Автор конспекта:
Автор(ы): — Осипенко Валентина Петровна

Место работы, должность: —

МОУ " Евпраксинская ООШ", учитель истории и обществознания

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Познакомить с историей Олимпийских игр в Древней Греции, спортивными традициями, сравнить с современными Олимпийскими играми

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 14

Используемые учебники и учебные пособия: —

Вигасин " История древнего мира"

Используемое оборудование: —

историческая карта " Древняя Греция", раздаточный материал

Используемые ЦОР: —

компьютер, проектор, экран, презентация в Power Point

Краткое описание: —

Учащиеся, работая с учебником, документами, иллюстрациями ( изображения видов спортивных состязаний на древнегреческих вазах, состязания на колесницах ), просматривая презентацию, сравнивают игры в Древней Греции с современными играми, выделяя общие черты и особенности

Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка и повторение изученного.
Вопросы учащимся:
1. Объясните, почему греки покидали родину?
2. Что такое «колония»?
3. Где греки основывали новые колонии?
4. Какие товары вывозили из Греции?
5. Какие товары греки привозили из других стран?
6. Иногда греки выкрашивали в синий цвет борта корабля, его паруса и снасти. Как вы думаете, почему они это делали?
7. Вспомните историю про царя Скила? Как и почему он погиб?
8. Как греки называли свою родину и греческий народ?
3.Подготовка к восприятию нового материала.
Это событие играло важную роль в истории Древней Греции. Когда оно случалось, то прекращались все войны и столкновения. Для участия в этом мероприятии съезжались жители всей Греции. Посвящалось это событие главному богу древних греков – Зевсу и проходило у храма, построенного в его честь. Наследие древних греков использует и нынешнее поколение людей: это событие связано со спортивными состязаниями, проходит 1 раз в 4 года, а в 2014 году это грандиозное событие пройдёт в нашей стране в городе Сочи. Какова же тема нашего урока?
Да, ребята , сегодня мы поговорим об Олимпийских играх. Традиция проводить Олимпийские игры сохранилась и в наше время.
Задание. Сравните Олимпийские игры в Древней Греции с современными Олимпийскими играми. Чем они отличаются?
Вы уже знаете о том, что где бы не жили греки, у них был один язык, письменность, религия. Боги древних греков жили на священной горе Олимп. В честь них и устраивались Олимпийские игры. А как они проходили? Когда были самые первые игры? Кто в них участвовал? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем уроке.
4.Изучение нового материала. Запись темы урока.
В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: “Все – в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”. В Олимпию, расположенную в Южной Греции, съезжались сотни участников и тысячи зрителей изо всех полисов Греции, включая колонии. Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. (запись в тетради). От этой даты греки вели своё летоисчисление. Но что же послужило причиной их появления?
Задание № 1
Вам, ребята, необходимо прочитать фрагмент мифа (Приложение 1), рассказывающего об истории возникновения Олимпийских игр. Выделите причины их появления.
Фрагмент мифа.
В древние времена миром правил отец Зевса бог Крон. Его супругой была богиня Рея. Крону предсказали, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у Реи рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Уже пятерых проглотил жестокий отец. Но вот у Реи родился младший сын — Зевс. Боясь потерять и его, мать подала Крону не ребенка, а завернутый в пеленки продолговатый Камень. Не заметив обмана, Крон проглотил камень. И когда Зевс возмужал, он опоил отца волшебным зельем, благодаря которому Крон изрыгнул проглоченных им детей богов. Затем между ними и их отцом Кроном началась упорная борьба за власть. Одержав победу, Зевс в память о ней повелел устраивать состязания атлетов на земле Олимпии.
Причины появления игр мы выяснили. А кто же был их участником?
В состязаниях могли принимать участие все свободные греки. Однако женщинам запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц. Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник.
Рассказывали, что одна смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в восторге бросилась к нему, и все поняли, что она женщина…
Как вы думаете, что произошло с этой женщиной? Несчастную должны были казнить, но из уважения к её сыну – победителю помиловали.
Почти за год до начала Олимпийских игр все участники обязаны были приступить к тренировкам в своём родном городе. День за днём 10 месяцев подряд неустанно упражнялись атлеты. А ровно за месяц до открытия игр им надлежало прибыть в Южную Грецию и поблизости от Олимпии продолжить подготовку. Участниками игр обычно становились зажиточные люди, бедняки же не могли тренироваться долгими месяцами.
А теперь подошло время выяснить, как Олимпийские игры проходили.
Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней.
В первый день атлеты приносили жертвы богам и давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения. Следующие три дня отводились состязаниям. В последний пятый день, подводились итоги и награждались победители.
Большинство состязаний проходило на стадионе. Места зрители занимали с ночи. Однажды какой – то старик опоздал и никак не мог найти себе место. Казалось, его никто не замечал. Но вот он приблизился к той части стадиона, где сидели спартанцы. Все они дружно встали, чтобы уступить место пожилому человеку. И тут весь стадион стал аплодировать спартанцам. Старик же произнёс: “Все греки знают правила приличия, но следуют им только спартанцы”.
Как вы можете прокомментировать этот факт?
Мы уже с вами выяснили, что игры продолжались 5 дней, проходили они на стадионе , места зрители занимали с ночи, а какие же состязания устраивали древние греки?
Задание№ 2. Рассмотрите внимательно изображения древнегреческих ваз и определите, какие виды состязаний были на Древних Олимпийских играх.
Учащиеся рассматривают карточки с изображениями древнегреческих ваз и записывают в рабочей тетради свои варианты.
( Пятиборье: бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба, кулачный бой, бег с оружием и гонки на колесницах)
Гонки на колесницах проходили на ипподроме.
Задание № 3. Прочитайте в учебнике на странице 152 о гонках на колеснице и ответьте на вопросы:
1.Почему в гонках могли участвовать только богатые люди?
2.Почему гонки на колесницах были одним из самых опасных видов соревнований?
Задание№4. Рассмотрите иллюстрацию на странице 153 и опишите, как проходили гонки на колесницах.
В пятый заключительный день перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нём лежали награды.
Как вы думаете какие? Ученики делают предположения.
Победители один за другим подходили к главному судье и получали заслуженные награды. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город, а зрители восторженно кричали: “Слава победителю!” На родине победителя ставили статую. О многих героях олимпийских игр ходили легенды.
Задание №5. Прочитайте на странице 153 о легендарных атлетах. Назовите их имена и объясните, чем они прославились.
5.Закрепление изученного.
Проверка опережающего задания.
Вот и подходит к концу наше с вами знакомство с историей олимпийского движения. Чем же современные Олимпийские игры отличаются от игр в Древней Греции?
1. Кому посвящались олимпийские игры?
2. Сколько времени атлеты готовились к играм?
3. По каким видам спорта проводились соревнования в Древней Греции?
4. Как греки поздравляли победителей?
Решите задачу: Древний писатель рассказывал, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх.
Какой обычай нарушили спартанцы? (Во время игр нельзя было воевать.)
Во скольких Олимпийских играх им не разрешили участвовать? (Спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских играх (20:4=5).)
6. Подведение итогов урока.
Ребята , вот и подошло время окончания нашего знакомства с олимпийскими играми. Я благодарю вас за активную работу на уроке.
Домашнее задание. Написать рассказ от лица участника или зрителя Олимпийских игр

Файлы: Греции.pptx
Размер файла: 1252625 байт.

Рубрики: История Метки:,
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология