Автор конспекта:
Автор(ы): — Башкова Т.И.

Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы МБОУ » Порецкая СОШ»

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

: 1. Создать условия для понимания и решения проблем рассказа.

2. Разобраться, почему у рассказчика возникло чувство обиды и мести.

3. Выяснить, отчего зависит окончательное решение: мстить или отказаться от мести.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: —

  • Портрет В. Солоухина.
  • Рассказ В. Солоухина «Мститель».
  • Рисунки учащихся.
  • Плакаты с лексическим значением слов: месть, коварство, гуманизм.
  • Краткое описание: — Урок литературы в 6 классе «Думайте сердцем!»


    Урок литературы в 6 классе

    Тема: «Думайте сердцем!»

    (Урок-размышление по рассказу В.А. Солоухина «Мститель»).

    Оборудование урока.

  • Портрет В. Солоухина.
  • Рассказ В. Солоухина «Мститель».
  • Рисунки учащихся.
  • Плакаты с лексическим значением слов: месть, коварство, гуманизм.
  • Месть– намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду.

    Коварство – намерение совершить зло, прикрытое добром.

    Гуманизм – любовь к людям, человеколюбие.

    Милосердие-готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

    Эпиграф

    Зорко лишь одно сердце.

    Самого главного глазами не увидишь

    А.Экзюпери.

    Цели урока: 1. Создать условия для понимания и решения проблем рассказа.

    2. Разобраться, почему у рассказчика возникло чувство обиды и

    мести.

    3. Выяснить, отчего зависит окончательное решение: мстить или отка-

    заться от мести.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Вступительное слово учителя.

    1. В литературе существует такой жанр, как притча.

    Притча-это краткий иносказательный поучительный рассказ.

    Сейчас я прочитаю вам притчу.

    Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести весть людям и вопрошал у каждого встречного:

    -Ты имеешь Сердце?

    Люди недоумевали и спрашивали:

    -Почему ты не говоришь о милосердии, терпении, преданности, доброте, любви, обо всех благих основах жизни, но только «имеешь сердце»?

    Он отвечал им:

    -Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное всё приложится!

    -Как вы думаете, почему отшельник так спрашивал и так отвечал? (Потому что всё исходит от сердца).

    Действительно, можем ли мы обратиться к любви, если ей негде пребывать? А где поместится терпение, доброта, отказ от дурного, если Сердце закрыто?

    Чтобы не растерять ценные блага души -человеческие чувства, нужно создать для них прекрасный сад, который называетсяСердце.

    2. Итак, чувства человека. Вдумаемся в значение слова.

    Чувство- внутреннее состояние человека, то, что находится в душе.

    Чувства бывают положительные и отрицательные, добрые и недобрые. Какие чувства вы знаете? И какие вы отнесёте к положительным и отрицательным? (Положительные: любовь, защита, прощение, помощь, забота, радость. Отрицательные: ненависть, обида, месть, злость, негодование, зависть). Слайд №1

    Они всегда идут рядом. Нам, людям, порой бывает трудно сопротивляться, чтобы не поддаться отрицательным чувствам. Вы согласны?

    3. Представим ситуацию: вас обидели. Какие чувства сразу возникают?

    (Чувство мести).

    Месть. На что похожа? Ассоциации с данным словом. (пожар, смерч, огонь, буря).

    4. Желание отомстить- очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Так и герой рассказа Владимира Солоухина, ваш ровесник, оказывается в сложной ситуации нравственного выбора:отомстить обидчику или удержаться от этого желания.

    III. Тема урока. Цели и задачи урока. Слайд №2

    Эпиграф урока. Слайд №3

    IV. Работа с текстом В. Солоухина «Мститель».

    – О чем рассказ В. Солоухина «Мститель»? (Об обиде, злости, о желании отомстить)

    – Правильно, но мне еще кажется, что о любви. Удивлены? Кто же прав. Решить нашу проблему поможет текст.

    Сколько героев в тексте? (Два: герой-рассказчик, Витька Агафонов)

    – Как вы считаете, кто главный герой и почему? (Главный герой-рассказчик, т.к. основное внимание в тексте уделено мыслям, переживаниям героя-рассказчика, кроме того, он участник всех событий в произведении)

    С чего начинаются события в рассказе? (Ученики убирают картошку на школьном участке)

    – Что за происшествие случилось на школьном участке?( Витька Агафонов, тайком подкравшись, земляным комом ударил героя-рассказчика). Между героями произошёл конфликт.

    -Все события можно разделить на 2 части: до и после конфликта

    - Какое настроение у героя-рассказчика было до конфликта? Докажите текстом. (Радостное: «дурачились как могли», «копать картошку-чудесное занятие»).

    Как изменилось настроение героя- рассказчика? Докажите текстом.(«… В горле у меня стоял горький комок, на душе черно от обиды и злости…») Показ 1-й части слайда. (Таблица) Слайд №4 (1часть)

    -Какую роль играет пейзаж в этом рассказе? Какая погода была до конфликта и после?Докажите текстом. (До конфликта: «Денёк стоял на редкость: тихий, тёплый, сделанный из золотого с голубым…»После конфликта: «…наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба») Мы видим, что пейзаж отражает чувства героя- рассказчика. Показ 2-й части слайда. (Таблица) Слайд №4 (2 часть)

    -После конфликта появляются обида и злость. А что порождает обида и злость? (Месть).

    – Как вы понимаете слово МЕСТЬ?(Работа над лексич.значением слова)Сл.№5

    – Какой план мести созрел у героя? («Через несколько дней, когда все позабудется, я как ни в чем не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. А там в лесу и набью морду.»)

    – Что означает слово ТЕПЛИНКА? (Работа над лексическим значением слова).

    – Что испытывает герой, осуществляя план мести? (Приглашая Витьку в лес, герой волнуется. «Даже в горле стало сухо, отчего голос сделался глухой и вроде бы чей-то чужой. А руки пришлось спрятать в карманы, потому что они вдруг ни с того ни с сего задрожали»).

    – Что герою трудно скрыть за своим волнением? («Затаенное коварство»).

    – Подберите синоним к слову ЗАТАЕННОЕ. (Cкрытое).

    Что означает слово КОВАРСТВО? (Работа над лексич.значением слова) Сл.№5

    – Как по дороге в лес главный герой готовился к мщению? Докажите текстом. («Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня промежду лопаток…» Герой искусственно разжигает в себе обиду).

    – Что мешает герою осуществить план мести? (Общие интересные дела: раскопка шмелиной норки, разжигание теплинки, приготовление пищи, купание в реке; доверчивость и искренность Витьки).

    А теперь, ребята, обратимся к вашим рисункам, на которых вы изобразили Витьку Агафонова. Почему вы изобразили его именно таким? («улыбка от уха до уха», «глазища по чайному блюдечку», «оттопыренные уши», «соломенные волосенки»).

    – Что можно сказать о Витьке, гляди на его портрет? (Витька – добрый мальчишка с открытой душой).

    – А как вы считаете, герой-рассказчик – злой человек? Аргументируйте свой ответ. (Добрый, т. к. отказывается от мести, видит красоту природы, несмотря на обиду, замечает хорошие качества в Витьке).

    – Следовательно, почему герой не отомстил? (Потому что добрый и потому что «… очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя»).

    – Что происходит в душе героя, когда он отказывается от мести? («легко от принятого решения не бить Витьку»).

    – К какому выводу о Витьке приходит герой-рассказчик? («… Витька, в сущности, не плохой мальчишка — вечно он что-нибудь придумает»).

    – А если Витька – не плохой мальчишка, то кем он может стать для героя? Как об этом говорится в тексте? (Другом. «И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели»).

    – А теперь вернёмся к началу урока, где мы размышляли, о чём этот рассказ. Какую любовь я имела в виду? (Дружескую, любовь к людям, к ближнему) Значит, этот рассказ не только о мести, но и о гуманном, т. е. человечном отношении друг к другу.

    Работа над смыслом названия произведения.

    – Ребята, как вы считаете, почему рассказ называется «Мститель»? (Потому что герой хотел отомстить, но мститель он несостоявшийся, т.к. его добрая натура все время сопротивляется им же придуманному «злодейскому замыслу». В названии содержится мягкая авторская ирония).

    V. Закрепление материала.Индивидуальная работа.

    — Ребята, а как бы вы назвали наш сегодняшний урок-размышление? Я предложила бы назвать его: «Думайте Сердцем!» Слайд №6. А как вы понимаете это выражение? Напишите небольшое сочинение-рассуждение.

    VII. Обобщение и выводы.

    — А теперь, ребята, приложите руку к Сердцу и скажите, что оно вам говорит после

    разбора данного произведения? (Надо всегда поступать по-доброму, уметь добры

    ми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем отклик

    нуться на неё. И добрым сердцем помочь.

    VIII. Домашнее задание.

    Отредактировать сочинения-рассуждения.

    Файлы: Вечные ценности.doc
    Размер файла: 49152 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология