Автор конспекта:
Автор(ы): — Садыкова Г.Ш.

Место работы, должность: — МОУ «Лицей №35″, заместитель директора по МР, учитель русского языка и литературы

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся, совершенствования умений в области культуры письменной речи; более глубокая подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Учащимся предлагается по-новому взглянуть на привычные проблемы правописания в контексте исторического развития, проанализировать их исходя из представлений об орфографии и пунктуации как особых лингвистических системах.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 28

Используемые учебники и учебные пособия: —

Литература

1. Баранов М.Т. Правописание и культура речи: Сборник программ. Русский язык.

М., 1999.

2. Ветвицкий В.Г. и др. современное русское письмо: Книга для учащихся. М.,

1987.

3. Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики – М., 1981 – С. 238.

4. Виноградов В. В. Основные типы лексических значений слова // журнал

«Вопросы языкознания». – М., 1953. — №3.

5. Виноградов В. В. О языке художественной литературы – М., 1959.

6. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации: Книга для учащихся. М.,

1987.

7. Дроздова О.Е. Уроки языкознания: пособие для учащихся. М., 2001.

8. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. — М., 1961.

9. Ефимов А.И. Стилистика русского языка. — М., 1969.

10. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. М., 1991.

11. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., 1977.

12. Львова С.И. Знай и люби родной язык. Факультативный курс для учащихся 7-8

классов: Сборник программ. Русский язык. М., 1992.

13. Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (спецкурс для 10-

11 классов): Сборник программ. Русский язык. М., 1997.

14. Львова С.И. Язык и речь: Книга для учителя 8-9 классов. М., 2000.

15. Федоров А. М. Семантическая основа образных средств языка – Новосибирск,

1969 – С. 22.

16. Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. – М., 1957 – С. 97.

17. Янченко В.Д. Занимательное путешествие. По страницам истории русской

лингвистической науки. М., 2002.

Краткое описание: — Изобразительные возможности средств письма. Элективный курс по русскому языку для учащихся 9 классов Письмо – необходимое дополнение языка, сильнейший рычаг знания. Я.К. Грот Пояснительная записка Цель курса: повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся, совершенствования умений в области культуры письменной речи; более глубокая подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Учащимся предлагается по-новому взглянуть на привычные проблемы правописания в контексте исторического развития, проанализировать их исходя из представлений об орфографии и пунктуации как особых лингвистических системах. Особенностями данной программы являются систематизация и обобщение знаний в области правописания с опорой на работу со словарями, помогающими решать проблемы орфографии и пунктуации, выявление роли изобразительных возможностей средств письма и стилистической роли образных средств речи. Программа дает представление о том, как можно распределить материал по темам, чтобы в результате обучения у учащихся укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в значимости ее практического применения. Программа носит примерный характер. Она построена по модульному принципу, то есть предлагаемые темы могут быть расширены, углублены, изменена логика их изучения в зависимости от интересов учащихся и задач курса. Программа курса рассчитана на 18 часов и может быть предложена как в первом, так и во втором полугодии. В освоении данного курса основные формы организации работы учащихся должны носить деятельностный, исследовательский, практический характер, что позволит совершенствовать как учебные, так и общеучебные умения учащихся, необходимые в их дальнейшей профессиональной подготовке (чтение и анализ текстов, работа о справочной литературой, подготовка сообщений, докладов, научно-исследовательских работ и др.). Предлагаемые дидактические материалы к курсу помогут учителю в творческом осмыслении его содержания и практическом применении. При составлении учитывался опыт авторских программ: — Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация. — Перова Т.Е. «Живой как жизнь». (Общие сведения о языке) — Баранов М.Т. Правописание и культура речи. — Павлова Т.И.Письменность – подспорье языка. После изучения курса учащиеся должны: Знать основные изобразительные возможности средств письма; стилистические функции образных средств речи. Уметь анализировать тексты различных стилей, выделять изобразительные возможности языка, определять стилистическую роль образных средств речи.

Содержание курса

Тема 1.

Из истории письменности.

«Прежде убо словене не имяху письмен…»

Предпосылки возникновения письма. Типы письма (пиктографическое, идеографическое, фонетическое (звуковое)). Другие классификации типов письма. Тип современного русского письма. Из истории алфавитного письма. Основные этапы и истоки развития современного русского письма. Формы письменных высказываний (письма, записки, деловые бумаги, статьи, планы, рефераты и др.). Развитие техники и новые виды письма (машинопись, печать, электросветовая реклама (бегущее письмо), ЭВМ, факс, компьютер и др.). Реформы орфографии.

Тема 2.

Вклад ученых-лингвистов в разработку проблем

орфографии и пунктуации.

Роль В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, Я.К. Грота в становлении русских орфографических норм. Русская пунктуация в историческом развитии в трудах М.В. Ломоносова, Ф.И. Буслаева, С.И. Абакумова, А.Б. Шапиро, Л.В. Щербы, А.М. Пешковского, Л.А. Булаховского.

Тема 3.

Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.

«Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка» (Я.К. Грот)

Роль орфорграфии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи. Разделы русской орфографии и принципы написания (фонетический, морфологический, исторический (традиционный)). Орфография как система правил. Правописание морфем. Системные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописных и строчных букв. Перенос слова. Дифференцирующие написания. Роль лексического, грамматического, этимологического анализа при написании слов. Трудные случаи орфографии.

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Назначение русской пунктуации, ее связь с речью. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Функции знаков препинания. Авторская пунктуация. Трудные случаи пунктуации.

Тема 4.

Современные словари русского языка и их информативные возможности

для решения проблем орфографии и пунктуации.

«Учу того, кто сам ищет знаний» (Конфуций).

Понятие о лексикографии. Типы словарей: энциклопедические и лингвистические. Словари – помощники в решении правописных задач: орфографический, толковый, этимологический, иностранных слов. Комплексные учебные словари. Умение работать со словарем – важнейший навык образованного человека и необходимое условие интеллектуального труда.

Тема 5.

Изобразительные возможности средств письма.

«Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее у разных хороших писателей…» (Л.В. Щерба).

Приемы усиления образности художественного текста, создания зрительных эффектов с помощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов, употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив, разрядка), особые приемы включения в текст числовых обозначений.

Акростих как разновидность поэтического произведения, рассчитанного на зрительное восприятие.

Словесное ударение как средство различения слов-омографов в языковых каламбурах.

Алфавит как источник речевой экспрессии в художественном тексте. Использование названий старых букв алфавита в литературных произведениях прошлого, а также в составе устойчивых выражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц).

Орфография как система обязательных норм письменной речи. Сознательное нарушение орфографических норм как художественный прием и его основные функции: привлечение внимания к ключевому слову текста, передача ненормативного произношения слова литературным героем, его внутреннего состояния; игра слов, средство эзоповского языка.

Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Пунктуация и смысл высказывания. Связь интонации и пунктуации высказывания. Стилистические возможности знаков препинания (?,!,… и др.) и сочетания знаков (!!!, ?!, ??? и др.).

Знаки препинания как средство иносказания (эзоповского языка).

Отсутствие знаков препинания в художественном тексте как изобразительный прием. Сознательное нарушение пунктуационных правил как художественный прием. Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей и поэтов. Авторские знаки.

Тема 6.

Языковые средства создания образности в русском языке.

Образные средства речи представляют интересную в своем единстве лексико-семантическую группу, основным и прямым значением которой является обогащение лексики русского языка, использование более, точных, выразительных слов в речи.

Изучение языка художественного произведения, посредством которого выражается идейное и эмоциональное содержание романа. Обогащение современного литературного языка языковыми образными средствами.

В исследованиях последних лет предпринимаются попытки «чисто лингвистического» изучения образной речи. При этом лингвисты сосредотачивают основное внимание на исследовании структурно- семантических особенностей переносного словоупотребления.

Слова «образность», «образный» используются в стилистике в разных значениях. Образность в широком смысле этого слова – как живость, наглядность, красочность изображения – неотъемлемый признак всякого вида искусства, форма осознания действительности с разницей какого-то эстетического идеала, образность речи – частное ее проявление.

Стилистика рассматривает образность речи как особую стилевую черту, которая получает наиболее полное выражение в языке художественной литературы. Попадая в художественный контекст, слово включается в сложную образную систему произведения и неизменно выполняет эстетическую функцию. Слова, получающие образное значение, в художественном контексте в какой-то степени теряют свою номинативную функцию. Изучение образного значения слова в этом смысле обращает к исследованию лексических приемов, придающих речи эстетико-художественное значение.

Сравнения и их типы, метафоры, олицетворения и другие стилистические фигуры.

Тема 7.

Стилистическая роль образных средств речи.

«Изучение языка художественного произведения и определения способов его стилистического анализа — это проблемы, которым у нас посвящено очень много статей и исследований, но которые еще очень далеки не только от научного решения, но даже и от более или менее удовлетворительного объяснения». ( В.В.Виноградов. Проблемы русской стилистики. М., 1981 г., стр. 238).

Основной категорией в сфере лингвистического изучения художественной литературы обычно признается понятие индивидуального стиля (то есть своеобразной, исторически обусловленной, сложной, но представляющей структурное единство системы средств и форм словесного выражения в ее развитии). В стиле писателя, соответственно его художественным замыслом, объединены, внутренне связаны и эстетически оправданы все использованные художником языковые средства.

Целью и задачей изучения языка художественного произведения «является показ, тех лингвистических средств, посредством которых выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание литературных произведений» (Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957г., стр. 97).


Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Виды деятельности учащихся

1

Из истории письменности.

2

Сообщение, доклад, реферат, викторина, лингвистическое путешествие, клуб «Юный филолог».

2

Вклад ученых-лингвистов в разработку проблем орфографии и пунктуации.

1

Деловая игра «Юный лексикограф», сочинение-миниатюра (этюд, очерк), конференция, заседание круглого стола.

3

Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.

4

Практические, лабораторные работы; работа с электронным учебником, составление обобщающих таблиц «правописание корня», «Не с различными частями речи», «Дефисные написания» и др., составление текстов или подбор примеров для диктанта на предложенную орфографическую и пунктуационную темы.

4

Современные словари русского языка и их информативные возможности для решения проблем орфографии и пунктуации.

1

Сопоставительный анализ словарей, использование словарей при выполнении практических работ, защита проекта.

5

Изобразительные возможности средств письма.

4

Лекция «Изобразительные возможности средств письма». Стили русского языка.

Многоаспектный анализ художественных текстов, сочинение-миниатюра.

6

Языковые средства создания образности в русском языке.

4

Основные стилистические фигуры и тропы (сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты и мн. др.).

Практические, исследовательские работы, доклады, составление конспектов, анализ художественных текстов.

7

Стилистическая роль образных средств речи.

2

Роль образных средств в языке.

Итоговые рефераты, доклады, самостоятельные анализы художественных текстов; сочинения — рецензия, отзыв, эссе.

Итого: 18 ч.

Файлы: Этические нормы взаимоотношений.docx
Размер файла: 41830 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология