Автор конспекта:
Автор(ы): — Антипина О. В.
Место работы, должность: —
МБОУ Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 2, учитель истории и обществознания
Регион: — Пермский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — История
Цель урока: —
подвести учащихся к пониманию причин и значению проведения реформ Солона, обеспечить усвоение понятий «демократия», «реформы», продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 24
Используемые учебники и учебные пособия: —
Вигасин А. А., Годер Г. И., Свеницкая И. С. История древнего мира. М.: Просвещение, 2004.
Используемая методическая литература: — •Андрюсев Б. Е. Опорные конспекты по истории древнего мира: 5 класс: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
•Арасланова О. В. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свиницкой и Ф. А. Михайловского. – М.: ВАКО, 2004.
•Петрович В. Г., Петрович Н. М. Уроки истории. 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
•Северина О. А. История Древнего мира. 5 класс: Поурочное планирование к учебнику А. А. Вигасина. – Волгоград: «Учитель-АСТ», 2003.
Используемое оборудование: —
карта «Древняя Греция», атласы, компьютер, проектор.
Используемые ЦОР: —
Презентация
Краткое описание: —
Тема: Зарождение демократии в Афинах.
Цели: подвести учащихся к пониманию причин и значению проведения реформ Солона, обеспечить усвоение понятий демократия, реформы, продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам.
Основные понятия: демократия, реформы.
Оборудование: карта Древняя Греция, атласы.
Ход урока.
Актуализация знаний.
Карточки.
Тест.
Содержание реформ Солона.
Рассказ о Солоне.
Работа с документом.
Управление в Афинах (схема)
Работа с терминами.
Значение реформы.
Домашнее задание. § 30, вопросы.
Тема: Зарождение демократии в Афинах.
Цели: подвести учащихся к пониманию причин и значению проведения реформ Солона, обеспечить усвоение понятий «демократия», «реформы», продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам.
Основные понятия: демократия, реформы.
Оборудование: карта «Древняя Греция», атласы.
Ход урока.
Проверка знаний.
Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как жили древние греки в своих полисах?».
Для этого вспомни:
* Что такое полис?
* Какие черты отличают его?
* Какие полисы тебе известны?
* Какие занятия существовали у жителей полиса?
* Кто управлял им?
* Чем был недоволен демос?
Сделай вывод.
Тест.
1. Что называется полисом?
а) город-государство в Древней Греции;
б) город в Древней Греции;
в) название органа управления городом.
2. Как назывался Совет знати в Афинах?
а) ареопаг;
б) демос;
в) полис.
3. Как по-гречески назывался простой народ?
а) илоты; б) полис; в) демос.
4. Девять правителей Афин, ежегодно избиравшиеся жребием:
а) стратеги;
б) архонты;
в) Народное собрание.
5. Кто в Афинском государстве платил налог за право жить в этом полисе?
а) рабы;
б) граждане Афин;
в) купцы-переселенцы.
6. Холм в Афинах, гдe находились главные храмы города:
а) Акрополь;
б) Агора;
в) Академия.
Содержание реформ Солона.
Рассказ о Солоне.
Итак, мы познакомились с жизнью людей в древнегреческих полисах. Знаем, что демос добивался права участвовать в управлении Афинами и требовал отменить долговое рабство и переделить землю. Для того, чтобы изменить эту опасную обстановку в стране, знать и демос в 594 г до н. э. сообща избрали архонтом Солона. Он начал осуществлять преобразования в стране, или реформы.
Задача для учащuxся: Какие реформы осуществил Солон в Древних Афинах?
Солон принадлежал к знатному роду Медонтидов, из которого вышли афинские цари. Этот государственный деятель богатством не обладал, принадлежал к слою граждан со средним достатком (разные источники по-разному трактуют этот факт). Возможно, не пренебрегал торговой деятельностью. Среди человеческих качеств, отмеченных у Солона, главным было – любознательность. Он был не видным политическим деятелем, но и мудрецом и поэтом. Он говорил о себе так: «Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь». Кроме того, он был убежден, что честное имя дороже денег, и так писал в одном стихотворении:
Также стремлюсь я богатство иметь, но владеть им нечестно
Я не хочу: наконец, Правда ведь все же придет.
Особенно прославился Солон во время борьбы афинян с соседним городом Мегарами за остров Саламин. Вначале афиняне потерпели поражение, и на Саламине расположился военный отряд мегарцев. Саламин закрывал вход кораблям в афинскую гавань, но аристократам не нужна была морская торговля. Желая, чтобы о неудаче поскорее забыли, правители запретили под страхом смерти даже упоминать название острова.
Тогда Солон прикинулся сумасшедшим и прочел толпе народа свое новое стихотворение, в котором много раз повторялось запрещенное название острова.
Впоследствии Солон сам лично возглавил борьбу добровольцев за этот остров и добился победы.
-
Какими качествами обладал Солон?
-
Из какого социального слоя он происходил?
Работа с документом.
6. Взяв дела в свои руки, Солон освободил народ и в текущий момент, и на будущее время… Затем он издал законы и произвел отмену долгов, как частных, так и государственных.
7. Государственный строй, который установил Солон, и законы, которые он издал, были новые; законы же Драконта перестали применять, за исключением законов об убийствах.
Солон установил эти законы на сто лет и дал государству следующее устройство. На основании оценки имущества он ввел разделение на четыре класса… на пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов. (Все классы были гражданами, имеющими собственность)… Каждому классу он представил должность сообразно с величиной имущественной оценки…
8. Высшие должности Солон сделал избирательными по жребию. Далее, он учредил Совет четырехсот,… а совету ареопагитов назначил охранять законы…
9. … Вот какие три пункта в Солоновском государственном устройстве являются наиболее демократичными: первое и самое важное – отмена личной кабалы… далее – предоставление всякому желающему выступать истцом за потерпевших обиду; третье – апелляция к народному суду. И действительно, раз народ участвует в голосовании, он становится властелином государства.
10. …Но раньше законодательства он произвел отмену долгов, а после всего этого увеличение мер, весов и монеты.
-
Чьи законы отменил Солон?
-
Как в законах Солона решали вопрос о долгах населения?
-
На какие четыре группы разделил население Солон?
-
Какие права Солон дал каждой группе?
-
Какое это имело значение?
-
Какой новый орган власти создал Солон?
-
Чем занимался совет ареопагитов?
-
Почему в документе народ назван властелином государства?
Управление в Афинах
Ареопаг
Совет знати
9 архонтов
Избирались на 10 лет, а затем ежегодно
Знать Демос
Ареопаг
9 архонтов
Народное собрание
Народный суд Стратеги Совет пятисот
Граждане – свободные жители Афин.
Народное собрание – орган, который решал важные государственные дела, в его работе участвовали все граждане Афин.
Значение реформы.
- Какое значение имели реформы Солона в Афинах?
Домашнее задание. § 30, вопросы.
Файлы: Культура Руси I X – начала XIII в. Зарождение русской цивилизации..docx
Размер файла: 20409 байт.