Автор конспекта:
Автор(ы): — Трофимова Нина Леонтьевна

Место работы, должность: — МБОУ «Гимназия № 8″ г. Энгельс, учитель русского языка и литературы

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Тьютор
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Обобщить полученные знания по пьесе М.Горького «На дне»; осуществить контроль знаний учащихся, способствовать творческому подходу в применении полученной информации.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 24

Используемые учебники и учебные пособия: —

Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч.1/Л.А.Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М.Турков и др.; Сост. Е.П.Пронина; Под ред. В.П. Журавлева.-М.: Просвещение, 2010.

Используемое оборудование: —

Оформление кабинета:

на доске записана тема урока, рядом расположены портреты М.Горького.

На столе книги М.Горького «Мать», «Враги», «На дне», «Литературные портреты», «Рассказы М.Горького» и др., а также находятся различные предметы, характеризующие героев пьесы: книга В.Шекспира «Гамлет» — Актёра; ёлочки – Наташу; лампочка – Луку; хлеб – Анну; 7 рублей или костыль – Костылёва; пельмени – Квашню; пепел – Пепла; книга «Роковая любовь» — Настю; змея – Василису; молоток или отвёртка – Клеща; кофе со сливками – Барона; карты или словарь иностранных слов – Сатина; шапка – Бубнова;

технологические карты; листы с цитатами; аудиозапись музыкальной композиции «Шторм» в исполнении Ванессы Мэй.

Краткое описание: — Обычный урок, рассчитанный на творчество учащихся и закрепление изученной темы.

Сценарий урока: театральные постановки-миниатюры (можно приготовить театральные программки). Учащиеся делятся на 3 команды.

Ход урока.

Вступительное слово учителя или консультанта о подведении итогов изученного по пьесе М.Горького «На дне».

1-ое действие, 1-ый акт: Представление сцен из пьесы (2-3)на 2-3мин. – по 5 баллов.

«Ночлежка и её обитатели»: «Хозяева жизни», «Люди солнца».

2-ое действие,1-ый акт.

Конкурс риторов (Кто из героев пьесы, по вашему мнению, удостоен выйти к солнцу, а кто нет? Почему? (1-2 мин.)

1-ый консультант: история создания пьесы «На дне»

2-й консультант. Давайте познакомимся поближе с обитателями ночлежки и их хозяевами.

Комментарий. Главная задача следующего действия: обнаружить причины, по которым люди попали в ночлежку. Распределить по группам: «Хозяева жизни», «Люди тьмы», «Люди солнца».

2-й акт. Ученик выбирает задания с вопросами о героях, даёт характеристику герою (Анна, Клещу и другим). Учащиеся отвечают как по желанию, так и по вызову «консультанта» (по обстановке). Так будут представлены: Костылёв, Василиса, Медведев, Квашня, Пепел, Анна, Клещ, Бубнов, Наташа, Барон. Настя, Актёр.

3-й акт.

Работа с текстом.

Так представляются герои ночлежки. Технологические карты можно разложить по группам: «Хозяева жизни», «Люди солнца», «Люди тьмы». После представления каждой группы героев ей даётся соответствующее название.

Консультант. Первое действие завершено. Прослушайте отрывок из композиции «Шторм» в исполнении В.Мэй.

2-ое действие,1-ый акт. «Теоретические вопросы».

Теоретический блок:

Комментарий. Учащимся предлагаются вопросы к творчеству М.Горького.

  • Назовите одну из пьес М.Горького, написанную в период с 1901 по 1906 год. («Враги», «Варвары» и т.п.).
  • Назовите уничтоженную поэму молодого М.Горького. («Песнь старого дуба»).
  • Труды каких философов изучал М.Горький (Платона, Спинозы, Фрейда и др.).
  • Кто был лучшим другом и помощником М.Горького (Е.П. Волжина).
  • Как назывался первый рассказ А.Пешкова, напечатанный под псевдонимом М.Горький? («Макар Чудра»).
  • Что назвал М.Горький «экспериментом на живом теле России»? (Революцию 1917 года).
  • 3-е действие,1-ый акт:

    Вопросы на знание литературоведческих терминов.

    а) учащиеся должны ответить, что такое:

    • полилог, монолог, диалог;
    • сюжет;
    • символизм;
    • псевдоним;
    • портрет;
    • притча

    2-ой акт:

    б) вопросы на знание текста (по цитатам):

    • Хоть немножко пожить бы, коли там муки не будет. (Анна);
    • Я – рабочий человек. (Клещ);
    • Дважды убить нельзя. (Сатин);
    • Любить живых надо. (Лука);
    • Я – хозяин! (Костылёв);
    • Я уже ничего не жду. Всё уже было! (Барон);
    • Я свободная женщина. (Квашня);
    • Без имени нет человека. (Актёр);
    • Мой организм отравлен алкоголем. (Актёр);
    • Ложь – религия рабов и хозяев. (Сатин);
    • Жалеть человека надо. (Лука).

    4-ое действие, 1-ый акт:

    Дискуссия «Лука и Сатин».

    Комментарий. Если класс хорошо подготовлен, в начале урока несколько учащихся получают задание создать компьютерную презентацию (программа PowerPoint) об этих героях пьесы. Если же класс со средней подготовкой, то это задание может быть домашним.

    Представление и защита презентаций.

    5-ое действие, 1-ый акт. Дискуссия по заданным проблемам и сочинение-рассуждение на 7-10 мин:

  • Что дороже: истина или сострадание?
  • Что важнее: правда или ложь?
  • Будущее для одного из обитателей ночлежки.

    Итог урока.

    Слово учителя: Спасибо за работу. Оценки за письменное задание узнаете на следующем уроке, а самые активные участники получают «5», остальные – «4».

    Домашнее задание. Внеклассное чтение. М.Горький. Литературные портреты (О Сергее Есенине).

    Файлы: Горький На дне.doc
    Размер файла: 38912 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология