Автор конспекта:
Автор(ы): — Калинич Лилия Анатольевна

Место работы, должность: — МБО ДОД ЦДЮТиЭ

Регион: — Хабаровский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей
Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование
Уровень образования: — школы-интернаты, детские дома

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир
Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности

Цель урока: —

Цель: закрепление знаний о причинах возникновения пожара, действиях при пожаре, о мерах предосторожности при пользовании электрическими приборами.

Задачи: научить действовать в опасных ситуациях, развивать речевую активность, мышление, учить рассуждать.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

Литература для учителя

Литература для учащихся

Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности:

поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2008.

Петров С.В. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: К учебнику М.П. Фролова. М.: АСТ: Астрель, Владимир, 2008

ОБЖ,. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005

ОБЖ тесты: к учебнику И.К.Топорова /С.С.Соловьев М.: Изд-во «Экзамен», 2006 г.

Поддубная Л.Б. ОБЖ.. Поурочные планы по учебнику Смирнова А.Т. Волгоград: ИТД «Корифей»

Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях /Глав. Ред. В.А. Володин. – М: Аванта +, 2001/.

Ильин А.А. Большая энциклопедия выживания. – М.: Изд – во Эксмо, 2005.

Пожарная безопасность: конспект занятий и классных часов в 5 – 11 классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, круглый стол) авт. Сост. О.В. Павлова, Ч.П. Попова. – Волгоград. Учитель, 2006.

Юные друзья пожарных: программа работы кружка, конспекты занятий, внеклассные мероприятия/ авт. Сост. С.В. Виноградова. – Волгоград: Учитель, 2007г.

Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов /сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова, Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2007.

Карполва Е.В., Малегон А.В. Игровые классные часы: Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007г.

Емельянчик В, К., Капитонова М. Е. Ваши шансы избежать беды: Учебное пособие / Сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жиз­недеятельности». — СПб.: «КАРО», 2002.

Основы безопасности жизнедеятельности. 1—4 классы: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и зада­чах с картинками / авт.-сост. Г. П. Попова. — Волгоград: Учи­тель, 2006.

Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности. \1 -4 классы / авт.-сост. Г. Н. Шевчен­ко. — Волгоград: Учитель, 2006

Потапов Сергей. Учебное пособие по основам безопасности жизни./ Для начальной школы — /Худ. Е.Савельев, — М.: Аквариум, 1998

Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ Из-во : «Просвещение», 2007

ОБЖ,. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005

Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. Основы безопасности жизнедеятельности ОМЗ и охрана здоровья, М.:Русское слово, 1995.

Используемое оборудование: —

Оборудование: проектор для показа слайдов, электрический провод, деревянная и железная палка, воздушный шар, знак “Опасно! Высокое напряжение”, картинки с изображением различных предметов, плакат с кроссвордом, конверт с письмом, две куртки, шнур, скотч.

Краткое описание: — Пояснительная записка к методической разработке занятия по пожарной безопасности Тема занятия «Искру туши до пожара, беду отводи до удара» Цель: закрепление знаний о причинах возникновения пожара, действиях при пожаре, о мерах предосторожности при пользовании электрическими приборами. Задачи: научить действовать в опасных ситуациях, развивать речевую активность, мышление, учить рассуждать. Занятие проводится по дополнительной образовательной программе «Школа безопасности», разработанной для учащихся младшего школьного возраста. Данное занятие является закрепляющим знания по изученной теме «Основные правила пожарной безопасности» и логическим продолжением предыдущих занятий по программе 2 года обучения (3 класс). Тема, выбранная для занятия актуальна, т.к. соответствует воспитательным задачам по профилактике и предотвращению пожаров. Тема и практические задания по теме соответствуют возрастным особенностям и интересам учащихся данного возраста. Для оформления используется мультимедийная презентация, рисунки, наборы карточек, оборудование для проведения конкурсов По итогам проведения занятия, дети приобретают следующие знания, умения и навыки: причины возникновения пожаров в доме; правила действий при пожаре; умение видеть потенциальную опасность окружающих предметов и соблюдать правила безопасного обращения с ними; правильно действовать при возгорании электроприборов; действовать при возникновении пожара дома. Дети обучаются также универсальным учебным действиям, таким, как: познавательные- • произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач; • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; • использовать знаково-символические средства Регулятивные- • ориентироваться на разнообразие способов решения задач; • учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; • уметь осуществлять синтез как составление целого из частей; • уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; • уметь устанавливать причинно-следственные связи. Занятие имеет социальную и педагогическую значимость, реальность и достижимость, высокую степень эмоционального и воспитательного воздействия, а также обучающее и развивающее значение.

Методическая разработка

игрового занятия по пожарной безопасности

"Искру туши до пожара, беду отводи до удара"

Цель: закрепление знаний о причинах возникновения пожара, действиях при пожаре, о мерах предосторожности при пользовании электрическими приборами.

Задачи: научить действовать в опасных ситуациях, развивать речевую активность, мышление, учить рассуждать.

Оборудование: проектор для показа слайдов, электрический провод, деревянная и железная палка, воздушный шар, знак “Опасно! Высокое напряжение”, картинки с изображением различных предметов, плакат с кроссвордом, конверт с письмом, две куртки, шнур, скотч.

Методические приемы: решение кроссвордов, отгадывание загадок, тестов, беседа, решение проблемных ситуаций, конкурсы.

Ход занятия

(На слайде 1 тема занятия).

Педагог: Здравствуйте ребята. У меня для вас новость. Нам в центр туризма почтальон принес письмо из пожарной части нашего города для ребят, занимающихся в объединении «Школа безопасности».

На конверте знак — предупреждение об опасности. (Зачитывает письмо) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

“Дорогие ребята!

В городе участились пожары, происходят несчастные случаи с детьми, и мы хотим предупредить вас о необходимости осторожного обращения с огнем и электричеством. Мы приготовили для вас задания, выполните их и мы будем за вас спокойны.

Работники пожарной охраны».

1 задание. Кроссворд

Разгадаете кроссворд и поймете, о чем мы хотим вас предупредить.

(Дети отгадывают и вписывают на доске мелом ответы в кроссворд)

с

п

и

ч

к

а

о

г

о

н

ь

п

о

ж

а

р

н

ы

е

и

с

к

р

а

в

е

д

р

о


а). Чтобы не было огня

Не играйте вы в меня.

Я огня сестричка,

Маленькая… (спичка).

б). Кто меня не бережется

Тот очень сильно обожжется .

(Огонь).

в). Дым увидев, не зевайте,

Нас скорее вызывайте.

(Пожарные).

г). Хоть и маленькая я,

Но недолго и до огня.

(Искра).


д). С чем бежит курочка заливать кошкин дом? (Ведро).

Педагог: Какое слово можно прочесть по вертикали? ( Пожар).

О чем нас предупреждают? (Об опасности пожара)

От чего может произойти пожар? (Ответы детей)

2 задание. Загадки о предметах

Педагог: Послушайте загадки и догадайтесь, о каких предметах идет речь.

(По мере отгадывания на слайде 2 появляются картинки-отгадки).


а). У окошка я сижу,

На весь мир в него гляжу.

(Телевизор).

б). Плывет электроход

То назад, то вперед.

(Утюг).

в). На столе я нахожусь,

Вам, ребята, пригожусь.

Меня вечером включите

Когда читать вы захотите.

(Настольная лампа).

г). Только я, только я,

Я на кухне главная.

Без меня, как ни трудитесь,

Без обеда насидитесь.

(Электрическая плита).

д). Захотите, вы, ребята,

Я вам песенку спою.

Если песню не хотите –

Я вам сказку расскажу.

(Магнитофон).

е). Я и важен, я и нужен,

Лишь включите вы меня.

Если только захочу

Кипяточку вскипячу.

(Электрический чайник).

ж). Он один на целом свете

Радуется с пылью встрече.

Ее быстро соберет

И порядок наведет.

(Пылесос).


Педагог: Молодцы, все загадки отгадали.

Как все эти приборы одним словом называются? (Электрические приборы).

Какую опасность они могут представлять? (Ответы детей).

Да, нам напоминают, что некоторыми электроприборами можно пользоваться только в присутствии взрослых, что пользоваться ими нужно аккуратно, так как это приборы, работающие на электрическом токе.

3 задание. “Найдите в кабинете необычные предметы”.

Дети находят оборванный электрический провод, который свешивается со стены, над ним воздушный шар и знак «Высокое напряжение опасно для жизни!» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Педагог: Дети, кто-нибудь хочет снять воздушный шарик?

Но ведь здесь висит какой-то знак. (Выслушиваются ответы детей)

Правильно, если висит такой знак, то это — предупреждение о высоком напряжении. Мы правильно сделали, что не полезли за шариком, это опасно!

А если бы это был не шарик, а например котенок? Ведь он подвергается опасности. Что же делать? (ответы детей).

Педагог: Мы не знаем, почему этот провод оборван, не знаем что случилось, не знаем есть ли в проводе ток, поэтому трогать его нельзя, так как может ударить электрическим током, а это опасно для жизни. Поэтому обязательно нужно сообщить взрослым или позвонить по телефону. Сейчас у нас в кабинете есть взрослые и я думаю, что мы с вами сами справимся с этой проблемой.

У меня здесь есть деревянная и железная палка, ими мы можем отодвинуть провод. А вот какую палку для этого выбрать? (Деревянную) Почему?

(Ответы детей — мокрой или железной палкой в этом случае пользоваться нельзя, так как вода и железо проводят электрический ток).

А куда нужно сообщить об оборванном проводе? Ведь могут пострадать другие люди (Ответы детей).

Отодвинули провод, сняли шарик-котенка, пошли дальше.

4 задание. Стихотворение.

Педагог: Давайте посмотрим, что же является причинами пожаров? Я начинаю читать, а вы заканчиваете.


Раз, два, три, четыре –

Почему пожар в квартире?

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил утюг?

Красный отблеск побежал,

Кто-то спички поджигал?

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над газом?

Побежал пожар во двор.

Это кто-то жёг костёр.

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жёг траву?

Дым увидел – не зевай,

И пожарных вызывай.

Помни, каждый гражданин,

Этот номер – 01.

Это всем должно быть ясно,

Что шутить с огнём опасно!


Педагог: Здесь есть еще несколько заданий для вас. Для их выполнения вам нужно разделиться на 2 команды.

Команда «Искорка»

Девиз: «При пожаре не сидим, набираем 01».

Команда: «Пламя»

Девиз: «Дал знать о пожаре и помощь идет –

К месту пожара летит самолет».

5 задание “Аукцион”.

(Слайд 3)

Педагог: Побеждает та команда, которая назовёт больше пословиц, поговорок, загадок по теме.

Примечание: на предыдущем занятии детям были загаданы загадки и зачитаны несколько пословиц по теме, а также предложено дома найти в различных печатных изданиях самостоятельно несколько загадок и пословиц.


Загадки:

Всё ест, не наестся, а пьёт – умирает (огонь)

Без рук, без ног, а бушует (огонь)

Шипит и злится, а воды не боится (огонь)

Дремлют в домике девчонки — бурые шапочки (спички)

Летала мошка – сосновая ножка, на стог села – всё сено съела (спичка)

С языком, а не лает, без зубов, а кусает (огонь)

Висит — молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит (огнетушитель)

Он друг ребят,

но когда с ним шалят,

он становится врагом

и сжигает всё кругом (огонь)

Серое сукно

тянется в окно,

вьется, взвивается,

в небо устремляется (дым)

В бумажном домике

проживают гномики

уж такие добряки –

раздают всем огоньки (спички)

Пословицы и поговорки:

От искры пожар рождается.

Искра мала, а велик – пламень родит.

Пока искра в пепле, тогда и туши.

Не шути с огнем – обожжешься.

Огонь да вода все сокрушат.

В огне и железо плавко.

Огонь не вода, схватит – не всплывешь.

С огнем не шути, сгореть можно.

Не играй кошка с огнем – лапу обожжешь.

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Пожар чернилами не зальешь.


Педагог: Послушайте шуточное стихотворение Г. Остера.

(Слайд 4)

Спички – лучшая игрушка

Для скучающих детей.

Папин галстук, мамин паспорт -

Вот и маленький костер.

Если тапочки подкинуть,

Или веник подложить,

Можно целый стул зажарить,

В тумбочке сварить уху.

Если взрослые куда-то

Спички спрятали от вас,

Объясните им, что спички

Для пожара вам нужны.

Педагог: Стихотворение-то шуточное, но можно ли шутить с огнём? (Ответы детей)

6 задание. Проверка знаний.

Каждой команде предлагается выполнить тест (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) на листах, работая командой. Далее проверка теста проводится на слайдах презентации.

(Слайд 5)

Выберите один правильный ответ.

1. Ты один дома, смотришь любимую передачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать?

а) Залить телевизор водой;

б) Позвать кого-нибудь на помощь;

в) Попытаться потушить, а если не получится, вызвать пожарных;

г) Отключить ток, накинуть па телевизор плотную ткань, позвонить по телефону 01.

2. Ты вечером приходишь домой и чувствуешь сильный запах газа. Что ты сделаешь?

а) Первым делом зажгу свет и спичкой проверю, откуда идет газ;

б) Пойду понюхаю, откуда пахнет;

в) Позвоню в газовую службу и выйду на улицу ждать, когда они приедут;

г) Открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04. и все это буду делать, не включая света.

3. В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать?

а) Убежать;

б) Закричать;

в) Вызвать пожарных.

4. Телефон при пожаре:

а) 03

б) 01

в) 02

Проверка теста с разбором и использованием слайдов 6,7,8,9

Педагог: Так что же делать, если всё-таки случилась такая беда – пожар? Давайте вспомним правила поведения при пожаре. (Ответы детей)

(Слайд 10)

1 ребенок. Нужно 6ыстрее позвонить “01” и вызвать пожарную охрану, а самому постараться 6ыстро действовать, не подвергая свою жизнь опасности.

2 ребенок. Пожарную охрану следует вызвать из безопасного места: соседней квартиры или уличного телефона.

3 ребенок. Набрать номер «01» и сообщить:

Адрес,

Объект — где происходит пожар (во дворе, в квартире, в школе)

Что горит — телевизор, мебель, автомобиль.

4 ребенок. Если диспетчер попросит, то уточнить: номер дома, подъезда, квартиры, на каком этаже горит, сколько этажей в здании, откуда удобнее подъехать, код для входа в подъезд, есть ли опасность для людей

5 ребенок. Сообщить свою фамилию и телефон.

7 задание «Пожарный щит».

(Слайд 11)

Каждой команде выдается чистый лист бумаги, который и будет «пожарным щитом». Подобраны карточки с предметами соответствующие тому, что должно находиться на щите и лишние предметы. Детям предлагается на «Пожарном щите» расположить именно те инструменты, которые там должны находиться. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Проверка задания с использованием слайда 12

8 задание«Пожарный»

(Слайд 13)

Ставятся два стула спинками друг к другу. На каждый стул кладется вывернутая наизнанку куртка. Под стульями помещается длинный шнур (пожарный рукав). Участники игры должны подбежать к стулу, вывернуть куртку, надеть ее, сесть на стул и выдернуть шнур. Победителем считается тот, кто первый выдернет шнур, не нарушив правил игры.

Педагог:

(Слайд 14)

Ты о пожаре услыхал,

Скорей об этом дай сигнал –

Смело трубку в руки взять,

“01” сумей набрать.

И ещё назвать потом

Город, улицу, и дом,

И квартиру, где живёте,

И с каким она замком.

И ещё сказать: “Даю

Вам фамилию свою,

Также номер телефона,

У которого стою”.

Вот мы и выполнили все задания из конверта. Теперь и я и наши доблестные пожарные могут быть спокойны за вашу безопасность.

(Слайд 15)

А теперь подведем итоги нашей игры.

(Подводятся итоги занятия. Команды награждаются сладкими призами).

Файлы: ПРИЛОЖЕНИЕ 4.doc
Размер файла: 134656 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология