Автор конспекта:
Автор(ы): — Бибикова О.В.

Место работы, должность: — директор, учитель информатики и ИКТ МОУ «СОШ р.п. Озинки» Озинского района Саратовской области

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

Цели:

— образовательные: познакомить с обработкой информации, которая связана с изменением формы её представления и не изменяющей содержания, происходящей при систематизации информации, поиске информации, кодировании информации;

— развивающие: продолжить развитие мышления в рамках выделения главного, сравнения, построения аналогий, обобщения и систематизации; развитие грамотной речи учащихся;

— воспитательные: становление нравственных, трудовых качеств учащихся; направление на правильное отношение к общечеловеческим ценностям.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 23

Используемые учебники и учебные пособия: —

Литература и источники:

  • Учебник “Информатика 5” под редакцией Л. Л. Босовой, 2005г.
  • http://images . google. ru
  • “Информатика в играх и задачках” Методические рекомендации для учителя под ред. А. В. Горячева, 1998г
  • Используемая методическая литература: —

    Литература и источники:

  • Учебник “Информатика 5” под редакцией Л. Л. Босовой, 2005г.
  • http://images . google. ru
  • “Информатика в играх и задачках” Методические рекомендации для учителя под ред. А. В. Горячева, 1998г
  • Используемое оборудование: —

    ПК, интерактивный комплекс

    Используемые ЦОР: —

    Презентация учителя.

    Краткое описание: — Разработка урока по информатике в 5 классе по УМК Босовой Л.Л.

    Разработка конспекта урока по информатике и ИКТ в 5 классе по УМК Босовой Л.Л. Бибиковой О.В.

    Тема: Изменение формы представления информации.

    Тема урока: Изменение формы представления информации.

    Цели:

    — образовательные: познакомить с обработкой информации, которая связана с изменением формы её представления и не изменяющей содержания, происходящей при систематизации информации, поиске информации, кодировании информации;

    — развивающие: продолжить развитие мышления в рамках выделения главного, сравнения, построения аналогий, обобщения и систематизации; развитие грамотной речи учащихся;

    — воспитательные: становление нравственных, трудовых качеств учащихся; направление на правильное отношение к общечеловеческим ценностям.

    Требования к знаниям и умениям:

    Учащиеся должны знать:

    — основные понятия и определения темы «Представление информации»

    Учащиеся должны уметь:

    — осуществлять систематизацию информации;

    — осуществлять кодирование и декодирование информации.

    Тип урока: урок изучения нового материала, целевого применения усвоенного.

    Метод обучения: метод упражнений.

    Приёмы обучения: инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, частично-поисковый, фронтальная работа.

    Формы обучения: индивидуальная, коллективная.

    Оборудование: ПК, интерактивный комплекс, рабочие тетради, учебник “Информатика 5” под ред. Л. Л. Босовой, презентация.

    Ход урока

    Основное содержание учебного материала

    Деятельность

    учителя

    учащихся

    I. Постановка цели урока

    1. Формулирует: Продолжи предложение:

    — я знаю, что обработка информации – это…

    — я знаю следующие типы обработки информации:…

    — я научался (-лась)…

    2. Выслушивает ответы учащихся, комментирует их и переходит к повторению. Ответы продемонстрировать на слайдах презентации 2 и 3.

    В течение нескольких минут

    каждый учащийся должен подготовить ответ.

    II. Проверка домашнего задания

    Задачи домашней работы необходимо проверить подробно на доске, так как они являются одним из элементов повторения.

    Содержание домашнего задания:

  • получение новой информации из уже имеющейся (слайд 4).
  • расшифровать сообщение, т. е. изменить форму, а не содержание (заменить цифры буквами из таблицы учебника на стр. 30) (слайд 5).
  • Вызываются к доске для проверки задания, остальные проверяют домашние упражнения в своих тетрадях. При необходимости задают вопросы.

    II. Объяснение нового материала

    Объяснение нового материала можно начать, проследив аналогию решения задач на математике: задачи, какого типа чаще всего решаются на уроках математики?

    (на уроках математики решаем чаще всего задачи похожие на первую, т. е. связанные с получением новой информации).

    Затем перейти к процессу изменения формы представления информации, к процессам её кодирования и декодирования (раскодирования) (слайд 6).

    Способы кодирования: графический – с помощью рисунков и знаков, числовой – с помощью чисел, символьный – с помощью символов алфавита, звуковой – с помощью звуков.

    Записать в тетрадь способы кодирования информации. Решить устно задачу № 1 (слайд 7). По первым буквам нарисованных предметов прочти имя героя. (Пятачок)

    Вопрос: Какой способ кодирования здесь представлен? (Графический, т. к. использованы рисунки).

    Сделать вывод, что при выполнении данного задания изменили форму представления информации, заменили графическую на символьную (рисунки заменили буквами), но не меняли содержание.

    Решить задачу № 2 (слайд 8).

    а) (устно) По первым буквам написанных слов прочтите новое слово.

    КОТ, РЫБА, ОКУНЬ, ЛЕС, ИГЛА, КОЗА

    б) (письменно в тетради) Таким же способом закодируйте своё имя.

    (Проверить, спросив нескольких учеников).

    Вопрос: Какой способ кодирования информации вы использовали? (Символьный, т. к. использованы буквы).

    На уроках иностранного языка также осуществляется перевод текста с английского (немецкого, французского) языка на русский, т. е. тоже изменяется форма представления информации.

    Сделать вывод: итак, при кодировании и декодировании происходит обработка информации связанная с изменением формы представления информации, а не её содержания (слайд 9).

    Ещё очень важным способом изменения формы представления информации является систематизация информации.

    Систематизировать информацию – это значит? (слайд 10).

    Чтобы ответить на данный вопрос рассмотрим несколько примеров (слайд 11).

    Рассмотрим задачу № 3. Графическую информацию замените на символьную и заполните таблицу по основному признаку предмета.

    — Посмотрите внимательно и запишите названия этих предметов в таблицу.

    (Рекомендуется раздать всем готовые таблицы. Приложение 2). При этом можно поработать с наводящими вопросами: как можно назвать столбцы? (музыкальные инструменты, спортивный инвентарь, цветы).

    Проверку осуществить, просмотрев слайд 12).

    Рассмотрим задачу № 4. Систематизируйте. (кадр №12)

    Одежда Обувь Головные уборы

    (Учащиеся заполняют розданные заранее таблицы. Результат проверяют устно).

    Выполним задачу № 5. Заранее приготовит несколько телефонных справочников, словари, энциклопедии и т. п.

    Задать следующие вопросы:

    1. Как в этих источниках систематизирована информация?

    (По алфавиту, по темам, по датам, по местоположению и т. п.).

    2. Для чего информацию расположили именно таким образом?

    (Информация расположена так для того, чтобы можно было быстро найти то, что нужно).

    3. Подберите синонимы к слову “Систематизировать”.

    (Расположить, Разобрать , Отсортировать, Разложить и п. т.).

    4. Что значит систематизировать информацию?

    (Выслушать и показать слайд 14).

    Систематизировать — это значит расположить таким способом , чтобы можно было быстро произвести поиск нужной информации.

    5. Для чего нужно систематизировать информацию?

    (Систематизировать информацию нужно для того, чтобы можно было легко найти нужную информацию).

    Сделать вывод: что, если информация систематизирована, то поиск нужной информации осуществляется быстро (слайд 15).

    6. Где и как человек находит, получает информацию?” (Сначала выслушать возможные ответы) (слайд 16).

    Методы поиска информации: Наблюдение, Общение , Чтение соответствующей литературы, Просмотр телепередач, Работа в библиотеках и другие методы.

  • Формулируют основные понятия форм представления информации, способов её обработки.
  • Выполняют задания в тетрадях, проверка – устно, на доске.
  • III. Практическое задание за компьютером.

    Воспользуйтесь терминологическим словарём в учебнике стр. 187 и заполните таблицу. (Таблица должна быть заранее подготовлена на каждом компьютере. Приложение 3).

    Учащиеся ищут нужный материал в словаре учебника, печатают, заполняют таблицы.

    IV. Домашнее задание

    Учить: п. 1.13, выполнить задание № 8 на стр. 53.

    Записывают домашнее задание в дневник . При необходимости задают вопросы.

    VI. Подведение итогов

    Итак, обработка связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая содержания, происходит при кодировании, систематизации и поиске (слайд 17).Сегодня на уроке получили оценку следующие ученики… .

    Подают дневники для выставления оценок.

    Файлы: ктп КОМ ПРАКТИКУМ 625.pdf
    Размер файла: 138602 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология