Автор конспекта:
Автор(ы): — Толстогузова Олеся Валерьевна

Место работы, должность: — Казанский Федеральный Университет, студентка

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — все уровни образования

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

ЦЕЛИ УРОКА:

1) Образовательные:

— продолжить формирование представлений и знаний по теме «Древняя Греция»;

— углубить знания учащихся об античной демократии и рассказать о расцвете демократии в правление Перикла;

— обеспечить усвоение понятий: демократия, стратеги, совет 500, гелиэя, остракизм;

— подвести учащихся к пониманию важности такого явления как демократия.

2) Развивающие:

— продолжить формирование умений работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы;

— способствовать развитию красивой речи детей, умению выражать свои мысли.

3) Воспитательные:

— формирование у детей патриотизма;

— воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, умения различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки;

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

Андреевская, Белкин, Ванина: История Древнего мира. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений

Используемая методическая литература: —

Андюсев Б.Е. Опорные конспекты по истории древнего мира: 5 класс. Пособие для учителя

Используемое оборудование: —

— настенная карта «Древняя Греция», компьютер, проектор, экран, учебник

Краткое описание: — План-конспект урока для учеников 5 класса.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:демократия, стратеги, совет 500, гелиэя, остракизм, народное собрание.

Ход урока:

План изучения материала

Деятельность учителя

Познавательная деятельность учащихся

I этап

Организционная часть( проверить готовность детей к уроку (чтобы были учебники и тетради на партах)приветствие, проверка посещаемости, назначение дежурных) – 5 минут.

«Здравствуйте, ребята!!! На прошлом уроке мы с Вами изучили жизнь в Древнегреческом полисе, а именно какие права были у граждан, кто мог стать гражданином, как воспитывали детей, и как жили рабы в Древней Греции. Сегодня на уроке мы проверим домашнее задание и изучим новую тему, которая посвящена дальнейшему изучению Древней Греции».

II этап

Проверка домашнего задания

Вам было задано прочитать §29 «Греческий полис и его жители», ответить на вопросы после параграфа , и выучить новые слова.

1) Устный фронтальный разбор:

А) Ребята, расскажите мне пожалуйста про гражданство в полисах Греции.

Б) Какие права имел гражданин?

В) Что Вы можете сказать о положении рабов в Греции?

2) Работа по карточке

Карточка представлена в приложении №1.

Дети отвечают на вопросы:

А)Только мужчины, с 18 лет, те, чьи родители оба являются гражданами своего полиса.

Б) Право собственности на землю, участие в Народном собрании, защищать свою родину.

В) Оно было очень тяжелым. Их продавали и покупали. Они выполняли всю самую грязную работу.

Один учащийся отвечает на вопросы в карточке перед одноклассниками, самостоятельно подготовившись.

III этап

Хозяйственная жизнь Афин после греко-персидских войн

Государственное управление в Афинах

Деятельность Перикла

Изучение нового материала.

«Ребята, кто это? Показываю на портрет Медведева. В этом году мы будем выбирать нового президента страны. Кто будет его избирать? Представьте такую ситуацию (обрисовывает ситуацию, при которой к власти при попустительстве народа приходит сатрап со всеми вытекающими последствиями ). Кто будет в этом виноват? У нас демократическое государство, потому что выбирает народ. В каком государстве Древнего мира был похожий порядок управления? Итак, тема нашего сегодняшнего урока – Афинская демократия при Перикле (записать в тетрадь). Слайд №1

Если Вы еще не забыли, Афины одержали победу над персами в греко-персидской войне, и после этой победы Афины достигли невероятной известности. В город стали съезжаться лучшие мастера и ремесленники со всего мира. Существовал целый район в Афинах, где жили только одни гончары. Слайд №2

Ремесленники широко использовали труд рабов в своих мастерских. Как вы думаете, это было выгодно ремесленникам?

Конечно выгодно! Также приезжало очень много купцов. Вы знаете кто такие купцы?

Купцы продавали и покупали, товаров было много, это и финики, и оливки и многое другое, но одним из самых ценных товаров по-прежнему оставались рабы.

Давайте поговорим об управлении в Афинах!

В Афинах было 10 полководцев- стратегов, которые избирались на Народном собрании. Их основными функциями были:

1) Набор в войско;

2) Командование войсками;

3) Распоряжение военной добычей.

Слайд№3

Стратеги – это наиболее влиятельные граждане.

Вспомним, что за орган Народное собрание? В Народном собрании принимал участие любой гражданин Греции, достигший 20 лет. Оно собиралось через 9-10 дней, то есть примерно 40 раз в год.

Слайд №4

Функции народного собрания:

1) Выбирало стратега;

2) Принимало законы;

3) Объявляло войну;

4) Утверждало законы;

5) Управляло казной.

Слайд №5,6

как принимались законы?

Закон 3 раза обсуждался на Народном собрании. Затем создавалась специальная Комиссия для принятия закона. Обсуждение закона было как судебное заседание. Высказывались за и против. Если большинство было за, то закон принимали.

Совет 500 (буле)– орган для решения текущих дел в полисе. Слайд №7 Заботился о военной обороне, вел дипломатические переговоры, распоряжался финансами. Полностью отчитывался перед народным собранием. Орган входящий в народное собрание.

Гелиэя– народный суд. Судьей мог стать каждый афинянин , достигший 30 лет. Суд руководствовался существующими законами. Если закона не было, то судили по совести. Судебных процессов было очень много!

Перикл ввёл плату членам Г. — гелиастам. Г. состояла из 6000 членов, избиравшихся из числа всех граждан, достигших 30 лет. Г. рассматривала как частные, так и государственные дела, контролировала деятельность высших должностных лиц, утверждала законы, принятые народным собранием. Решения Г. принимались большинством голосов, приговоры были безапелляционны.

Слайд №8

Давайте разберемся, что такое остракизм?

Слайд №9,№10,№11.

1 раз в год убирали опасного, по мнению граждан, для демократии Афин человека. Так был изгнан Фемистокл.

Изгнанные (обычно на 10 лет) не лишались прав гражданства и собственности, которая во время их отсутствия оставалась в неприкосновенности. Случаев применения О. было немного. О. были подвергнуты, в частности, Аристид (483—482), Фемистокл (471), философ Дамон (учитель Перикла, 443). К 417 до н. э. относится последний известный случай О. (по отношению к вождю афинского демоса Гиперболу).

Слайд №12

Перикл родился около 495 года до н. э. в деме Холарг к северу от Афин. Его отцом был афинский политический деятель и полководец Ксантипп. Мать принадлежала к аристократическому роду Алкмеонидов. Перикл получил разностороннее образование. С начала политической деятельности Перикл примкнул к возглавлявшимся Эфиальтом средним слоям рабовладельческой демократии, заинтересованным в росте морского могущества Афин, расширении их торговых связей.

Слайд№13,14,15

После гибели Эфиальта Перикл возглавил афинских демократов, а с 443 г. до н. э. стал во главе афинского государства по 428 г.до н.э.. С именем Перикла связаны законодательные мероприятия, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государственного строя: фактическая отмена имущественного ценза и замена голосования жеребьёвкой при избрании большинства должностных лиц, введение оплаты должностным лицам.

При Перикле был создан специальный фонд для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра (так называемый теорикон); велось строительство общественных зданий (Парфенон, Пропилеи, Одеон), дававшее работу многим гражданам; осуществлялся вывод бедноты в так называемые клерухии (поселения). Все эти мероприятия, однако, проводились в интересах лишь полноправных граждан. Слайд №16,17,18

Перикл ввел оплату для членов Совета пятисот, стратегов и судей трибунала гелиастов. Также оплачивается деятельность граждан, участвующих в многочисленных празднествах республики.

Но Перикл никогда не соглашался установить вознаграждение за участие в Народном собрании. Он расценивал это как долг гражданина.

Учащиеся отвечают на вопросы и записывают тему урока в тетрадь.

Ответить на вопрос

Ответить на вопрос

Записать в тетрадь.

Ответить на вопрос

Записать в тетрадь.

Записать в тетрадь.

Списать определение

Записать определение в тетрадь

IV этап

Закрепление изученного материала.

«Беседа по вопросам.

слайд №19

— Каковы различия в управлении в Афинах и Древнем Египте?

— Можно ли считать Афинское государство образцовым?

Выводы:

Таким образом, хозяйство Афин процветало. Развивалась демократия. Перикл был очень опытным и умным стратегом. В период его нахождения у власти было построено множество храмов и других сооружений.

Ответы:

Дети дают развернутые ответы на заданные вопросы.

В Древнем Египте существовала так называемая деспотия, отличительным признаком которой являлась централизация управления и обоготворение царя с целью укрепления его верховной власти. В Древних Афинах существовала система коллективного решения государственных вопросов, хоть и не для всех жителей государства. Должность первого стратега была выборной

Нет, нельзя, так как правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, рабы, метеки их не имели. Кроме того, Афины грабили своих союзников по морскому союзу.

V этап

Задание на дом: слайд №20

§30, читать, ответить на вопросы после параграфа на стр.161

Дети записывают домашнее задание в дневники

VI этап

Итоги урока

1) Заключительное слово учителя.

Ребята, вот мы с Вами изучили развитие демократии при Перикле.

2) Оценка учебной деятельности учащихся.

Файлы: Афинская демократия.ppt
Размер файла: 1983488 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология