Автор конспекта:
Автор(ы): — КозаченкоиВалентина Ивановна

Место работы, должность: — МБОУ Куйбышевская СОШ учитель начальных классов

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 1 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

ЦЕЛИ: 1)развивать мышление, внимание, память, воображение, речь, коммуникативные качества учащихся;

2) формировать представления о занятиях, обычаях, праздниках наших предков в зимнее время;

3)прививать уважение к делам наших предков и старинным обычаям, бережное отношение к окружающему миру.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Используемое оборудование: —

ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрация зимнего пейзажа, муз. сопровождение, выставка детских работ.

Краткое описание: — КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ.УМК "Гармония"

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

ТЕМА «КАКИЕ ОБЫЧАИ БЫЛИ У НАШИХ ПРЕДКОВ ЗИМОЙ»

Учитель начальных классов

МБОУ Куйбышевская СОШ

Куйбышевский район Ростовская область

Козаченко Валентина Ивановна

ЦЕЛИ: 1)развивать мышление, внимание, память, воображение, речь, коммуникативные качества учащихся;

2) формировать представления о занятиях, обычаях, праздниках наших предков в зимнее время;

3)прививать уважение к делам наших предков и старинным обычаям, бережное отношение к окружающему миру.

ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрация зимнего пейзажа, муз. сопровождение, выставка детских работ.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1)ЗАРАНЕЕ ДАТЬ ЗАДАНИЕ: собрать материал о местных старинных обычаях встречи Нового года;

2)изготовит народные костюмы, разучить колядки, народные песни;

3)подготовить декорации, атрибуты;

4) разучить песни, игры, стихи, рисунки.

1

Ход урока

1.Организационный момент

ЗДРАВСТВУЙ, В БЕЛОМ САРАФАНЕ

ИЗ СЕРЕБРЯНОЙ ПАРЧИ,

НА ТЕБЕ ГОРЯТ АЛМАЗЫ,

СЛОВНО ЯРКИЕ ЛУЧИ.

ЗДРАВСТВУЙ, русская МОЛОДКА,

РАСКРАСАВИЦА — ДУША,

БЕЛОСНЕЖНАЯ ЛЕБЕДКА,

ЗДРАВСТВУЙ, МАТУШКА-ЗИМА.

П.Вяземский

-Дорогие дети, вы уже догадались наш урок будет посвящен замечательному времени года- зимушке- зиме.

-А сейчас закрыли глазки и произнесли слово «Зима». Что вы почувствовали при этом?

-Зиму всегда любили люди во все времена. Поэтому не зря у зимы столько ласковых названий: зимушка- зима, матушка зима ,белолицая красавица.

2.Проверка домашнего задания

-К уроку дети подготовили презентации по теме «Идет волшебница-зима».

( выступления детей )

3.Изучение нового материала

а)введение в тему

— Особенно любили зиму в старину.

-А, как вы думаете, почему?

2

— Все полевые работы были закончены, заготовлены запасы на зиму и можно было отдохнуть и повеселиться. Говорили: «Зима за морозы, а мужики за праздники». И сегодня я вам предлагаю отправиться в необычное путешествие –перенестись на много –много лет назад и узнать как, зимовали наши предки. Для этого встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и произнесем волшебные слова:

-Раз, два, три — солнышко свети,

Грей, не согревай — волшебство наступай!!!

б) творческая работа детей

Вот мы и оказались в старину на Руси. Знакомство с народными праздниками поможет нам почувствовать себя частичкой русского народа, узнать о его традициях и обычаях.

-А какие зимние праздники вы считаете народными?

-С древних времен зимой на Руси был самый веселый праздник-Святки, который начинался после Рождества Христова и длился с 7 по 19 января)

Вот и Святки пришли,

Зиму в дом принесли.

В сани коней запрягли,

В путь – дорожку вывели.

Самое время пройти по селу да славить добрую Колядку, чтобы дала она весну раннюю, лето теплое, богатый урожай. Толпы ряженых колядовали в эти дни по селам. Рядились в животных, в цыган, в страшных злодеев. Ряженые изображали походку и повадки медведя, козла, барана и других животных.

-А какие колядки вы знаете?

КОЛЯДКИ:

Коляда, коляда,

Накануне Рождества

Везде поспевай,

С Новым годом поздравляй!

3

У доброго мужика

Родилась рожь хороша,

Колоском густа,

Соломкой пуста!

Сеем, сеем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

Щедрик, щедрик! Дай вареник!

Чтобы не было мало,

Дай кусочек сала.

Пришли прославлять-

Хозяев величать.

-Так прославляли хозяев, а затем просили угощения.

Дайте нам коровку, мазану головку!

Нам, славцам, рубь с полтиной,

Денежку с орлом да

Копеечку с копьем!

-А на всякий случай грозили:

Кто не даст ни копейки-

Завалим лазейки!

Кто не даст нам лепешки-

Засыплем окошки.

Коляда, коляда,

Подавай пирога!

Не дадите пирога-

Мы корову за рога,

Телку за холку,

Бычка за хвост

Уведем на мороз!

-Если хозяева ничего не давали, жадничали, делали вид, что их нет дома, то колядовщики дразнили их.

4

Ой, ты, хозяин богатый,

Гребешь деньги лопатой!

Сидишь на скамейке-

Считаешь копейки!

Нос крючком!

Вот тебе снега ком!

Скупой, скупой!

На дворе тебе- чертей,

На огород- червей!

Жадина!!!!!

-Но такое было редко. Праздничное настроение, желание жить лучше делало людей добрыми, щедрыми и гостеприимными. После того, как колядовщики получали подарки, они благодарили хозяев.

Спасибо. Добрый хозяин!

Подал пирога- в поле хлеба сполна.

Спасибо, хозяюшка!

Тебе в квашне гуща,

А на столе – куча!

-Хозяева тоже ждут- ожидают гостей. Ведь это добрая примета- значит двор удачлив будет. А еще обычай- коли хозяева ждут колядовщиков, они выставляют на окно зажженную свечу. Вот откуда идет выражение «зайти на огонек». Молодежь бежала в такие избы петь песни да гостинец просить.

ПОСИДЕЛКИ

-После шумного, веселого обхода всех домов колядовщики собирались в избе. Где устраивали посиделки, съедали угощения, а потом пели песни, играли, водили хороводы.

— Давайте представим , что наш класс превратился в избу, как несколько веков назад. Устроим праздник в традициях наших предков.

5

Катись, катись по тарелочке,

Наливное яблочко.

Подари ты нам веселье- всем на удивленье.

ЗАЗЫВАЛЫ:

Веселье и смех доступны для всех!

Пляски, песни , хороводы

Никогда не выходят из моды.

Пусть всюду улыбки сияют на лицах,

Пусть каждый танцует и веселится.

Скорее сюда собирайся, народ!

Сегодня вас много чудесного ждет:

Мир волшебства, чудеса из чудес.

-Водили хороводы, пели и плясали. Мы тоже станем в хоровод, и споем веселую зимнюю песенку.

ЗАПИСЬ ПЕСНИ «ЗИМА» НА СЛ. ОСТРОВСКОГО (ХОРОВОД)

-Во время Святок еще гадали на воске, на зеркалах, на улице, на соломе…с курицей. Гадание- опасная игра, всегда есть риск встретиться с какой- нибудь нечистью. Поэтому мы гадать не будем, а будем отгадывать наверняка.

6

ЗАГАДКИ

Бежит по снегу,

А следов не видно.(Поземка)

Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,

Все сквозные- вырезные, а возьмешь – вода в руке. (Снежинки)

Ой, насыпало снежка!

Вывожу коня- дружка.

За веревочку- узду

Через двор коня веду. (Сани)

Мы проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы.

В дождь- лежим,

В мороз- бежим;

Уж такой у нас режим. (Лыжи)

Их треплют, катают,

А зиму таскают.( Валенки)

-Молодцы, ребятки,

Отгадали все загадки.

7

— А еще они играли в веселые игры. С одной из них мы сейчас и познакомимся. Игра называется «Бояре».

(Разойтись по 5-7 человек направо и налево, встать в линейки лицом друг к другу и переплести руки. С песней поочередно идти «стенка на стенку»- на 6 шагов вперед, затем на 6 шагов назад)

1) Бояре, а мы к вам пришли.

2) Бояре, а зачем вы пришли?

Молодые, а зачем вы пришли?

3) Бояре, нам невеста нужна.

Молодые, нам невеста нужна.

4) Бояре, а какая вам нужна?

Молодые, а какая вам нужна?

5) Бояре, нам вот эта нужна.

Молодые, нам вот эта нужна.

6) Бояре, ну берите ее.

Молодые, ну берите ее.

7) Бояре, ну давайте ее.

Молодые, ну давайте ее.

Пусть наша красавица белым

Лебедем пройдется.

Мы песню запоем, а она пусть

Нас уважит- танец станцует.

(Дети исполняют русскую народную песню, а выбранная невеста танцует по кругу)

8

-Вот мы пели и плясали, и загадки отгадывали. А еще в старину в долгие зимние вечера сказки рассказывали. Вот и мы сказку расскажем, да еще и покажем.

СКАЗКА

Иванушка.

Здравствуйте, добрые молодцы!

Здравствуйте, красные девицы.

Прикатил я на салазках из волшебной

Старой сказки,

Чтобы наши посиделки от злодеев охранять.

А с Ягою и с Кощеем

Я управиться сумею.

Пойду- ка я ,поищу, разузнаю, как изловить

Бабу Ягу и царя Кощея.

(Уходит)

Яга.

Ищи, Иванушка, ищи! (Смеется)

Далеко ушел. Пора!

Самое время Кощея вызывать.

Царь Кощей!

Приходи скорей!

Кощей. Кто звал меня ,Кощея-царя?

Яга. Это я- Яга, я твоя – слуга.

Кощей. Как ты смела меня разбудить ? Съем!

Яга. Смилуйся, грозный царь! Я тебя звала, чтобы пригласить на посиделки к ребятам.

Кощей. На посиделки? А что они будут делать?

Яга. Песни петь, веселиться.

9

Кощей. Ну нет, этому не бывать! (хохочет) Веди меня, Яга, скорей на посиделки. Помешаем празднику.

Яга. Осторожно, ваше величество. Шуметь будешь- весь лес на нас походом пойдет.(Идут тихо, начинают дрожать от холода)

Кощей. Брр..холодно мне в Морозной шубе на месте стоять. Огонь разводи- у огня погреемся! Смотри, сколько леса кругом.

Яга. Лес –то сырой, лес-то –живой- не станет гореть!

Кощей. Давай ! Скорей!

(Вбегает Маша)

Маша. Стойте! Не смейте! Вы что? В этом лесу наши друзья живут- растения, животные!

Кощей. Кто это такая?

Яга. Наш злейший враг-Маша. Она все сказки знает, о твоих делах ,Кощей тоже все знает и детям еще рассказывает.

Кощей. Не потерплю!!! Берегись, злодейка!(наступает)

Маша. Добрый молодец,

Свет Иванушка!

Ты приди сюда

Из-за гор седых,

Из-за синих рек,

Из густых лесов.

Где бы ни был ты, выручай скорей! 10

(Вбегает Иванушка)

Иванушка. Смерть вам, Кощей и Яга!(Начинается бой. Иванушка выхватывает меч.)

Кощей. Ты не очень-то!…Ой-ой-ой!!!

Яга. (подбегает) Я здесь, Кощеюшка! Сейчас мы его победим!(нападает сзади)

Учитель. Ребята, слабеет Иванушка..Поможем ему! Крикнем все разом: «Мы с тобой, Иванушка!» У него сразу силы и прибавится. (Командует) Раз, два, три!

Все. Мы с тобой , Иванушка!

Иванушка. (СВЯЗЫВАЕТ ЯГУ И КОЩЕЯ)Ну, что , ребята, с ними делать будим? Накажем или простим?

Хорошо , простим! Отпустим их, бегите восвояси….да худые дела больше не замышляйте!!!

-Вот так с играми, песнями, сказками Святки продолжались до 19 января, до Крещения .А наш урок подошел к концу. И нам опять надо вернуться в наше время. Стали в круг, взялись за руки, закрыли глаза и произнесли волшебные слова: «Раз, два, три..Солнышко, свети!

Грей, не согревай- волшебство наступай!»

Вот мы и вернулись домой, в свой родной класс.

ОБОБЩЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

-Урок подошел к концу. Что нового и интересного узнали на уроке?

-Как вы думаете, чем полезен наш урок?

11

-Так о каких зимних праздниках вы узнали?

-Как вы думаете, зачем нужно и важно знать обычаи и традиции родного народа?

-Но был у наших предков еще один очень важный праздник, назывался он « Солнцеворот», узнайте об этом празднике и подготовке выступления к следующему уроку.

ИТОГ УРОКА.

-Вы же , дети, молодцы,

Веселились от души.

В играх ловкость показали,

О наших предках много узнали.

Молодцы! А теперь отдыхайте!

Файлы: урок ОМ Становление российской науки 4класс.doc
Размер файла: 63488 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология