Автор конспекта:
Автор(ы): — Костина Елена Анатольевна

Место работы, должность: — МОУ Вознесенская СОШ №1

Регион: — Нижегородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: — Задачи урока: Обучающая: — повторить и обобщить знания, полученные в ходе изучения курса «Россия в первой чет-верти XIX века»; Развивающие: -развивать умения учащихся работать в группах; — развивать умение выступать перед публикой; — развивать умение аргументировано и доказательно отстаивать свою точку зрения — развивать умение поиска информации и умение представлять полученную информацию в виде схем, таблиц, презентаций; — развивать умение работы с трудами историков, сравнивать различные точки зрения по одной проблеме; — развивать различные приемы умственной деятельности учащихся. Воспитательная: — воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи; — воспитывать основанное на знаниях, уважительное отношение к своей Родине.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Краткое описание: — Исторический марафон по теме «Российская империя в период «великих реформ» представляет собой обобщающий урок к разделу, посвященному эпохе правления Александра Второго

Вводное слово учителя: (2 мин) В течение нескольких уроков мы с вами знакомились с предпосылками, ходом проведения и содержанием реформ, проводимых в России во второй половине XIX в. Эти реформы оказали огромное влияние на дальнейшее развитие России. Они заложили основу для ее бурного экономического развития в конце 19 – начала 20 века, но они же создали те многочисленные противоречия, которые во многом предопределили историю России в 20 веке. Сегодня две команды «Знатоков» и «Эрудитов» отправятся в свое турне по России второй половины 19 века. В ходе нашего состязания вы должны выстроить свое отношение к реформам Александра 2, а также показать свои знания той непростой эпохи. В ходе нашего сегодняшнего путешествия победит та команда, которая наберет большее количество баллов. В ходе состязания будут как групповые, так и индивидуальные задания. Судить вас в этой игре будет очень компетентное жюри в составе:
— Итак, мы начинаем наше состязание:
1 задание: разминка: «Знаешь ли ты даты?».(5 мин)
— Каждая команда получает по четыре даты (дата-событие). Их нужно соотнести и вывесить на стенд. Кроме этого необходимо назвать к какому направлению в жизни общества относятся эти даты (1 минута на выполнение, две минуты на представление результатов).


— — — 2 задание «От первого лица». (Домашнее задание) Выступить от лица помещика или крестьянин об их отношении к крепостному праву накануне отмены крепостного права (Две минуты на выступление).(5 мин.)
— — 3 Задание. Выделить «Положительные», «Отрицательные» последствия крестьянской реформы для социально-экономического развития страны.
На выполнение этого задания каждая команда получает по 2 минуты. На выступление тоже 2 минуты (7 мин.)


— —


4 задание Разминка «Соотнеси понятия». Команда получает одновременно с третьим заданием. Выполняют два наиболее слабых человека из команды.


— — — 5 задание «Составь рассказ». (7 мин)
— От каждой команды подойдет капитан, который возьмет задание для своей команды.


— — — — (6 задание)
«Узнай героя». Какая команда быстрее сможет узнать историческую личность по описанию, получит балл.
6мин)



1. В 1880 году был назначен начальником Верховной распорядительной комиссии и министром внутренних дел.
На этом посту был наделен почти неограниченными полномочиями. Его тактикой было сочетание репрессий против революционеров с уступками либеральным кругам.
28 января 1881 года представил Александру II проект реформ государственной власти, так называемую "Конституцию …", подписанию которой помешало убийство императора народовольцами.
Вскоре после воцарения Александра III в знак несогласия с политикой нового императора вышел в отставку (Лорис-Меликов).

2. Вступил в должность военного министра в ноябре 1861 года. Под его руководством проводилась военная реформа в России 60-70-х годов 19 века(Дмитрий Александрович Милютин).

3. Получил прекрасное образование, обладал светлым умом. Был мотором реформы по отмене крепостного права. По его инициативе были созданы редакционные комиссии.(Н,А, Милютин)

4. С апреля 1856 года министр иностранных дел. Его политика была направлена на ликвидацию положений Парижского мирного договора 1856 года. Настаивал на исключительном праве России на выдвижение и защиту ее национальных интересов. (Гончаров)

5. Родился в просвещенной дворянской семье. Учился в Артиллерийском училище в Петербурге. Считается идеологом анархического крыла в народничестве, которое отрицало государство. Выступал против просвещения народных масс. Призывал к стихийному народному бунту.(Бакунин)

6. Родился в небогатой дворянской семье. Учился на юридическом факультете. Но ушел в революцию. Был идеологом заговорщического направления в народничестве.(Ткачев)

7. Родился в богатой дворянской семье, окончил Артиллерийскую академию, преподавал математику в военных учебных заведениях. Сблизился с Чернышевским, стал идеологом народничества. Считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке.(Лавров)

8. С осени 1879 года возглавила "Народную волю". Занималась организационными делами партии, вела пропаганду среди студентов, военных, рабочих.
Участвовала в подготовке покушений на Александра II: под Москвой (ноябрь 1879 года), в Одессе (весна 1880 года), в Петербурге (1 марта 1881 года). Она была арестована 10 марта 1881 года и по процессу первомартовцев приговорена к повешению. Была первой женщиной в России, казненной за политические преступления.(Перовская)

7 задание Выступление “Можно ли назвать реформы 60–70-х годов XIX века великим”.
Учитель отмечает, что история России сложна и многомерна. Многие исторические события являются объектом пристального внимания ученых-историков. Эпоха Александра II исключением не является. До сих пор историки спорят о значимости реформ Александра II. А почему бы нам не поспорить по этой проблеме? Давайте проведем мини-дебаты, где команды ведут спор вокруг четко сформулированного тезиса, который опровергает одна команда и защищает другая.
— Тезис, вокруг которого команды поведут спор “Можно ли назвать реформы 60–70-х годов XIX века великим”.













Третье задание.

Выделите положительные последствия крестьянской реформы для социально-экономического развития страны.


Третье задание.

Выделите отрицательные последствия крестьянской реформы для социально-экономического развития страны.


Пятое задание «Составь рассказ».
Из предложенных слов выберете слова, которые относятся к земской реформе. Составьте рассказ об этой реформе.(2 мин. на выполнение, 2 мин. на рассказ).
— 1. Земства;
2. Сенат;
3. Губернское земское собрание;
4. Строительство школ;
5. Присяжные заседатели;
6. Уездное земское собрание;
7. Устройство больниц;
8. Избирательные курии;
9. Уставные грамоты;
10.Прокурор.
__________________________________________________________________________

Пятое задание «Составь рассказ».
Из предложенных слов выберете слова, которые относятся к судебной реформе. Составьте рассказ об этой реформе.(2 мин. на выполнение, 2 мин. на рассказ).
— 1. Гласность;
2. Всеобщая воинская повинность;
3. Присяжные заседатели;
4. Уставные грамоты;
5. Земское собрание;
6. Бессословность;
7. Состязательность;
8. Строительство школ;
9. Окружной суд;
10.Мировой суд.
_______________________________________________________________________________








Пятое задание «Составь рассказ».
Из предложенных слов выберете слова, которые относятся к крестьянской реформе. Составьте
рассказ об этой реформе.(2 мин. на выполнение, 2 мин. на рассказ).

  • Временнообязанные;
  • Всеобщая воинская повинность;
  • Выкупные платежи;
  • Земское собрание;
  • Лично свободные;
  • Уставные грамоты;
  • Строительство школ;
  • Мировые посредники;
  • Отрезки;
  • Окружной суд.
  • __________________________________________________________________________

    Пятое задание «Составь рассказ».
    Из предложенных слов выберете слова, которые относятся к земской реформе. Составьте рассказ об этой реформе.(2 мин. на выполнение, 2 мин. на рассказ).
    — 11.Земства;
    12.Сенат;
    13.Губернское земское собрание;
    14.Строительство школ;
    15.Присяжные заседатели;
    16.Уездное земское собрание;
    17.Устройство больниц;
    18.Избирательные курии;
    19.Уставные грамоты;
    20.Прокурор.
    __________________________________________________________________________

    Пятое задание «Составь рассказ».
    Из предложенных слов выберете слова, которые относятся к судебной реформе. Составьте рассказ об этой реформе.(2 мин. на выполнение, 2 мин. на рассказ).
    — 11.Гласность;
    12.Всеобщая воинская повинность;
    13.Присяжные заседатели;
    14.Уставные грамоты;
    15.Земское собрание;
    16.Бессословность;
    17.Состязательность;
    18.Строительство школ;
    19.Окружной суд;
    20.Мировой суд.
    _______________________________________________________________________________

    — —


    4 задание
    Соотнеси понятия и определения. Запиши ответ под таблицей без запятых и пропусков.

    Понятия
    Определения
    1. Уставные грамоты
    А. часть земли, которой крестьяне пользовались до реформы 1861 года, отошедшая к помещику
    2. Временнообязанные
    Б. соглашения между крестьянами и помещиками, на основе которых производился раздел земли.
    — 3. Мировые посредники
    В. Крестьяне, обязанные нести прежние повинности, до перехода на выкуп
    4. Отрезки-
    Г. посредники для регулирования земельных споров между крестьянами и помещиками.

    Ответ:______________________________________
    _____________________________________________________________________________


    4 задание
    Соотнеси понятия и определения. Запиши ответ под таблицей без запитых и пропусков

    Понятия
    Определения
    1. Присяжные заседатели
    А. решение присяжных
    2. Вердикт
    Б. сторона обвинения в состязательном судебном процессе.
    — 3. Прокурор
    В. суд по мелким правонарушениям и гражданским делам.
    4. Мировой суд
    Г. выборные представители населения, выносившие в ходе судебного заседания вердикт о виновности

    Ответ_____________________________

    _________________________________________________________________________________________




















    Условия игры
    1. Организаторы и судьи должны обеспечить доброжелательную и спокойную атмосферу игры.
    2. Участники команд не должны нарушать регламент.
    3. За нарушение регламента судьи вправе снимать баллы.
    4.Формулируя свой ответ, участники игры должны вставать.
    — — — Принципы работы судей
    1. Личные убеждения судей не должны влиять на конечный результат игры.
    2. Результаты выносятся на основе аргументов и правильных ответов, используемых каждой командой.
    3. Игру нужно оценивать с двух точек зрения:

    • нужно решить какая команда выиграла на основе убедительных аргументов и правильных ответов;
    • участникам нужно присуждать индивидуальные баллы от 1 до 5.


    Индивидуальные баллы охватывают;

    • активность участника;
    • количество выступлений;
    • грамотность речи;
    • роль в команде данного участника.



    Оценочный лист

    Название конкурса
    «Знаешь ли ты даты»
    «От первого лица»
    «Выдели
    последствия»
    «Соотнеси понятия»
    «Составь рассказ»
    «Узнай
    героя»
    Мини-диспут
    Команда «Эрудитов»







    Команда «Знатоков»






    Критерии оценки:
    1. «Знаешь ли ты даты». Максимальный балл – 3
    «3» — Если команда правильно соотнесла даты и назвала, к какому направлению в жизни общества они относятся.
    «2» — если команда сделала одну ошибку или не смогла сформулировать, к какому направлению в жизни общества они относятся.
    «1» — если команда сделала две ошибки и не смогла сформулировать, к какому направлению в жизни общества они относятся.
    2. «От первого лица». Максимальный балл — 3
    «3» — Если команда сумела передать образ своего героя, а также показать знание исторического материала.
    «2» — если команда не смогла передать образ своего героя, но продемонстрировала знание исторического материала.
    «1» — если команда не смогла передать образ своего героя, и сделала ошибки при изложении исторического материала.
    3. «Выдели последствия». Максимальный балл – 2.
    «2» — если команда продемонстрировала знание исторического материала.
    «1» — если команда сделала ошибки при изложении исторического материала.
    4. «Соотнеси понятия» Максимальный балл – 3
    «3» — Если команда правильно соотнесла понятия;
    «2» — если команда сделала одну ошибку;
    «1» — если команда сделала две ошибки.
    5. «Составь рассказ» Максимальный балл — 3
    «3» — Если команда правильно выделила понятия, составила рассказ, в котором логично использовала все понятия;
    «2» — если команда правильно выделила понятия, но допустила ошибку при составлении рассказа;
    «1» — если команда не смогла выделить понятия, а также допустила ошибки при составлении рассказа.
    6. «Узнай героя» За каждый правильный ответ 1 балл
    7. «Мини-диспут» Максимальный балл- 4
    При оценивании учитывать:
    · Манеру выступления;
    · Приведение убедительных доказательств;
    · Грамотность речи;
    · Ораторские способности, т. е., умение говорить.

    Файлы: Крымская война.ppt
    Размер файла: 673280 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология