Автор конспекта:
Автор(ы): — Антипина О. В.

Место работы, должность: —

МБОУ Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 2, учитель истории и обществознания

Регион: — Пермский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

подвести учащихся к пониманию причин и значению проведения реформ Солона, обеспечить усвоение понятий «демократия», «реформы», продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 24

Используемые учебники и учебные пособия: —

Вигасин А. А., Годер Г. И., Свеницкая И. С. История древнего мира. М.: Просвещение, 2004.

Используемая методическая литература: — •Андрюсев Б. Е. Опорные конспекты по истории древнего мира: 5 класс: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
•Арасланова О. В. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свиницкой и Ф. А. Михайловского. – М.: ВАКО, 2004.
•Петрович В. Г., Петрович Н. М. Уроки истории. 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
•Северина О. А. История Древнего мира. 5 класс: Поурочное планирование к учебнику А. А. Вигасина. – Волгоград: «Учитель-АСТ», 2003.

Используемое оборудование: —

карта «Древняя Греция», атласы, компьютер, проектор.

Используемые ЦОР: —

Презентация

Краткое описание: —

Тема: Зарождение демократии в Афинах.

Цели: подвести учащихся к пониманию причин и значению проведения реформ Солона, обеспечить усвоение понятий демократия, реформы, продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам.

Основные понятия: демократия, реформы.

Оборудование: карта Древняя Греция, атласы.

Ход урока.

  • Актуализация знаний.

    Карточки.

    Тест.

  • Содержание реформ Солона.

    Рассказ о Солоне.

    Работа с документом.

    Управление в Афинах (схема)

    Работа с терминами.

  • Значение реформы.

  • Домашнее задание. § 30, вопросы.

  • Тема: Зарождение демократии в Афинах.

    Цели: подвести учащихся к пониманию причин и значению проведения реформ Солона, обеспечить усвоение понятий «демократия», «реформы», продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам.

    Основные понятия: демократия, реформы.

    Оборудование: карта «Древняя Греция», атласы.

    Ход урока.

  • Проверка знаний.

    Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как жили древние греки в своих полисах?».

    Для этого вспомни:

    * Что такое полис?

    * Какие черты отличают его?

    * Какие полисы тебе известны?

    * Какие занятия существовали у жителей полиса?

    * Кто управлял им?

    * Чем был недоволен демос?

    Сделай вывод.

    Тест.

    1. Что называется полисом?

    а) город-государство в Древней Греции;

    б) город в Древней Греции;

    в) название органа управления городом.

    2. Как назывался Совет знати в Афинах?

    а) ареопаг;

    б) демос;

    в) полис.

    3. Как по-гречески назывался простой народ?

    а) илоты; б) полис; в) демос.

    4. Девять правителей Афин, ежегодно избиравшиеся жребием:

    а) стратеги;

    б) архонты;

    в) Народное собрание.

    5. Кто в Афинском государстве платил налог за право жить в этом полисе?

    а) рабы;

    б) граждане Афин;

    в) купцы-переселенцы.

    6. Холм в Афинах, гдe находились главные храмы города:

    а) Акрополь;

    б) Агора;

    в) Академия.

  • Содержание реформ Солона.

    Рассказ о Солоне.

    Итак, мы познакомились с жизнью людей в древнегреческих полисах. Знаем, что демос добивался права участвовать в управлении Афинами и требовал отменить долговое рабство и переделить землю. Для того, чтобы изменить эту опасную обстановку в стране, знать и демос в 594 г до н. э. сообща избрали архонтом Солона. Он начал осуществлять преобразования в стране, или реформы.

    Задача для учащuxся: Какие реформы осуществил Солон в Древних Афинах?

    Солон принадлежал к знатному роду Медонтидов, из которого вышли афинские цари. Этот государственный деятель богатством не обладал, принадлежал к слою граждан со средним достатком (разные источники по-разному трактуют этот факт). Возможно, не пренебрегал торговой деятельностью. Среди человеческих качеств, отмеченных у Солона, главным было – любознательность. Он был не видным политическим деятелем, но и мудрецом и поэтом. Он говорил о себе так: «Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь». Кроме того, он был убежден, что честное имя дороже денег, и так писал в одном стихотворении:

    Также стремлюсь я богатство иметь, но владеть им нечестно

    Я не хочу: наконец, Правда ведь все же придет.

    Особенно прославился Солон во время борьбы афинян с соседним городом Мегарами за остров Саламин. Вначале афиняне потерпели поражение, и на Саламине расположился военный отряд мегарцев. Саламин закрывал вход кораблям в афинскую гавань, но аристократам не нужна была морская торговля. Желая, чтобы о неудаче поскорее забыли, правители запретили под страхом смерти даже упоминать название острова.

    Тогда Солон прикинулся сумасшедшим и прочел толпе народа свое новое стихотворение, в котором много раз повторялось запрещенное название острова.

    Впоследствии Солон сам лично возглавил борьбу добровольцев за этот остров и добился победы.

    • Какими качествами обладал Солон?

    • Из какого социального слоя он происходил?

      Работа с документом.

      6. Взяв дела в свои руки, Солон освободил народ и в текущий момент, и на будущее время… Затем он издал законы и произвел отмену долгов, как частных, так и государственных.

      7. Государственный строй, который установил Солон, и законы, которые он издал, были новые; законы же Драконта перестали применять, за исключением законов об убийствах.

      Солон установил эти законы на сто лет и дал государству следующее устройство. На основании оценки имущества он ввел разделение на четыре класса… на пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов. (Все классы были гражданами, имеющими собственность)… Каждому классу он представил должность сообразно с величиной имущественной оценки…

      8. Высшие должности Солон сделал избирательными по жребию. Далее, он учредил Совет четырехсот,… а совету ареопагитов назначил охранять законы…

      9. … Вот какие три пункта в Солоновском государственном устройстве являются наиболее демократичными: первое и самое важное – отмена личной кабалы… далее – предоставление всякому желающему выступать истцом за потерпевших обиду; третье – апелляция к народному суду. И действительно, раз народ участвует в голосовании, он становится властелином государства.

      10. …Но раньше законодательства он произвел отмену долгов, а после всего этого увеличение мер, весов и монеты.

    • Чьи законы отменил Солон?

    • Как в законах Солона решали вопрос о долгах населения?

    • На какие четыре группы разделил население Солон?

    • Какие права Солон дал каждой группе?

    • Какое это имело значение?

    • Какой новый орган власти создал Солон?

    • Чем занимался совет ареопагитов?

    • Почему в документе народ назван властелином государства?

      Управление в Афинах

  • Ареопаг

    Совет знати

    9 архонтов

    Зарождение демократии в Афинах

    Избирались на 10 лет, а затем ежегодно

    Зарождение демократии в Афинах

    Зарождение демократии в Афинах

    Знать Демос

    Ареопаг

    Зарождение демократии в Афинах

    Зарождение демократии в Афинах

    9 архонтов

    Зарождение демократии в Афинах

    Зарождение демократии в Афинах

    Зарождение демократии в Афинах

    Народное собрание

    Народный суд Стратеги Совет пятисот

    Граждане – свободные жители Афин.

    Народное собрание – орган, который решал важные государственные дела, в его работе участвовали все граждане Афин.

  • Значение реформы.

    - Какое значение имели реформы Солона в Афинах?

  • Домашнее задание. § 30, вопросы.

  • Файлы: Культура Руси I X – начала XIII в. Зарождение русской цивилизации..docx
    Размер файла: 20409 байт.

    Рубрики: История Метки:,
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология