеем ли мы это делать? Домашним заданием было прочтение текста «Петька на даче». Выясним содержание рассказа. Откройте учебник на стр. 20.
Задание командам: Командам необходимо пересказать эпизод жизни главного героя рассказа Петьки. Пересказ должен быть художественный. Ваш ответ оценивают уважаемые эксперты (представляет учитель), которые могут задать вопрос, в случае неполного ответа.
Вывод: из предложенных отрывков мы узнали, как жил главный герой. Скажите, где ему было лучше?
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — выяснить подготовку к уроку
пересказ эпизода
(Петька в городе) – команда «Художники»
(Петька на даче) – команда «Писатели»
ответ оценивают эксперты
(по карточкам) задают вопросы, если ответ неполный.
координирует игровые моменты: уместность задаваемого вопроса.
5 мин.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — 5 мин.
Работа с учебником:
— А как это показывает нам автор рассказа? Как выдумаете, он сочувствует Петьке? Найдите в тексте авторские характеристики Петьки?
— — — — — Какую деталь подчёркивает автор?
— — — — — За счёт какиххудожественно – выразительных средств автору удаётся передатьличное чувство сопереживания?
— — — Какие чувства испытывает Петька? (в городе, на даче)
— А какие чувства испытывали вы, когда читали эти строки?
— Вы все испытывали эти чувства?
Вывод: Посмотрите, ребята, всего две страницы текста, в которых описывается несколько дней из жизни Петьки. Но как эмоционально насыщены эти дни! Сколько пережито мгновений счастья и несчастья!
— вы радуетесь вместе с Петькой и счастливы вместе с ним. Вы переживаете за него. Значит, нам с вами небезразлично, что происходит с героем рассказа. Нам хочется помочь ему?
— Всегда ли он был счастлив?
— Всегда ли вы бываете счастливы?
— Бываете ли вы несчастны, если кому-топлохо?
— Тренинг «Катастрофа».
— — Вывод: посмотрите, ребята, и мы с вами не всегда готовы понять чью – то беду, сопереживать. Значит, нам с вами нужно учиться чувствовать.
Выявитьналичие чувства сопереживания, возникающее при чтении описанияПетьки.
— — — — — — — — — Цель: показать авторское отношение к персонажу.
— — — — — — — — нет (аргументируют текстом)
— — — — — — — — — — выявить умение сопереживать окружающим людям.
— находят в тексте описание Петьки, зачитывают; высказываются на вопросы учителя.
Дети читают:
«худая маленькая ручка»
«маленькую, худую фигурку»
«этого маленького карлика»
«в глазах светилась тоска»
— — маленький, худенький.
(автору жалко Петьку, он употребляет уменьшительно – ласкательную форму.
— — эпитеты «маленький», худенький
— метафора «в глазах светилась тоска
— — — — — — — — — — — — — — — 6 учащихся участвуют в тренинге, остальные принимают участие в обсуждении.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — инструктирует тренинг
2 мин.
— — — — — — — — — — 3 мин.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — 5 мин.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — 6 мин.
Новыйматериал:
1. Художественное чтение текста.
— Может, в этом нам поможет рассказ «Петька на даче»?
Послушайте, пожалуйста, отрывок из рассказа, и попытайтесь представить события, о которых пойдёт речь и встать на место Петьки.
— Какое чувство вы испытывали, слушая отрывок?
— Вам хотелось помочь Петьке? Это ещё раз подтверждает, что вы способны на добрые дела. Значит, вы можете сопереживать.
— 2. Знакомство с новым понятием:
— Во время чтения рассказа вы испытывали разные чувства: вы радовались, жалели, переживали, и это, прежде всего, говорит о вас как о людях нравственных.
— Так что же такое «нравственность»?
(высвечивается на мониторе «нравственность»)
— Посмотрите. Какие качества включает в себя понятие «нравственность! Все ли качества мы можем отнести к себе? Я не прошу ответа на этот вопрос сейчас, но в душе вы сами себя. Конечно, спросите.
— Итак. Мы продолжаем с вами тему сопереживание в искусстве. Главному герою рассказа «Петька на даче» мы сочувствовали. Сопереживали. Этому нас учил мастер слова, писатель Л.Н. Андреев.
— При помощи каких средств писателю удаётся так передать состояние Петьки, что мы, читатели, сопереживали его горю?
— (высвечивается на мониторе: художественно – выразительные средства,деталь,слово)
— 3. Работа над картиной:
— Но не только произведения литературы способны вызвать чувство сопереживания, но и произведения живописи.
(высвечивается картина В.Перова «Тройка»)
— Обратите внимание на картину, попробуйте понять её содержание.
— — Попробуйте описать одного из героев по плану.
— — — Скажите, хоть одна яркая краска использована автором картины?
— — Почему?
— — какие чувства вы испытываете к героям картины Перова?
— — Скажите, чем похожи, на ваш взгляд, герои картины В. Перова и главный герой рассказа Л.Н. Андреева?
— — посмотрите, ребята, как похожи чувства. Для передачи чувств, впечатлений Л. Андреев использовал слово. А что использует художник, чтобы показать детское горе, чтобы зритель испытал чувство сопереживания?
— (высвечивается: краски, колорит, композиция, свет)
Вывод: Посмотрите, ребята, как много нам с вами может сказать картина! Рассказ! Произведения искусства могут нас волновать, брать, что называется, за душу и оставлять равнодушными, не трогать, нравиться или не нравиться, быть по духу своим и близким или чужим и далёким. Но всё это, ребята, лишь при условии, если… мы его…понимаем. Сопереживаем вместе с автором произведения искусства.
4. Закрепление материала.
— А для чего художники и писатели в своих произведениях говорят о сопереживании?
— Конечно, ведь произведения искусства, созданные настоящими мастерами, являются просто светом, озаряющим наши лица, пробуждающим в нас нравственные качества, но они нас ещё и воспитывают, помогают нам сформироваться как личности.
— сегодня вам предоставляется возможность почувствовать себя в роли писателей и художников, вы создадите произведения, которые, я надеюсь, вызовут у зрителя чувство сопереживания.
«Художники» закрасят на «Палитре чувств» полоску краской, которая соответствует вашему чувству, испытанному при чтении рассказа «Петька на даче» и картине «Тройка».
«Писатели» напишут ответ на вопрос «какая нравственная проблема в рассказе «Петька на даче» или «Какими нравственными качествами должен обладать человек?»
— За дело, творцы! Я буду работать вместе с вами и на «Палитре чувств» будет и моё чувство, ведь я сопереживала героям рассказа и картины вместе с вами.
— Напишу вместе с вами творческую работу.
— (по окончании работы) обсуждение работ (1 работа на усмотрение учителя)
— Почему именно такой цвет выбрали для передачи чувства?
— — — научить умению чувствовать душевное состояние героя рассказа Петьки.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Цель: научить сопереживать героям картины
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Цель: научить применять полученные на уроке знания.
— слушают отрывок
— — — — — сопереживали
— — — — — — — — когда человек может сопереживать кому – то, жалеть кого – то.
— — — — — — — — — — — художественно – выразительные средства
— деталь
— слово
— — — — — учащиеся молча рассматривают картину
— Мне жалко героев картины, потому что…
— — работают по плану
— — нет
— — потому что изображено детское горе, их безрадостная жизнь.
— — мне их жалко, потому что….
— — у них безрадостное детство, тяжёлое, их некому защитить.
— — нет ярких красок
— колорит холодный
— свет падает только на фигуры детей
— композиция составлена так, что важное, а это труд детей, выведено на передний план.
— — — — — — — — — — — — — чтоб мы научились видеть буду чью – то, и попытаться изменить хоть что-то.
— работают по командам:
команда «Художники» создаёт рисунок по кругу «Палитра чувств» по рассказу «Петька на даче» и картине «Тройка».
команда «Писатели» пишут творческую работу по заданному началу.
— — — читает отрывок из рассказа.
— — — — — — — — — — — подводит к пониманию понятия
— — — — — — — — — — — — — — — проводит беседу по картине
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — инструктирует работу команд.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — работает с детьми, консультирует их по мере необходимости
— — — — — — — 1 мин.
Инструктаж домашнего задания:
— прочитайте концовку рассказа и дайте ответ на вопрос «Что хотел сказать автор читателю?»
— Сформулируйте 2-3 вопроса к эпизодам «В парикмахерской»
— — записывают домашнее задание, задают вопросы, если непонятно.
инструктирует выполнение д.з.
2 мин.
Оценка работы учащихся:
— Как много мы сегодня с вами успели! Вы все творчески поработали, смогли прочувствовать состояние Петьки и героев картины. За работу вы все, без исключения,заслуживаете высший балл – отлично! Я так счастлива, что именно вы сегодня сотрудничали со мной. Надеюсь, что наше общениес вами останется в памяти. Путешествие наше закончено, но мне хочется узнать, что нового сегодня открыли вы?
— — — — пишут работу «Сегодня на уроке «Сопереживание – великая тема искусства» мне открылись…»
1 мин.
Итог урока:
(высвечивается тема на мониторе)
— «Сопереживание – великая тема искусства», потому что является преградой для бездуховности. И как прекрасно, что есть такие писатели, как Андреев, и художники, какВ Перов, которые своим творчеством помогают нам не утратить понимания душевного состояния другого человека, т.е. сопереживания. всем желаем, чтобы рядом с вами находился человек, способный проявить доброту и сопереживание.
— Чтение:
…Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
— — — — — — — — — — — — — Чтение отрывка из стихотворения Н. Заболоцкого «Душа обязана трудиться…»
—
— —
Файлы: Преступление и наказание.ppt
Размер файла: 266240 байт.