Автор конспекта:
Автор(ы): — Костина Елена Анатольевна
Место работы, должность: — МОУ Вознесенская СОШ №1
Регион: — Нижегородская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Все целевые аудитории
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — История
Цель урока: — Задачи урока: Обучающая: — повторить и обобщить знания, полученные в ходе изучения курса «Россия в первой чет-верти XIX века»; Развивающие: -развивать умения учащихся работать в группах; — развивать умение выступать перед публикой; — развивать умение аргументировано и доказательно отстаивать свою точку зрения — развивать умение поиска информации и умение представлять полученную информацию в виде схем, таблиц, презентаций; — развивать умение работы с трудами историков, сравнивать различные точки зрения по одной проблеме; — развивать различные приемы умственной деятельности учащихся. Воспитательная: — воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи; — воспитывать основанное на знаниях, уважительное отношение к своей Родине.
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Краткое описание: — Исторический марафон по теме «Российская империя в период «великих реформ» представляет собой обобщающий урок к разделу, посвященному эпохе правления Александра Второго
Вводное слово учителя: (2 мин) В течение нескольких уроков мы с вами знакомились с предпосылками, ходом проведения и содержанием реформ, проводимых в России во второй половине XIX в. Эти реформы оказали огромное влияние на дальнейшее развитие России. Они заложили основу для ее бурного экономического развития в конце 19 – начала 20 века, но они же создали те многочисленные противоречия, которые во многом предопределили историю России в 20 веке. Сегодня две команды «Знатоков» и «Эрудитов» отправятся в свое турне по России второй половины 19 века. В ходе нашего состязания вы должны выстроить свое отношение к реформам Александра 2, а также показать свои знания той непростой эпохи. В ходе нашего сегодняшнего путешествия победит та команда, которая наберет большее количество баллов. В ходе состязания будут как групповые, так и индивидуальные задания. Судить вас в этой игре будет очень компетентное жюри в составе:
— Итак, мы начинаем наше состязание:
— 1 задание: разминка: «Знаешь ли ты даты?».(5 мин)
— Каждая команда получает по четыре даты (дата-событие). Их нужно соотнести и вывесить на стенд. Кроме этого необходимо назвать к какому направлению в жизни общества относятся эти даты (1 минута на выполнение, две минуты на представление результатов).
— — — 2 задание «От первого лица». (Домашнее задание) Выступить от лица помещика или крестьянин об их отношении к крепостному праву накануне отмены крепостного права (Две минуты на выступление).(5 мин.)
— — 3 Задание. Выделить «Положительные», «Отрицательные» последствия крестьянской реформы для социально-экономического развития страны.
На выполнение этого задания каждая команда получает по 2 минуты. На выступление тоже 2 минуты (7 мин.)
— —
4 задание Разминка «Соотнеси понятия». Команда получает одновременно с третьим заданием. Выполняют два наиболее слабых человека из команды.
— — — 5 задание «Составь рассказ». (7 мин)
— От каждой команды подойдет капитан, который возьмет задание для своей команды.
— — — — (6 задание)
«Узнай героя». Какая команда быстрее сможет узнать историческую личность по описанию, получит балл.
6мин)
1. В 1880 году был назначен начальником Верховной распорядительной комиссии и министром внутренних дел.
На этом посту был наделен почти неограниченными полномочиями. Его тактикой было сочетание репрессий против революционеров с уступками либеральным кругам.
28 января 1881 года представил Александру II проект реформ государственной власти, так называемую "Конституцию …", подписанию которой помешало убийство императора народовольцами.
Вскоре после воцарения Александра III в знак несогласия с политикой нового императора вышел в отставку (Лорис-Меликов).
— 2. Вступил в должность военного министра в ноябре 1861 года. Под его руководством проводилась военная реформа в России 60-70-х годов 19 века(Дмитрий Александрович Милютин).
3. Получил прекрасное образование, обладал светлым умом. Был мотором реформы по отмене крепостного права. По его инициативе были созданы редакционные комиссии.(Н,А, Милютин)
4. С апреля 1856 года министр иностранных дел. Его политика была направлена на ликвидацию положений Парижского мирного договора 1856 года. Настаивал на исключительном праве России на выдвижение и защиту ее национальных интересов. (Гончаров)
5. Родился в просвещенной дворянской семье. Учился в Артиллерийском училище в Петербурге. Считается идеологом анархического крыла в народничестве, которое отрицало государство. Выступал против просвещения народных масс. Призывал к стихийному народному бунту.(Бакунин)
6. Родился в небогатой дворянской семье. Учился на юридическом факультете. Но ушел в революцию. Был идеологом заговорщического направления в народничестве.(Ткачев)
7. Родился в богатой дворянской семье, окончил Артиллерийскую академию, преподавал математику в военных учебных заведениях. Сблизился с Чернышевским, стал идеологом народничества. Считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке.(Лавров)
8. С осени 1879 года возглавила "Народную волю". Занималась организационными делами партии, вела пропаганду среди студентов, военных, рабочих.
Участвовала в подготовке покушений на Александра II: под Москвой (ноябрь 1879 года), в Одессе (весна 1880 года), в Петербурге (1 марта 1881 года). Она была арестована 10 марта 1881 года и по процессу первомартовцев приговорена к повешению. Была первой женщиной в России, казненной за политические преступления.(Перовская)
7 задание Выступление “Можно ли назвать реформы 60–70-х годов XIX века великим”.
Учитель отмечает, что история России сложна и многомерна. Многие исторические события являются объектом пристального внимания ученых-историков. Эпоха Александра II исключением не является. До сих пор историки спорят о значимости реформ Александра II. А почему бы нам не поспорить по этой проблеме? Давайте проведем мини-дебаты, где команды ведут спор вокруг четко сформулированного тезиса, который опровергает одна команда и защищает другая.
— Тезис, вокруг которого команды поведут спор “Можно ли назвать реформы 60–70-х годов XIX века великим”.
Третье задание.
Выделите положительные последствия крестьянской реформы для социально-экономического развития страны.
—
Третье задание.
Выделите отрицательные последствия крестьянской реформы для социально-экономического развития страны.
—
Пятое задание «Составь рассказ».
Из предложенных слов выберете слова, которые относятся к земской реформе. Составьте рассказ об этой реформе.(2 мин. на выполнение, 2 мин. на рассказ).
— 1. Земства;
2. Сенат;
3. Губернское земское собрание;
4. Строительство школ;
5. Присяжные заседатели;
6. Уездное земское собрание;
7. Устройство больниц;
8. Избирательные курии;
9. Уставные грамоты;
10.Прокурор.
__________________________________________________________________________
Пятое задание «Составь рассказ».
Из предложенных слов выберете слова, которые относятся к судебной реформе. Составьте рассказ об этой реформе.(2 мин. на выполнение, 2 мин. на рассказ).
— 1. Гласность;
2. Всеобщая воинская повинность;
3. Присяжные заседатели;
4. Уставные грамоты;
5. Земское собрание;
6. Бессословность;
7. Состязательность;
8. Строительство школ;
9. Окружной суд;
10.Мировой суд.
_______________________________________________________________________________
Пятое задание «Составь рассказ».
Из предложенных слов выберете слова, которые относятся к крестьянской реформе. Составьте
рассказ об этой реформе.(2 мин. на выполнение, 2 мин. на рассказ).
—
— __________________________________________________________________________
Пятое задание «Составь рассказ».
Из предложенных слов выберете слова, которые относятся к земской реформе. Составьте рассказ об этой реформе.(2 мин. на выполнение, 2 мин. на рассказ).
— 11.Земства;
12.Сенат;
13.Губернское земское собрание;
14.Строительство школ;
15.Присяжные заседатели;
16.Уездное земское собрание;
17.Устройство больниц;
18.Избирательные курии;
19.Уставные грамоты;
20.Прокурор.
__________________________________________________________________________
Пятое задание «Составь рассказ».
Из предложенных слов выберете слова, которые относятся к судебной реформе. Составьте рассказ об этой реформе.(2 мин. на выполнение, 2 мин. на рассказ).
— 11.Гласность;
12.Всеобщая воинская повинность;
13.Присяжные заседатели;
14.Уставные грамоты;
15.Земское собрание;
16.Бессословность;
17.Состязательность;
18.Строительство школ;
19.Окружной суд;
20.Мировой суд.
_______________________________________________________________________________
— —
4 задание
Соотнеси понятия и определения. Запиши ответ под таблицей без запятых и пропусков.
Понятия
Определения
1. Уставные грамоты
А. часть земли, которой крестьяне пользовались до реформы 1861 года, отошедшая к помещику
2. Временнообязанные
Б. соглашения между крестьянами и помещиками, на основе которых производился раздел земли.
— 3. Мировые посредники
В. Крестьяне, обязанные нести прежние повинности, до перехода на выкуп
4. Отрезки-
Г. посредники для регулирования земельных споров между крестьянами и помещиками.
Ответ:______________________________________
_____________________________________________________________________________
4 задание
Соотнеси понятия и определения. Запиши ответ под таблицей без запитых и пропусков
Понятия
Определения
1. Присяжные заседатели
А. решение присяжных
2. Вердикт
Б. сторона обвинения в состязательном судебном процессе.
— 3. Прокурор
В. суд по мелким правонарушениям и гражданским делам.
4. Мировой суд
Г. выборные представители населения, выносившие в ходе судебного заседания вердикт о виновности
Ответ_____________________________
_________________________________________________________________________________________
Условия игры
1. Организаторы и судьи должны обеспечить доброжелательную и спокойную атмосферу игры.
— 2. Участники команд не должны нарушать регламент.
— 3. За нарушение регламента судьи вправе снимать баллы.
— 4.Формулируя свой ответ, участники игры должны вставать.
— — — Принципы работы судей
1. Личные убеждения судей не должны влиять на конечный результат игры.
2. Результаты выносятся на основе аргументов и правильных ответов, используемых каждой командой.
3. Игру нужно оценивать с двух точек зрения:
- нужно решить какая команда выиграла на основе убедительных аргументов и правильных ответов;
- участникам нужно присуждать индивидуальные баллы от 1 до 5.
Индивидуальные баллы охватывают;
- активность участника;
- количество выступлений;
- грамотность речи;
- роль в команде данного участника.
Оценочный лист
Название конкурса
«Знаешь ли ты даты»
«От первого лица»
«Выдели
последствия»
«Соотнеси понятия»
«Составь рассказ»
«Узнай
героя»
Мини-диспут
Команда «Эрудитов»
Команда «Знатоков»
Критерии оценки:
1. «Знаешь ли ты даты». Максимальный балл – 3
«3» — Если команда правильно соотнесла даты и назвала, к какому направлению в жизни общества они относятся.
«2» — если команда сделала одну ошибку или не смогла сформулировать, к какому направлению в жизни общества они относятся.
«1» — если команда сделала две ошибки и не смогла сформулировать, к какому направлению в жизни общества они относятся.
2. «От первого лица». Максимальный балл — 3
«3» — Если команда сумела передать образ своего героя, а также показать знание исторического материала.
«2» — если команда не смогла передать образ своего героя, но продемонстрировала знание исторического материала.
«1» — если команда не смогла передать образ своего героя, и сделала ошибки при изложении исторического материала.
3. «Выдели последствия». Максимальный балл – 2.
«2» — если команда продемонстрировала знание исторического материала.
«1» — если команда сделала ошибки при изложении исторического материала.
4. «Соотнеси понятия» Максимальный балл – 3
«3» — Если команда правильно соотнесла понятия;
«2» — если команда сделала одну ошибку;
«1» — если команда сделала две ошибки.
5. «Составь рассказ» Максимальный балл — 3
«3» — Если команда правильно выделила понятия, составила рассказ, в котором логично использовала все понятия;
«2» — если команда правильно выделила понятия, но допустила ошибку при составлении рассказа;
«1» — если команда не смогла выделить понятия, а также допустила ошибки при составлении рассказа.
6. «Узнай героя» За каждый правильный ответ 1 балл
7. «Мини-диспут» Максимальный балл- 4
При оценивании учитывать:
· Манеру выступления;
· Приведение убедительных доказательств;
· Грамотность речи;
· Ораторские способности, т. е., умение говорить.
Файлы: Крымская война.ppt
Размер файла: 673280 байт.