Автор конспекта:
Автор(ы): — Трофимова Нина Леонтьевна
Место работы, должность: — МБОУ «Гимназия № 8″ г. Энгельс, учитель русского языка и литературы
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Тьютор
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
Обобщить полученные знания по пьесе М.Горького «На дне»; осуществить контроль знаний учащихся, способствовать творческому подходу в применении полученной информации.
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 24
Используемые учебники и учебные пособия: —
Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч.1/Л.А.Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М.Турков и др.; Сост. Е.П.Пронина; Под ред. В.П. Журавлева.-М.: Просвещение, 2010.
Используемое оборудование: —
Оформление кабинета:
на доске записана тема урока, рядом расположены портреты М.Горького.
На столе книги М.Горького «Мать», «Враги», «На дне», «Литературные портреты», «Рассказы М.Горького» и др., а также находятся различные предметы, характеризующие героев пьесы: книга В.Шекспира «Гамлет» — Актёра; ёлочки – Наташу; лампочка – Луку; хлеб – Анну; 7 рублей или костыль – Костылёва; пельмени – Квашню; пепел – Пепла; книга «Роковая любовь» — Настю; змея – Василису; молоток или отвёртка – Клеща; кофе со сливками – Барона; карты или словарь иностранных слов – Сатина; шапка – Бубнова;
технологические карты; листы с цитатами; аудиозапись музыкальной композиции «Шторм» в исполнении Ванессы Мэй.
Краткое описание: — Обычный урок, рассчитанный на творчество учащихся и закрепление изученной темы.
Сценарий урока: театральные постановки-миниатюры (можно приготовить театральные программки). Учащиеся делятся на 3 команды.
Ход урока.
Вступительное слово учителя или консультанта о подведении итогов изученного по пьесе М.Горького «На дне».
1-ое действие, 1-ый акт: Представление сцен из пьесы (2-3)на 2-3мин. – по 5 баллов.
«Ночлежка и её обитатели»: «Хозяева жизни», «Люди солнца».
2-ое действие,1-ый акт.
Конкурс риторов (Кто из героев пьесы, по вашему мнению, удостоен выйти к солнцу, а кто нет? Почему? (1-2 мин.)
1-ый консультант: история создания пьесы «На дне»
2-й консультант. Давайте познакомимся поближе с обитателями ночлежки и их хозяевами.
Комментарий. Главная задача следующего действия: обнаружить причины, по которым люди попали в ночлежку. Распределить по группам: «Хозяева жизни», «Люди тьмы», «Люди солнца».
2-й акт. Ученик выбирает задания с вопросами о героях, даёт характеристику герою (Анна, Клещу и другим). Учащиеся отвечают как по желанию, так и по вызову «консультанта» (по обстановке). Так будут представлены: Костылёв, Василиса, Медведев, Квашня, Пепел, Анна, Клещ, Бубнов, Наташа, Барон. Настя, Актёр.
3-й акт.
Работа с текстом.
Так представляются герои ночлежки. Технологические карты можно разложить по группам: «Хозяева жизни», «Люди солнца», «Люди тьмы». После представления каждой группы героев ей даётся соответствующее название.
Консультант. Первое действие завершено. Прослушайте отрывок из композиции «Шторм» в исполнении В.Мэй.
2-ое действие,1-ый акт. «Теоретические вопросы».
Теоретический блок:
Комментарий. Учащимся предлагаются вопросы к творчеству М.Горького.
3-е действие,1-ый акт:
Вопросы на знание литературоведческих терминов.
а) учащиеся должны ответить, что такое:
- полилог, монолог, диалог;
- сюжет;
- символизм;
- псевдоним;
- портрет;
- притча
2-ой акт:
б) вопросы на знание текста (по цитатам):
- Хоть немножко пожить бы, коли там муки не будет. (Анна);
- Я – рабочий человек. (Клещ);
- Дважды убить нельзя. (Сатин);
- Любить живых надо. (Лука);
- Я – хозяин! (Костылёв);
- Я уже ничего не жду. Всё уже было! (Барон);
- Я свободная женщина. (Квашня);
- Без имени нет человека. (Актёр);
- Мой организм отравлен алкоголем. (Актёр);
- Ложь – религия рабов и хозяев. (Сатин);
- Жалеть человека надо. (Лука).
4-ое действие, 1-ый акт:
Дискуссия «Лука и Сатин».
Комментарий. Если класс хорошо подготовлен, в начале урока несколько учащихся получают задание создать компьютерную презентацию (программа PowerPoint) об этих героях пьесы. Если же класс со средней подготовкой, то это задание может быть домашним.
Представление и защита презентаций.
5-ое действие, 1-ый акт. Дискуссия по заданным проблемам и сочинение-рассуждение на 7-10 мин:
Будущее для одного из обитателей ночлежки.
Итог урока.
Слово учителя: Спасибо за работу. Оценки за письменное задание узнаете на следующем уроке, а самые активные участники получают «5», остальные – «4».
Домашнее задание. Внеклассное чтение. М.Горький. Литературные портреты (О Сергее Есенине).
Файлы: Горький На дне.doc
Размер файла: 38912 байт.